УДК 347
Ю. А. Гартина
кандидат юридических наук, доцент кафедра частного и публичного права Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
Д. С. Гудилин магистрант
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ КАК НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В данной статье авторами анализируется правовое положение Русской православной церкви как некоммерческой организации. Приведена статистика зарегистрированных некоммерческих организаций на конец 2017 г. Дается оценка деятельности некоммерческих организаций, выделена тенденция их развития. В дополнение к вышеперечисленному были проанализированы нормы Конституции Российской Федерации и выделены права и свободы, обуславливающие существование как некоммерческих организаций вообще, так и религиозных организаций в частности. Подробно рассмотрены вопросы о предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, вопросы о добровольных пожертвованиях, кроме того, рассмотрены отличия коммерческих организаций от некоммерческих с использованием таких источников, как ГК РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». Выделены особенности правового положения РПЦ как некоммерческой организации.
Ключевые слова: гражданское право, некоммерческие организации, добровольные пожертвования, Русская православная церковь, светское государство.
Y. A. Gartina
Candidate of law, associate professor Department of Private and Public Law Penza State University, Penza, the Russian Federation
D. S. Gudilin
Master student
Penza State University, Penza, the Russian Federation
LEGAL STATUS OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AS A NON-PROFIT ORGANIZATION
Abstract. In this article, the authors analyze the legal status of the Russian Orthodox Church as a non-profit organization. The statistics of registered nonprofit organizations at the end of 2017 is given. An assessment of the activities of non-profit organizations is given, the tendency of their development is highlighted. In addition to the above, the norms of the Constitution of the Russian Federation were analyzed and the rights and freedoms that determine the existence of both non-profit organizations in general and religious organizations in particular were highlighted. Questions on business activities of non-profit organizations, questions on voluntary donations were considered in detail, in addition, differences between commercial organizations and non-profit organizations were considered using such sources as the Civil Code of the Russian Federation, the Federal Law "On Non-Commercial Organizations", the Federal Law "On Freedom of Conscience and Religious Associations". The features of the legal status of the ROC as a non-profit organization are highlighted.
Key words: civil law, non-profit organizations, voluntary donations, Russian Orthodox Church, secular state.
В 2019 г. роль и влияние некоммерческих организаций неоднократно выросли по сравнению с результатами 20-25-летней давности. Это обуславливается тем, что данный вид организаций позволяет снизить давление на государственный бюджет, который переживает и так не самые лучшие времена в современных экономических условиях Российской Федерации. Т.Б. Якимова признает некоммерческие организации как основной институт гражданского общества в Российской Федерации по причине того, что они способны оперативно реагировать на общественные проблемы быстрее, чем громоздкие органы государственной власти [14, с. 116].
Конституция РФ провозглашает Россию как демократическое федеративное правовое государство. Неотъемлемой частью правового государства является свобода совести и вероисповедания, что и декларирует Конституция ст. 28 [8].
Для удовлетворения духовных потребностей гражданина на территории РФ функционирует множество религиозных некоммерческих организаций, представляющих различные конфессии. По данным Росстата, на конец 2017 г. было зарегистрировано 30193 религиозные организации, 18191 из которых относятся к Русской православной церкви, что дает право признать Русскую православную церковь крупнейшей из них [4]. Это обусловлено, в первую очередь, историческим аспектом, поскольку православие в России имеет более чем тысячелетнюю историю становления и развития с перерывом в советский период, что, утрируя, делает православие де-факто государственной религией.
Религиозные организации с каждым годом расширяют свое влияние и выполняют огромное количество социальной работы, такой как благотворительность, реабилитация заключенных, помощь малоимущим, в соответствии с законодательством и при содействии государственных органов реализуют различные проекты, необходимые обществу [2, с. 253].
Конституция ст. 14 провозглашает Российскую Федерацию как светское государство, что делает невозможным официальное провозглашение государственной религии. Как справедливо отмечает Т.Ф. Акчурин, Россия имеет несколько альтернативное понятие светскости, акцентируя внимание на отделении церкви от государства, а не свободе вероисповедания, что не противоречит субсидированию государством определенных конфессий. По его мнению, нельзя дать исчерпывающий список признаков светского государства, они зависят от множества обстоятельств. Также он отмечает, что религия в России не готова трансформироваться под принципы светского государства, отчего и возникают некоторые социальные конфликты.
Кроме того, Т.Ф. Акчурин ссылается на Ж. Баберо и его труд «Французское понятие светскости», выделяющего три уровня светскости:
- первый уровень достигается при достижении гражданством независимости от какой-либо религии. Она перестает определять все стороны жизни человека, однако от нее не отказываются, а используют как богатейший источник морали и механизм социализации;
- второй уровень знаменует более глубокую дифференциацию религии и социальных институтов, к примеру, отделение школы от церквей, религия становится более субъективным выбором, светские обычаи и нравы становятся доминирующими, утверждается принцип свободы совести, являющийся важнейшей составляющей правового государства;
- и, наконец, третий уровень, который характеризуется кризисом моральной социализации, трансформацией институтов самих церквей [1, с. 58].
Опираясь на вышеизложенное, можно выделить перечень признаков, присущих светскому государству:
- отделение религиозных объединений от государства, что означает как невмешательство государства в дела церкви (за исключением случаев нарушения
законодательства), так и невмешательство церкви в государственные дела. Важно отметить, что этот тезис касается и материальной поддержки церкви;
- право гражданина на религиозное самоопределение (исповедовать любую незапрещенную религию, либо не исповедовать никакой);
- законодательное закрепление запрета на государственную идеологию и государственную религию;
- равенство религиозных организаций перед законом;
- обособленность религиозных объединений;
- запрет на политическую деятельность религиозных организаций.
Законодательство Российской Федерации, а в частности Гражданский кодекс Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), относит Русскую православную церковь (далее по тексту - РПЦ) к религиозным некоммерческим организациям. Данный вопрос регламентирует ст. 123.26 ГК РФ и определяет религиозную организацию, как добровольное объединение, образованное гражданами РФ и иными лицами в целях совместного вероисповедания и распространения веры [6].
Кроме ГК РФ регламентировать некоммерческие религиозные организации призван Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В частности, ст. 8 вышеуказанного закона гласит, что религиозной организацией является «добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица» [12]. Как отмечает И.З. Аюшеева, данный нормативный акт вызвал некоторые споры в научном сообществе, в частности по таким вопросам, как статус религиозной организации в качестве юридического лица и взглядах на функционирование религиозных организаций [3, с. 57].
В своем Уставе РПЦ характеризует себя как «многонациональную Поместную Автокефальную Церковь», что можно определить как самостоятельную церковь, не вступающую в противоречие в вероучении с другими православными церквями, но административно полностью от них независимую. Автокефальную церковь следует отличать от автономной, так как автономию она получает именно от автокефалии.
Интересным фактом является и другая особенность РПЦ - собственная система правосудия. При РПЦ действует суд, представленный следующими инстанциями:
- епархиальными судами, имеющими юрисдикцию в пределах своих епархий;
- высшими церковно-судебными инстанциями Украинской Православной Церкви, Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов (при наличии в указанных частях Русской Православной Церкви высших церковно-судебных инстанций) - с юрисдикцией в пределах соответствующих частей Русской Православной Церкви;
- высшим общецерковным судом, с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви за исключением Украинской Православной Церкви;
- судом Архиерейского Собора, с юрисдикцией в пределах всей Русской Православной Церкви.
Отметим, что священнослужители, как должностные лица, так и сотрудники, а также клирики и миряне не имеют возможности обращаться в государственные органы и гражданские суды для разрешения вопросов внутрицерковной жизни: богослужебной и пасторской деятельности, канонического управления, церковного устройства и т.п.
Невооруженным взглядом заметно, что РПЦ имеет несколько привилегированное положение в сравнение с остальным множеством некоммерческих организаций, что проявляется как в особых отношениях с государственной властью, так
и с обществом в целом, являясь, по сути, крупнейшей религиозной организацией в РФ. В связи с этим в обществе и науке ведется множество споров о деятельности РПЦ, в частности вопросы о предпринимательской деятельности РПЦ, финансовой поддержке церкви государством, добровольных пожертвованиях, время от времени сотрясают информационное пространство.
В частности, сильный резонанс вызвал вопрос о передаче имущества религиозного назначения религиозным организациям в 2010 г., когда вступил в силу ФЗ № 327-Ф3 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». А.А. Дорская выделяет две контрастных точки зрения на данную проблему:
- первую из них, «официальную», можно охарактеризовать как «церковный реваншизм», то есть возвращение незаконно отобранного имущества у церкви в советский период. Сторонники данной точки зрения аргументируют ее аморальностью и незаконностью действий советской власти по конфискации церковного имущества, а также сложностью реализации права на проповедование веры без необходимой материальной базы - земельных участков для возведения культовых зданий. Не удивительно, что эту позицию поддерживают и сами представители религиозных объединений;
- вторая же позиция принадлежит противникам передачи объектов культурного наследия церкви. В их число входит немало представителей российской культуры. Их доводы состоят в том, что у церкви пока нет условий для должного сохранения и реставрирования памятников культуры.
Существует мнение, что данный нормативный акт Россия должна была принять в связи с международными договоренностями по заявке на вступление в Совет Европы. Кроме того, обладание имуществом для религиозных организаций обязательно для осуществления свободы совести последователями [7, с. 108].
Касательно вопроса о взаимодействии церкви и государства научное сообщество также не пришло к консенсусу. К примеру, А.В. Медведев считает, что в процессе правоотношений субъекты неотделимы друг от друга, аргументируя данный тезис тем, что как должностные лица религиозной организации, так и органа государственной власти являются физическими лицами, имеющими то или иное отношение к вероисповеданию. Кроме того, он отдает ведущую роль в данных отношениях государству, приводя примеры из истории. Государственная власть обеспечивает светскость, препятствует должностным лицам формировать у граждан отношение к религии, однако, на наш взгляд, некоторые выступления чиновников и даже Президента временами противоречат этому принципу [9, с. 119].
Вопрос о предпринимательской деятельности РПЦ и других некоммерческих организаций регулируется п. 4 ст. 24 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях». В соответствии с указанным законом некоммерческие организации, согласно с их уставами, вправе заниматься деятельностью, приносящей доход, если это служит цели их образования и не противоречит ей [11]. Однако это вызывает закономерный вопрос: где проходит граница между предпринимательской деятельностью с целью достижения задач некоммерческой организации и коммерческой деятельностью?
Для ответа на поставленный выше вопрос следует выделить основное отличие некоммерческой организации от коммерческой - это основной вид деятельности, некоммерческие организации не ставят своей основной задачей извлечение прибыли и распределение ее между участниками, как указывает п. 1 ст. 50 ГК РФ. Иначе говоря, получение прибыли от предпринимательской деятельности в случае некоммерческих организаций является средством, а не целью.
Вопрос о добровольных пожертвованиях рассмотрим на конкретном примере. Ни для кого не секрет, что распространение некоторых товаров в церквях и храмах является не торговлей, а пожертвованием. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в ст. 26 устанавливает источники формирования
имущества некоммерческой организации. Считается, что основным источником дохода РПЦ являются добровольные имущественные взносы и пожертвования, также указанные в упомянутой статье. Но это вызывает вопрос о том, насколько законно принимать пожертвования в фиксированных ценах и является ли это пожертвованием де-юре? Единого мнения по этому вопросу нет даже в самой церковной среде, ситуация разнится от прихода к приходу. Статья 582 ГК РФ определяет пожертвование как дарение вещи или права в общеполезных целях, однако, как ГК РФ, так и другие нормативно-правовые акты не дают разъяснений по поводу фиксированной (или рекомендуемой) суммы пожертвования, что, на наш взгляд, является некоторым упущением законодателя [5]. По факту, жертвователь, передавая одаряемому пожертвование в фиксированной сумме и получая за это необходимые для проведения религиозных ритуалов вещи (как это происходит в случае свечных прилавков), совершает действия, идентичные договору купли-продажи, за исключением того, что согласно ст. 217 Налогового кодекса РФ, доходы с пожертвований не облагаются налогом [10]. Как уже оговаривалось выше, не каждый приход действует по такому принципу, существуют храмы, где не указываются «рекомендуемые» суммы пожертвования и рядом со свечными прилавками устанавливаются ящики для добровольных пожертвований.
Резюмируя вышесказанное, выделим особенности правового положения РПЦ как некоммерческой организации. Во-первых, статус религиозной организации определяет РПЦ как юридическое лицо, имеющее своей основной целью реализацию конституционного права на свободу вероисповедания. Во-вторых, участники и учредители не сохраняют прав на собственность в имуществе религиозной организации. В-третьих, собственность в имуществе РПЦ может использоваться исключительно для достижения цели, для которой она была создана. Также специфичен порядок становления религиозной организации как юридического лица: для этого ей нужно юридическое признание религиозной направленности, чем занимается соответствующий государственный орган, проверяющий религиозные догмы организации на соответствие законодательству РФ, а также не противоречащим нормам морали и нравственности, при этом, религиозные организации являются обладателем уникальной категории имущества - имущества религиозного назначения, на которое кредитор не имеет право претендовать.
Кроме того, особенностью является структура РПЦ. Согласно уставу, РПЦ является объединением юридических лиц, образующих религиозную организацию:
- епархии, экзархаты, автономные церкви, самоуправляемые церкви;
- Московская Патриархия;
- синодальные отделы;
- приходы, монастыри, подворья;
- братства, сестричества [13].
Следует отметить, что вышеперечисленные юридические лица не обладают автономией и не обладают равными правами и, согласно уставу и внутренним документам, сосуществуют согласно внутренней иерархии.
Религиозные организации занимают ключевое положение, в сравнении с остальным множеством некоммерческих организаций, во многом благодаря специфике общественных отношений, в которых они функционируют. Издревле религия занимала особое место в системе ценностей человека, и это не изменилось в XXI в. РПЦ, как крупнейшая религиозная организация в России, имеет огромное влияние на своих последователей, именно поэтому на ней лежит больший груз ответственности. Кроме того, некоторые законодательные инициативы, такие как криминализация «оскорбления религиозных чувств», также наводят некоторую тень на деятельность РПЦ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акчурин Т.Ф. Российское государство и принцип светскости (аналитический обзор) / Т.Ф. Акчурин / / Пространство и Время. — 2011. — № 3. — С. 55-65.
2. Амелин В.В. 15-летие Федерального закона «о свободе совести и о религиозных объединениях»: реализация в поликонфессиональном Оренбуржье / В.В. Амелин // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. — 2013. — №4 (42). — С. 253-255.
3. Аюшеева И.З. Гражданское законодательство о религиозных организациях: проблемы и актуальные направления развития / И.З. Аюшеева // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. — 2015. — № 10. — С. 56-63.
4. Государство, общественные организации (Число религиозных организаций) / Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/# (дата обращения: 6.12.2018).
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения: 28.01.2019).
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 27.01.2019).
7. Дорская А.А. Передача имущества религиозного назначения религиозным организациям: проблема юридической квалификации / А.А. Дорская / / Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). — 2012. — № 2. — С. 107-111.
8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
9. Медведев А.В. Организация и осуществление взаимодействия органов государственной власти с религиозными организациями в Российской Федерации / А.В. Медведев // Марийский юридический вестник. — 2012. — № 9. — С. 119-123.
10. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 18.01.2019).
11. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения: 20.01.2019).
12. О свободе совести и о религиозных объединениях: федер. закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (дата обращения: 28.01.2019).
13. Устав Русской Православной Церкви (принят на Архиерейском Соборе 2000 г., с внесёнными в него поправками Архиерейских Соборов 2008, 2011, 2013, 2016 и 2017 гг.) / Официальный сайт Московского патриархата [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:/ /www.patriarchia.ru/db/document/133114/page2.html (дата обращения: 15.01.2019).
14. Якимова Т.Б. Некоммерческие организации как основной институт гражданского общества в России / Т.Б. Якимова / / Вестник ТГПУ. — 2013. — № 12 (140). — С. 116-119.
REFERENCES
1. Akchurin T. F. The Russian state and the principle of secularity (analytical review). Prostranstvo i Vremia = Space and Time, 2011, no. 3, pp. 55-65 (in Russian).
2. Amelin V. V. The 15th anniversary of the Federal Law «On the right of conscience and on religious associations»: its implementation in the multi-confessional Orenburg region.
Izvestiia Orenburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = News of the Orenburg state agricultural university, 2013, no. 4 (42), pp. 253-255 (in Russian).
3. Aiusheeva I. Z. Civil legislation on religious organizations: problems and relevant directions of development. Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina = Courier of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), 2015, no. 10, pp. 56-63 (in Russian).
4. Gosudarstvo, obshchestvennye organizatsii (Chislo religioznykh organizatsii) (State, public organizations (Number of religious organizations)). Available at: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/# (accessed 6.12.2018).
5. Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast' vtoraia) ot 26.01.1996 № 14 -FZ (The Civil code of the Russian Federation (Part second) of 26.01.1996 no. 14-FZ). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (accessed 28.01.2019).
6. Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast' pervaia) ot 30.11.1994 № 51-FZ (The Civil code of the Russian Federation (part one) of 30.11.1994 no. 51-FZ). Available at: http: / /www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142 / (accessed 27.01.2019).
7. Dorskaia A. A. Transfer of property of religious appointment to the religious organizations: the problem of legal qualification. Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana) = Society. Environment. Development (Terra Humana), 2012, no. 2, pp. 107-111 (in Russian).
8. The Constitution of the Russian Federation (it is accepted by national vote of 12.12.1993) (taking into account the amendments made by Acts of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 no. 6-FKZ, of 30.12.2008 no. 7-FKZ, of 05.02.2014 no. 2-FKZ, of 21.07.2014 no. 11-FKZ). Sobranie za-konodatel'stva RF = The Collection of the legislation of the Russian Federation, 2014, no. 31, art. 4398.
9. Medvedev A. V. The organization and implementation of the interaction of public authorities with the religious organizations in the Russian Federation. Mariiskii iuridicheskii vest-nik = Mary Law Vestnik, 2012, no. 9, pp. 119-123 (in Russian).
10. Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast' vtoraia) ot 05.08.2000 № 117-FZ (The Tax Code of the Russian Federation (Part second) of 05.08.2000 no. 117-FZ). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (accessed 18.01.2019).
11. O nekommercheskikh organizatsiiakh: feder. zakon ot 12.01.1996 № 7-FZ (About non-profit organizations: the federal law of 12.01.1996 no. 7-FZ). Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (accessed 20.01.2019).
12. O svobode sovesti i o religioznykh ob"edineniiakh: feder. zakon ot 26.09.1997 № 125-FZ (About freedom of worship and about religious associations: the federal law of 26.09.1997 no. 125-FZ). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (accessed 28.01.2019).
13. Ustav Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi (priniat na Arkhiereiskom Sobore 2000 g., s vnesennymi v nego popravkami Arkhiereiskikh Soborov 2008, 2011, 2013, 2016 i 2017 gg.) (The charter of Russian Orthodox Church (it is accepted on Hierarchal Cathedral of 2000, with the amendments of Hierarchal Cathedrals 2008, 2011, 2013, 2016 and 2017 of made to it)). Available at: http://www.patriarchia.ru/db/document/133114/page2.html (accessed 15.01.2019).
14. Iakimova T. B. Non-profit organizations as the main institution of civil society in Russia. Vestnik TGPU = TSPUBulletin, 2013, no. 12 (140), pp. 116-119 (in Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Гартина Юлия Александровна — кандидат юридических наук, доцент, кафедра частного и публичного права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Гудилин Денис Сергеевич — магистрант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
AUTHORS
Gartina Yuliya Alexandrovna — Candidate of law, associate professor, department of Private and Public Law, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
Gudilin Denis Sergeevich — Master student, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Гартина Ю.А. Правовое положение русской православной церкви как некоммерческой организации / Ю.А. Гартина, Д.С. Гудилин // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2019. — Т. 7, № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Gartina Y. A., Gudilin D. S. Legal status of the Russian Orthodox Church as a nonprofit organization. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2019, vol. 7, no. 1, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).