Научная статья на тему 'Воспитание личности на уроках литературы в условиях информационной социализации'

Воспитание личности на уроках литературы в условиях информационной социализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
608
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / INFORMATIONAL SOCIALIZATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / INFORMATIONAL PREFERENCES / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / INTERNET SPACE / ВОСПРИЯТИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / THE PERCEPTION OF A LITERARY WORK / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / AN ARTISTIC IMAGE / МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ / THE METHODS OF CHARACTER EDUCATION AND DEVELOPMENT AT LITERATURE CLASSES / CHARACTER EDUCATION AT LITERATURE CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казначеева Наталья Николаевна

В статье рассматриваются проблемы воспитания личности в условиях информационной социализации, дается анализ исследований в области информационной социализации и информационных предпочтений современной молодежи; обосновываются возможные методы и условия развития воспитания на уроках литературы, описывается экспериментальное исследование воспитания личности в условиях информационной социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTER EDUCATION AT LITERATURE CLASSES IN CONDITIONS OF INFORMATIONAL SOCIALIZATION

The article deals with the problems of character education in conditions of informational socialization, analyses the research in the field of informational socialization and information preferences of today's youth; proves the possible methods and conditions of education development at literature classes, describes the experimental study of character education in conditions of informational socialization.

Текст научной работы на тему «Воспитание личности на уроках литературы в условиях информационной социализации»

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

CHARACTER EDUCATION AT LITERATURE CLASSES IN CONDITIONS OF INFORMATIONAL SOCIALIZATION

H.H. Казначеева

N.N. Kaznacheeva

Воспитание личности на уроках литературы, информационная социализация, информационные предпочтения, Интернет-пространство, восприятие литературного произведения, художественный образ, методы воспитания и развития личности на уроках литературы.

В статье рассматриваются проблемы воспитания личности в условиях информационной социализации, дается анализ исследований в области информационной социализации и информационных предпочтений современной молодежи; обосновываются возможные методы и условия развития воспитания на уроках литературы, описывается экспериментальное исследование воспитания личности в условиях информационной социализации.

Character education at literature classes, informational socialization, informational preferences, the Internet space, the perception of a literary work, an artistic image, the methods of character education and development at literature classes. The article deals with the problems of character education in conditions of informational socialization, analyses the research in the field of informational socialization and information preferences of today's youth; proves the possible methods and conditions of education development at literature classes, describes the experimental study of character education in conditions of informational socialization.

Актуальность исследования воспитания на уроках литературы обусловлена изменением личностных характеристик современного школьника, его потребностно-мотивационной и деятелыностной сфер, особенностями чтения. Ученые отмечают подмену традиционных культурных норм ценностями, основанными на рационально-логическом способе познания и освоения мира [Гинтер, 2012, с. 37]. Отмечаются недостаток эстетического опыта школьников, пренебрежительное отношение ко всему традиционному, классическому, отсутствие культуры читательской деятельности, снижение интенсивности и ухудшение качества чтения. «Сегодня в среднем учащиеся основной школы читают 2,4 книги в месяц. Если в 70-е годы девятиклассник в среднем прочитывал в год 42 книги, то сегодня лишь 26» [Собкин, 2011, с. 137].

Изменились и способы получения информации: вербальные каналы уступают место аудиовизуальным и особенно визуальным. Это влечет за собой изменения восприятия школьниками

информации, при этом они активно участвуют в движении и преобразовании информационных потоков, включены в интернет-пространство, где социальная реальность сильно трансформируется, влияя на все личностные характеристики. По данным, полученным О.В. Гребенниковой, А.Н. Пархоменко в результате исследований информационных предпочтений молодежи в 2013 г., «50 % молодежи предпочитают визуальную, 30 % - визуально-аудиальную, 20 % - аудиаль-ную информацию. По предпочтению определенных видов визуальной информации опрошенные распределились следующим образом: 35 % предпочитают текстовую, 30 % - образную, 18 % - текстово-образную, 11 % - текстово-образно-схематическую, 5 % - схематическую, 1 % - образно-схематическую информацию. Молодежь предпочитает визуальную информацию с изобилием образов, точных фактов и текстовых событий, схем, таблиц, графиков» ¡Гребенникова, Пархоменко, 2013]. Эти исследования подтверждают мысль Э. Тоффлера о том,

<

cq

Щ

$9

I

С И

о | ^

Ш S

о

Рч W

'41

И

н и

Рч

<

о ^

a g

3 w

п ^

Рч W

Ж С «

S

д

н и

щ

PQ

что клип-культура порождает клиповое сознание, в котором нет места рефлексии и воображению [Тоффлер, 2004].

В научных исследованиях (Т.Д. Марцинковс-кая, H.A. Голубева, О.В. Гребенникова, А.Е. Войс-кунский, Е.П. Белинская, Е.М. Дубовская, Г.Р. Ху-зеева и др.) информационное пространство рассматривается как неотъемлемый компонент социализации, определяющий становление социальной и личной идентичности подростков и юношей. Понятие информационная социализация отражает процесс освоения учащимися информационных технологий, при этом осуществляется восприятие культурных норм и ценностей, выстраивается отношение к воспринимаемой информации, конструируется картина окружающей действительности, формируются ценностные ориентации, происходят категоризация и самокатегоризация личности.

Существуют разные подходы к рассмотрению информационной социализации. В психологии обоснован психологический подход, позволяющий выделить общие закономерности процесса социализации, изучить особенности процессов восприятия и переработки разных видов информации (А.Е. Войскунский, Е.П. Белинская, Е.М. Дубовская и Г.Р. Хузеева и др.). Направления исследований информационной социализации и подходы к ее исследованию представлены в работах Д. Белла, Э. Тоффлера (информационно-культурологический подход); М. Маклюэна, М. Кастельса (информационно-технологический подход); А.И. Ракитова, Д.С. Робертсона Д. Белла (информационно-деятельностный и культурно-исторический подходы).

Концепции информационного общества и постиндустриальной культуры представлены в трудах Д. Белла, Н. Винера, Г. Лассауэлла, Э. Тоффлера; концепции информационной социализации и психологии социального познания - в работах Г.М. Андреевой, Т.Д. Марцин-ковской, С. Московичи, A.M. Прихожан; теории социализации и индивидуализации - в работах Г.М. Андреевой, 3. Баумана, Е.П. Белинской, Е.М. Дубовской, И.С. Кона, Д. Тернера, А. Тэшфе-ла, Д.И. Фельдштейна.

Общепризнан тот факт, что информационная социализация, с одной стороны, способствует освоению определенных норм и ценностей школьниками, овладению ими широким кругом информации, развитию навыков поисковой деятельности, когнитивных процессов в целом. У школьников появляется возможность выбирать язык получения необходимой информации и её формы, расширяется пространство социальных взаимодействий. С другой стороны, исследователями выявлен недостаток данных о влиянии информационной социализации на эмоциональную и поведенческую сферу личности, так как интернет-пространство «одновременно увеличивает возможность возникновения риска выбора неадекватного (негативного) объекта подражания, особенно в юношеском возрасте. Развиваются такие негативные личностные процессы, как мнимая идентичность, уход от реального общения в виртуальное пространство, частичная аутизация <...> если динамика и институты социализации исследованы достаточно широко и многогранно, то разные виды и источники информации, которые также могут рассматриваться как разновидность социализационных институтов, практически не изучены» [Голубева, Мар-цинковская, 2011].

Можно констатировать, что степень изученности влияния информационной социализации на личность ограничена исследованиями в области познавательных процессов. Кроме того, ученые задаются вопросами: каков характер влияния интернет-пространства на социализацию личности, формирование агрессивных паттернов поведения у подростков и юношей? Какова степень воздействия интернет-пространства на сознание личности, её мировоззрение и ценностные ориентации? Каковы последствия искусственных условий информационной социализации, создаваемых виртуальным миром? Какое место занимает литература среди других источников информации?

Научная проблема исследования воспитания личности на уроках литературы в условиях информационной социализации связана с выявлением характера и особенностей процессов

восприятия литературных произведении, роль которых возрастает не в силу их конкуренции с невербальными источниками информации, а в силу новых возможностей использования художественных образов, их влияния на эмоциональную сферу личности.

Возникает необходимость рассмотрения процессов усвоения и присвоения подростками и юношами знаний в условиях значительного изменения знаниевого пространства, возросшего информационного объёма, который, в свою очередь, интенсивно влияет на структуру самого знания. Существует потребность систематизации знаний, методологического обоснования воспитания на уроках литературы - предмета, изучение которого в школе традиционно способствует развитию эстетической и нравственной сферы личности, формированию ценностной ориентации, направленной на идеал. Важно определить и возможности включения интернет-пространства в структуру литературного образования. Актуальна разработка практико-ориентированных технологий, обеспечивающих снижение рисков негативного воздействия информационной социализации.

Объектом исследования являются методология, теория, практика воспитания личности на уроках литературы в условиях информационной социализации.

Цель научно-исследовательской работы: получение и применение новых знаний о воспитании на уроках литературы в условиях информационной социализации; обоснование методологии и разработка методики воспитания на уроках литературы в условиях информационной социализации и определение критериев оценки эффективности практико-ориентированных технологий; обоснование развития воспитательного компонента курса литературы в средней общеобразовательной школе и разработка рекомендаций по его реализации.

Методологической основой исследования являются идеи отечественных философов, педагогов, психологов о воспитании личности на уроках литературы, значении художественной литературы в формировании эстетического опы-

та школьников, их мировоззрения и ценностных ориентаций. Исследование учитывает положения психологии и теории воспитания о закономерностях становления личности, формировании социального опыта школьника; целостности педагогического процесса, обусловленности целей образования воспитательными ценностями и идеалами; базируется на работах зарубежных культурологов, социологов и психологов об информационном обществе и постиндустриальной культуре; трудах отечественных психологов об информационной социализации и ее влиянии на личность, об особенностях в процессе восприятия и переработки разных видов информации, влияния на этот процесс социально-личностных и индивидуально-личностных характеристик подростков и юношей.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые осуществляется комплексное изучение процесса воспитания личности на уроках литературы в условиях информационной социализации; обосновывается методология изучаемого процесса; определяется це-леполагание курса литературы, обосновываются методы и методики, способствующие эффективному развитию восприятия и понимания подростками и юношами литературных произведений; исследуется взаимосвязь педагогических воздействий и ценностных ориентаций подростков и старших школьников.

Методы исследования. Для анализа процесса воспитания личности на уроках литературы в условиях информационной социализации была разработана анкета, выявляющая индивидуальные и групповые представления о системе значимых ценностей, определяющих общие ориентиры жизнедеятельности школьников подросткового и юношеского возраста, а также информационные предпочтения школьников. Среди ценностных ориентаций выделялись: смысло-жизненные (представления о добре и зле, благе и счастье); универсальные (витальные, демократические, общественного признания, партикулярные (традиционные, религиозные, урбанистические), коллективистские. Также использовались методика Равена VI.О, методика ПГТ

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

Психогеометрия, позволяющая дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения испытуемых.

По данным исследований, проведенных в 2013-2014 гг. в лаборатории ценностно-мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания Института семьи и воспитания РАО, приоритетными для школьников (80 % опрошенных) остаются такие ценности, как «семья», «человек», «образование», «мир на планете Земля», «природа», «любовь», «личность», «Родина», «патриотизм».

На диагностическом этапе эксперимента выявлено, что среди приоритетных духовных ценностей старшие школьники отмечали: «человек и его взгляды на мир, природу», «счастье, радость», «совесть, мораль, любовь». Выявлено, что такие ценности, как «народная культура», «русская классическая литература», «межнациональные культурные ценности», «зарубежная литература», называют лишь 10 % учащихся. Только 4 % из общего числа опрошенных (150 человек, возраст 15-17 лет) проявляют интерес к классическому искусству. Как показывает анкетирование, процесс освоения ценностей замедлен; подростки и старшие школьники воспринимают литературные произведения довольно в упрощенной форме, наблюдаются поверхностная интерпретация художественных образов, недостаточно глубокое понимание позиции автора; неумение воспринимать смыслы произведения, испытывать эстетические переживания.

На первом этапе исследования в экспериментальном классе были выделены по общим критериям сформированное™ ценностных ориентаций три группы старшеклассников.

1 группа: ученики проявляют активный интерес к изучению литературы, обладают умениями анализа и обобщения; эмоциональны. Уровень их воспитанности соответствует уровню их знаний; они искренни в суждениях, инициативны, активно проявляют творческие способности, применяя в своих работах новые информационные технологии.

2 группа: уровень интеллектуального развития достаточно высок, но эмоциональная сфе-

ра развита слабо, не соответствует знаниям. Наблюдаются противоречия между словами и поступками. Прагматичны, знания этим ученикам нужны для оценки.

3 группа: ниже среднего уровень интеллектуального развития, слабый интерес к приобретению знаний, слабо развиты общие учебные умения и навыки.

Следует отметить, что процесс развития эмоциональной сферы труднее всего происходит у учащихся второй и третьей групп. По всей вероятности, это связано с влиянием условий первых лет жизни ребенка, с особенностями темперамента личности, с недостаточным влиянием на данную сферу процесса воспитания в целом.

На прогностическом этапе эксперимента был определен сценарий воспитания личности на уроках литературы в условиях информационной социализации; определялись возможные пути решения выдвинутой проблемы, разрабатывались цели и задачи, строилась гипотеза, конструировался план эксперимента. В частности, выдвинута гипотеза о том, что наиболее эффективно процесс воспитания на уроках литературы будет проходить при соблюдении следующих условий:

- признание ведущей цели воспитания на уроках литературы - формирование эстетического опыта подростков и юношей, формирование опережающей ценностной ориентации, направленной на идеал;

- процесс воспитания должен быть направлен на целостное восприятие литературного произведения, развитие эмоциональной сферы личности, способности к переживанию, к восприятию смыслов художественных образов в единстве их содержания и формы;

- комплексное применение эвристических и исследовательских форм, методов, методик урочной и внеурочной деятельности, аудиовизуальных средств, информационно-коммуникационных технологий. Однако, например, проблемное обучение не может быть преобладающей формой передачи знаний: беседовать, обсуждать, спорить можно при условии, если школьники знакомы с текстом. Важ-

ный этап подготовки к проблемному обучению -включение в практику работы учителя методов комментированного и выразительного чтения, внесение соответствующих изменений в характер проблемных ситуаций (промежуточные вопросы), когда учитель узнает, что проблемные ситуации непосильны или, напротив, затрудняют учащихся. Комментированное и выразительное чтение может сопровождаться применением информационно-коммуникационных технологий, что способствует усилию воздействия художественных образов;

- применение методов воспитания и развития направлено на формирование умений интерпретировать художественные образы литературных произведений, их смысловых, ассоциативных связей, объяснять авторскую позицию, выражать свое отношение к ней; способствовать пониманию чувств героев, смысла их поступков и авторское отношение к ним. Значительную роль в этом процессе играет традиционная работа с текстом. Игнорирование учителем кропотливой работы со словом приводит к слабому развитию эстетического вкуса учеников, их равнодушию к художественной литературе, и, следовательно, смысл литературного произведения ускользает от ученика, что затрудняет восприятие и понимание текста;

- при постановке задач развития и воспитания личности на уроках литературы необходимо учитывать психологические, мотивационные факторы, определяющие отношение современных подростков и юношей к чтению, влияние семьи, социального окружения, информационных предпочтений.

Выводы. Исследование позволило установить, что пробуждение интереса к литературным знаниям возникает под влиянием комплексного воздействия на личность; особую роль играют личность учителя, его знания, способность эмоционально воздействовать на учащихся силою художественного слова. Необходимо определить особенности проектирования содержания воспитывающих и развивающих ситуаций, их вариативности и контрастности. Основными педагогическими условиями разви-

тия воспитания на уроках литературы в условиях информационной социализации являются: признание целью учебно-воспитательного процесса ориентации на углубление нравственно-эстетических запросов учащихся с учетом их информационных предпочтений; определение в качестве основных критериев литературного развития уровня восприятия художественных образов, степени непосредственного эмоционального переживания, уровня постижения логики развития авторской мысли; богатства художественных ассоциаций.

Библиографический список

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Академия, 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Войскунский А.Е. Психология и Интернет. М.: Акрополь, 2010.

3. Гинтер С.М. К вопросу об эстетической культуре и эстетическом воспитании школьников // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 2. С. 37-41.

4. Голубева H.A., Марцинковская Т.Д. Информационная социализация: психологический подход // Психологические исследования. 2011. № 6. С. 20. URL: http://psystudy. ru/index, php/nu m/2011n6-20/579-golubeva-marsinkovskaya20.html

5. Гребенникова О.В., Пархоменко А.Н. Современная молодежь в информационном обществе: представления об информации и информационные предпочтения // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 30. URL: http://psystudy.ru/index.php/ num/2013v6n30/855-grebennikova30.html

6. Марцинковская Т.Д. Искусство в современном мире новые формы и новые старые механизмы воздействия // Культурно-историческая психология. 2007. № 2. С. 56-61.

7. Собкин B.C. Отношение учащихся основной школы к художественной литературе // Социология образования. Труды по социологии образования. T. XV, вып. XXVII. М.: Ин-т социологии образования РАО, 2011. С. 137.

8. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 2004. 781 с.

Î

ч

с m

о

ь

X

Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о ^ h О Й

Е* W H

s о

Рч

w

0

1

X %

«

«

о w

V

s

ь

l-ч

<с п w с

«

S X

H

и

W

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.