УДК 340
DOI 10.23672/SAE.2020.2.56101
Ларина Елена Александровна
кандидат педагогических наук, заместитель директора по организационно-методической работе, Институт права
и национальной безопасности, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, доцент кафедры уголовного права и уголовного процесса ya.lari2011@yandex.ru
Виталий Юрьевич Щербаков
священник,
магистр религиоведения, первый проректор Тамбовской духовной семинарии, доцент кафедры теологии, аспирант кафедры философии и методологии науки, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина vitl.78@mail.ru
Elena A. Larina
Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Director on Organizational and Methodical work,
Institute of the Right and National Security, Associate Professor of Criminal Law and Criminal Proceedings, Tambov State University name of G.R. Derzhavin ya.lari2011@yandex.ru
Vitaly Yu. Sherbakov
Priest,
Master of Religious studies,
First Vice rector of Tambov
theological Seminary,
Associate Professor of Theology,
Graduate student of the Department
of Philosophy and Methodology of Science,
Tambov State University
University named after G.R. Derzhavin»
vitl.78@mail.ru
Поповичева Мария Вячеславовна
кандидат исторических наук, доцент кафедры
гражданско-правовых дисциплин, Тамбовский филиал Российского нового университета mar-popovicheva@yandex.ru
Maria V. Popovicheva
Candidate of Historical Sciences,
Associate Professor of the Department
of Civil Law disciplines,
Tambov branch
of the Russian new University
mar-popovicheva@yandex.ru
Юридическая сила
религиозных актов: история, теория, практика
Аннотация. Предметом исследования является юридическая сила религиозных актов, их влияние на регулирование общественных отношений, как в период современности, так и на различных исторических этапах. Объектом исследования является рассмотрение религиозных и правовых норм с позиций юридической силы. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как сопоставление иерархичности структуры религиозных и правовых норм в обществе. Особое внимание уделяется балансу между светским характером государства и юридической силы правовых и религиозных актов. В статье актуализируется проблема отличительности характера религиозных актов с позиций их содержания и упорядочения взаимоотношений в обществе применительно к Российской Федерации и странам религиозной правовой семьи.
Метод и методология исследования. Методы исследования: системный анализ, логический, историко-
Legal force
of religious acts:
history, theory, and practice
Annotation. The subject of the study is the legal force of religious acts, their influence on the regulation of public relations, both in the modern period and at various historical stages. The object of the study is to consider religious and legal norms from the point of view of legal force. The author examines in detail such aspects of the topic as the comparison of the hierarchy of the structure of religious and legal norms in society. Special attention is paid to the balance between the secular nature of the state and the legal force of legal and religious acts. The article actualizes the problem of distinguishing the nature of religious acts from the point of view of their content and ordering of relations in society in relation to the Russian Federation and the countries of the religious legal family.
Research method and methodology: Research methods: system analysis, logical, historical-legal, socio-cultural, comparative-legal, formal-legal, structural. In particular, thanks to the method of system analysis, it was
правовой, социально-культурный, сравнительно-правовой, формально-юридический, структурный. В частности, благодаря методу системного анализа, удалось оценить влияние религиозных норм на создание нормативно-правовых актов, а логический метод позволил сделать вывод о роли религиозного акта в современном обществе в вопросах формирования права. Используя историко-правовой и социально-культурные методы, удалось проследить эволюцию юридической силы религиозных актов, их вклад в развитие цивилизаций. Системный подход к изучению церковно-государственных взаимоотношений на основе принципов симфонии и синергии позволил оценить меры воздействия религиозного акта на регулирование общественных отношений на разных отрезках истории.
Научная новизна и выводы. Научная новизна публикации заключается в том, что в представленном исследовании проведен ретроспективный анализ юридической силы религиозных актов. Автором, в русле парадигмы синергетического подхода, осмыслен феномен юридической силы религиозных актов и показана их роль в формировании морали и нравственности как социальных регуляторов поведения в обществе. В современном мире национальное и международное законодательство обращается к религиозным актам, поэтому важно уважение религиозных актов в широких общественных массах, ведь соблюдение этих актов носит лишь моральный характер и предусматривает только специфические меры ответственности личности за их несоблюдение.
Ключевые слова: религиозные акты, юридическая сила, светское государство, религиозная правовая семья, нормативно-правовой акт. Церковь, правопорядок, источник права, религиозная структура, общественные отношения.
possible to assess the impact of religious norms on the creation of legal acts, and the logical method allowed us to draw a conclusion about the role of a religious act in modern society in the formation of law. Using historical-legal and socio-cultural methods, it was possible to trace the evolution of the legal force of religious acts, their contribution to the development of civilizations. A systematic approach to the study of Church-state relations based on the principles of Symphony and synergy allowed us to assess the impact of a religious act on the regulation of public relations at different periods of history. Scientific novelty and conclusions. The scientific novelty lies in the fact that the present study provides a retrospective analysis of the legal force of religious acts. The author, in line with the paradigm of the synergetic approach, comprehends the phenomenon of the legal force of religious acts and shows their role in the formation of morals and morals as social regulators of behavior in society. In the modern world, national and international legislation refers to religious acts, so it is important to respect religious acts in the General public, because compliance with these acts is only moral in nature and provides only specific measures of individual responsibility for their non-compliance.
Keywords: religious acts, legal force, secular state, religious legal family, normative legal act. Church, law and order, source of law, religious structure, social relations.
На заре формирования государственности религия играла важнейшую роль как в формировании институтов власти, общественного устройства и уклада повседневной жизни, так и в их правовом регулировании. Анализируя тексты законов государств Древнего мира, наблюдаем огромное влияние религиозных представлений на законодательство. Так, в законах Хаммурапи, обосновывая необходимость принятия этих предписаний, делается ссылка на божественное начало «... чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы подобно Шамашу восходить над черноголовыми ...» [22, с. 9, с. 124].
Что же касается законов Ману (Древняя Индия), то этот памятник права можно больше отнести к религиозному акту. Большинство этих норм, по своей структуре, по специфике санкций можно отнести к религиозным [10, с. 496].
Переход от язычества к христианству, а вместе с ним - переход от политеизма к монотеизму, не только не пошатнул влияния религии государственно-общественные отношения, но и привел к расцвету законодательства через проекцию
римского, а позднее и византийского права в юридические системы сопредельных государств. Это время (Средневековье) характеризуется построением церковно-государственных взаимоотношений на основе принципов симфонии (отражение в новеллах Юстиниана) [26, с. 108-112] и синергии, вследствие чего, нормативные акты, издаваемые Церковью, признавались светской властью обязательными к исполнению при условии их не противоречия общей государственной политике. В этот период времени получает развитие особое направление в праве - каноническое право. Специфика этой отрасли права была в том, что канонические нормы не ограничивались рамками одного государства, а распространяли свое действие на всех верующих вне зависимости от того, где они находились, и на все страны, где соответствующая религия была господствующей, например, буллы пап - булла «Audita tremendi» призывала всех католиков принять участие в третьем Крестовом походе [4].
Эпоха Возрождения, Реформация и сопровождающее ее формирование секулярного общества привели к изменению статуса религиозных актов,
которые утратили полноценную юридическую силу и стали восприниматься либо как второстепенные, то есть, регулирующие отдельные правовые области (в большей степени семейно-правовые отношения), либо как незначительные, обеспечивающие лишь внутреннюю жизнь религиозных организаций.
Вместе с тем, несмотря на утрату религиозными актами своей главенствующей роли в светских государствах, их исследование в части их юридической силы остается актуальным.
Development
Отличительной чертой религиозных актов является их содержание, особый смысл, в которых он был вложен - сама цель таких актов. С одной стороны, целью религиозных актов, также как и правовых, служит упорядочение взаимоотношений в обществе. Отличие заключается в способах достижения данной цели. Так, Виноградова О.П. под религиозными актами понимает божественные установления, которые основаны на сакральном авторитете и вере и выражены в священных писаниях и преданиях в виде нормативных установок, и, в последующим, были закреплены в законодательстве [6, с. 11]. Нельзя с этим мнением не согласиться. Подтверждающим примером служит, передача Моисею Богом десяти заповедей.
Учитывая специфику религиозных актов, исследование их юридической силы представляется целесообразным проводить по следующим критериям:
Применительно к Российской Федерации:
- юридическая сила в ретроспективном анализе;
- юридическая сила религиозных актов в современный период.
Применительно к странам религиозной правовой семьи.
В современной России статьей 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Несмотря на то, что произошло переосмысление роли религии в обществе, религиозные акты не приобрели юридическую силу в полной мере в связи с тем, что Российская Федерация признана светским государством [1, ст. 14].
Правовые и религиозные нормы находят свое сближение во многих общественных отношениях. Конституция РФ, устанавливая свободу совести и вероисповедания, служит базисом для деятельности религиозных организаций. Федеральные законы (в особенности ФЗ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»), Указы Президента, а также -местные законы воплощают в себе положения,
направленные на уважение чувств верующих. К примеру, российский законодатель в немалом перечне законов закрепил особые права священнослужителей. Им предоставлено право отсрочки от военной службы, существует положение о том, что священнослужители назначаются на соответствующую должность по работе с военнослужащими по представлению религиозной организации, они не могут быть подвергнуты допросу по фактам, изложенным им на исповеди и т.д. Трудовой кодекс РФ наделяет религиозную организацию статусом работодателя.
Как уже было отмечено, Церковь, согласно действующему законодательству, можно определить как особого рода корпорацию со специфическими корпоративными нормами (церковными, каноническими, религиозными). Так, к примеру, Жи-вулин В.А. под религиозными нормами понимает корпоративно-обязательное общее правило поведения, выражающее волю Церкви в целом или конфессионального образования, отличающееся официальным характером и формальной определенностью, обеспеченное возможностью корпоративного принуждения [9, с. 70].
Однако религиозные нормы нельзя назвать в чистом виде корпоративными по следующему основанию. Одним из признаков юридической силы (нормативно-правового акта, судебного прецедента, договора и пр.) выступает общеобязательность. Соответственно, если норма является общеобязательной, то за ее несоблюдение предполагается либо ответственность, либо государственное принуждение и т.д. В тоже время, за несоблюдение религиозных и церковных норм таких мер со стороны государства не предусматривается (если речь идет о светском государстве). А ведь именно институт государственного принуждения, порой, наделяет корпоративную норму, своего рода, статусом регулятора, который, в свою очередь, придает такой норме юридическую силу. К тому же, корпоративные нормы всегда должны носить письменный характер (еще один из признаков, придающих юридическую силу). В то же время, религиозные и церковные нормы, несмотря на их отображение в священных писаниях (Библии, Коране и пр.), могут носить и устный характер, выражающий нормы морали, традиций и обычаев, устный характер может присутствовать и во внутренних установлениях религиозной организации.
Однако так же как и корпоративные нормы, религиозные нормы не должны противоречить общегосударственным нормам. В случае возникновения подобных коллизий, приоритет всегда будет оставаться за последними, т.к. общегосударственные нормы по юридической силе стоят выше корпоративных и тем более - религиозных норм. При этом противоречивость религиозных норм общегосударственным (правовым нормам) не должна рассматриваться с позиции морали либо нравственности, поскольку правовые нормы не всегда могут основываться на данных принципах. Мораль и нравственность - это социальные регуляторы. Но стремление к морали и нравственности, устанавливаемыми религиозными нормами, все же, должно присутствовать. Противоречивость (коллизионность) религиозных и
правовых норм должна рассматриваться в русле ответственности (по большей части административной и уголовной), т.к., если деятельность религиозной организации (хотя эта деятельность и подкреплена религиозными актами) явно противоречит основополагающим принципам, то члены такой организации либо организация в целом как юридическое лицо должны нести такую ответственность.
Исходя из изложенного, следует сделать вывод о том, что, на современном этапе развития правовой сферы Российской Федерации религиозные акты практически не имеют юридической силы, но они, при определенных условиях (например, при принятии правовых норм, регулирующих религиозную сферу, государство в обязательном порядке учитывает религиозные нормы традиционных религиозных организаций и направляемые их представителями поправки и рекомендации, в частности, при встречах Президента РФ с главами Церкви), могут порождать правовые последствия и через это иметь определенную степень юридической силы, вместе с тем, не влияя на светский характер современного государства.
Рассматривая юридическую силу религиозных актов, нельзя не отметить, что в ряде стран некоторые религиозные аспекты, все же, обладают юридической силой. Речь в данном случае идет даже не о мусульманских странах, но и о западноевропейских. В некоторых из них основополагающим источником права является нормативно-правовой акт, характерный для стран романо-герман-ской правовой семьи либо судебный прецедент (в странах англо-саксонской правовой семьи).
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Собрание законодательства РФ, 20.06. 1994. № 8. Ст. 801.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации, 01.01.1996. № 1. Ст. 16.
4. Bulls and Briefs. URL : http://www.newad-vent.org/
5. Marriage Act 1949. URL : http://www.legisla-tion.gov.uk/ukpga/Geo6/12-13-14/76
6. Виноградова О.П. Религиозные аспекты в российском праве : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2011. 201 с.
Conclusions
Таким образом, в странах религиозной правовой семьи нормативно-правовой акт вторичен по отношению к религиозному акту, обладающему полной юридической силой, и в случае выявления несоответствия нормативно-правового акта религиозному акту применяться будет последний. Но, несмотря на это, в ряде государств (и мусульманских и христианских) наблюдается огосударствление религиозных норм. В России же такое огосударствление носит менее выраженный характер. Оно по большей части выражается в уставах, принятых религиозными организациями. В них и воплощаются соответствующие религиозные установления для приверженцев религиозных взглядов, а устав обладает юридической силой.
Тем не менее, и национальное, и международное законодательство говорит нам о том, что нужно именно уважать, а не соблюдать установления религиозных организаций в широких общественных массах. Соблюдение - это один из первичных факторов, на котором строится законодательство, а именно, нормативно-правовые акты, обладающие юридической силой (за несоблюдение действующего правового акта возможно применение какой-либо меры ответственности). Соблюдение же религиозных актов носит моральный характер и предусматривает специфические меры ответственности (например, анафема).
Literature:
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993, taking into account the amendments introduced by Laws of the Russian Federation about amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 № 6-FKZ, from 30.12.2008 № 7-FKZ, from 05.02.2014 № 2-FKZ, from 21.07.2014 № 11-FCL) // collected legislation of the Russian Federation, 04.08.2014. № 31. Art. 4398.
2. Federal law of 14.06.1994 № 5-FZ (ed. of 01.05.2019) «on the procedure for publication and entry into force of Federal constitutional laws, Federal laws, acts of the chambers of the Federal Assembly» // Assembly of legislation of the Russian Federation, 20.06.1994. № 8. Art. 801.
3. Family code of the Russian Federation of 29.12.1995 № 223-FZ (ed. of 02.12.2019) // Collection of legislation of the Russian Federation, 01.01.1996. № 1. Art. 16.
4. Bulls and Briefs. URL : http://www.newad-vent.org/
5. Marriage Act 1949. URL : http: //www.legislation. gov.uk/ukpga/Geo6/12-13-14/76
6. Vinogradova O.P. Religious aspects in Russian law : autoref. dis. ... cand. of law. sciences. N. Novgorod, 2011. 201 p.
7. Декреты Советской власти. Т. I. 25 октября 1917 г. 16 марта 1918 г. М. : Гос. издат-во политической литературы, 1957.
8. Дорская А.А. Эволюция понятия «государственно-конфессиональные отношения» в контексте правового развития России // История государства и права. 2012. № 3. С. 34-37.
9. Живулин В.А. Соотношение правовых и религиозных норм // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2005. № 15. С. 69-73.
10. Законы Ману / Пер. С.Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г.Ф. Ильиным. М. Эксмо-Пресс, 2002. С. 496.
11. Исаева А.А. Система источников правового регулирования статуса религиозных объединений в Российской Федерации и проблемы регионального законодательства // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 430. С. 180-187.
12. Карамзин Н. История государства Российского. М. : АСТ, 2019. С. 1264.
13. Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции и Рима. М. :СЗКЭО. 2019. С. 352.
14. Определение Конституционного Суда РФ от 18 .12.2007 г. № 851-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рязапова Нагима Габдылахатовича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 1 статьи 12 и статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации». URL : https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/1685459/ (дата обращения 23.12.2019).
15. Пермяков Ю.Е. Юридическая сила правовых суждений // Юридический аналитический журнал. 2003. № 4. С. 6-15.
16. Полянский П.Л. Правовое регулирование брачно-семейных отношений в российском обществе: история формирования отрасли семейного права: автореферат дис. ... доктора юридических наук : 12.00.01 / Полянский Павел Львович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. М., 2016. 49 с.
17. Решение Верховного Суда РФ от 20.04.2017 по делу № АКПИ17-238. URL : https://legalacts.ru/ sud/reshenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-20042017-n-akpi17-238/ (дата обращения 23.12.2019).
18. Российское законодательство Х-ХХ веков. М., 1984. Т. 1. С. 139-140.
19. Рункевич С.Г. Учреждение и первоначальное устройство Святейшего Правительствующего Синода (1721-1725 гг.). СПб., 1900.
20. Солодская М.С. Иерархия, централизация и децентрализация органов управления // Теоретический журнал CREDO. 1998. № 6. URL :
7. Decrees of the Soviet power. Volume I. October 25, 1917 March 16, 1918. M. : State publisher of political literature, 1957.
8. Dorskaya A.A. Evolution of the concept of «state-confessional relations» in the context of legal development of Russia // History of state and law. 2012. № 3. P. 34-37.
9. Zhivulin V.A. Correlation of legal and religious norms // Bulletin of the Volga state Academy of water transport. 2005. № 15. P. 69-73.
10. Laws of Manu / Translation by S. D. Elmanovich, verified and corrected by G.F. Ilyin. M. : Eksmo-Press. 2002. P. 496.
11. Isaeva A.A. System of sources of legal regulation of the status of religious associations in the Russian Federation and problems of regional legislation // Bulletin of Tomsk state University. 2018. № 430. P. 180187.
12. Karamzin N. History of the Russian state. M. : AST, 2019. P. 1264.
13. Kun N. Legends and myths of Ancient Greece and Rome. M. : SZKEO. 2019. P. 352.
14. Definition of the constitutional Court of the Russian Federation of 18 .12.2007 g. № 851-O-O «On refusal to accept for consideration the complaint of citizen Ryazapov Nagim Gabdylakhatovich for violation of his constitutional rights by the provisions of paragraph 1 of article 12 and article 14 of the Family code of the Russian Federation. URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/
1685459/ (accessed 23.12.2019).
15. Permyakov E.Yu. Legal validity of legal judgments // Legal magazine. 2003. № 4. P. 6-15.
16. Polyansky P.L. Legal regulation of marriage and family relations in Russian society: the history of the formation of the branch of family law: abstract of the dis. ... doctors of juridical science : 12.00.01 / Poly-anskiy Pavel Lvovich; [a protection Place: Mosk. state University. M.V. Lomonosov]. M., 2016. 49 p.
17. Decision of the Supreme Court of the Russian Federation of 20.04.2017 in case no. AKPI17-238. URL : https://legalacts.ru/sud/reshenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-20042017-n-akpi17-238/ (accessed 23.12.2019).
18. Russian legislation of the X-XX centuries. M., 1984. Vol. 1. P. 139-140.
19. Runkevich S.G. The Establishment and initial structure of the Holy governing Synod (1721-1725). SPb., 1900.
20. Solodskaya M.S. Hierarchy, centralization and decentralization of management bodies // Theoretical journal CREDO. 1998. № 6. URL : http://ihtik.lib.ru/
http://ihtik.lib.ru/tmp/zmnh_10sept_2005/index29_ht т1 (дата обращения 23.12.2019).
21. Туманов Д.Ю. Конституционное регулирование свободы совести в Советском государстве // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2011. Вып. 4(14). С. 15-19.
22. Тураев Б.А. Законы. М. : Директ-Медиа. 2018. С. 9. С. 124.
23. Цыпин В.А. Церковное Право. М. : МФТИ. 1996. С. 93-99. С. 442.
24. Шахов М.О. Внутренние установления религиозных организаций // Юридическое религиоведение. 2016. № 1. С. 3-27.
25. Шестакова С.В. Нормы, основанные на религиозных догматах, как источники конституционного права зарубежных стран / С.В. Шестакова, Л.Т. Чихладзе // Успехи в химии и химической технологии. 2014. № 7(156). С. 29-31.
26. Щапов Я.Н. Собрание новелл Юстиниана : в 87 главах в древнерусской письменности // Древнее право. 1УБ АЫТЮУУМ. 1998. Вып. 1(3). С. 108-112.
tmp/zmnh_10sept_2005/index29_html (accessed 23.12.2019).
21. Tumanov D.Yu. Constitutional regulation of freedom of conscience in the Soviet state // Bulletin of the Perm University. Legal science. 2011. Iss. 4(14). P. 15-19.
22. TuraevB.A. Laws Of Hammurabi. M. : Direct-Media. 2018. P. 9. P. 124.
23. Tsypin V.A. Church Law. M. : MIPT. 1996. P. 9399. P. 442.
24. Shakhov M.O. Internal regulations of religious organizations // Legal religious studies. 2016. № 1. P. 3-27.
25. Shestakova S.V. Norms based on religious dogmas as sources of constitutional law of foreign countries / S.V. Shestakova, L.T. Chikhladze // Advances in chemistry and chemical technology. 2014. № 7 (156). P. 29-31.
26. Shchapov Ya.N. Collection of the novellas of Justinian in 87 chapters in ancient writings / JAN. Shchapov // The Ancient right. IVS ANTIQVVM. 1998. Vol. 1(3). P. 108-112.