Научная статья на тему 'Особенности формирования ценностных ориентаций на уроке литературы'

Особенности формирования ценностных ориентаций на уроке литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2812
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / УРОК ЛИТЕРАТУРЫ / ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ / VALUE ORIENTATIONS / THE LESSON OF LITERATURE / THE PROBLEM OF VALUES / EDUCATION OF THE INDIVIDUAL / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хачикян Елена Ивановна

Рассмотрены особенности процесса формирования ценностных ориентаций на уроке литературы. Особое внимание уделено проблеме ценностей и специфике влияния художественной литературы на становление личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хачикян Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS AT LITERATURE LESSON

The features of the process of formation of value orientations at literature lesson are analyzed. Particular attention is paid to the issue of values and the specific influence of literature on the formation of personality.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования ценностных ориентаций на уроке литературы»

УДК 371.321

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Е.И. Хачикян

Рассмотрены особенности процесса формирования ценностных ориентаций на уроке литературы. Особое внимание уделено проблеме ценностей и специфике влияния художественной литературы на становление личности.

Ключевые слова: ценностные ориентации, урок литературы, проблема ценностей, воспитание личности, формирование.

Воспитание личности определяется конкретно-историческими, общественно-политическими условиями и регулируется социальным заказом. А так как в наши дни процессы гуманизации школы, приобщения учащихся к богатствам национальной и мировой духовной культуры особенно актуализированы, то это требует поиска новых путей формирования ценностных ориентаций современной молодежи. Речь идет об использовании воспитательного потенциала художественной литературы, которое способно формировать у подростков личностнозначимое отношение к явлениям идеологическим, нравственным и эстетическим, обеспечивать личностное постижение вырабатываемых обществом ценностей, идей, принципов.

Литература способна не только дать радость, доставить одно из высоких духовных переживаний - эстетическое наслаждение, но и научить человека, помочь сформировать его личность. Литература является инструментом, который при столкновении с различными проблемами позволяет совершенствовать процесс формирования человека, особенно в плане его ценностных ориентаций, влияющих, в свою очередь, на целостное развитие личности.

Нравственно-эстетическое образование и воспитание

подрастающего поколения средствами художественной литературы, последовательное и целенаправленное использование ее эстетических и педагогических возможностей в целях формирования ценностных ориентаций юношества входит сегодня в жизнь как явление необходимое, полезное и полностью себя оправдавшее. Формирование ценностных ориентаций в раннем подростковом возрасте обуславливает дальнейшее развитие психологических особенностей личности: интеллектуальных способностей, волевых качеств, мотивацию движения и т.д. Чтение художественной литературы, как считают психологи, - самое мощное средство для достижения этих целей.

Важная особенность огромного влияния художественной литературы на становление личности заключается в том, что она

воздействует на наше сознание, наш эмоциональный мир постоянно и, можно считать, полифонично. Современный человек живет в мире литературы с первых своих осмысленных шагов. С течением времени незаметно формируется вкус, во многом определяющий последующие ценностные ориентации читателей.

Сегодняшнее состояние нашего общества привело к созреванию в массовом общественном сознании понимания жизненной необходимости нравственного оздоровления социальной атмосферы. Проблема развития ценностных ориентаций личности неизбежно возникает в переломные моменты эпохи, требующие от человека определения отношения к целям жизнедеятельности и средствам их достижения. Ориентация личности на позитивные нравственные ценности - важнейший регулятор ее социального поведения.

В этих условиях незыблемые культурные ценности художественной литературы, накопленные опытом предыдущих поколений, могут сыграть решающую роль в процессе восстановления в обществе утраченных моральных, этических, нравственных ценностей. Очень важно создать оптимальные психолого-педагогические условия для формирования ценностных ориентаций учащихся, ибо от нравственной зрелости будущего специалиста-профессионала во многом зависит успешное решение широкого спектра этических проблем, с которыми неизбежно приходится иметь дело в процессе выполнения профессиональной деятельности.

Проблема ценностей неизбежно возникала в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации идеологических устоев человеческого общества на определенном этапе его развития. Кризис Афинской демократии заставил Сократа впервые поставить вопрос: «Что есть благо?». Являясь основным вопросом общей теории ценностей, аксиологии, он обусловил дальнейшее развитие ценностных характеристик в античной и средневековой философии. Вся традиция философских учений от Платона до Гегеля отличается нерасчлененностью понятий бытия и ценности. При этом подчеркивается, что ценность является объектом разнообразных человеческих желаний и устремлений. Кант относил понятие ценностей к морали, а его последователи распространили эту точку зрения и на явления культуры. Кантианская традиция, таким образом, ограничивала понятие ценности духовными ценностями.

Пересечение теоретических воззрений философов и психологов при анализе категории ценности впервые происходит в работах немецкого философа Макса Шелера. Реальность ценностного мира, согласно Шелеру, гарантирована «вневременной аксиологической серией о боге», несовершенным отображением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует своеобразную основу личности.

Иерархия ценностей, конечно же, изменялась в зависимости от уровня культурного и общественно-политического развития общества. Классический ряд ценностей выглядел в виде своеобразной триады: истина, добро, красота.

Эпоха Возрождения делает человека центральным пунктом системы ценностей, ее правомерным носителем. Следующий шаг становления иерархии ценностей связан с общественно-политическим развитием человеческого общества. Классический ряд духовных ценностей дополняется в этот период ценностями социально-политического порядка (идеалы равенства, свободы личности, справедливости как необходимых компонентов достойного существования человека).

Появление определенной иерархии ценностей на различных этапах развития человеческого общества положило начало выделению важнейшего элемента внутренней структуры личности - ценностным ориентациям. Закрепленные жизненным опытом индивида, они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. Совокупность уже сложившихся ценностных ориентаций образует как бы ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого обстоятельства ценностные ориентации всегда выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков.

Основное содержание ценностных ориентаций - политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, сильные и постоянные привязанности, обуславливающие принципы поведения. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает основу ее отношений к действительности.

Механизм действия и развития ценностных ориентаций связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, селекции стремлений личности. В наиболее общей форме эти противоречия могут быть представлены как борьба между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка.

Через особые виды общественной и личной деятельности происходит усвоение общественного сознания индивидом, ему сообщается определенная система норм и правил, которыми необходимо руководствоваться в социально значимом поведении. В соответствии с этим человек, вступающий в общественную жизнь, включающийся в трудовой процесс, уже обладает определенной жизненной и ценностной ориентацией, имеет некоторые сознательные установки. Образование социально-психологических установок происходит на уровне волевого поведения человека.

У каждого человека есть некоторая ориентация - слабая или сильная, одобряемая или осуждаемая, интенсивная или расплывчатая - на общезначимые ценности. Но устойчивые ценностные ориентации как доминанты сознания и поведения имеются только у развитой, зрелой личности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как надежность, цельность, верность определенным идеалам, активность жизненной позиции. Противоречивость в ценностных ориентациях становится причиной непоследовательности в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций ведет за собой инфантилизм личности, господство внешних стимулов во внутренней структуре личности. Указанные обстоятельства, несомненно, следует иметь в виду, когда мы обращаем внимание на двусторонний характер понятия ценностных ориентаций.

Ценностно-ориентационная деятельность предстает как осознание значимости того или иного объекта в жизни индивида, установление его ценности. Человек познает мир, оценивает полезность данной сущности, ее возможность удовлетворить свои потребности и интересы. Потребность и деятельность при этом носят диалектический характер. Потребность стимулирует деятельность, выступая в качестве первопричины и общего основания, но сама деятельность становится, в свою очередь, предметом потребности.

Таким образом, основным содержанием ценностных ориентаций являются политические, нравственные, мировоззренческие убеждения.

Мир ценностей - это, прежде всего, мир культуры в широком смысле слова, это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей - тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности. Свобода человека - это всегда освобождение от власти низших ценностей, выбор высших ценностей и борьба за их осуществление.

Как известно, ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества. Поскольку эти процессы связаны с изменениями в различных сферах человеческой жизни, их временные масштабы не совпадают с масштабами социальноэкономических, политических и других изменений. Так, эстетические ценности античности сохранили свое значение и после гибели породившей их цивилизации. Хорошо известна также длительность воздействия гуманистических и демократических идеалов европейского Просвещения, истоки которых в античных и эллинистических культурах. Вместе с тем, для материалистического понимания истории неприемлемы воззрения на историю общества как реализацию системы «вечных ценностей» или как последовательную смену одного типа ценности другим.

В.Б. Ольшанский, рассматривая ценности личности, связывает их, с одной стороны, с системой эталонов, а с другой - с поведением личности.

Так, поступающая в сознание информация сопоставляется, сличается с системой эталонов. Если она тождественна этой системе, то поведение личности идентично ситуации. Если же система эталонов меняется, то соответственно меняется и тип поведения. Аналогом системы эталонов может быть система ценностей.

Ценности - это своеобразные маяки, помогающие заметить в потоке информации то, что наиболее важно (в позитивном или негативном смысле) для жизнедеятельности человека, это такие ориентиры, придерживаясь которых человек сохраняет определенность, внутреннюю последовательность своего поведения.

Формирование ценностных ориентаций на уроке литературы -сложный воспитательный процесс, в котором необходимо учитывать психолого-педагогические особенности восприятия того или иного художественного произведения, а также выявлять зависимость становления нравственных суждений от уровня развития чувственно -эмоциональной сферы подростков. Литература имеет большое значение в формировании ценностных ориентаций личности, поскольку вводит в круг живых и многообразных социальных явлений, сложных межличностных отношений и связей, раскрывает диалектику души человека, помогает глубже понять, оценить и принять личностью самого себя и других людей, все общественно ценное сделать личностно-значимым, своими ценностными ориентирами.

Указанный процесс имеет ряд особенностей.

Во-первых, художественное произведение воспитывает не абстрактным перечислением моральных норм и ценностей, а через конкретно-чувственное воплощение живых человеческих характеров во всей их целостности.

Во-вторых, в подлинных произведениях искусства никогда не дается «чисто» нравственная оценка поступка или характера героев. Она всегда интегрируется в эстетической: доброе раскрывается как прекрасное, возвышенное; злое - как низменное, безобразное. Оценка дается не в абстрактно-теоретической форме, а при помощи сложной совокупности изобразительно-выразительных средств.

В-третьих, в отличие от моральных норм и принципов, обязательных во всех случаях жизни, литература показывает нравственные аспекты человеческого характера в реальной действительности, эстетически оценивая не только поступки человека, но и обусловившую их среду.

Таким образом, сущность формирования ценностных ориентаций учащихся на уроке литературы проявляется в целесообразном изменении ценностей в сознании личности при помощи специально отобранного художественного материала.

Процесс формирования ценностных ориентаций учащихся на уроке литературы, как любая самостоятельная система, обладает рядом специфических особенностей: управление процессом формирования

ценностных ориентаций предполагает знание сущности данного аспекта воспитательной деятельности, методики осуществления

целенаправленного изменения в структуре ценностей личности с помощью художественного материала, знание психологических особенностей школьников, использование специфических возможностей основных составляющих педагогической деятельности - обучения и воспитания, в ходе которых осуществляется развитие ценностных ориентаций подростков.

Список литературы

1. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1998. 268 с.

2. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 2009.

221 с.

3. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 2010. 280 с.

4. Старкова З.С. Содружество искусств на уроках литературы. М.: Просвещение, 2011. 160с.

5. Столович Л.Н. Природа эстетических ценностей. М., 2007. 274 с.

6. Чухина Л.А. Феноменологическая аксиология Макса Шелера // Проблема ценности в философии: сб. М; Л., 1999. С. 14-21.

Хачикян Елена Ивановна, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Калуга, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

FEATURES OF FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS AT LITERATURE LESSON

E.I. Khachikyan

The features of the process of formation of value orientations at literature lesson are analyzed. Particular attention is paid to the issue of values and the specific influence of literature on the formation of personality.

Key words: value orientations, the lesson of literature, the problem of values, education of the individual, formation.

Khachikyan Elena Ivanovna, doctor of pedagogical science, professor, manager of department, [email protected], Russia, Kaluga, Kaluga State University named after K.E.Tsiolkovsky

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.