2. Забота - Поддержка - Консультирование // Новые ценности образования: сб. науч. ст. / Под ред. Н.Б. Крыловой. - М.: Инноватор, 1996. - С. 14-15.
3. Михайлова Н.Н., Юфин С.М. Педагогика поддержки: учеб.-метод. пособие. - М.: МИРОС, 2002. - 207 с.
4. Соловьева Е.Г., Фахрутдинова Г.Ж. Специфика подготовки бакалавров в системе регионального педагогического образования: культурокомпе-тентностный подход // Казанская наука. - 2013. - № 2. - С. 190-193.
ВОСПИТАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
© Хусаинова Н.Б.*
Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь
В статье обоснована необходимость воспитания межкультурной толерантности подрастающих поколений на основе этнопедагогического опыта традиционной культуры народов Северного Кавказа в современной социокультурной ситуации.
Ключевые слова: толерантность, народные традиции и обычаи, эт-нопедагогика, межкультурная толерантность, культура межнационального общения.
В связи с изменениями, происходящими в современном мире, интенсивным развитием контактов между странами и народами, становлением во всем мире открытого общества, на первый план выдвигаются проблемы межкультурного взаимодействия и толерантности.
Культура предполагает диалог. Вот почему, говоря о культуре мира, следует уточнить понятие «толерантность». Многими словарями оно трактуется как терпимость. Жизнь показывает, что толерантность - это больше, чем терпимость. Это признание права человека на его свободы. Признать такое определение толерантности - значит иметь большое мужество, ибо свобода каждого из нас заканчивается там, где начинается свобода другого [1].
Межкультурная толерантность - социальная установка, порожденная интеграционными процессами в обществе и направленная на принятие культурного многообразия в мировом пространстве [2].
Взаимодействия народной и научной педагогики по вопросам воспитания детей в духе мира и межнационального согласия мы находим в исследованиях Г.Н. Волкова, А.П. Орловой и др.
* Методист, аспирант кафедры Общей педагогики, дошкольного и начального образования.
В поликультурном мире педагогика может реально, эффективно функционировать только в качестве этнопедагогики» [3]. Так внедрение этнопе-дагогического опыта традиционной культуры воспитания народов Северного Кавказа, воспитание подрастающих поколений в духе мира, межкультурной толерантности и межнародной солидарности с раннего возраста приобретает особую важность в полиэтническом регионе.
Важнейшим механизмом поддержки толерантного отношения этнических субъектов в таком крупном государстве, как Россия, становится распространение полных и достоверных знаний о культуре, обычаях и традициях населяющих ее народов. Чтобы понять особенности современного положения российских народов, нужно быть знакомым с их происхождением и этнической историей.
На территории России много регионов, где веками жили представители разных этнических и культурных групп. Таким регионом, в частности, является Северный Кавказ.
Сегодня Кавказ - это сложная система множества мощных культур, каждая из которых характеризуется собственной национальной идеей, своеобразной иерархией этнокультурных ценностей, сложной знаково-символиче-ской когнитивной культурной системой.
Проблема межкультурной толерантности в настоящее время приобрела особую актуальность в связи с процессом глобализации, сталкивающей ци-вилизационные, религиозные, национальные и этнические идентичности различных культур и народов [4].
Преодоление существующих проблем связано с правильным пониманием социальной и культурной специфики национальных факторов, которое невозможно без разностороннего изучения различных этнокультурных систем. Поэтому рассмотрение этнических процессов, происходящих в кавказском регионе, является актуальным вопросом сегодняшнего времени.
Стратегии межкультурного взаимодействия нацелены на обретение позитивной и четкой этнической идентичности как основы этнической толерантности, а также - на сбалансированные системы межгруппового взаимодействия. Воспитанию межкультурной толерантности в поликультурном регионе будет способствовать: позитивная этническая идентичность, значимость этнической принадлежности, установки на поддержку и развитие традиций, позитивное отношение к инокультурным группам, индивидуализм.
В современной истории народов Кавказа многие межэтнические конфликты вызваны совокупностью следующих факторов: разрушением социально-экономических, политических, идеологических взаимосвязей; преступной активизацией военных конфликтов; игнорированием конфессиональных и национальных идеалов, ценностных установок; отсутствием хорошо продуманной и всесторонне обоснованной национальной политики; неконтролируемой миграцией; ростом национального самосознания народов. В этих условиях резко повышается актуальность и значимость национальных
культурных установок, ценностно-символических аспектов бытия национальных социумов, специфических особенностей конкретных этносов [5].
Преодоление межэтнической отчужденности народов становится, чуть ли не главным условием сохранения мира и стабильности в этом регионе, и оно связано с верным пониманием социальной и культурной специфики национальных факторов, которое невозможно без разностороннего изучения различных этнокультурных систем.
Возрастание роли и значения этнокультурных парадигм в динамике современного социума, связанное с актуализацией стереотипов, типических установок, символических оснований национального самосознания сопряжено с диалектикой общечеловеческих и этнических ценностей. «Культурное наследие выступает в качестве некой интернациональной территории одного из наиболее универсальных и надежных средств общения между людьми разных национальностей, возрастов и разного уровня образования. Поиск путей, ведущих к межнациональному, межгосударственному и межличностному согласию, является насущной потребностью современного общественного и экономического развития, определенным гарантом выживания человечества и каждого отдельного человека» [6].
Таким образом, процесс целенаправленного приобщения подрастающего поколения к истории и культуре этноса, культурно-историческим ценностям микросоциума, использование принципов, средств и методов воспитания в системах этикета народов Северного Кавказа осознается как нравственная ценность и имеет огромное значение в воспитании межкультурной толерантности.
Воспитание межкультурной толерантности - это очень сложный спектр слагаемых, среди которых в нынешних условиях важное место занимают традиции и обычаи. Народы Северного Кавказа с древнейших времен имеют их в довольно большом количестве. Примечательно, что одни и те же традиции и обычаи встречаются у всех или у нескольких народов региона. Такое положение сложилось в результате их векового соседства, обмена материальными и духовными ценностями между собой. Многие из традиций и обычаев веками работали именно на дружбу и братство народов, для выполнения определенной и довольно благородной цели - воспитания человека.
В воспитании межкультурной толерантности особое внимание заслуживают обычаи куначества и аталычества, которые издревле присутствовали на Кавказе и вошли яркой страницей в историю кавказской педагогики.
Обычай аталычества, суть которого - отдача детей на воспитание в чужие семьи, чаще других народов, использовался для установления прочных родственных связей.
Куначество - это распространенный на Северном Кавказе обычай, по которому двое мужчин, принадлежащих к разным родам, племенам или народностям, вступали в тесные дружеские отношения и оказывали друг дру-
гу помощь в защите своих прав. По происхождению оно связано с обычаем гостеприимства, а по сути ближе к побратимству.
Важную роль в воспитании детей в духе межнационального согласия народная педагогика отводила обычаю гостеприимства, как одной из важнейших человеческих добродетелей, а гостя считала святыней [7].
В воспитании на основе народного опыта активное участие принимали все: и стар, и млад, и сельская община, («советы старейшин», сельские сходы и др.), которые, способствовали возрождению прогрессивных народных обычаев и традиционной культуры воспитания. Предметом особой их заботы становится и переговорный процесс по урегулированию межнациональных конфликтов и забота о воспитании подрастающих поколений в духе мира и межнационального согласия.
Первоначальная задача этнопедагогики наших дней - сформировать у подрастающего поколения доброжелательное, уважительное отношение к представителям других этнических групп, приобщить подрастающие поколения к культурным ценностям, как своего, так и других народов, начиная уже с указанного возраста.
Эффективность педагогической деятельности зависит, прежде всего, от деятельности социальных институтов, в том числе детского сада, школы, общественных организаций и сотрудничества между ними и семьями воспитанников.
Одним из действенных условий воспитания межкультурной толерантности является этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса, рассматриваемый как один из инструментов построения на этнокультурной основе широкого общего образования, ведущего к овладению учащимися ценностями национальной и мировой культуры.
Она предполагает использование в учебно-воспитательном процессе средств и методов народной педагогики (фольклора, традиций, обычаев, праздников, искусства, игры и др.), учет национально-психологических особенностей детей и специфики общественного и семейного воспитания различных этносов.
Народная педагогика располагает различными средствами воспитания межкультурной толерантности подрастающего поколения. Детей с малых лет приобщали к восприятию мира человеческих отношений, воспитывали у детей такие качества, как уважение к старшим, терпимость к людям другой веры и национальности.
Культура толерантного поведения, уважение к культуре, традициям и обычаям других народов необходимы для успешных взаимоотношений не только их представителей, но и национальных сообществ и даже государств.
Воспитание межкультурной толерантности по отношению к другой культуре, представителям других национальностей - очень важная сторона педагогического процесса.
«Что касается национальной школы, то она является репрезентантом культуры народа и по своей природе представляет собой образовательную систему, в которой сочетаются две основные культуры и несколько других культур. К ведущим культурам относят конкретно этническую, доминирующую в данной национальной республике, ее смыслообразующую составляющую, уходящую своими корнями в глубину веков, и культуру государст-вообразующей нации - в условиях РФ - это русская, которая в федеративном государстве создает единое культурно-образовательное пространство. Другие культуры в школьном образовании присутствуют фрагментарно, но их влияние на мировоззрение учащихся огромно» [8].
Воспитание межкультурной толерантности подрастающего поколения на основе этнопедагогических материалов, осознание ими своей истории, знакомства с культурой, прогрессивными обычаями и традициями своего и других народов, будет способствовать лучшему взаимопониманию, формированию у них культуры межнационального общения, снижению разногласий и конфликтных ситуаций.
Список литературы:
1. Кукушкин В.С. Этнопедагогика. - М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. - 432 с.
2. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2008. - 240 с.
3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
4. Белоцерковец Н.И. Воспитание национального самосознания личности как условия формирования этнической идентичности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Материалы XXXVI Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014.
5. Кириллова Л.С. Формирование профессиональных умений и навыков у будущих бакалавров социальной работы в процессе добровольческой практики: дисс. ... канд. пед. наук / Кубанский государственный университет. - Ставрополь, 2010.
6. Тахохов Б.А. Развитие толерантности учащихся // Теория и практика обучения и воспитания. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2005. - Вып. V -С. 198-202.
7. Хусаинова Н.Б. Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания ставропольских туркмен // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Материалы XXXVI Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014.
8. Газета «Новое обозрение». - 21 февраля 1890.