Научная статья на тему 'Правовое сознание военнослужащих и зарождение системы его формирования в Русской армии'

Правовое сознание военнослужащих и зарождение системы его формирования в Русской армии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
210
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО / LEGAL CONSCIOUSNESS OF THE SERVICEMAN / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / LEGAL CULTURE OF PERSONALITY / ВОИНСКАЯ ДОБЛЕСТЬ / ЧЕСТЬ / HONOR / ПРАВОПОРЯДОК В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ / LAW AND ORDER IN MILITARY UNIT / MILITARY PROWESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пoлищук Сергей Викторович

В статье рассматриваются исторические предпосылки и национальные особенности формирования правового сознания и правовой культуры военнослужащих Русской армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal consciousness of servicemen and the origin of its formation in the Russian army

The article considers historical preconditions and national peculiarities of the process of formation of legal consciousness and legal culture of the servicemen of the Russian army.

Текст научной работы на тему «Правовое сознание военнослужащих и зарождение системы его формирования в Русской армии»

С.В. ПОЛИЩУК кандидат юридических наук, доцент, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ВА РВСН имени Петра Великого*

Правовое сознание военнослужащих и зарождение системы его формирования в Русской армии

«Кто к знамени присягал единожды, тот у оного до смерти стоять должен»

Петр I

Деятельность военнослужащих всегда была связана с важной для обеспечения безопасности государства функцией - его вооруженной защитой, качественное выполнение

1

которой достаточно тесно связано с уровнем правосознания военнослужащих. Всеохватывающий характер правосознания, определяющий его особое место и роль в юридической науке и практике, позволяет утверждать, что все проблемы государственно-правовой жизни - это проблемы правового сознания. Правосознание военнослужащих представляет собой относительно самостоятельную область их духовного мира, в которой отражена практика следования юридическим установлениям государства, а также знания, интересы, ценностные ориентации, цели, средства и способы социальной активности воинов по реализации правовых норм и принципов выполнения воинского долга по защите Отечества.

Дух армии всегда являлся важнейшим показателем развития военной организации общества. Известно, например, высказывание Наполеона о том, что успех в военном деле на три четверти зависит от духовных элементов и только на

* Полищук Сергей Викторович, e-mail: polishuk67@mail.ru

1 «Правосознание - это совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям» (Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2004, с. 240).

одну четверть от материальных . За последнее время в духовной жизни военнослужащих произошли значительные изменения. Духовные связи между поколениями во многом оказались разорванными, что сказалось на состоянии правосознания граждан, в том числе и военнослужащих, нашей страны. Утеряны многие лучшие традиции Русской и Советской армий, которые формировали высокий моральный дух защитников Родины. В этой связи стала очевидной необходимость обращения к проблеме формирования и развития духовного мира военнослужащих, включая правосознание.

Для воина на Руси главным движущим началом его военно-профессиональной деятельности издревле являлись не служба за материальное вознаграждение, а служение своему Отечеству во благо народа, защита своей Родины. В идее служения на нравственно-религиозной основе осуществлено примирение человека с второстепенностью его прав в сравнении с обязанностями, с их несущественностью, зыбкостью, декларативностью. А.А. Керсновский в замечательном труде по истории Русской армии подчеркивал: «Сущностью русской национальной военной доктрины является превосходство духа над материей»2. Духовные основы воинского воспитания - это совокупность идей, цельных теоретических систем, взглядов, чувств, устойчивых настроений, верований, ценностей военнослужащих, а также традиций, норм и отношений, формирующихся в ходе службы в рядах Вооруженных Сил.

Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм. Ведущий себя культурно субъект предпочитает лично ознакомиться с правовым актом (законом, приказом, договором и т.п.), выбрать нужные юридические средства и возможности и действовать сообразно правовым требованиям, считая их социально ценными3.

Представления о правовом сознании и культуре дают различные источники: мифы, летописи, исследования исто-

1 См.: Корякин В.Ф., Четвертакова Ж.В. Духовные основы воинской дисциплины Российской армии: исторический подход // Аналитика культурологии, 2010, № 17.

2 Керсновский А.А. История русской армии.В 4 т. М., 1992, т. 1, с. 144.

3 См.: Певцова Е.А. Правовая культура личности // Основы государства и права, 2008, № 1-2, с. 30.

риков, социологов, психологов, религиозная, философская, политико-правовая литература, юридические памятники, географические карты, этнографические и археологические данные. В их число некоторые авторы включают ведическую литературу, значение которой и обосновывается, и отвергается по причине принадлежности ее к мифологическим источникам. Достоверность этих источников, с одной стороны, признается далеко не бесспорной. С другой стороны, отмечается, что мифология является специфической формой сохранения и передачи древних знаний, мировоззренческих установок, заповедей, традиций. А.Ф. Лосев в понятии мифа усматривал диалектическую,необ-ходимую категорию сознания и бытия вообще, в мифологии - способ постижения абсолютного бытия, выражавшийся в поведении, которое являлось и знанием, и верой1. В.Г. Графский считает мифологическое мышление вполне самодостаточным, не нуждающимся в уточнениях и проверке на достоверность2. Вопросы правового сознания отражены и во взглядах русских правителей Игоря, Олега, Ярослава, Владимира Мономаха, Ивана III, Ивана Грозного и др.; священнослужителей Илариона, Филофея и др.

Русское правосознание имеет тяжелое историческое наследие: удельные раздоры и татарское иго в средние века, влияние кочевого и разбойничьего юго-востока, многочисленные народные восстания, бунты и беспрерывная череда дворцовых переворотов XVI-XVIII вв., революционное движение XIX в.и т.д. «Все это нарастало на тот особый склад души, который можно охарактеризовать как недисциплинированность, как славянский индивидуализм, как славянскую

3

тягу к анархии, как естественную темпераментность» . Российскому правосознанию всегда был присущ взгляд на право как на обязательные предписания стоящих на вершине власти людей, что свойственно обществам традиционно-патриархального типа. Формирование и эволюция российской правовой культуры и правового сознания происходили в рамках оппозиции права и морали. Особенностью российского правосознания стала неразрывная связь права с

1 См./ Лосев А.Ф. Диалектика миф а// Философия. Мифология. Культура. М., 1991, с. 173, 174.

2 Графский В.Г. История политических и правовых учений. М., 2005, с. 34.

3 Ильин И.А. О сущности правосознания // Собр. соч. М., 1994, т. IV, с. 191.

нравственными духовными началами, с христианской добродетелью. По словам И.А. Ильина, «религия имеет способность и призвание определять личность и судьбу человека, преобразуя весь его характер, все его миросозерцание и всю его жизненную деятельность. Естественно, что она приобретает решающее влияние и на его правосознание, и на его государственный образ действий»1.

Процесс формирования правового сознания и культуры военнослужащих берет свое начало у истоков мифологических представлений о справедливости, «о правильном, нормальном». Источником правовой культуры являются не только «те или иные языковые формулы и конструкции, но и наиболее устойчивые и глубокие мифические представления и образы древних людей о порядке, гармонии и дисгармонии, нарушении порядка и его восстановлении, о деянии и воздаянии, норме, обычае и последствиях их нарушения»2. Язычество должно было возбуждать в людях воинственность, отвагу, которая так необходима в борьбе с врагом. В былинах, мифах, сказаниях прославлялась сила воинов, оберегающих родную землю, свой род. Чувство необходимости защищать свою землю подпитывалось и тем, что боги помогают и что сами воины со «святой» кровью -потомки этих богов. Но итог очевиден: воин, воодушевленный идеей, что ему помогут и его предки, и боги, шел в бой с большим энтузиазмом. Он защищал свою землю - святую Русь, боролся за будущее и настоящее своего рода, за землю, за которую воевали его предки. И не зря тогда говорили, что там, где пролита кровь наша, там земля наша3. Воспитывая в себе готовностьк смерти, воин должен помнить, во имя чего он это делает; сообщая себе способность убивать других, он должен черпать свой мотив и свою решимость в государственной цели и в воле к ее достижению. Военное воспитание, оторванное от чувства духовного достоинства, есть воспитание способности к систематическому и беспринципному убийству, но это уже не воспитание души, а ее нравственное умерщвление и духов-

1 Ильин И.А. О сущности правосознания // Собр. соч., т. IV, с. 392.

2 Семитко А.П. Русская правовая культура: иерархические и социально-экономические истоки и предпосылки // Государство и право, 1992, № 5, с. 10.

3 См.: Щедрин О.Г. Этнические особенности русского правосознания: Дисс. ...канд. юрид. наук. Ростов-н/Д., 2004.

ное извращение. Именно поэтому военная подготовка нелепа и гибельна вне духовного воспитания человека1.

Появление первых представителей сословия военно-служилого дворянства на Руси относится к IX в. В дружинных семьях особое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения уже с раннего детства в духе воинства. Основной задачей наставников молодого воина была выработка в нём того комплекса качеств, которые считались необходимыми в профессии дружинника, т. е. воспитание человека физически сильного, владеющего в полной мере военным искусством, вооружённого знанием моральных принципов господствующего класса. Развивать в детях дружинников военный дух и почитание воинской доблести были призваны ежегодные праздники мальчиков. Постриг и переход сына с пяти-семи лет на мужскую половину отца является одним из традиционных русских праздников, который праздновался повсеместно на Руси. Высшим пунктом морального обучения дружинной молоди в духе учения Христа являлась выработка верности государю, который также рассматривался как отец воина.

Сыновний долг, таким образом, служил как бы основой любви и приравнивался к верности князю. Князь Александр Невский говорил: «Если виновным в государственной измене является ваш отец, я не склоню вас к измене ему; поступить так - значило бы погрешить против справедливости. Сыновняя любовь и верность суть одинаковые добродетели, поэтому вы лично должны знать, как поступить в подобном случае, я предоставляю решение подобного вопроса вашей совести»2. Не меньшим уважением, чем отец, пользовался учитель молодого дружинника. Авторитет наставника был очень высок, его приказы выполнялись беспрекословно. Популярное изречение гласило: «Родитель тот, кто произвёл меня на свет, учитель тот, кто делает меня человеком». Духовное обучение учителя, часто священника, в воспитании воинов считалось неоценимым. За воспитание человека нельзя было дать материальное вознаграждение, так как нельзя измерить неосязаемое и неизмеримое, за него следовало бесконечно почитать и превозносить своего учителя.

1 См.: Ильин И.А. О сущности правосознания // Собр. соч., т. IV, с. 320.

2 Цит. по/ Зиякин Б.Н. Обучение древнего русского воина // Краткая история спецслужб. М., 2009, с. 6.

Обучение в семье и наставления учителя были двумя основными факторами воспитания молодёжи сословия дружинников, формировавшими идеал воина, основанный на мифических сказаниях, христианском безразличии к смерти, древнем культе сыновней почтительности и чисто русской черте - верности своему князю.

Будущих дружинников старались растить бесстрашными и смелыми воинами, развивали в них качества, которые считались в среде дружинников самыми главными добродетелями. Обладая ими, воин мог пожертвовать своей собственной жизнью ради жизни другого, «положить живот за други своя», особенно за жизнь своего покровителя и господина. Отличительной особенностью всех русских видов военных искусств являлось то, что основной акцент при овладении ими делался прежде всего на нравственно-моральную сторону и развитие духовных способностей дружинника, т.е. на психическую уравновешенность воина, а затем уже на формирование физически развитой личности.

«Не в силе Бог, а в Правде» - с этими словами Александра Невского русские люди веками поднимались на защиту родной земли от нашествий. Отношение народа к войне было глубоко христианским, евангельским. Русскую армию не случайно именовали христолюбивым воинством. Генералиссимус Александр Васильевич Суворов, как единодушно признают все военные историки и мыслители, своей жизнью и своими победами явил дух русского воина. Христолюбивого русского воина. Суворов, как и Ушаков считал основой воинского духа и доблести веру в Бога, чистую совесть и высокую нравственность. Суворов, не знавший ни одного поражения, своей жизнью доказал христианскую истину «непобедим победивший себя»1. На протяжении почти трех столетий отечественная военная мысль пополнялась богатейшим материалом по теме обучения и воспитания войск. Многие полководцы и военачальники, офицеры и генералы Русской армии прекрасно понимали значение нравственного элемента в обучении и воспитании войск и тем самым объективно становились носителями национально-патриотических идей.

1 Саулкин В. Русская народная линия. Слово об Александре Васильевиче Суворове. М., 2012, с. 45.

Одним из лучших достижений прошлого является выработанный столетиями кодекс нравственности в Русской армии. Речь идет, прежде всего, о таких непреходящих ценностях, как честь и воинский долг, о системе воспитания этих прекрасных качеств у русских солдат и офицеров. Воинская честь - это самая главная добродетель солдата. Величие и могущество, которых достигла Россия к концу XVIII в., не были щедрым даром провидения. Они явились результатом колоссального напряжения всех материальных и духовных сил народа и страны. Конец XVII - начало XVIII в., когда реформами Петра I были созданы регулярные армия и флот России, можно по праву считать началом формирования единой системы обучения и воспитания офицеров и солдат. Именно тогда закладывались взгляды и принципы, на основе которых в дальнейшем развивалась отечественная школа военной педагогики. При любви и внимании Петра I ко всему военному в первую очередь подверглись кодификации военное право и государственный механизм в целом, что наложило свой отпечаток на процесс формирования правосознания и культуры у армейских лиц. Выше всего Петр I ставил нравственное воспитание армии. Средствами воспитания высоких нравственных начал в Русской армии, по его мнению, являлись дисциплина, требование от офицеров твердого характера, сознательного отношения к своему долгу, а также личный пример служения Отечеству1.

Вопросы поддержания на должном уровне оборонного могущества России и боевой готовности Русской армии, деятельности войск, жизни и быта военнослужащих были детально регламентированы законами и иными нормативными актами. Это обеспечивало организованность и единство действий военнослужащих, мобилизовало их на безупречное несение военной службы, содействовало успешному выполнению ими воинского долга. Право служило эффективным средством охраны боеспособности Русской армии и установленного в ней правопорядка от каких бы то ни было посягательств. Установление запретов совершать действия, причиняющие ущерб интересам обороноспособности России и её армии, введение ответственности за нарушение правовых предписаний создавали необходимые условия для

1 См.: Лепешинский И.Ю., Глебов В.В., Листков В.Б., Терехов В.Ф. Основы военной педагогики и психологии. Омск, 2011, с. 64.

предупреждения дисциплинарных проступков и преступлений, причинения материального ущерба государству, способствовали укреплению воинской дисциплины и правопорядка в воинских частях и подразделениях. Выражая в нормах права идеи и принципы военного строительства и способы обеспечения их реализации, государство влияло тем самым на сознание военнослужащих, воспитывая у них внутреннюю убеждённость в справедливости и целесообразности проводимой работы по защите Отечества.

В 1867 г. была проведена военно-судебная реформа, занимающая особое место в ряду многочисленных реформ второй половины XIX в. Она была продиктована необходимостью приведения порядка отправления правосудия в Русской армии в соответствие с теми кардинальными изменениями, которые уже произошли во многих сферах общественной и государственной жизни России. В 1917 г. Временное правительство, пришедшее к власти в результате Февральской революции, вынуждено было в условиях жесточайшего системного кризиса и чрезвычайного положения реформировать органы военной юстиции Российской империи и создать новую систему правового воспитания.

Во второй половине XIX в. вопросы, связанные с воинской дисциплиной, привлекли внимание не только военных, но и всего российского общества. Болезненная реакция на неудачу в Крымской войне подтолкнула исследователей к поискам причин, приведших к поражению России, тем более что солдата, войскового офицера Русской армии никто не упрекал в отсутствии храбрости или дисциплинированности. В это время происходят существенные изменения в обучении и воспитании войск. Значительное влияние на них оказали идеи и взгляды М.И. Драгомирова, который разработал стройную систему обучения и воспитания. Педагог-новатор выделял три основные стороны военного воспитания: воспитание ума и воли, воспитание нравственное и воспитание физическое.

Центром всей воспитательной работы, по мнению Драгомирова, должно быть нравственное воспитание. Он считал, что моральный фактор является решающим фактором и от степени нравственной подготовки армии зависят судьбы войны. Для обеспечения успеха в бою и в войне необходимо, чтобы воины обладали высокими нравственными качествами, способными сделать армию «твердой и упругой». Среди

этих качеств Драгомиров на первый план ставит патриотизм, преданность государю и Родине до самоотвержения. «Выше всего, - отмечал он, - готовность страдать и умирать, т.е. самоотвержение: оно освящает повиновение, оно злейшее иго делает благим, тягчайшее бремя легким; оно дает силу претерпеть до конца, принести родине жертву высшей любви...»1. Утверждение в воинах истинной религиозности, при которой в самых трудных, отчаянных положениях какой-либо подходящей заповеди было бы совершенно достаточно, чтобы дать военнослужащим стимул для дисциплинированного поведения, когда бы «религия порождала состояние души, дававшее счастье»», являлось краеугольным камнем стратегии воспитания дисциплинированности.

При существовавших тогда различиях в сути воинской дисциплины признавалась незыблемость базисных ценностей, на которых основывалась воинская дисциплина. Это, прежде всего, «беспредельная благоговейная преданность к Верховному Вождю всей армии и Самодержавному Владыке всея России Государю Императору». Мысль о богоизбранности императора, сакральном характере власти ни у кого из военачальников, офицеров не вызывала сомнений и проводилась в жизнь всеми формами работы по поддержанию воинской дисциплины у личного состава. «Солдат чувствует и верит, что если он подвергается всем тяготам, всем лишениям солдатской жизни, если он всегда готов на смерть, то за Церковь, Государя и Отечество», -писал генерал-фельдмаршал И.Ф. Паскевич2.

В России в силу ее исторической специфики, национальных традиций, геополитического положения русскому народу приходилось вести непрерывную борьбу за свою независимость. Поэтому укреплению духа армии придавалось всегда большое значение. Сегодня, когда осуществляется реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации, протекающее в сложных экономических и политических условиях, роль духовного фактора неизмеримо возрастает.

В последние годы заметно повысился интерес к российской военной истории, традициям Российской и Советской армий, их духовным ценностям. Это тот бесценный мате-

1 Драгомиров М.И. Избранные труды. М., 1956, с. 344.

2 Цит. по: Щербатов А.П. Генерал-фельдмаршал князь Паскевич. Его жизнь и деятельность. В 9 т. СПб., 1904, т. 7, с. 234.

риал, который должен послужить и служит основой духовного возрождения Вооруженных Сил РФ, укрепления морального духа военнослужащих армии и флота, заполнить духовный «вакуум», образовавшийся в сознании многих воинов после распада СССР. Наша история богата героическими примерами самоотверженного выполнения воинского долга, соблюдения воинской чести и достоинства, любви к Отечеству. Это и должно лежать в основе духовного воспитания современных защитников государства Российского, наследников славы Александра Невского, Суворова, Ушакова, Кутузова, Нахимова, Скобелева, Жукова и многих других.

Полищук С.В. Правовое сознание военнослужащих и зарождение системы его формирования в Русской армии. В

статье рассматриваются исторические предпосылки и национальные особенности формирования правового сознания и правовой культуры военнослужащих Русской армии.

Ключевые слова: правовое сознание военнослужащего, правовая культура личности, воинская доблесть, честь, правопорядок в воинской части.

Polishchuk S.V. Legal consciousness of servicemen and the origin of its formation in the Russian army. The article considers historical preconditions and national peculiaritiesof the process of formation of legal consciousness and legal culture of the servicemen of the Russian army.

Keywords: legal consciousness of the serviceman, legal culture of personality, military prowess, honor, law and order in military unit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.