Научная статья на тему 'Развитие ценностных ориентаций личности при изучении литературы в условиях информационной социализации'

Развитие ценностных ориентаций личности при изучении литературы в условиях информационной социализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИТЕРАТУРА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ / VALUES' ORIENTATIONS / WORLDVIEW / SPIRITUAL VALUES AND IDEALS / INFORMATIONAL SOCIALISATION / LITERATURE / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / TRAINING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казначеева Наталья Николаевна

В статье рассматривается развитие ценностных ориентаций личности при изучении литературы в условиях информационной социализации. Информационная социализация представлена как компонент информационной культуры, процесс и итог усвоения, а также готовность к воссозданию и анализу личностью своевременной составляющей информационного опыта человечества, включающего работу с информацией и информационно-коммуникационными технологиями. Показано, что информационная социализация способствует освоению определенных норм и ценностей школьниками, овладению ими широким кругом информации, развитию навыков поисковой деятельности, когнитивных процессов в целом. В статье обосновывается, что наряду с известными методами и методиками изучения литературных произведений (выразительное чтение учителя, комментированное чтение, эвристический или частично-поисковый, исследовательский и репродуктивный методы и др.) необходимо применение комплекса традиционных и инновационных методов и методик, учитывающих аудио-визуальный характер информационной социализации. В работе приводятся примеры методик воспитания, позволяющих оптимизировать развитие ценностных ориентаций личности на уроках литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of value orientations of personality in the study of literature in the information socialisation

The article considers the development of valueorientation of the individual in the study of literature in terms of socialisation of information. Information is presented as a component of the socialisation of information culture, the process and the result of assimilation, as well as the willingness to reconstruct and to analyse the personality of timely information component of human experience, including work with information and information and communication technologies. It is shown that the information contributes to the development of the socialisation of certain norms and values of students, mastery of a wide range of information, the development of search activity skills, cognitive processes in general. The article explains that in addition to well-known methods and techniques of the study of literary works (expressive reading teacher, commented reading, heuristic or partial search, research and breeding methods, etc.) requires the use of a complex of traditional and innovative methods and techniques that take into account the audio-visual nature of the information socialisation. The paper gives examples of training methods to optimise the development of valuable orientations of a person in Literature lessons.

Текст научной работы на тему «Развитие ценностных ориентаций личности при изучении литературы в условиях информационной социализации»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

УДК 372.8

Казначеева Наталья Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, г. Москва

kaznnnnn@mail.ru

РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ*

В статье рассматривается развитие ценностных ориентаций личности при изучении литературы в условиях информационной социализации. Информационная социализация представлена как компонент информационной культуры, процесс и итог усвоения, а также готовность к воссозданию и анализу личностью своевременной составляющей информационного опыта человечества, включающего работу с информацией и информационно-коммуникационными технологиями. Показано, что информационная социализация способствует освоению определенных норм и ценностей школьниками, овладению ими широким кругом информации, развитию навыков поисковой деятельности, когнитивных процессов в целом. В статье обосновывается, что наряду с известными методами и методиками изучения литературных произведений (выразительное чтение учителя, комментированное чтение, эвристический или частично-поисковый, исследовательский и репродуктивный методы и др.) необходимо применение комплекса традиционных и инновационных методов и методик, учитывающих аудио-визуальный характер информационной социализации. В работе приводятся примеры методик воспитания, позволяющих оптимизировать развитие ценностных ориентаций личности на уроках литературы.

Ключевые слова: ценностные ориентации, мировоззрение, духовные ценности и идеалы, информационная социализация, литература, информационно-коммуникационные технологии, методики воспитания.

Эпоха информационной социализации обуславливает поиск наукой и практикой новых методов и технологий, способствующих развитию и воспитанию личности, адекватной современным реалиям. При этом основной задачей развития системы воспитания в современной российской школе является приобщение школьников к культурным и национальным ценностям, традициям российского общества, народов России. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяется приоритетная задача Российской Федерации в сфере воспитания детей: развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Воспитание в Стратегии рассматривается как неотъемлемая часть образования, взаимосвязанная с обучением, но осуществляемая также в форме самостоятельной деятельности [8, с. 2].

Очевидно, что для реализации этой задачи необходимо преодолевать существующие проблемы, прежде всего связанные с превалированием учебных целей урока. Кроме того, сегодня выпускник школы должен активно участвовать в жизни информационного общества, уметь ориентироваться в новых информационных ресурсах, пользоваться информационными технологиями, что обеспечивало бы ему эффективный профессиональный

и личностный рост. Возникает задача нахождения оптимального сочетания методов, направленных на формирование у школьников прочных знаний, и методик, обеспечивающих их компетентностное развитие.

Развитие ценностных ориентаций личности в процессе школьного литературного образования представляется как процесс приобщения к традиционным национальным культурным ценностям. Данный процесс необходимо осуществлять с учетом признания того, что ценностные ориентации вообще не могут мыслиться вне культурного контекста, которым, в конечном итоге, они и определяются. Здесь категория ценности употребляется применительно к надындивидуальному образованию - духовной культуре, где ценности выступают в качестве важнейших компонентов, создающих её единство, целостность и иерархию. В указанном философском понимании ценности существуют не сами по себе, в отдельности, а только в определённом контексте, определённым образом установленной смысловой связи друг с другом. Иначе это не ценности, а просто слова с неопределённым, не строгим толкованием: добро, истина, красота, семья, природа и т. д. [4, с. 56].

Применительно к процессам освоения литературного знания такое осмысление ценностей связано с интериоризацией высших духовных ценностей и идеалов, которые содержатся в литературных произведениях русской классической литературы. Развитие ценностных ориентаций личности

* Статья подготовлена по результатам исследования по теме «Современные парадигмы и практика духовно-нравственного воспитания детей в системе общего образования» плана НИР на 2016 год Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (ФГБНУ ИИДСВ РАО).

© Казначеева Н.Н., 2016

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

207

на уроках литературы - процесс, детерминированный, с одной стороны, целеполаганием, постановкой целей урока, с другой - выбором определенных методов и методик, способствующих реализации этих целей.

От постановки цели урока зависит очень многое: учитель, акцентируя внимание школьников на решение русскими писателями смысложизненных вопросов, подводит их к обобщениям, выходящим за рамки литературных произведений. Так, разговор о нравственном выборе Татьяны Лариной, исканиях князя Андрей и Пьера Безухова, поступков князя Мышкина переходит к выводам о русском национальном идеале, пути русского человека, его поражениях и победах. Не может быть более важной цели урока литературы, как цели духовно-нравственного воспитания, в силу же удаленности русской литературы XIX века от современных школьников, эта цель становится наиболее значимой: в русской литературе четко определены границы добра и зла, представлены нравственные идеалы и пути их поиска. Воспитание национальной идентичности невозможно без рассмотрения на уроках этих идеалов, восприятия их личностью.

В этой связи целесообразно привести слова известного филолога С.С. Аверинцева по поводу ориентиров отбора произведений для изучения: «Базовое условие «измерений» для «классиков» - явное различие хорошего и дурного, добра и зла, отказ от релятивизма в понимании и духовно-нравственных, и художественных ценностей» [1, с. 13]. Моральный релятивизм, пропагандируемый отдельными современными «деятелями» от образования, легко перерождается в принцип «всё дозволено», обесценивая нравственность вместо предполагаемого выбора из нескольких альтернатив.

Насколько сформирована мотивация на восприятие высших духовных ценностей, формируются и потребности личности, определяются возможности для ее дальнейшего развития. Каким же образом должен быть организован учебный процесс, для того чтобы сформировать у обучающихся представление о идеалах, отраженных в литературных произведениях? Как развить ценностные ориентации личности с учетом того, что информационная социализация способствует освоению определенных норм и ценностей школьниками, овладению ими широким кругом информации, развитию навыков поисковой деятельности, когнитивных процессов?

Готовность к воссозданию и анализу личностью своевременной составляющей информационного опыта человечества, включающего работу с информацией и информационно-коммуникационными технологиями, - качество, которое формируется у личности при освоении, в том числе и идей литературы, ее образов и смыслов. Прежде всего, в теории и практике развития ценностных

ориентаций личности необходимо учитывать то, что способ восприятия культуры в информационную эпоху изменился. Вербальное восприятие, характерное для европейской и русской культуры в прошлые века, уступает место аудиовизуальному. Изменились не только скорость восприятия категорий пространства и времени, образов, смыслов, но сам характер встраивания личности в информационную культуру. «В аудиовизуальную эпоху человек имеет возможность выбирать необходимый для него язык получения информации, тем самым расширяя поле собственных взаимодействий», -утверждал известный канадский культуролог Маршалл Маклюэн [6, с. 12-13]. С одной стороны, это обогащает социальный и культурный опыт личности, но с другой - создает новые формы восприятия, которые носят не системный характер.

Современные психологи, исследующие проблемы информационной социализации и функционирования языка и слова в информационной культуре, отмечают также актуальность проблемы понимания информации, переданной из разных источников, слова как транслятора культуры: «Формы нарративов, закрепленные в культуре, становятся основанием для построения человеком своих собственных жизненных историй в какой-то степени конструирования своей идентичности. Поэтому, естественно, что методологические положения, в русле которых культура, информационное общение людей является одной из ведущих образующих их самосознания, с необходимостью отсылают нас к концепции Шпета, который одним из первых поставил задачу анализа текста в процессе личностного общения, восприятия произведений искусства, передачи информации» [7, с. 226].

Особенностью информационной социализации становится клиповое сознание, порожденное клип-культурой, т. е. культурой, основанной на «клипах» информации. Клип-культура порождает клиповое сознание, в котором, по мнению американского философа Тоффлера, нет места рефлексии и воображению. Фундаментальной проблемой современного информационного общества является и то, что социальная изменчивость и глобализация сказываются не только на экономике и политике, они затрагивают все стороны взаимодействия разных культур. Естественно, это не может не проявиться в представлениях об окружающем мире, изменении ценностей и установок людей. Мир стал более широк и открыт, поэтому для полноценного представления о нем недостаточно только личных знаний или знаний близких, важна более структурированная, масштабная и объективная информация. Эти теоретико-методологические положения убедительно доказывают, что современная культура является информационной, а само представление о мире и о себе, как никогда, зависит от информационного воздействия различных СМИ и СМК [7, с. 227].

208

Вестник КГУ ^ 2016

При этом «сегодня ведущей образующей картины мира становится образ, а основную информацию несут зрительные гештальты <.. .> важным моментом является способность того или иного образа не только нести информационную нагрузку, но и вызвать определенные переживания. С этой точки зрения оптимальными в качестве информационных эталонов являются художественные образы, <...> несущие в себе определенную содержательную и смысловую нагрузку, а форма художественного произведения, дополняясь эмоциональными смыслами, помогает восприятию через отождествление творца и зрителя, идентификацию их образов и слияние смыслов и эстетических переживаний» [7, с. 228].

Итак, ввиду преобладания клипового способа подачи информации и переживания как основного способа ее восприятия, в педагогической деятельности по формированию ценностных ориентаций личности необходимо создать условия для развития осознания. При этом развитие у личности информационного свойства сознания - способности осознавать информационные потоки, отслеживать взаимосвязи между ними, обрабатывать информацию и принимать решения - является не менее важной задачей, чем развитие индивидуального сознания, которое позволяет личности строить свой собственный опыт.

Общеизвестно, что ценностные ориентации или «Я-концепция» личности адекватны воспринимаемому личностью образа реального мира и её самооценок в том случае, если развита способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами (идеалы должны определяться культурным контекстом, а не набором т. н. «общечеловеческих ценностей»), а также, исходя из этого сопоставления, формировать свое поведение, т. е. определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели, отличает высокоразвитую личность. Критичность, как известно, выступает в качестве основного механизма контроля над поведением личности. Поэтому развитие ее ценностных ориен-таций не может происходить в отрыве от развития самосознания - качества личности, напрямую связанного с творческим, созидающим мышлением, формируемым при изучении литературы.

«Если искусство чему-то и учит (и художника - в первую голову), то именно частности человеческого существования. Будучи наиболее древней - и наиболее буквальной - формой частного предпринимательства, оно вольно или невольно поощряет в человеке именно его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности - превращая его из общественного животного в личность», - эта мысль И. Бродского, как никакая

другая, отражает суть влияния литературы на личность. В педагогическом процессе она должна быть определяющей, наряду с формированием образного и словесно-логического мышления, осознания смыслов, значений как важнейших составляющих человеческого сознания.

Для того чтобы восприятие художественных произведений и существующих в них смыслов было наиболее полным, необходимо, с одной стороны, активизировать действие механизма восприятия, т. е. при непосредственном анализе текста усиливать его аудиовизуальную составляющую, тем самым повышая творческую и эмоциональную активность личности. С другой стороны, в процессе формирования ценностных ориентаций личности возрастает роль анализа литературного произведения, который должен быть направлен на развитие способности воссоздания художественных образов, осмысления идейно-художественного целого литературного произведения, т. е. развития системного и образного мышления.

Непосредственный анализ художественного текста и механизм творческой и эмоциональной активности личности - механизм восприятия литературы. От того, с помощью каких методов будет организован процесс анализа произведения, зависит восприятие и осознание его личностью. Как известно, многоплановая структура художественного текста обуславливает трехслойный его анализ. Первой слой - анализ предложений, второй - анализ сложных элементов текста (описаний поступков литературных персонажей, их внешности, событий, пейзажей, интерьеров и т. д., а также диалогов и монологов литературных персонажей), третий - анализ приемов изображения литературных персонажей.

В ходе анализа литературного произведения необходимо достичь у школьников осознанного целостного восприятия и выработать отношение к литературному произведению в контексте всего литературно-исторического процесса, развить умение видеть единство содержания и формы художественного произведения, воспринимать восприятие композицию как целостную систему, понимать авторский замысел, идейное и художественное многообразие произведения. Наряду с известными методами и методиками изучения литературных произведений (выразительное чтение учителя, комментированное чтение, эвристический или частично-поисковый, исследовательский и репродуктивный методы и др.) необходимо применение комплекса традиционных и инновационных методов и методик, учитывающих аудиовизуальный характер информационной социализации.

Условием достижения целей по развитию ценностных ориентаций личности в процессе изучения литературы становится акцентирование воспитательной направленности тематического планиро-

вания, определение содержания и структуры урока, организации деятельности учащихся, формулирование системы проблемных вопросов, стимулирующих активность познавательной деятельности учеников, продумывание путей обобщения образовательного и воспитательного характера.

Применение эвристических и исследовательских форм, методов, приемов урочной и внеурочной деятельности: уроков-семинаров, практикумов, интегрированных и обобщающих уроков, написание сочинений и рефератов, экскурсионный метод, новых информационных технологий (создание презентаций и публикаций) способствует выработке умений и навыков самостоятельной работы учащихся и формированию ценностных ори-ентаций.

Обобщения определений мировоззренческого, воспитательного, ценностного знания на каждом уроке, их обсуждение; проявление внимания к высказываниям учеников, развитие их интереса к литературе в индивидуальных беседах и во внеклассное время - также необходимые условия для достижения высокого уровня развития ценностных ориентаций личности на уроках литературы.

Например, на уроках по философской лирике А.С. Пушкина процесс развития ценностных ориентаций старшеклассников связан с целым комплексом задач, поставленных педагогом (воспитательные, развивающие, обучающие). Данный процесс осуществляется целым с помощью метода комментированного чтения, лекции с элементами беседы, проблемных вопросов. Ценностное развитие осуществляется не на абстрактной, а на конкретно-чувственной основе, поскольку перед учениками предстают понятия о нравственно-эстетическом идеале поэта.

Главная воспитательная цель урока: воспитание гуманного сознания ученика, светлого, оптимистического взгляда на мир, на самый процесс жизни, на человека; формирование убеждения в том, что искусство действительно является преображающей мир силой, а человеческая личность в ее диалектическом развитии есть эстетический предмет. В процессе урока по данной теме школьники составляют тезисный план, в котором отражается эволюция философских взглядов поэта:

1. «Воспоминание» (1828). Способность лирического героя стихотворения - поэта - к строгому суду своих поступков, к покаянию, к ответу перед своей совестью. Высокие нравственные требования Пушкина к своей душе как образец человеческого совершенствования.

2. «Дар напрасный, дар случайный» (1828) -переписка с митрополитом Филаретом Дроздовым (ответ митрополита «Не напрасно, не случайно» -пушкинский отзыв «В часы забав иль праздной скуки» («Стансы», 1830). Пессимизм поэта и преодоление его. Неверие в жизнь, отсутствие ее це-

лей, признание ничтожества человека, власти над ним страстей и сомнений. После стихотворения Филарета - признание «безумств, лени и страстей» в прошлом, раскаяние в грехах юности и признание того, что душа всегда слушала «Бога глас» («Веленью Божию, о Муза, будь послушна...»).

3. «Брожу ли я вдоль улиц шумных» (1829). Радостное приятие вечно обновляющейся жизни.

4. «Элегия» (1830). Несмотря на все сложности жизни, она все равно прекрасна. Мысль человека, его способность воспринимать красоту искусства, творчества, самому творить с упоением и счастьем, любовь есть непременные составляющие человеческого существования, именно они приносят радость, счастье и удовлетворение жизнью.

Кроме анализа этих стихотворений в ходе диалога, педагог предлагает школьникам посмотреть видео: чтение мастеров художественного слова. Например, исполнение «Вакхической песни» Марком Рейзеным и Олегом Митяевым. Учащимся дается задание сравнить их манеру исполнения, интонацию, ответить на вопросы: «Какие акценты в стихотворении делает каждый из исполнителей? Что подчеркивает их музыкальное сопровождение?»

Школьникам предлагается найти на музыкальных порталах в Сети и другие варианты исполнения философских стихотворений Пушкина, например, «Воспоминание» в исполнении Игоря Кваши, «Дар напрасный, дар случайный» в исполнении Михаила Козакова. В мини-сочинении учащимся предлагается, например, ответить на вопрос: «Как, с какой интонацией удалось Михаилу Козакову подчеркнуть уныние, тоску, одиночество, пустоту жизни, переданные поэтом в «Воспоминании»?»

Старшеклассникам дается задание подготовить презентацию в программе PowerPoint по теме «Исполнение стихотворений А.С. Пушкина мастерами художественного слова».

Воспитательный потенциал литературы воспринимается учениками, когда учитель на уроке создает условия свободного общения. Учителю необходимо не отстраненно излагать детям «литературный материал», а развивать у них умение видеть идейно-эстетический идеал художника, ценить произведения искусства с позиций высоких духовных ценностей, выработавшихся веками в нашем обществе, а также иметь свой собственный взгляд.

В таких условиях можно понять, насколько школьники осознают воспитательное значение наследия литературы, в какой степени сформировано у них основное содержание ценностных ориента-ций - мировоззренческие, нравственные убеждения. Вся система деятельности учителя по осмыслению идей отечественной литературы требует постоянного поиска новых методов и технологий, новых решений.

210

Вестник КГУ _J 2016

Библиографический список

1. Аверинцев С.С. Гете и Пушкин (1749 - 1799 -1999) // Гетевские чтения. - М., 1999. - С. 13.

2. Бродский И. Нобелевская лекция. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.ru/ BRODSKIJ/lect.txt

3. Голубева Н.А., Марцинковская Т.Д. Информационная социализация: психологический подход // Психологические исследования. - 2011. - № 6 (20). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// psystudy.ru/index.php/num/2011n6-20/579-golubeva-marsinkovskaya20.html

4. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе / И.В. Метлик, И.А. Галицкая, А.В. Ситников; под ред. И.В. Метлика. - М.: ПРО-ПРЕСС,

2012. - С. 56.

5. Зеньковский В.В. О национальном воспитании / Зеньковский В.В. Педагогические сочинения. - Саранск: Тип. «Красс. Окт.», 2003. - С. 381.

6. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего. - М., 2005. - С. 12-13.

7. Марцинковская Т.Д. Язык и слово в информационной культуре // Мир психологии. - 2014. -№ 2. - С. 229.

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/ vospitanie-dok.html (дата обращения: 15.05.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.