Научная статья на тему 'Особенности формирования правового сознания в дореволюционной России'

Особенности формирования правового сознания в дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
304
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
правовое сознание / воспитание / патриотизм / отечество / legal conscience / education / patriotism / homeland

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скударнов Дмитрий Александрович

В контексте внутриполитических событий, связанных с возрастающей политической активностью граждан, исследование состояния и развития отечественного правосознания является особенно актуальным. Современная юридическая наука уделяет особое место проблемам состояния и развития правосознания. Базовые элементы отечественного правового сознания нуждаются в исследовании с учетом актуальных политико-правовых изменений. Статья посвящена вопросам формирования правового сознания в дореволюционной России. Автор анализирует генезис национального правосознания в конкретный исторический период. Выводы, сделанные в статье, могут быть полезными для более глубокого исследования природы современного правосознания в дальнейшем. В отсутствии четкой сформулированной идеологии развития современного российского государства, представляется важным обратить внимание на исторический опыт развития правосознания, основанный на определенном духовном и идеологическом фундаменте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC OF LEGAL CONSCIENCE FORMATION BEFORE REVOLUTION

The topic of legal conscience development becomes more actual while certain political events are being in Russia today and concerned with growing of citizens political activity. Law science pays significant attention to condition and development of legal conscience nowadays. Researching of legal conscience requires connection with actual changes in politics and law. The article is devoted to the Characteristic of legal conscience formation before revolution. Author analyses the genesis of national legal conscience within concrete historical period. Findigs that were made in the article may be quite useful within deeper research of this topic in the future. In the absence of certain ideology in Russian Federation today, it might be very effective to take a glance on historical features of legal conscience based on concrete moral and ideological fundament.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования правового сознания в дореволюционной России»

Особенности формирования правового сознания в дореволюционной России

Скударнов Дмитрий Александрович,

аспирант Финансового университета при Правительстве

Российской Федерации

E-mail: nonordinaryschool@gmail.com

В контексте внутриполитических событий, связанных с возрастающей политической активностью граждан, исследование состояния и развития отечественного правосознания является особенно актуальным. Современная юридическая наука уделяет особое место проблемам состояния и развития правосознания. Базовые элементы отечественного правового сознания нуждаются в исследовании с учетом актуальных политико-правовых изменений. Статья посвящена вопросам формирования правового сознания в дореволюционной России. Автор анализирует генезис национального правосознания в конкретный исторический период. Выводы, сделанные в статье, могут быть полезными для более глубокого исследования природы современного правосознания в дальнейшем. В отсутствии четкой сформулированной идеологии развития современного российского государства, представляется важным обратить внимание на исторический опыт развития правосознания, основанный на определенном духовном и идеологическом фундаменте.

Ключевые слова: правовое сознание, воспитание, патриотизм, отечество.

Исторический опыт России, богатый крупными политическими потрясениями, свидетельствует о предшествующих им системным изменениям в национальном правовом сознании. Какие факторы оказывают влияние на формирование современного правового сознания? Каким образом его качество его дальнейшего развития может отразиться на взаимоотношениях государства и граждан? Активное неприятие частью молодежи «правил игры», предлагаемых существующими политическими элитами на постсоветском пространстве, может свидетельствовать о серьезных изменениях в области правового сознания граждан. В связи с существующей неопределенностью в дальнейшем развитии политической ситуации, представляется важным обратить внимание на специфику формирования правового сознания населения территории России в разные периоды истории.

Дореволюционный период, безусловно, интересен состоянием главных элементов российского правосознания. Общепризнаны три базовые элемента правосознания, а именно: знания или представления о праве, правовая идеология и правовая психология, основанная на эмоциональном отношении к праву, чувстве законности. В первую очередь, хотелось бы дать историко-правовую оценку особенностям и способам формирования правовых знаний, способам их закрепления в обыденном сознании, их источникам и объему. Кроме того, очень важно понимать специфику очень сильной взаимосвязи двух составляющих общественного сознания- правовой и нравственной. Взаимовлияние этих аспектов наблюдалось как в периоды Московского царства и Российской империи, так и в Советский период.

До петровских преобразований, пожалуй, одним из самых важных источников формирования обыденного правового сознания являлся «Домострой». Этот четкий свод правил поведения наилучшим образом отражал правовую ментальность и особенности коллективного национального правосознания допетровской эпохи. «Домострой» демонстрирует определяющую роль православной христианской идеологии в развитии у населения правовой культуры. Согласно данному образцу воспитания, жить в рамках действующего права необходимо, в первую очередь, ради жизни вечной, но не земной. Правомерное поведение зиждется, главным образом на страхе перед богом: «Кто живет не по-божески, не по-христиански, страха божия не имеет...» [1, с.115]. «Домострой» отражает состояние массового правосознания, в котором законопослушное и правомерное по-

5 -о

сз

<

ведение вырастает из христианских добродетелей. Природа национального правового менталитета того исторического периода была основана на христианском православном смирении. В то же время образ бога в массовом правовом сознании тесно был связан с последней судебной инстанцией. Страх божьего наказания воспринимался не просто как один из ресурсов земной власти, но и как главное средство спасения души. Таким образом, уровень национальной правовой культуры определялся именно степенью религиозности сознания.

В главе 5 дается подробное наставление о взаимоотношениях с высшими представителями власти, имеющей сакральный характер и предполагающей императивный и безоговорочный характер подчинения. Здесь богобоязненность, как одна из главных добродетелей указанная в священном писании, проецируется на отношении к царю, как к наместнику бога на земле и носителю вверенных ему особых властных полномочий. Правомерное отношение к власти тут понимается как инструмент успешного выстраивания отношений с богом: «Бойся царя и служи ему верно, всегда о нем Бога моли. И лживо никогда не говори с ним, но с почтением правду ему отвечай, как самому Богу, во всём ему повинуясь. Если земному царю с правдою служишь и боишься его, научишься и небесного царя страшиться: этот - временен, а небесный вечен, он - судья не лицемерный, каждому воздаст по делам его» [1, с.25].

В главе 28 «О неправедной жизни» подробно перечисляются правонарушения в различных сферах. Интересен и, пожалуй, актуален, перечень правонарушений, связанных со злоупотреблением властью: «...в приказе сидя, на людей в силу власти своей накладывает тяжкие дани всякие незаконные налоги, или чужую ниву распашет, или лес посёк и землю перепахал, луг скосил, и рыбную ловлю присвоил, и борти, и перевеси, и места охоты, и другие угодия неправдами и насилием заберёт или ограбит и выкрадет, нападет по дороге и на стоянки ограбит, и побьёт, и опозорит, опустошит луга и пашню вытопчет, и всячески изобидит ...» [1, с.117]. Также здесь говорится о различных преступлениях, связанных с осуществлением властных полномочий. Понимание власти происходит из смысла священного писания и прочно закрепляется в массовом сознании в первую очередь как власть бога. Любые проявления земной власти должны осуществляться в границах христианского миропонимания. Очень важно отметить конкретное обращение к представителям элиты с целью недопущения злоупотребления властью: «.или кого-то оболжет в чем-то и что-то подкинет, оклевещет и с поличным придет, или насильно в рабство продаст, без-„ винно хитростью и понуждением похолопив; или 2 несправедливо судит и неверно расследует дело, ^ или лжесвидетельствует, кающихся не прощая.» ° [1, с.117]. Речь идет о воспитании объективности ав и беспристрастности, как особо важных качеств,

закрепленных в правосознании представителей власти. Кроме того, мы видим очевидное предостережение от действий, связанных с извлечением выгоды из своего служебного положения: «... или лошадь и иную скотинку и любое добро: сады и сёла, варницы и мельницы, амбары и лавки, дворы и другие угодья силой отнимет ...» [1, с.115]. «Домострой» частично отражает проблемы, касающиеся правового сознания должностных лиц, которые актуальны и в современной юридической науке. Речь идет об их профессиональной деформации, которая оказывает отрицательное влияние на правовое сознание.

Главная цель в правлении Петра I заключалась в построении сильного и современного государства. Внимание элиты обращается на Европу и выбирается соответствующий вектор развития, ориентированный на западные, европейские ценности. Государству был необходим новый тип человека, подчиненного служению отечеству. Происходят революционные изменения в самой идее воспитания, суть которой заключается в приоритете государственных интересов над духовными.

Одним из авторов новой концепции формирования нового типа общественного сознания являлся Архиепископ Феофан (Прокопович) - сподвижник Петра, политический и духовный деятель, философ, математик, переводчик, писатель. Возникает своего рода педагогическая проблема-воспитание «нового человека» или также «совершенного человека», который «действует во благо государству». Он не «внутренний человек», живущий для себя, но «человек внешний», живущий для государства. Ф. Прокопович утверждает, что «совершенный человек» и есть гражданин, смыслом жизни которого является активная гражданская деятельность. [2, с. 190]. Начиная с XVIII века, в результате прихода к власти Петра I, в России меняется иерархия древних ценностей: Бог - семья - общественное служение - личные интересы. Отныне же приоритет отдается служению отечеству. Именно в этот исторический период правовое сознание начинает обретать форму самостоятельного общественного сознания.

Появляется термин «гражданин», под которым понимается носитель особого сознания, которое в последствии и будет называться правовым. Как раз гражданин является тем человеком, который обретает по-настоящему правовую связь с государством или отечеством. Воспитание гражданина становится главным инструментом формирования обыденного правосознания в восемнадцатом столетии. В представлении разных авторов гражданин должен обладать рядом общих качеств: высокая нравственность, честь, соблюдение церковных и светских законов, любовь к отечеству. Этим качествам уделяют особое внимание в своих педагогических трудах знаменитые авторы того времени, такие как М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев, Е.Р. Дашкова, Н.И. Новиков, А. Кантемир, А.Н. Радищев, А.Ф. Бестужева, Н. Карамзин, Ф.С. Салтыков, И.Т. Посошков, А.А. Прокопович-Антонский,

И.И. Бецкой, Л.Ф. Магницкий и другие. Непременным условием для идеального гражданина является любовь к отечеству. Этот важнейший элемент воспитания отражён во всей антологии педагогической мысли XVIII века находит своё центральное место в главе, посвященной воспитанию. На протяжении всего периода Российской империи патриотизм продолжает оставаться важнейшим средством описания и формирования национального правосознания. Корни патриотизма различные авторы обнаруживают как раз в соблюдении законов государства. В правомерном поведении выражается желание быть полезным своему отечеству в мирное время, так же как патриот желает встать на его защиту с оружием в руках во время войны. Воспитание любви к отечеству представляется самым первым и главным этапом в педагогической мысли столетия. Гражданин должен быть воспитан в осознании принадлежности к одной большой семье, управляемой благодетельным отцом или Государем, чья власть издает законы для блага всей семьи и желание соблюдать эти законы должно быть единственным и главным выражением любви к Государю и Отечеству.

Политические реформы, проводимые Петром I в XVIII веке, фактически уничтожили институт Патриаршества и лишили церковь самостоятельной власти. С образованием Священного Синода государство получило полный контроль над РПЦ. Государство берет на себя главную роль в формировании сознания гражданина, в первую очередь формируя в нем уважение к светским законам. Однако восприятие права обыденным сознанием неизбежно подвергается воздействию института церкви, которая фактически становится одним из государственных ведомств. Государство охраняло нормы, касающиеся должного христианского поведения, придавая тем самым церковным установлениям силу норм права. Принадлежность к православной вере являлась необходимым связующим звеном гражданина и государства. Государство и церковь одновременно занимались закреплением в сознании граждан норм, имеющих религиозный смысл.

Первый раздел Свода Уставов о предупреждении и пресечения преступлений (далее Устав) содержит подробный перечень преступлений против веры. Здесь подробным образом регламентируется поведение православного христианина, прописываются санкции, которые применяются в случае нарушения установленных церковью правил поведения. Несоблюдение духовных правил приравнивается законодателем к правонарушениям, за которые законом предусмотрено наказание: «Кто во время Божественной службы займет место, предназначенное для священнодействия, или, вошедши в алтарь, не выйдет из онаго не медля после сделанного ему о том напоминания от Священнослужителя, тот подвергается за сие взысканию, постановленному в статье 35 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» [3, с. 2]. Соблюдение прихожанами правил поведения

во время проведения Богослужения контролируется органами полиции: «Мир и тишину в церкви обязана строго охранять местная полиция» [3, с. 2]. Устав прямо предписывает священнослужителям проводить воспитательную работу с прихожанами с целью недопущения нарушений с их стороны. Фактически речь идет о непосредственной функции правового воспитания, которая выполняется духовенством и регламентирована законом: «Священнослужители со своей стороны также внушают приличное Христианам к службе Божьей благоговение, и, сохраняя всю благопристойность, наблюдают, чтобы тишина и порядок не были нарушаемы приходящими в храм Божий» [3, с. 2].

Нормы церковного и светского права были настолько связаны между собой во взаимном влиянии друг на друга, что возможно стоит говорить и дихотомии права и власти в светском и духовном сочетании. Рассуждая о мифологии средневекового правосознания, Е.Ю. Калинина пишет: «Право, таким образом, можно представить как отражение закона Божьего на земле в виде государственных предписаний, а суд человеческий должен выступать в качестве зримой модели Последнего суда» [4, с.57]. Устав в ст. 20 содержит правило обязательного причастия и исповеди, контроль за исполнением которого лежит как на священнослужителях, так и на правоохранительных органах. Обращают на себя внимание методы правового воздействия, которые использует священник по отношению к прихожанину в случае нарушения последним вышеупомянутой статьи Устава. Вместе с методом убеждения используется и метод принуждения в виде наложения епитимьи: «Кто, не смотря на убеждения Священника окажется не бывшим на исповеди и у Св. Причастия, о том доносится Епархиальному Архиерею особенно. Преосвященный, через приходского же Священника, или через других доверенных духовных лиц, или наконец сам, смотря по обстоятельствам и по местной удобности, вразумляет его и мерами убеждения старается возвратить к долгу христианскому, с возложением епитимьи по своему усмотрению, на основании церковных правил» [3, с. 6].

Третий раздел Устава по своему содержанию направлен на предотвращение правонарушений, связанных суевериями. Обязанность применению превентивно-воспитательных мер направленных на ограждение прихожан от следования суеверным культовым действиям налагается на приходских священнослужителей. Кроме того, прямой обязанностью священнослужителей является воспитательное воздействие на прихожан с целью пресечения преступлений по отступлению от веры. Вот что пишет о взаимодействии права и государства как р субъектов воспитательной деятельности А.А. Гай- ИД деров: «Государство и право рассматривали рели- Ч

m

гиозное воспитание детей как гражданскую обязан- К ность родителей, всячески поощряли религиозно- S пропагандистскую деятельность многочисленных у просветительских церковных обществ...» [5, с. 81]. А

Как субъекты воздействия на формирование правового сознания, церковь и государство имели общие цели, но при этом использовали разные методы, закрепленные соответствующих нормах права. Если задача светских органов власти была в основном связана с осуществлением карательной функции в случаях совершения преступлений против веры, то церковь использовала убеждения и наставления, направленные на предостережение от неправомерных действий.

Серьезное влияние на развитие правовой культуры и формирования национального правосознания оказала Императрица Екатерина II. В 1767 ею для Уложенной комиссии был составлен документ под названием «Наказ», целью которого было создание нового Уложения (свода законов). В этом важнейшем для развития правовой мысли и правового воспитания документе Екатерина II указывает свои взгляды по вопросам устройства монархической власти, создания законов, организации работы судов, воспитания. Впервые была разработана и представлена юридическая техника в главе XIX документа «О составлении и слоге законов».

Можно предположить, что именно «Наказах» закладываются новые элементы массового российского правосознания, соответствующего прогрессивным тенденциям развития правовой культуры и правосознания того времени. Можно предположить, что отражение правовой реальности по смыслу документа должно иметь преимущественно светское значение. Документ буквально пронизан попытками выработать в гражданах новое ценностное отношение к праву, через утверждение его верховенства: «.чтобы один гражданин не мог бояться другого, а боялись бы все одних законов» [6, с.11]. Провозглашается принцип «разрешено все, что не закреплено законом», который впоследствии будет закреплен в Декларации прав человека 1789 года: «... Вольность есть право, все то делать что законы дозволяют; и ежели бы где какой гражданин мог делать законами запрещаемое, там бы уже больше вольности не было: ибо и другие имели бы равным образом сию власть» [6, с.11]. В сознании граждан должна быть встроена идея решать различные возникающие ситуации именно правовыми способами, обращаясь к средствам судебной защиты: «.не самому за себя отомщевать и по своему хотению поступать, но.искать помощи от власти, и жалобы свои по предписанному порядку производить; а в ожидании решения быть спокойну и по приговору судьи себя разполагать». Получает свою формулировку презумпция невиновности: «Человека не можно почитать виноватым прежде приговора судейскаго...» [6, с.62].Провозглашается принцип равенства перед законом: «Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подверже-„ ны были тем же законам» [6, с.10]. 2 Во второй половине 19 века российская об-^ щественная правовая мысль будет развиваться ° в противоположных друг другу течениях западни-ав ков и славянофилов. Духу закона в его либераль-

ном, западном понимании, наполненном демократическими ценностями, противопоставлялось особенное и уникальное правосознание русского человека. Идеи народничества оказали самое серьезное влияние на понимание права и государства. Таким образом, чтобы все одним законам менее чем за 200 лет с момента начала Петровских реформ, массовое российское правосознание к началу 20 века практически сформировалось как сознание «движущей силы революции», которое находилось под влиянием идей анархизма и социализма. Политические события 1917 года ознаменовали переход к социалистическому правосознанию и законности.

На фоне последних внутриполитических событий в России уже можно говорить намечающемся политическом кризисе. Сохранение целостности и стабильности государства требует серьезного осмысления состояния правового сознания его граждан. В настоящее время государством внесены соответствующие изменения в основной закон, разработаны стратегии, касающиеся формирования сознания современного российского гражданина. Вновь в нормативно-правовых актах появились такие понятия как патриотизм и гражданственность. Так в соответствии с принятыми изменениями в Конституции РФ появилась статья 67.1, в части 4 которой говорится о том, что государство создает условия, способствующие духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитания в них патриотизма и гражданственности.[7] В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года гражданское воспитание среди прочего направлено на повышение уровня правовой культуры, формирование патриотизма и российской идентичности.[8]Утверж-денная Указом Президента РФ Стратегия национальной безопасности Российской Федерации перечисляет традиционные национальные духовно-нравственные ценности, среди которых: приоритет духовного над материальным, служение Отечеству, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм.[9] Так же как почти три столетия назад такие понятия как патриотизм и нравственность вновь являются ключевыми понятиями при анализе формирования базовых элементов национального правосознания.

Литература

1. Колесов В.В. Домострой (пер. с древнерусского). М.: РИПОЛ, 2017. 389 с.

2. Николаева Д.С. Педагогическая мысль России XVIII века о воспитании гражданственности / Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006, № 4. С. 190-194.

3. Устав о Предупреждении и Пресечении преступлений. СПб.,1876. 21 с.

4. Калинина Е.Ю. Мифология средневекового правосознания: иррациональное в рациональном. М.: Юрлитинформ, 2014. 211 с.

5. Гайдеров А.А. Традиционные и религиозные факторы в формировании правовой системы России: дис. ...канд.юрид.наук. М., 2002. 190 с.

6. Екатерина II (имп.). Наказ её Императорского величия ЕКАТЕРИНЫ ВТОРЫЕ, самодержицы всероссийские, данные КОМИССИИ о сочинении проекта Нового уложения. Санкт-Петербург.: Л.Ф. Пантелеев, 1893. 201 с.

7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 3, ст. 4398.

8. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «О Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ.2016. № 23. ст. 3357.

9. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» //СЗ РФ.2015. № 23(часть II). ст. 212.

CHARACTERISTIC OF LEGAL CONSCIENCE FORMATION BEFORE REVOLUTION

Skudarnov D.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The topic of legal conscience development becomes more actual while certain political events are being in Russia today and concerned with growing of citizens political activity. Law science pays significant attention to condition and development of legal conscience nowadays. Researching of legal conscience requires connection with actual changes in politics and law. The article is devot-

ed to the Characteristic of legal conscience formation before revolution. Author analyses the genesis of national legal conscience within concrete historical period. Findigs that were made in the article may be quite useful within deeper research of this topic in the future. In the absence of certain ideology in Russian Federation today, it might be very effective to take a glance on historical features of legal conscience based on concrete moral and ideological fundament.

Keywords: legal conscience, education, patriotism, homeland. References

1. Kolesov V.V. Domostroy (translated from Old Russian). M.: RIP-OL.2017.p.389.

2. Nikolayeva D.S. Pedagogicheskaya mysl' Rossii XVIII veka o vospitanii grazhdanstvennosti / Vestnik KGU im. N.A. Nekraso-va, 2006, № 4. p.190-194

3. Charter on the Prevention and Suppression of Crime, St. Petersburg, 1876, p.21.

4. Kalinina, E. Yu., Mythology of Medieval Legal Consciousness: Irrational in Rational, Moscow, 2014, p. 211.

5. Gaiderov A.A. Traditional and religious factors in the formation of the legal system of Russia: dis... Candidate of Legal Sciences. M., 2002.p.190.

6. Catherine II (emp.). Order of her Imperial majesty Catherine II, all-Russian autocrats, given by the COMMISSION about the composition the draft of the New Code. St. Petersburg.: L.F. Panteleev, 1893. p.201.

7. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (taking into account the amendments introduced by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated 30.12.2008 No. 6-FKZ, dated 30.12.2008 No. 7-FKZ, dated 05.02.2014 No. 2- FKZ, 01.07.2020 No. 11-FKZ) // Collected Legislation of the Russian Federation, 01.07.2020, No. 3, Art.4398.

8. Order of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 No. 996-r "On the Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the Period until 2025" // SZ RF. 2016. No. 23. Article 3357.

9. Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 No. 683 "On the National Security Strategy of the Russian Federation" // SZ RF. 2015. No. 23 (part II). Article 212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.