Альманах «Казачество»
Лань Ян
Аспирант. Московский государственный институт культуры.
Теория воспитания Ушинского К.Д. и её приложение в новом мире
К.Д. Ушинский являясь основателем научной педагогики при этом отрицал научный подход в воспитании, основанный исключительно на теоретических постулатах. Именно Ушинский был яростным противником зубрёжки и всевозможных ограничений и предрассудков, ограничивающих развитие творческого начала ребёнка. Важнейшей вехой его научного подхода к науке о воспитании выступала категория нравственности в рамках национальной культуры и традиций: «Одной из важнейших задач нравственного воспитания Ушинский считал воспитание в национальном, народном духе» [1, с. 111]. Являясь новатором в своей области и признавая научно-технические достижения, уделяя большое внимание эволюции естественнонаучной мысли, он при этом считал их вторичными перед собственным личностным совершенством человека: «Признавая достижения научно-технического прогресса, отдавая им должное как великим результатам общественной деятельности, Ушинский все же подчеркивает, что главным результатом является не прогресс науки и техники, а совершенствование, прогресс человеческой личности...» [1, с. 112]. Большое внимание Ушинский уделял воспитанию ребёнка в коллективе, перевод рутины в игру и понятию народности воспитания, что прямо перекликается с идеями советского педагога Макаренко А.С.: «Личность человека по Макаренко А.С. неразрывно связана с коллективом, потенциал развития личности реализуется через коллектив и благодарю коллективу, то есть в своей трудовой и хозяйственной деятельности человек свои цели не индивидуализировал, а формировал их сонаправлено коллективным целям» [2, с. 9]. При действительно схожести идей о воспитании Ушинского и Макаренко, тем не менее заметно отличие, которое определяло своеобразие подхода Ушинского к воспитанию: «. развил и внедрил идею народности обучения и воспитания, доказал неразрывность процессов обучения и воспитания в качестве основы всестороннего развития личности ребенка — и эти аспекты
Педагогика №68 год 2023
его учения должны стать реальной основой развития современной системы образования» [3, с. 56]. Представим на рисунке 1 основные идеи теории воспитания Ушинского К.Д.
Демократичность обучения и образования заключается в возможности обеспечения прав на образование всем категориям народа, при этом обязательность характера образования не ограничивает свободу выбора образования. В теории воспитания Ушинского важным было отсутствие принуждения ребёнка, а позиционировалась демократия как отсутствие на ограничение свободы.
Воспитание народа, как ведущей национальной силы в теории воспитания Ушинского имеет важнейшее значение, так как постулирует воспитание не как субъектный подход, но и как социальный. Воспитание народа, это важнейшая социальная функция, определяющая гражданское самосознание, гражданскую ответственность, гражданскую солидарность общества. Воспитание народа реализуется через изучение истории своего народа, культуры своего народа, разделение ментальности свойственной единой общности, которая определяет национальный суверенитет [4].
Демократичность Воспитание народа обучения и как ведущей силы
образования нации
Развитие умственных способностей
Воспитание нравственности первично перед знаниями
Обязательность образования
Гуманность воспитания Ведущая роль культуры в
воспитании
Рисунок 1. Основные идеи теории воспитания Ушинского К.Д. Источник: составлено автором.
Альманах «Казачество»
Развитие умственных способностей и воспитание нравственности - категории теории воспитания, которым Ушинский уделял особое внимание. Умственное воспитание невозможно без нравственного воспитания: «... которая развивает гуманность, дисциплинированность, трудолюбие и честность, скромность и чувство собственного достоинства. Основными средствами воспитания, по мнению К.Д. Ушинского, являются личный пример учителя, педагогический такт, убеждение, меры взыскания, поощрения и предупреждения» [5, с. 17]. При этом выделение нравственного воспитания, умственного воспитания и физического воспитания (по Ушинскому через труд) также свойственны теории воспитания в маоизме. Отличием является то, что физическое воспитание в маоизме основополагающим считает физическую культуру, а не труд, но при этом аналогия положений теории воспитания в рамках маоизма указывает на сходство с идеями Ушинского.
Обязательность образования заключается в том, что воспитание обязательный долг общества перед воспитанником, воспитанник сам может не осознавать необходимости образования и обязательность предполагает долг воспитателя так сформировать инструменты наставничества чтобы воспитанник самостоятельно осознал эту необходимость.
Гуманность и ведущая роль культуры в воспитании подразумевает, что меры физического воздействия, унижение выражаются в одушевлении процесса, не в механическом исполнении функций воспитателя, а именно в одушевлении с развитием культуры воспитанника основанной на национальных признаках и на национальной идее сплочённости.
В настоящее время, когда вопрос патриотизма, национального самосознания, национальной идентичности, подавляемые западной культурой ценностей идеи Ушинского К.Д. как никогда актуальны. Народное воспитание, позволяющее сплотить многонациональные народы в единую нацию, сейчас - историческая необходимость.
Библиографический список
1. Беленчук Л.Н. Актуальные проблемы нравственного воспитания в педагогике К.Д. Ушинского (к 190-летию со дня рождения) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2014. № 2 (33). С. 111-119. - DOI 10.15382/sturIV201433.111-119.
2. Педагогическая концепция Макаренко А.С. И современный экономический человек / Е.В. Говердовская, С.В. Иванова, Е.В. Мензул, Е.А. Василевская // Дискуссия. 2022. № 5 (114). С. 6-13. - DOI 10.46320/2077-7639-2022-5-114-6-13.
3. Ерофеева А.Г. Целостная педагогическая система К. Д. Ушинского: историко-пе-
Педагогика №68 год 2023
дагогический анализ // Вестник МГПУ. Серия: Современный колледж. 2023. № 1 (5). С. 50-57. - Б01 10.25688/2782-6597.2023.5.5.
4. Канокова Л.Ю. К вопросу о философии педагогической науки: вчера, сегодня, завтра / Л. Ю. Канокова // Евразийский юридический журнал. 2021. № 3 (154). С. 406-407.
5. Трансформация идей Константина Дмитриевича Ушинского в современном цифровом образовании: Сборник статей по материалам XXI Педагогических чтений имени К.Д. Ушинского (с международным участием), Санкт-Петербург, 28 сентября 2021 года / Составители: М.Ю. Воронцова, Е.Г. Кошевенко, Ю.В. Серянкина. - Санкт-Петербург: Культурно-Просветительское Товарищество, 2021. 488 с.
References
1. Belenchuk L.N. Actual problems of moral education in pedagogy K.D. Ushinsky (to the 190th anniversary of his birth) // Bulletin of the Orthodox St. Tikhon University for the Humanities. Series 4: Pedagogy. Psychology. 2014. № 2 (33). P. 111-119. - DOI 10.15382/ sturIV201433.111-119.
2. Pedagogical concept Makarenko A.S. And modern economic man / E.V. Goverdovskaya, S.V. Ivanova, E.V. Menzul, E.A. Vasilevskaya // Discussion. 2022. № 5 (114). P. 6-13. - DOI 10.46320/2077-7639-2022-5-114-6-13.
3. Erofeeva A.G. Holistic pedagogical system of K. D. Ushinsky: historical and pedagogical analysis // Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Modern College. 2023. № 1 (5). P. 50-57. - DOI 10.25688/2782-6597.2023.5.5.
4. Kanokova L.Yu. To the question of the philosophy of pedagogical science: yesterday, today, tomorrow / L. Yu. Kanokova // Eurasian Law Journal. 2021. № 3 (154). P. 406-407.
5. Transformation of the ideas of Konstantin Dmitrievich Ushinsky in modern digital education: Collection of articles based on the materials of the XXI Pedagogical Readings named after K.D. Ushinsky (with international participation), St. Petersburg, September 28, 2021 / Compiled by: M.Yu. Vorontsova, E.G. Koshevenko, Yu.V. Seryankin. - St. Petersburg: Cultural and Educational Association, 2021. 488 p.