Альманах «Казачество»
Чжан Шугэ
Аспирант. Московский государственный институт культуры.
Воспитание личности в коллективе согласно педагогической концепции Макаренко А.С.
В педагогической концепции Макаренко А.С. центральным ядром выступал коллектив, который определял всё последующее развитие личности, как человека и гражданина. При этом Макаренко А.С. считал, что суть семьи и родителей в воспитании личности, имеет коррекционный характер, а не подавляющий, то есть поощрение самостоятельности стояло во главе идей Макаренко А. С.: «Таким образом, от вас требуется только постоянный корректив в жизнь ребенка, но вовсе не то, что называется вождением за руку» [1, с. 5]. Обратный возврат и переоценка содержания педагогической концепции Макаренко А.С. обусловлено полным провалом западных идей либерального воспитания человека и гражданина, в которых в основу концепций закладывается либерализм и экономика: «Причина масштабного распространения идей Дж. С. Милля, А. Смита и принятие Homo economicus в качестве канонизированной модели (теории) заключается в «лёгкости» принятии модели обществом... Таким образом, материальные предпосылки благополучия стали основополагающей ценностью, при отсутствии каких либо критических оценок действенности и социальной эффективности модели» [2, с. 10]. Следует отметить, что ЮНЕСКО включило Макаренко А.С. в четвёрку педагогов-новаторов, которые своей деятельностью, своей научной активностью определили развитие педагогической науки 21 века. Эффективность педагогической концепции Макаренко А.С. не может быть оспорена, так как на протяжении всей своей жизни этот педагог воплощал положения своей концепции в реальную практику работы с детьми, наиболее значимым достижением стала его работа и исправление более 3000 подростков беспризорников в Горьковской колонии для подростков. Основные положения и достижения своей работы он представил в самом знаменитом своём труде: «Педагогическая поэма» [3], который переведён более чем на 60 языков мира. Основные положения педагогической концепции Макаренко А.С. представим на рисунке 1.
В основании концепции находится понятие долга родителей:
Педагогика №68 год 2023
«Там, где этот долг реально переживается родителями, где он составляет основу ежедневного их самочувствия, там он необходимо направляет и воспитательную работу семьи, и там невозможны никакие провалы и никакие катастрофы» [5, с. 8]. То есть именно долг родителей по воспитанию детей, а не только ответственность, Макаренко считал основным фактором успеха. При этом Макаренко уделял значительное внимание, такому важнейшему понятию в науке о воспитании, как авторитет родителей: «Теродители, у которых дети «не слушаются», склонны иногда думать, что авторитет дается от природы, что это - особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остается только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело» [1, с. 6]. Второе, что Макаренко считал наиболее важным для полноценного развития личности, это общность с коллективом. Макаренко
Долг родителей
Дисциплина
Материальное самообеспечение
Эстетика окружения и
Общность с коллективом
Трудовое воспитание
£ Коллективизм
Самоуправление
действий 3
Единение социальных действий
Рисунок 1. Основные положения педагогической концепции Макаренко А.С.
Источник: составлено автором.
Альманах «Казачество»
■ считал, что человек изначально социализирован, а не индивидуали-
зирован, поэтому его действия в коллективе, его положения в коллективе определяют в значительной степени его будущее развитие. Также Макаренко уделял важнейшее внимание двум таким категориям, как дисциплина и трудовое воспитание. Дисциплину Макаренко рассматривал не как свод правил, а как более широкую категорию, предполагающую наличие творческого начала и инициативность, то есть личность человека должна быть основана не на своде правил, а на инициативности самим человеком в совершении своих поступков и творческом решении вопросов. Дисциплина имеет важное значение, особенно в связке с трудовым воспитанием. Трудовое воспитание по Макаренко - крайне значимая категория в развитии и воспитании личности, которая формирует у человека стремление к труду и созидательной деятельности. Трудовое воспитание закладывает основы созидания и реализации творческого потенциала человека на протяжении всей его жизни. Труд - основа для реализации способностей человека и формирования его материального достатка, который основывается на другой важной категории - материальное само-ообеспечение. Материальное самообеспечение возможно благодаря труду и полной реализации собственных навыков, способностей, которые позволяют человеку быть квалифицированным востребованным специалистом. При этом в своей деятельности человек должен учитывать интересы коллектива, для этого системе воспитания необходимо формировать у ребёнка коллективное мышление, то есть не эгоистичное, индивидуальное мышление, основанное на собственной выгоде, а мышление, в котором учитываются интересы коллектива, в котором он находится. Коллективизм закладывается с детства и определяется эстетикой окружения и способностью к самоуправлению. Ребёнка следует учить восприятию прекрасного с помощью игровых методов и трудового участия, это будет определять в дальнейшем эстетику его окружения и его действий, которые тесно связаны с самоуправлением. Самоуправление, это важнейший элемент в системе воспитания, по Макаренко трудовые коллективы должны строить свою деятельность самостоятельно, на основе выборности, то есть выдвижении лидеров, которые будут решать общие стратегические вопросы развития, организационные вопросы и коллективы будут самодостаточны по своей сути.
Воспитание в труде, это единение социальных действий, что принципиально отличает западные педагогические концепции воспитания от взглядов Макаренко. Ошибочно полагают, что Мака-
/£> | _
Педагогика №68 год 2023
ренко ставил интересы коллективы более значимыми чем интересы отдельной личности, но это не так. Интересы отдельной личности реализуются через социальное единение с коллективом, что позволяет избежать конфликта интересов и стимулирует развитие самой личности. То есть ребёнок, учитывая интересы коллектива должен наглядно наблюдать положительные результаты этого для себя, что достигается с помощью игрового воспитания и игрой в команде: «... трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека -это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния» [1, с. 29].
Воспитание личности согласно педагогической концепции Макаренко А.С. позволяет вырастить человека творца, который в своей жизни помимо обеспечения себя и своих родных будет стремиться улучшить мир вокруг себя, что несомненно является важным фактором развития настоящего гражданина и общества [4].
Библиографический список
1. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей / А.С. Макаренко; Под ред. Г. С. Макаренко и В. Н. Колбановского. - Москва : Учпедгиз, 1947 (Образцовая тип.). 104 с.
2. Педагогическая концепция Макаренко А.С. И современный экономический человек / Е.В. Говердовская, С.В. Иванова, Е.В. Мензул, Е.А. Василевская // Дискуссия. 2022. № 5 (114). С. 6-13. - DOI 10.46320/2077-7639-2022-5-114-6-13. - EDN QGPTDU.
3. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / Антон Макаренко. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2016. 557 с. - ISBN 978-5-00100-197-3.
4. Канокова Л.Ю. К вопросу о философии педагогической науки: вчера, сегодня, завтра // Евразийский юридический журнал. 2021. № 3 (154). С. 406-407. - EDN RJLASA.
5. Макаренко А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко; сост. С.С. Невская. - Москва: ИТРК, 2014. 287 с.
References
1. Makarenko A.S. Lectures on the upbringing of children / A.S. Makarenko; Ed. G.S. Maka-renko and V. N. Kolbanovsky. - Moscow: Uchpedgiz, 1947 (Exemplary type.). 104 p.
2. Pedagogical concept Makarenko A.S. And modern economic man / E.V. Goverdovskaya, S.V. Ivanova, E.V. Menzul, E.A. Vasilevskaya // Discussion. 2022. № 5 (114). Р. 6-13. - DOI 10.46320/2077-7639-2022-5-114-6-13. - EDN QGPTDU.
3. Makarenko, A. S. Pedagogical poem / Anton Makarenko. - Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 2016. 557 p. - ISBN 978-5-00100-197-3.
4. Kanokova L.Yu. To the question of the philosophy of pedagogical science: yesterday, today, tomorrow // Eurasian legal journal. 2021. № 3 (154). Р. 406-407. - EDN RJLASA.
5. Makarenko A.S. Book for parents / A.S. Makarenko; comp. S.S. Neva. - Moscow: ITRK, 2014. 287 p.