УДК 376.7
Дадова Залина Исмеловна
Dadova Zalina Ismelovna
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России
PhD in Philology, Senior Lecturer, State and General Legal Disciplines Department, North Caucasus Institute for Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
ETHNO-PEDAGOGICAL ASPECT OF YOUNG GENERATION UPBRINGING
Аннотация:
Summary:
Статья посвящена актуальной проблеме воспитательного воздействия на молодое поколение через национальную культуру, народные обычаи и традиции. Автор отмечает необходимость учета народного опыта и традиций при выборе методов и средств воспитания подрастающего поколения.
The article deals with the urgent problem of educational influence on the young generation by means of the national culture, national customs and traditions. The author believes it is necessary to take into consideration national experience and traditions when choosing the means of upbringing of the younger generation.
Ключевые слова:
Keywords:
этнопедагогика, этнопедагогический аспект, воспитательное воздействие, молодое поколение, воспитание молодежи, национальная культура, народные традиции, преемственность поколений.
ethno-pedagogics, ethno-pedagogical aspect, educational influence, young generation, youth upbringing, national culture, national traditions, intergenerational continuity.
Важной задачей педагогов является воспитание детей и молодежи, от которых зависит будущее нации. Необходимы консолидированные усилия всего общества по пропаганде общечеловеческих ценностей [1, с. 227]. Существует множество вариантов воспитания в современной педагогике. Определенные воспитательные идеи и приемы могут быть заимствованы из народной педагогики. Решение проблем воспитания детей и молодежи предусматривает знание, правильное осмысление и использование лучших традиций народной культуры. Молодежь, в отличие от любой другой социальной группы нашего общества, требует к себе строго индивидуального, тактичного и осторожного подхода [2, с. 49].
Возможности этнопедагогики в обучении и воспитании достойной личности очень широки. Творческий подход к воспитанию и обучению детей, внимательное рассмотрение и использование народных традиций в процессе воспитания должны принести свои плоды. Изучение и применение педагогического наследия народа, совершенствование воспитания детей и молодежи с учетом этих ценностей нельзя переоценить. Воспитание уважительного отношения к национальным обычаям и традициям, несомненно, также приблизит достижение поставленной цели [3, с. 215].
Актуальность рассматриваемой проблемы заключается в том, что, несмотря на достаточное количество научных работ, посвященных проблеме воспитания молодого поколения с использованием этнопедагогического аспекта, ощущается нехватка его практического применения.
Вклад любого народа, большого или малого, в общечеловеческую культуру определяется спецификой и своеобразием национальной культуры данного народа, которая проявляется в обычаях и традициях, в языке, характере трудовой деятельности и т. п., то есть во всех культурных проявлениях народа.
Формированию и развитию педагогической мысли народа способствовала необходимость накапливания и передачи опыта воспитания детей. Дети с раннего детства подвергаются трудовому воспитанию, вместе с тем необходимо доводить до них нормы поведения, приемлемые для всего общества. Так складывается система нравственного, экологического, эстетического воспитания. Также можно выделить основы семейного, патриотического, умственного, физического воспитания. Нельзя забывать о ставших сегодня актуальными этнокультурных особенностях обучающихся, равно как и о вопросе межкультурного взаимодействия [4, с. 186].
Эффективность данного процесса зависит от искусного применения народного опыта и традиций, гармонично сочетающих обучение и воспитание. Эти новшества должны привести к продуктивному результату.
Многие народы сохранили уникальные памятники фольклора, содержание которых позволяет утверждать, что педагогическая мысль народа по-своему уникальна и требует изучения и творческого подхода, а положения этнопедагогики являются актуальными в любую эпоху.
В ряду вербальных элементов, являющихся факторами воспитания, можно выделить такие словесные средства, как пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки и т. д. Количество словесных форм воздействия в народной педагогике огромно.
Современные пословицы и поговорки, ставшие результатом передачи опыта предшествующих поколений, свидетельствуют об определенных, давно устоявшихся нормах и приемах обучения и воспитания. Среди данных норм особо следует отметить уважение к старшим, а также отношение труду, только благодаря которому можно вырастить крепкого физически и здорового духом человека.
В фольклоре любого народа имеются сказки, воспевающие честный труд, любовь к труду, коллективную помощь, взаимопомощь, уважение к старшим. Только через труд и благодаря ему человек приобретает жизненно необходимые качества. Использование традиций, связанных с трудовым воспитанием, во время проведения внеклассных мероприятий, а также в процессе учебы и воспитания не должно вызвать сложности.
Большое значение в формировании личности народная педагогика придавала физическому воспитанию, главной задачей которого являлась подготовка здорового человека, готового к физическому труду, защите родины и семьи. Одним из средств физического воспитания в педагогике многих народов были подвижные игры.
В современных изменившихся условиях проживания этнонациональная культура большинства народов требует глубокого осмысления и использования накопленного веками народного опыта по физическому воспитанию молодежи. Оно осуществлялось в единстве с трудовым, умственным, нравственным, эстетическим воспитанием.
Известно, что воспитание и развитие подрастающего поколения, в основе которого лежит народная система воспитания, является наиболее эффективным в силу того, что человек гораздо лучше и легче усваивает нравственные уроки через народный опыт.
Через игры детям прививались такие качества, как уважение к национальным обычаям и традициям, подрастающее поколение приучалось к правилам и нормам поведения.
Таким образом, развитие и формирование личности происходит в непростых условиях объективного и субъективного характера.
При выборе средств и методов немаловажную роль играет такой воспитательный фактор, как разрыв между поколениями, в том числе между родителями и детьми, который сейчас как никогда актуален. И если рассматривать воспитание как процесс трансляции ценного, то возникает вопрос, а что ценно для нынешнего подрастающего поколения? Как передавать эти ценности и кто это должен делать? Казалось бы, ответ прост: родители, педагоги, взрослые. Но на самом деле проблема разрыва между поколениями в данном вопросе состоит в том, что ценности, разделяемые старшим поколением, поколением родителей, совершенно не соответствуют тем ценностям, которые приветствуются детьми. Это значительно осложняет взаимодействие взрослых и детей в процессе воспитания.
Этот факт никоим образом не умаляет роль старшего поколения как носителя и транслятора соционормативной культуры. Наоборот, тем выше ответственность взрослых перед подрастающим поколением. От того, как они смогут организовать передачу жизненного опыта и осуществить преемственность поколений, зависит качество воспитания. Никакая другая социальная структура не сможет с такой полнотой нести функции воспитания и обучения позитивному мышлению молодых, как опыт старшего поколения, опыт родных и близких.
Педагогу необходимо определить способы воспитательного воздействия с учетом места проживания, мировоззрения, поведения, обрядов, традиций, быта вообще и выбрать правильный вектор данного воздействия.
Процесс воспитания молодежи представляет собой многомерный полисубъективный процесс [5, с. 122]. Единство и взаимосвязь всех сторон воспитания в единой социальной системе воспитания служат надежным фундаментом физического и духовного развития человека. Со всей очевидностью это демонстрирует народная система воспитания.
В современном мире, в условиях часто возникающих межнациональных конфликтов, случаев непонимания, изучение этнопедагогического аспекта воспитания молодежи особенно важно. Современные проблемы национального образования в новых, кардинально изменившихся условиях должны быть тщательно проанализированы. Необходимы адаптация и проектирование наиболее эффективных средств воспитательного воздействия в сложившихся социокультурных условиях.
Умелое сочетание культурного наследия народа и апробация этнопедагогических средств воспитания в современных условиях позволят взглянуть на методы современного воспитания под другим углом.
Ссылки:
1. Бозиев А.Т. О необходимости учета национально-культурных традиций народов Северного Кавказа в деятельности полиции // Теория и практика общественного развития. 2015. № 9. С. 226-228.
2. Дадова З.И. Организация воспитательной работы с подростками с девиантным поведением // Социально-гуманитарный вестник Юга России. 2013. № 11. С. 49-52.
3. Дадова З.И. О задачах по улучшению духовно-нравственного воспитания молодежи // Теория и практика общественного развития. 2015. № 9. С. 215-217.
4. Дадова З.И. Воспитание толерантности как один из способов предупреждения межнациональных конфликтов // Там же. № 17. С. 185-186.
5. Шхагапсоева М.Х. Воспитание молодежи как противодействие экстремизму // Там же. 2014. № 14. С. 121-123.
References:
1. Boziev, AT 2015, 'On the necessity of taking into account national and cultural traditions of the peoples of the North Caucasus in police activity', Theory and practice of social development, no. 9, p. 226-228.
2. Dadova, ZI 2013, 'Organization of educational work with adolescents with behavioral problems', Social and humanitarian herald the South of Russia, no. 11, p. 49-52.
3. Dadova ZI 2015a, 'On the tasks to improve the spiritual and moral education of youth', Theory and practice of social development, no. 9, p. 215-217.
4. Dadova, ZI 2015b, 'Teaching tolerance as a way of preventing ethnic conflicts', Theory and practice of social development, no. 17, p. 185-186.
5. Shkhagapsoeva, MH 2014, 'Educating young people as countering extremism', Theory and practice of social development, no. 14, p. 121-123.