Научная статья на тему 'Определение понятия «Воинское воспитание» военными теоретиками конца XIX - начала XX вв'

Определение понятия «Воинское воспитание» военными теоретиками конца XIX - начала XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
466
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ АРМИЯ / ВОЕННО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ / ВОИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ДИСЦИПЛИНА / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / RUSSIAN ARMY / MILITARY THEORY / MILITARY UPBRINGING / MILITARY PSYCHOLOGY / DISCIPLINE / MILITARY PERSONNEL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лазарев Константин Владимирович

Боеспособность вооруженных сил и их моральный облик являются прямым показателем суверенитета страны, необходимого для существования любого государства. Проблемы воспитания военнослужащих всегда представляли особый научный интерес. Особенно активно эта тема обсуждалась на рубеже XIX-XX вв. после поражения в Русско-японской войне 1904-1905 гг. В статье главное внимание уделено определению понятия «воинское воспитание», как его понимали военные теоретики концаXIXначалаXX вв., проанализированы позиции не только военных теоретиков, но и представителей передовой офицерской общественности: строевых офицеров и преподавателей военно-учебных заведений. На основании широкого круга источников выделены основные направления в военно-теоретической мысли России, сопоставлены взгляды на предмет и содержание военного воспитания, выражаемые «теоретиками», главным образом это работники военных академий, и «практиками» представителями передовой офицерской общественности. Делается вывод о том, что ни у военного руководства, ни у представителей офицерского корпуса не было единого мнения на предмет военного воспитания, что объясняется борьбой консервативных и либеральных тенденций в военном деле, которые приводили к тому, что каждый начальник в части выступал сам себе воспитателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The definition of the concept «military upbringing» by military theorists at the turn of the 20th century

The combatant value of the armed forces and their moral character is a direct indicator of the sovereignty, necessary for the existence of any state. There has always been special scientific interest about issues of military upbringing. The climax of discussion of this subject was at the turn of the 20th century, when the Russian Empire was defeated by the Japanese. In this article, special attention is paid to the definition of «military upbringing». The article analyses the position of both military theorists and representatives of serving officers: combatant officers and teachers of military schools. The main trends of military theory in Russia were revealed: «theorists», mainly high-ranking officers of military academies and «pragmatists», the representatives of serving officers. Their views on the subject of military upbringing were compared. The conclusion is that neither the military authorities nor the representatives of serving officers had the consensus on the subject of military upbringing. The reason of this situation can be the struggle of conservative and liberal trends in warfare. As a result each commander in a military unit acted as an educator according his own principles.

Текст научной работы на тему «Определение понятия «Воинское воспитание» военными теоретиками конца XIX - начала XX вв»

УДК 355.23

Лазарев Константин Владимирович

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

LK0991@yandex.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ВОИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» ВОЕННЫМИ ТЕОРЕТИКАМИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ.

Боеспособность вооруженных сил и их моральный облик являются прямым показателем суверенитета страны, необходимого для существования любого государства. Проблемы воспитания военнослужащих всегда представляли особый научный интерес. Особенно активно эта тема обсуждалась на рубеже XIX-XX вв. после поражения в Русско-японской войне 1904-1905 гг.

В статье главное внимание уделено определению понятия «воинское воспитание», как его понимали военные теоретики концаXIX- началаXX вв., проанализированы позиции не только военных теоретиков, но и представителей передовой офицерской общественности: строевых офицеров и преподавателей военно-учебных заведений.

На основании широкого круга источников выделены основные направления в военно-теоретической мысли России, сопоставлены взгляды на предмет и содержание военного воспитания, выражаемые «теоретиками», главным образом это работники военных академий, и «практиками» - представителями передовой офицерской общественности.

Делается вывод о том, что ни у военного руководства, ни у представителей офицерского корпуса не было единого мнения на предмет военного воспитания, что объясняется борьбой консервативных и либеральных тенденций в военном деле, которые приводили к тому, что каждый начальник в части выступал сам себе воспитателем.

Ключевые слова: русская армия, военно-теоретическая мысль, воинское воспитание, военная психология, дисциплина, военнослужащие.

Термин «военное, или воинское, воспитание» неоднократно использовался военными, но четкого его определения долгий период времени не существовало. Под военным воспитанием понимался набор определенных качеств воина, от которых зависела победа в бою. Набор этих качеств в представлении разных военных сильно отличался.

Начальник штаба 1-й гвардейской кавалерийской дивизии, а в прошлом - преподаватель академии Генерального штаба К.И. Дружинин под воспитанием понимал формирование воинского духа. Он считал, что воинский дух состоит из «мужества, храбрости, воинственности, благородства, дисциплины, самоотверженности, веры в свои силы, инициативы, бодрости и выносливости» [5, с. 2].

Экстраординарный профессор Александровской военно-юридической академии С.А. Друцкой был иного мнения. В военном воспитании он отдавал приоритет дисциплине, и все воспитательные меры сводил к различным способам подчинения солдата воле командира [6, с. 874].

От подобного одностороннего понимания военного воспитания предостерегал известный военный теоретик и создатель собственной системы подготовки и воспитания войск М.И. Драгомиров. Он отмечал, что тот, «кто сказал воспитание, тот сказал и нравственное, и физическое воспитание. Кто сказал муштра, сказал только дрессировка рук и ног, которая не включает в себя нравственного воспитания, а иногда даже исключает его». «Не муштруйте, а воспитывайте», - призывал М.И. Драгомиров.

Под нравственным воспитанием он понимал нравственную упругость. Она состояла из находчивости, доведенной до того, что боец не теряется ни от какой неожиданности; решимости и упор-

ства; способности хладнокровно оценить свое положение в самые критические минуты.

Главную задачу воинского воспитания он видел в формировании у солдата «чувства долга... готовности пожертвовать собой для выручки товарища, неустрашимости, находчивости, беспрекословного повиновения воле начальника во всем, касающемся службы. Способности выносить тяготы и лишения венного времени, безропотно и без быстрого истощения сил» [4, с. 34.]. Для других родов войск задачи военного воспитания существенно не отличались.

Однако с М.И. Драгомировым были согласны далеко не все. Так, автор статьи «Основы военного воспитания во Франции» (1907 г.), скрывающийся под псевдонимом М. Б., видел главной задачей нравственного воспитания «умение преодолеть дурные стремления, развитие великодушных черт (доброты, любви к истине и прекрасному), а также в воспитании воли» [11, с. 71].

Другой исследователь, Кашин, автор статьи «роль психологии в военном деле» (1906 г.), под нравственным элементом понимал «совокупность тех психических настроений, которые в своем целом придают войску уверенность в себе и решимость победить противника... в решимости скорее всем погибнуть. чем уступить врагу» [9, с. 613].

Несколько иную трактовку структуры воинского воспитания предложил капитан 2-го ранга И.Г. Энгельман, выделяя в нем пять разделов, во многом дублирующих друг друга. По его мнению, военное воспитание состоит из нравственного, гражданского, общественного, физического и военного воспитания. Под нравственным воспитанием он понимал религиозность и нравственность; к гражданскому воспитанию относил преданность государю императору, любовь к родине и уважение

30

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «jij- № 3, 2016

© Лазарев К.В., 2016

Определение понятия «воинское воспитание» военными теоретиками конца XIX - начала XX вв.

законов; к общественному воспитанию - любовь и уважение к родным; к физическому - сохранение своего здоровья; к военному - соблюдение присяги, почитание знамени, дисциплины и прочие элементы воина [14, с. 34].

Иногда под воспитанием подразумевалось обучение. Например, русский военный деятель барон А.В. Каульбарс для улучшения воспитания в войсках предложил составлять расписание таким образом, чтобы можно было свободно распределять различные отделы обучения между офицерами [10, с. 27-28]. Эта мера позволила бы, по его мнению, уделить большее внимание «западающим» разделам боевой подготовки.

Французский военный деятель Ж. Дюрьи, работы которого были не только переведены в России, но и разобраны на цитаты, по-своему определял задачи воинского воспитания. В нем он видел средство борьбы против принципов социализма, которые, по его мнению, разлагающе действовали на армию. Под военным воспитанием он понимал принятие офицерами на себя роли воспитателя, руководителя нравственной и духовной жизни солдат [7, с. 32].

Первым задачу систематизировать и обобщить всю информацию, отражающую основные принципы и обязанности воспитания в армии, поставил в 1908 г. полковник В.Л. Райковский. Многие рекомендации, по его словам, основаны на многолетнем служебном и строевом опыте и необходимы для проведения в жизнь.

Под задачами воспитания он понимал не только «воспитание отдельного бойца и целых масс, но и самовоспитание всех качеств и достоинств высшего порядка в офицерском составе для успешного выполнения всех сложных и ответственных операций в военное время и в систематической, кропотливой работе мирного времени, в целях наилучшей подготовки и воспитания отдельного бойца и целых масс их, а также начальников низших, средних и высших степеней для конечной цели, каковой является опять же война» [13, с. 10].

Неудивительно, что обобщение В.Л. Райков-ского ясности в определение структуры воспитания не внесло. Поэтому вполне объективным представляется рекомендация артиллерийского офицера Д.Н. Вердеревского о срочной необходимости «формулирования четкого понятия "воспитания", понятного для широкого круга офицерства» [3, с. 45]. Последнее поможет вселить в офицера живой дух и избежать повторения неудач русско-японской войны 1904-1905 гг.

Единственным, кто решил обратиться к инструкции, определяющей правила военного воспитания 1899 г., был штабс-капитан 163-го пехотного Ленкоранско-Нашебургского полка К.Ф. Бородич. Согласно инструкции, «военное воспитание должно заключаться в развитии чувства долга в обра-

зовании честного, строгого, исполнительного характера, в упрочении сознания о высоком значении воина, призванного к защите престола и отечества, и в прочном усвоении воинской дисциплины и чинопочитания» [2, с. 43].

Характерно, что в словарях второй половины XIX в. определения понятия «воинское воспитание» тоже нет. В современном понимании термина встречаются лишь близкие ему в смысловом отношении слова, такие как «патриотизм», «военный дух» и «воспитание». Однако, как показало наше исследование, для многих военных эти понятия не были связаны с военным воспитанием.

Трактовка воинского воспитания претерпевает серьезные изменения лишь после Русско-японской войны 1904-1905 гг., когда к обсуждению проблемы присоединилась передовая офицерская общественность. Среди главных причин поражения в войне они назвали отсутствие воли и слабость боевого духа войск.

Необходимость усиления нравственного воспитания хорошо просматривается по отчётам о службе и деятельности войск. Так, в отчёте о службе и деятельности войск 8-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии за время с 27 января 1904 г. по 1 сентября 1905 г. указывалось на необходимость больше обращать внимание на внутренний мир людей, на укрепление в них чувства патриотизма, долга, уважения к армии и её славному боевому прошлому. «Пора перестать ограничиваться так называемой "словесностью", которая обыкновенно проводится самым бездушным, шаблонным порядком» [1, Л. 121]. Необходимо было использовать новые и «хорошо забытые» приёмы и формы работы.

В 1907 г. с интересной трактовкой понятия «военное воспитание» выступил П.А. Кавтарад-зе. Обобщая, он отмечал: «...мы пришли к самому простому понятию определения военного воспитания как организации внутренних сил человека, приобретённых привычек и намерений (навыков), руководящих поведением солдата в бою и на войне... Воински невоспитанный солдат тот, кого ставит в тупик всё, кроме наиболее для него привычных положений. Напротив, воински воспитанный, руководствуясь примерами, которыми богата его память, и приобретёнными им отвлечёнными понятиями о долге, чести и храбрости, выходит из затруднений и при таких окружающих условиях, в которых он раньше не был» [8, с. 18].

Нетрудно догадаться, что приобретение у воинов этих «привычек и намерений» и формирование у них «отвлеченных понятий о долге и чести» достигалось, по мнению П.А. Кавтарадзе, путем дрессировки и муштры, то есть в традициях «прусско-гатчинской школы» военного воспитания.

Таким образом, вплоть до начала Первой мировой войны 1914-1918 гг. единого понимания, что такое военное воспитание, в среде военных не было.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2016

31

Наиболее удачную попытку дать определение понятия «военное воспитание» предпринял коллектив авторов «Военной энциклопедии» в 1912 г. (опубликована под редакцией полковника Генерального штаба В.Ф. Новицкого). Под военным воспитанием здесь понимается наиболее важный и сложный отдел боевого обучения личного состава армии, которое должно подготовить его к войне в нравственном, умственном и физическом отношениях.

Под нравственным воспитанием понималось воздействие на разум и сердце человека таким образом, чтобы развить в нем навык руководствоваться в службе и деятельности высшими представлениями и побуждениями, которые служат источником военной доблести, облегчая человеку победу над противодействующими этим доблестям страстями и эгоистическими инстинктами, особенно над животным чувством самосохранения.

К таким высшим побуждениям относили: религиозность, патриотизм, чувство долга, чувство чести, честолюбие и славолюбие, чувство общественности (корпоративности).

Под религиозностью понимали покорность военного своей судьбе и отсутствие страха смерти. Под патриотизмом подразумевалась любовь к своему Отечеству, национальности и Государю. Чувство долга выражалось в покорности законам и правилам службы, то есть в дисциплине. Под чувством чести, честолюбием и славолюбием понималась любовь к славе и уважение к званию. Под корпоративностью - взаимопомощь и взаимная выручка.

Умственное военное воспитание сводилось к пониманию военнослужащими поставленных перед ними задач, формированию у них глазомера, чутья, то есть способности быстро оценивать обстановку и проявлять находчивость и смекалку.

Целью физического воспитания было укрепление здоровья военнослужащего и превращение его в сильного, выносливого, неприхотливого, ловкого и смелого бойца. Меры военного воспитания должны быть направлены на формирование военнослужащего, обладающего «непоколебимой преданностью военному делу, выдающейся сознательностью поступков, предприимчивостью, самостоятельностью и находчивостью, покорностью военному долгу и дисциплине, неистощимой телесной и духовной энергией, высокой честностью, наклонностью к тесному служебному товариществу, а главное - беззаветным мужеством, храбростью, твердостью, решимостью и самоотверженностью» [12, с. 485].

Таким образом, во второй половине XIX - начале XX вв. понятие военного воспитания находилось в стадии становления. Представители военных академий, которые в первую очередь и должны были заниматься разработкой военной науки, тему военного воспитания обходили стороной. Причины этого заключались в том, что «академисты»,

вслед за Г.А. Леером, считали военное дело наукой с формулами и с конечным результатом в виде победы или поражения. Влияние нравственного компонента на исход боя они не могли точно измерить. Поэтому вопросы военного воспитания представители академий рассматривали поверхностно, чаще всего лишь цитируя уже известное высказывание Наполеона I о том, что % успеха в бою зависит от нравственных сил бойца. Составные части этих нравственных сил не уточнялись.

В нормативно-правовых документах прослеживается доминирование дисциплинарного компонента над нравственным. Так, в «Положении о главном управлении военно-учебных заведений» отмечалась, что целью военного воспитания юнкеров было формирование у них воинской дисциплины и чинопочитания, подчинения старшим по званию, исполнительности, чувства долга, честности, мужественности и товарищеского духа.

Представители же передовой офицерской общественности предпринимали попытки сформулировать свое определение понятия «военное воспитание». Анализ их взглядов показал непонимание военными предмета дискуссии. Сложилось своеобразное квипрокво, при котором офицеры апеллировали одинаковым понятием, но понимание его было различным. так, под военным воспитанием отдельные военные понимали дисциплину и чинопочитание, другие - воинский дух, третьи - нравственную упругость, а четвертые - находчивость и смекалку в бою. Наиболее полное определение было сформулировано только к 1912 г. в «Военной энциклопедии», когда проведение военной реформы 1905-1912 гг. уже подошло к концу.

Библиографический список

1. Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Инж. док. фонд. - Оп. 14/3. - Д. 2760.

2. Бородин К.Ф. Воспитание и обучение юношества // Офицерская жизнь. - 1912. - № 3 (303). - С. 43.

3. Вердеревский Д.Н. О воинском воспитании // Морской сборник. -1909. - № 1. - С. 45-68.

4. Драгомиров М.И. Учебник тактики. - СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1879. - 459 с.

5. Дружинин К.И. Воинский дух // Офицерская жизнь. - Варшава, 1911. - 20 с.

6. Друцкой С.А. Военная дисциплина и способы к ее улучшению // Разведчик. - 1905. - № 786. -С. 852-856.

7. Дюрьи Ж. Современная социальная роль офицера, офицер-воспитатель: пер. с франц. -СПб.: Тип. «Бережливость», 1906. - 192 с.

8. Картарадзе П.А. Психологические основы воспитания солдата. (Очерки воен. педагогики). -СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1907. - 110 с.

9. Кашин. Роль психологии в военном деле // Офицерская жизнь. - 1906. - № 41-42. - С. 613-614.

32

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 3, 2016

Идеал красоты в отечественных женских журналах начала XX в.

10. Каульбарс А.В. Конница мысли и работа. -СПб.: Тип. А.В. Орлова, 1903. - 436 с.

11. М. Б. Основы военного воспитания во Франции // Братская помощь. - 1907. - № 2. - С. 71-86.

12. Новицкий В.Ф. Военная энциклопедия. Т. 6 / В.Ф. Новицкий, А.В. Шварц, К.И. Величко. - СПб.:

Т-во И.Д. Сытина, 1912. - 485 с.

13. Райковский В.Л. Военное воспитание // Братская помощь. - 1908. - № 6. - С. 10.

14. Энгельман И.Г. Воспитание современного солдата и матроса. - СПб.: Экон. типо-лит. 1907. -308 с.

УДК 172

Громова Анна Игоревна

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН

anna4gromova@yandex.ru

ИДЕАЛ КРАСОТЫ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЖЕНСКИХ ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX В.: ИЗМЕНЕНИЕ ПАТТЕРНОВ КОНТРОЛЯ ЗА ЖЕНСКИМ ТЕЛОМ

В статье на материале массовой литературно-общественной женской прессы рассматривается изменение отношения в обществе к женской телесности, происходившее в начале XX в. в России. Предполагается проследить изменения паттернов контроля за женским телом, а именно процесс отхода от традиционных представлений о внешнем виде женщины и ее телесно-двигательной активности и формирование нового идеала здоровой красоты. Подчеркивается особая роль женских журналов как рупора для пропаганды естественной фигуры, формируемой при помощи спорта, гимнастики и правильного питания. В статье выявляются изменения в области женской моды в сторону практичности, при этом сделан акцент на рассмотрении входивших в обиход специальных платьев и костюмов для спорта. Сходные процессы происходили и с моделями нижнего белья: на смену корсету постепенно приходили более свободные и гигиеничные фасоны.

Ключевые слова: каноны красоты, периодическая печать, спорт, мода, здоровье, женское тело, физическая активность.

В различные периоды истории господствовали свои представления об идеальных пропорциях человеческого тела. Женщина, в отличие от мужчины, была и остается зависимой от формируемых обществом стандартов и канонов красоты. В настоящее время представления о физической привлекательности женщины подвержены влиянию ряда факторов, стремящихся ее типизировать. Однако прослеживается активная тенденция к плюрализации и отходу от заданных стандартов. Данному многообразию проявлений женской телесности современное общество во многом обязано процессам, которые происходили в российском обществе начала XX в.

Цель данного исследования - через призму рекомендаций по уходу за фигурой, предлагаемых отечественной женской прессой, проанализировать изменение отношения к женской телесности в обществе и самой женщины к собственному телу. На материале женских журналов предполагается выявить, что в начале XX в. в России происходит отход от традиционных представлений о внешнем виде женщины и ее телесно-двигательной активности и формируется новый идеал естественной, здоровой красоты.

Изучение такого специфического вопроса, как женская телесность и трансформация представлений о ней, требует столь же специфического источника. Если пресса в целом является индикатором и одновременно регулятором социальных процессов, то женская пресса к тому же отражает индивидуальные запросы отдельно взятой аудитории. Поэтому для изучения образа идеального женско-

го тела и способов достижения красивой фигуры, формировавшихся в начале XX в., женские журналы являются незаменимым источником. В особенности это касается массовой литературно-общественной женской периодики, которая благодаря своей универсальности отвечала интересам широкой аудитории. Читательницей журнала этого типа могла быть и замужняя женщина, и мать семейства, и провинциальная барышня, и столичная феминистка. Отдельные журналы были ориентированы на женщин из высших сословий [33, с. 263]. Таким образом, женская массовая периодика начала XX в. благодаря обширному спектру затрагиваемых тем и широкому читательскому сегменту предоставляет наиболее разносторонний материал по изучению отношения к женской телесности в указанный период.

Женская пресса долгое время не являлась предметом специального научного интереса. Процессы идентификации в развитии женской прессы были исследованы В.В. Боннер-Смеюхой [4]. Формированию женского универсального журнала в отечественной журналистике посвящена диссертация Е.Ю. Коломийцевой [14]. Эволюция типологической структуры женской прессы была изучена Лу Мими [21]. Однако данные фундаментальные труды специально не рассматривали способы формирования отношения к идеальному телу женщины в женской отечественной периодике.

Говоря о канонах красоты конца XIX - начала XX в., современники называли их «аскетическими» - наследниками стройных, мускулистых скульптур античности и тонких очертаний эпохи

© Громова А.И., 2016

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- № 3, 2016

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.