Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ АНТИЭКСТРЕМИСТСКОГО СОЗНАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА[1]'

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИЭКСТРЕМИСТСКОГО СОЗНАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА[1] Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
190
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / МОЛОДЕЖЬ / ПРОФИЛАКТИКА / АНТИЭКСТРЕМИСТСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шинкарук Владимир Маркович, Фантров Павел Петрович, Соловьёва Наталья Алексеевна

В статья представлен анализ эффективности деятельности субъектов по формированию антиэкстремистского сознания российской молодежи в контексте профилактики политического экстремизма. Эффективность их деятельности зависит от ряда факторов: во-первых, должна быть детально проработанная нормативно-правовая база, препятствующая распространению экстремистских проявлений в молодежной среде; во-вторых, целесообразно формирование действенной системы подготовки квалифицированных кадров, как в правоохранительных органах, так и в образовательных учреждениях; в-третьих, формирование антиэкстремистского сознания в молодежной среде должно стать частью комплексной молодежной политики, выступающей важнейшим направлением идеологической деятельности российского государства. Авторами статьи отмечается, что одним из основных социальных институтов, способствующим формированию антиэкстремистского сознания молодых граждан, выступает образование. В целях профилактики политического экстремизма в молодежной среде субъектами образования, наиболее эффективными представляются: внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие сферу образования (например, изменение федеральных государственные образовательные стандарты, предусматривающее включение в учебные планы всех направлений подготовки бакалавриата антиэкстремистского блока учебных дисциплин); развитие системы антиэкстремистского воспитания молодежи в образовательных учреждениях России, включающей в себя формирование общегражданской российской идентичности, складывающейся из идей патриотизма и активной гражданской позиции, в том числе, путем модернизации отечественного законодательства; развитие системы научно-методического и аналитического сопровождения; организация волонтерства; разработка, апробация и дальнейшее нормативное закрепление на региональном уровне, исходя из специфики субъектов РФ, специальных программ, направленных на адаптацию иностранных студентов, из полиэтнических регионов РФ, их успешную интеграцию в студенческое сообщество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шинкарук Владимир Маркович, Фантров Павел Петрович, Соловьёва Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ANTI-EXTREMIST CONSCIOUSNESS OF RUSSIAN YOUTH AS A PRIORITY DIRECTION OF PREVENTING POLITICAL EXTREMISM

The article is an analysis of effectiveness of activities of subjects on the formation of anti-extremist consciousness of Russian youth in the context of prevention of political extremism. The effectiveness of their activities depends on a number of factors: first, there must be a detailed regulatory and legal framework that prevents the spread of extremist manifestations among the youth; secondly, it is advisable to form an effective system for training qualified personnel, both in law enforcement agencies and in educational institutions; thirdly, the formation of anti-extremist consciousness in youth environment should become part of a comprehensive youth policy, which is the most important direction of ideological activity of Russian state. The authors of article note that one of the main social institutions contributing to the formation of anti-extremist consciousness of young citizens is education. In order to prevent political extremism in youth environment, the subjects of education seem to be the most effective in implementation of following areas: amending the regulatory legal acts regulating the field of education (for example, changing federal state educational standards, providing for the inclusion in the curricula of all areas of bachelor's degree training of an anti-extremist block of academic disciplines); development of a system of anti-extremist education of young people in educational institutions of Russia, including the formation of a general civic Russian identity formed from the ideas of patriotism and an active civic position, including through the modernization of domestic legislation; development of a system of scientific, methodological and analytical support; organization of volunteering; development, testing and further regulatory consolidation at the regional level, based on the specifics of constituent entities of Russian Federation, special programs aimed at the adaptation of foreign students from multi-ethnic regions of Russian Federation, their successful integration into the student community.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ АНТИЭКСТРЕМИСТСКОГО СОЗНАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА[1]»

повышать и стабильно поддерживать уровень общественного правосознания среди молодежи, активно популяризировать и поощрять ведение несовершеннолетними здорового образа жизни, предостерегать их от вредных привычек. Также немаловажно создание и обеспечение учебными организациями условий для заинтересованности подростков в раскрытии и развитии своего творческого и спортивного потенциала.

Правоохранительным органам требуется вести агитационные мероприятия среди представителей молодежи с целью предупреждения противоправного и антиобщественного поведения подростков, а также преступлений и административных правонарушений в отношении несовершеннолетних, приводя практические примеры с отображений их последствий для самих же подростков. Кроме того, органам внутренних дел важно принимать все необходимые меры по предотвращению проникновения элементов криминальной жизни в круги молодежи, уделять особое внимание поступающим от несовершеннолетних, как наиболее уязвимых членов общества, сообщениям для повышения доверия со стороны подростков к правоохранительным органам и престижа ведения правомерного и социально-полезного образа жизни.

Литература и источники

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11 -ФКЗ) // СЗ РФ. 01.07.2020. N 31. ст. 4398.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Режим доступа: http://www.ozhegov.org.

3. Ушаков Д.Н. Толковый словарь/ Режим доступа: http://ushakovdictionary.ru

4. Бельский А.И., Ягодин Р.С. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника // Российский следователь. 2015. № 15.

References and Sources

1. Konstituciya Rossij skoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 01.07.2020 N 11-FKZ) // SZ RF. 01.07.2020. N 31. st. 4398.

2. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka/ Rezhim dostupa: http://www.ozhegov.org.

3. Ushakov D.N. Tolkovyj slovar'/ Rezhim dostupa: http://ushakovdictionary.ru

4. Bel'skij A.I., Yagodin R.S. Kriminologicheskaya harakteristika lichnosti nesovershennoletnego prestupnika // Rossijskij sledovatel'. 2015. N° 15.

ЮСУПОВА СВЕТЛАНА ИНВИРОВНА - преподаватель Уфимского юридического Института МВД России. YUSUPOVA, SVETLANA I - Lecturer at the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (s.yusupova1986@yandex.ru).

УДК 343.917:32.019.5 Б01: 10.24412/2411-2275-2021-3-70-75

ШИНКАРУК В.М., ФАНТРОВ П.П., СОЛОВЬЁВА Н.А. ФОРМИРОВАНИЕ АНТИЭКСТРЕМИСТСКОГО СОЗНАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА1

Ключевые слова: экстремизм, молодежь, профилактика, антиэкстремистское законодательство, образование, государство, общественные объединения, правоохранительные органы.

В статья представлен анализ эффективности деятельности субъектов по формированию антиэкстремистского сознания российской молодежи в контексте профилактики политического экстремизма. Эффективность их деятельности зависит от ряда факторов: во-первых, должна быть детально проработанная нормативно-правовая база, препятствующая распространению экстремистских проявлений в молодежной среде; во-вторых, целесообразно формирование действенной системы подготовки квалифицированных кадров, как в правоохранительных органах, так и в образовательных учреждениях; в-третьих, формирование антиэкстремистского сознания в молодежной среде должно стать частью комплексной молодежной политики, выступающей важнейшим направлением идеологической деятельности российского государства. Авторами статьи отмечается, что одним из основных социальных институтов, способствующим формированию антиэкстремистского сознания молодых граждан, выступает образование. В целях профилактики политического экстремизма в молодежной среде субъектами образования, наиболее эффективными представляются: внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие сферу образования (например, изменение федеральных государственные образовательные стандарты, предусматривающее включение в учебные планы всех направлений подготовки бакалавриата антиэкстремистского блока учебных дисциплин); развитие системы антиэкстремистского воспитания молодежи в образовательных учреждениях России, включающей в себя формирование общегражданской российской идентичности, складывающейся из идей патриотизма и активной гражданской позиции, в том числе, путем модернизации отечественного законодательства; развитие системы научно-методического и аналитического сопровождения; организация волонтерства; разработка, апробация и дальнейшее нормативное закрепление на региональном уровне, исходя из специфики субъектов РФ, специальных программ, направленных на адаптацию иностранных студентов, из полиэтнических регионов РФ, их успешную интеграцию в студенческое сообщество.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ N 20-011-00688 (А) «Модель профилактики экстремизма в молодежной среде: интеграция деятельности гражданских ассоциаций и силовых структур в контексте правовой социализации»; The article was prepared with the financial support of the RFBR grant No. 20-011-00688 (A) "Model for the prevention of extremism in the youth env ironment: integration of the activities of civil associations and law enforcement agencies in the context of legal socialization".

SHINKARUK, V.M., FANTROV, P.P., SOLOVYOVA, N.A.

FORMATION OF ANTI-EXTREMIST CONSCIOUSNESS OF RUSSIAN YOUTH AS A PRIORITY DIRECTION OF PREVENTING POLITICAL EXTREMISM

Key words: extremism, youth, prevention, anti-extremist legislation, education, state, public associations, law enforcement authorities.

The article is an analysis of effectiveness of activities of subjects on the formation of anti-extremist consciousness of Russian youth in the context of prevention of political extremism. The effectiveness of their activities depends on a number of factors: first, there must be a detailed regulatory and legal framework that prevents the spread of extremist manifestations among the youth; secondly, it is advisable to form an effective system for training qualified personnel, both in law enforcement agencies and in educational institutions; thirdly, the formation of anti-extremist consciousness in youth environment should become part of a comprehensive youth policy, which is the most important direction of ideological activity of Russian state. The authors of article note that one of the main social institutions contributing to the formation of antiextremist consciousness of young citizens is education. In order to prevent political extremism in youth environment, the subjects of education seem to be the most effective in implementation of following areas: amending the regulatory legal acts regulating the field of education (for example, changing federal state educational standards, providing for the inclusion in the curricula of all areas of bachelor's degree training of an anti-extremist block of academic disciplines); development of a system of anti-extremist education of young people in educational institutions of Russia, including the formation of a general civic Russian identity formed from the ideas of patriotism and an active civic position, including through the modernization of domestic legislation; development of a system of scientific, methodological and analytical support; organization of volunteering; development, testing and further regulatory consolidation at the regional level, based on the specifics of constituent entities of Russian Federation, special programs aimed at the adaptation of foreign students from multi-ethnic regions of Russian Federation, their successful integration into the student community.

Одной из приоритетных задач по развитию российского суперэтноса становится профилактика вовлечения студенческой молодежи в экстремистскую деятельность. Важнейшей составляющей этой деятельности выступает формирование антиэкстремистского сознания, которое является частью информационно-пропагандистских технологий по профилактике политического экстремизма. Одним из основных социальных институтов, способствующим формированию антиэкстремистского сознания, выступает образование. В исследованиях, посвященных рассматриваемой нами проблематики, отмечается, что «... за последние годы вовлеченность студентов в экстремистскую деятельность, имеет высокие показатели, и в связи с этим, необходимо изменение мировоззрения молодежи» [6, с. 45].

Эффективность работы в сфере формирования антиэкстремистского сознания зависит от целого ряда факторов.

Во-первых, должна быть детально проработанная нормативно-правовая база, препятствующая распространению экстремистских проявлений в молодежной среде. Важным правовым актом, отражающим совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания молодежи, является «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации». Этот документ стал основой Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Анализ нормативно-правовых актов показал, что в них ничего не сказано про профилактику экстремизма. Можно сделать вывод, что мероприятия, включенные в рассмотренные нормативно-правовые акты, мало содержат элементов политико-правового просвещения молодых граждан и привития базовых основ политико-правовой культуры. Не менее значимым нормативно-правовым актом, направленным на формирование у молодого поколения антиэкстремистского поведения, является Федеральный Закон «Об образовании». Но, к сожалению, и он не содержит положений о необходимости профилактики экстремизма в молодежной среде. В связи с этим возникает необходимость внести в закон соответствующие поправки.

Во-вторых, для нивелирования экстремистских настроений молодежи необходимы значительные финансовые средства для разработки и обеспечения различных образовательных программ и проектов, способствующих формированию гражданско-патриотических качеств молодого поколения.

В-третьих, необходимо наличие квалифицированных кадров, как в правоохранительных органах, так и в системе образования, способные грамотно координировать свои усилия и действия в сфере профилактики политического экстремизма в молодежной среде [1, с. 14]. Педагогические кадры должны быть заинтересованы в реализации антиэкстремистских мероприятиях. Очень важно также и повышать авторитет педагогов. Добиться этого можно, если повысить статус учителя государственных образовательных учреждений до статуса государственных гражданских служащих», в том числе, используя механизмы правового регулирования, но в современных условиях это нереалистично.

В-четвертых, среди важнейших факторов профилактики политического экстремизма в молодежной среде - формирование патриотических установок, толерантности, гражданственности, гуманизма не только государственными институтами, но структурами гражданского общества. И здесь на первый план выходят образовательные учреждения. Их главными задачами в контексте профилактики молодежного политического экстремизма становятся обучение правовой грамотности, законопослушанию молодых граждан. В образовательных учреждениях должна вестись и активная разъяснительная работа, направленная на формирование негативного образа экстремиста и отрицательного отношения к различным экстремистским проявлениям. Обучающимся важно разъяснить катастрофические последствия экстремистских акций и государственных переворотов на исторических примерах. Для наглядности целесообразно использовать фото и видеоматериалы, раскрывающие сущность и последствия экстремистской деятельности. Вузам следует наладить контакты с конструктивными общественными объединениями, которые способны применять нестандартные методы в просветительной работе с молодежью. Например, с этой целью на базе вузов могут быть созданы молодежные центры как «экспериментальные площадки по апробации инновационных форм профилактики политического экстремизма в молодежной среде».

В-пятых, формирование антиэкстремистского сознания в молодежной среде должно стать частью комплексной молодежной политики, выступающей важнейшим направлением идеологической деятельности государства. В современной России отсутствует целостная государственная молодежная политика, что, в свою очередь, затрудняет противодействие молодежному экстремизму [4, с. 46]. Необходимо объединить усилия представителей различных ведомств, для того, чтобы выработать подобную программу. Она не должна ограничиваться культурно-досуговой сферой и заключаться в организации дорогостоящих шоу-программ или галаконцертов популярных исполнителей. Эффективность молодежной политики кроется, прежде всего, в систематической, повседневной, индивидуальной работе с молодыми людьми, повышении уровня их правовой грамотности.

Для формирования антиэкстремисткого сознания необходимо, прежде всего, четкое представление молодых людей об экстремизме. Вместе с тем эмпирические исследования некоторых ученых, проведенных в 2018 году, показывают, что молодые люди имеют весьма размытое понимание того, что является экстремистскими проявлениями, путают его с терроризмом, слабо ориентируются в том, как нужно поступать, если сталкиваются с этими явлениями в отношении себя или своего ближайшего окружения, затрудняются назвать нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы антиэкстремистской деятельности [2, с. 148]. Молодежь как социальная группа обладает эмоциональной восприимчивостью, ее отличает поиск жизненных целей, стремление к отрицанию общепринятых правил поведения, протестные настроения. Поэтому очень важно, чтобы все эти характеристики не вылились в экстремистские проявления.

Проведенное авторами статьи эмпирическое исследование методом анкетного опроса, целью которого являлось определение отношения молодых людей = 200) к экстремистской деятельности, показало, что молодежь полагает, что властные институты не уделяют должного внимания ее проблемам, пренебрегают ее интересами (это отметили 64,5 % респондентов). Результаты нашего исследования показали, что 81,5 % обучающихся не видят в экстремизме опасности лично для себя, а 69 % - не считают необходимым проведение мероприятий, направленных на профилактику экстремизма, в своем учебном заведении. Полученные нами результаты анкетного опроса позволяют сделать вывод, что в контексте профилактики политического экстремизма в молодежной среде ежегодный мониторинг школьников и студентов на предмет их отношения к экстремистским действиям и профилактическим мероприятиям должен стать одним из обязательных мероприятий воспитательной работы в образовательном учреждении.

Антивластные настроения части российской молодежи не должны вылиться в экстремистские проявления, и здесь на первый план выходит работа не только правоохранительных органов, но и образовательных учреждений. В формировании антиэкстремистского сознания в школах, ссузах и вузах можно выделить два направления: через образовательную деятельность; через воспитательную работу.

Антиэкстремистское сознание молодых граждан непосредственно связано с качеством знания, моральных ценностей, заложенных в систему образования. Для противодействия экстремистской пропаганде необходимо развитое критическое правовое мышление молодежи. Их способность анализировать поступающую информацию, критически ее переосмысливать, выделять достоверные и недостоверные факты служит основой для формирования антиэкстремистского сознания.

Развитие у молодежи критического правового мышления является актуальной задачей. Это обусловлено тем, что российская молодежь внушаема и не способна адекватно толковать нормы права и, следовательно, ни личностно, ни социально не является защищенной. При формировании критического правового мышления на первый план выходят правовые и политические дисциплины, которые и способствуют освоению его навыков.

В настоящее время исторические знания не являются приоритетными для большей части современной молодежи, что отрицательно сказывается на формировании патриотической составляющей общественного сознания [3, с. 126]. В то же время, образы террористов и экстремистов прошлого потеряли свой романтический ореол, поскольку в школьной программе больше не акцентируется внимание на революционном движении. Тем не менее, экстремисты прошлого могут стать нравственным ориентиром для части современной молодежи, склонной к девиантному поведению. Интерпретируя исторические события, связанные с экстремистскими проявлениями, преподавателям в образовательных учреждениях следует подчеркивать их противоправный характер, заострять внимание на наличии большого числа жертв и отмечать их недопустимость в борьбе с властью или ее отдельными представителями. Полагаем, что история должна работать на укрепление и развитие государства, а не на популяризацию антигосударственных проявлений.

При формировании антиэкстремистского сознания как приоритетного направления профилактики политического экстремизма через образовательную деятельность вузов, ссузов и школ наиболее эффективными, на наш взгляд, выглядят следующие меры:

1. Внести изменения в отдельные нормативные правовые акты, регулирующие сферу образования, в частности, в федеральные государственные образовательные стандарты, предусматривающие включение в учебные планы всех направлений подготовки бакалавриата антиэкстремистского блока учебных дисциплин.

2. При чтении лекций и проведении практических (семинарских) занятий по таким дисциплинам как «Правоведение», «Политология», «История», «Социология», «Культурология», «Конфликтология» в ссузах и вузах акцентировать внимание на экстремистских проявлениях различного вида, показывать их противоправный характер, рассказывать о мерах противодействия и видах наказания. Целесообразно внесение изменения в рабочие программы этих учебных дисциплин с указанием рассматриваемых вопросов.

3. Необходимо развитие системы антиэкстремистского воспитания молодежи, включающей в себя формирование общегражданской российской идентичности, складывающейся из идей патриотизма и активной гражданской позиции. С этой целью институтам государства и гражданского общества целесообразно повышать уровень воспитательной работы в вузах, ссузах и школах, прежде всего, в полиэтнических субъектах РФ. Стоит отметить, что современная система образования уделяет недостаточно внимания воспитанию антиэкстремистского сознания молодежи, чему способствует ряд факторов. Среди них следуют выделить, прежде всего, отсутствие федеральной программы формирования идеологии патриотизма, что в некоторых субъектах РФ приводит к приоритету региональных, национальных, конфессиональных ценностей над общероссийскими. Второй фактор - отсутствие проработанной нормативно-правовой базы, препятствующей распространению материалов экстремистской направленности в сети Интернет. К третьему фактору можно отнести снижение уровня воспитательной и культурной работы в образовательных учреждениях различного уровня (школах, ссузах и вузах), что очень часто приводит к идеологической дезориентации молодых граждан. И, наконец, последний фактор -отсутствие мотивации у педагогических кадров в воспитательной работе, обусловленной низкой оплатой их труда.

4. Развитие системы научно-методического и аналитического сопровождения является одним из фундаментальных факторов успешной профилактики политического экстремизма в

молодежной среде. На наш взгляд, целесообразно разработать исследовательский инструментарий и апробировать его с целью изучения на практике проблем молодежи, причин девиантного поведения и деятельности субкультур. Необходимо дальнейшее развитие системы государственных грантов, финансирующих исследования, посвященные профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде.

5. Организация волонтерства, как формы деятельности, формирующей чувство долга, самоуважение, активную гражданскую позицию. Данный вид деятельности способствует развитию коммуникативных навыков, толерантности в отношении различных социальных и этнических групп.

6. На региональном уровне целесообразно разработать, апробировать и нормативно утвердить, исходя из специфики субъектов РФ, специальные программы, направленные на адаптацию студентов из стран ближнего и дальнего зарубежья, из национальных регионов РФ и их успешную интеграцию в студенческое сообщество. Велика роль органов студенческого самоуправления в их реализации, поскольку без непосредственного и тесного взаимодействия со сверстниками, такой интеграции и адаптации может не произойти.

7. Необходимо использовать эффективный опыт передовых стран при формировании антиэкстремистского сознания в молодежной среде.

Составной частью антиэкстремистского сознания являются представления населения о личности экстремиста. Формирование его криминологического портрета имеет важное практическое значение, поскольку способствует выявлению лиц, вовлеченных в экстремистскую деятельность. Как справедливо полагают отечественные исследователи, «... успех любой экстремистской и террористической организации базируется на образе, способном не только устрашать, но и быть привлекательным, способном облегчить обществу путь к подчинению экстремистской или террористической организации» [5, с. 9]. Экстремистские организации вербуют в первую очередь молодых людей, поэтому необходимо вести разъяснительную и правовую работу с обучающимися, перекрывать каналы вербовки. Современные реалии цифрового социума привели к тому, что большинство молодых граждан не представляют свою жизнь без виртуальных коммуникаций. Именно поэтому интернет-пространство используется для трансляции экстремистских взглядов. Постоянное времяпровождение в интернет-пространстве искажает адекватность восприятия информации и способность критически мыслить. В настоящее время политизированные экстремистские и организации имеют свои сайты и активно ведут пропагандистскую деятельность в социальных сетях. Межличностная и межгрупповая коммуникация трансформируется в виртуальном пространстве в массовую, в форме форумов, блогов и чатов. Представители различных экстремистских группировок получили широкую возможность под видом «обмена мнениями» расширять круг «сочувствующих» и вербовать новых сторонников. Опасность экстремизма в виртуальном пространстве состоит в том, что молодежь часто не осознает его противоправный характер. Важно, чтобы молодые люди правильно воспринимали криминологический портрет экстремиста, поскольку это является одной из важнейших составляющих антиэкстремистского сознания.

Таким образом, в современных условиях развития российского суперэтноса политический молодежный экстремизм возникает в силу совокупности множества факторов, среди которых присутствуют не только проблемы на уровне ведомственной работы с молодыми людьми, но и по причине деградации института семьи и пагубного влияния современных средств массовой информации на представителей данной социальной группы. При условии системного и комплексного взаимодействия государственных структур и общественных объединений, а также при активном использовании современных информационно-коммуникационных технологий и социальных сетей возможно эффективное противодействие распространению политических протестных проявлений и формирование антиэкстремистского сознания российской молодежи.

Литература и источники

1. Бирюков С.Ю., Бобовкин М.В., Шматов М.А. Общая характеристика экстремизма и анализ современного состояния борьбы с преступлениями экстремистской направленности // Правовая парадигма. 2020. № 2. С. 12-20.

2. Гуляихин В.Н., Андрющенко О.Е., Фантров П.П. Традиционные духовно-нравственные ценности в ассоциациях учащейся молодежи Волгоградской области // Социологические исследования. 2018. № 11. С. 146-151.

3. Гуляихин В.Н., Фантров П.П. Концептуальное измерение проблем совместной деятельности институтов государства и гражданского общества по обеспечению национальной безопасности РФ // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2016. № 3. С. 122-131.

4. Гуляихин В.Н., Фантров П.П. Теория и практика правовой социализации в контексте актуальных политических ценностей // Социум и власть. 2016. № 4. С. 43-49.

5. Кошкин А.П., Давыдова Ю.А. Эволюция общественного мнения о терроризме в России // ЦИТИСЭ. 2017. № 4. С. 9.

6. Мураев П.П., Яковлев Д.Н., Шалимова В.В. Особенности профилактики экстремизма в молодежной среде // Правовая парадигма. 2020. № 2. С. 43-49.

References and Sources

1. Biryukov S.Yu., Bobovkin M.V., Shmatov M.A. Obshchaya harakteristika ekstremizma i analiz sovremennogo sostoyaniya bor'by sprestupleniyamiekstremistskojnapravlennosti // Pravovaya paradigma. 2020. № 2.

2. Gulyaihin V.N., Andryushchenko O.E., Fantrov P.P. Tradicionnye duhovno-nravstvennye cennosti v associaciyah uchashchejsya molodezhi Volgogradskoj oblasti // Sociologicheskie issledovaniya. 2018. № 11.

3. Gulyaihin V.N., Fantrov P.P. Konceptual'noe izmerenie problem sovmestnoj deyatel'nosti institutov gosudarstva i grazhdanskogo obshchestva po obespecheniyu nacional'noj bezopasnosti RF // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4: Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2016. № 3.

4. Gulyaihin V.N., Fantrov P.P. Teoriya i praktika pravovoj socializacii v kontekste aktual'nyh politicheskih cennostej // Sociumivlast'. 2016. № 4.

5. KoshkinA.P., Davydova Yu.A. Evolyuciya obshchestvennogo mneniya o terrorizme v Rossii // CITISE. 2017. № 4.

6. Muraev P.P., Yakovlev D.N., Shalimova V.V. Osobennosti profilaktiki ekstremizma v molodezhnoj srede // Pravovaya paradigma. 2020. № 2

ШИНКАРУК ВЛАДИМИР МАРКОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного процесса и криминалистики Волгоградского государственного университета (shinkaruk@volsu.ru)

ФАНТРОВ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ - кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики Волгоградского государственного университета (pavelfantrov@volsu.ru)

СОЛОВЬЁВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА - кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой уголовного процесса и криминалистики Волгоградского государственного университета (solovieva_na@volsu.ru). SHINKARUK, VLADIMIR M - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Criminal Procedure and Criminalistics, Volgograd State University (shinkaruk@volsu.ru).

FANTROV, PAVEL P. - Ph.D. in Political Sciences, Senior Lecturer, Department of Criminal Procedure and Criminalistics, Volgograd State University (pavelfantrov@volsu.ru).

SOLOVYOVA NATALIA ALEKSEEVNA - Ph.D. inLaw, Associate Professor, Head of Chair of Criminal Procedure and Criminalistics, Volgograd State University (solovieva_na@volsu.ru).

УДК 343.6 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-3-75-84

СБИРУНОВ П.Н.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕСТВЕННОСТИ ЗА ДОВЕДЕНИЕ ДО САМОУБИЙСТВА

Ключевые слова: доведение до самоубийства, покушение на самоубийство, способы доведения до самоубийства, причинная связь и момент окончания доведения до самоубийства, формы вины и субъект доведения до самоубийства, особенности состава доведения до самоубийства.

Автор, на основе научного анализа литературных источников, результатов проведенных исследований, статистических данных, норм Уголовного кодекса РФ, а также норм других нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере охраны жизни и здоровья граждан, судебной практики по уголовным делам о преступлениях, связанных с доведением до самоубийства, выделяет и рассматривает теоретические и практические проблемы уголовной ответственности за доведение до самоубийства, анализирует объективные и субъективные признаки состава преступления, проблемные вопросы квалификации преступления, формулирует предложения по совершенствованию уголовного законодательства об ответственности за доведение до самоубийства.

SBIRUNOV, P.N.

THEORETICAL AND PRACTICAL PROBLEMS OF CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR BRINGING TO SUICIDE

Key word: bringing to suicide, attempt at suicide, ways of bringing to suicide, a causal relationship and the moment of the end of bringing to suicide, a form of guilt and the subject of bringing to suicide, design features of structure of bringing to suicide and their improvement.

The author on the basis of the scientific analysis of references, results of the conducted researches, statistical data, standards of the Criminal Code of the Russian Federation, and also standards of other regulations governing the public relations in the sphere of protection of life and health of citizens, jurisprudence on criminal cases about the crimes connected with bringing to suicide allocates and considers theoretical and practical problems of criminal responsibility for bringing to suicide, analyzes objective and subjective signs of corpus delicti, problematic issues of qualification of a crime, formulates suggestions for improvement of the criminal legislation on responsibility for bringing to suicide.

Доведение до самоубийства, как и другие преступления против жизни, посягают на жизнь человека и вкупе создают реальную угрозу безопасности нормального развития личности, государства и общества. Общественная опасность доведения до самоубийства, склонения к совершению самоубийства или содействия совершению самоубийства, организации деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства, заключаются в том, что эти преступления способствуют росту проявлений суицида в Российской Федерации, вызывают суицидальное настроение и даже формирование субкультуры суицидального поведения среди некоторых групп населения, особенно несовершеннолетних и молодежи, В 2019 году в Российской Федерации впервые принят комплекс мер по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних (до 2020 года) [1]. По оценкам Всемирной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.