Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ'

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура здоровья / дошкольный возраст / здоровье / ценности здоровья / научные подходы / health culture / preschool age / health / health values / scientific approaches

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Паршина Ксения Константиновна, Биткина Татьяна Юрьевна

Целью статьи является изучение современных научных подходов к изучению вопроса о приобщении дошкольников к культуре здоровья. Обоснована значимость воспитания культуры здоровья, начиная с раннего и дошкольного возраста, когда дети наиболее восприимчивы к влияниям извне. Авторами определены факторы, обуславливающие особенности и пути формирования культуры здоровья дошкольников. Среди них выделены экологические, генетико-биологические, культурологические факторы и ряд других. Осуществлен анализ подходов к трактовке понятия «воспитание культуры здоровья», охарактеризованы их основные идеи и принципы. Аксиологический подход, один из наиболее актуальных и значимых, базируется на положении о необходимости приобщения детей дошкольного возраста к ценностям, в том числе, к ценностям здоровья и здорового образа жизни. Акмеологический подход основан на понимании алгоритмов и моделей совершенствования культуры здоровья, осознании человеком важности деятельности по сохранению и укреплению собственного здоровья. Основной идеей гуманистического подхода является признание человеческой жизни и здоровья главной ценностью, эффективным способом сохранения здоровья признана целенаправленная работа по воспитанию культуры здоровья с ранних лет. Авторы приходят к выводу о том, что воспитание культуры здоровья дошкольников двуединый процесс, обусловленный совокупностью как объективных, так и субъективных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Паршина Ксения Константиновна, Биткина Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the article is to study modern scientific approaches to studying the issue of introducing preschool children to a culture of health. The importance of fostering a culture of health is substantiated, starting from early and preschool age, when children are most susceptible to outside influences. The authors identified the factors that determine the characteristics and ways of forming a culture of health in preschool children. Among them, environmental, genetic-biological, cultural factors and a number of others are highlighted. An analysis of approaches to the interpretation of the concept of “education of a culture of health” is carried out, their main ideas and principles are characterized. The axiological approach, one of the most relevant and significant, is based on the need to introduce preschool children to values, including the values of health and a healthy lifestyle. The acmeological approach is based on an understanding of algorithms and models for improving the culture of health, and a person’s awareness of the importance of activities to preserve and strengthen their own health. The main idea of the humanistic approach is the recognition of human life and health as the main value; purposeful work to foster a culture of health from an early age is recognized as an effective way to preserve health. The authors come to the conclusion that fostering a culture of health in preschool children is a two-pronged process, conditioned by a combination of both objective and subjective factors.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ»

5. Светличный, Е.Г. Совершенствование организации профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников ОВД России / Е.Г. Светличный, О.С. Панова, Е.А. Хенцинский, В.В. Хорольский, A.A. Белецкий // Ученые записки университета имени М.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург. - 2022. - Выпуск 2 (204). - С. 362-367

6. Светличный, Е.Г. Структура огневой подготовки, как составляющая профессиональной подготовки сотрудника правоохранительных органов РФ / Е.Г. Светличный, Д.М. Фатхиев, В.В. Шанько // Проблемы современного педагогического образования. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2023. - Вып. 79. - Ч. 2. - С. 251-254

7. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. «О полиции» № З-ФЗ.

8. Фролов, A.A. Место нормативов по огневой подготовке в компетентностном подходе к специальной профессиональной подготовке сотрудников ОВД / A.A. Фролов // Электронный сборник материалов всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование методики преподавания специальных профессиональных дисциплин в образовательных организациях МВД России». Краснодар. - 2022. - С. 462-465

Педагогика

УДК 37.037.1

кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Паршина Ксения Константиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 45 «Анкудиновский парк» (г. Нижний Новгород); магистрант Биткина Татьяна Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 167 (г. Нижний Новгород)

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ

Аннотация. Целью статьи является изучение современных научных подходов к изучению вопроса о приобщении дошкольников к культуре здоровья. Обоснована значимость воспитания культуры здоровья, начиная с раннего и дошкольного возраста, когда дети наиболее восприимчивы к влияниям извне. Авторами определены факторы, обуславливающие особенности и пути формирования культуры здоровья дошкольников. Среди них выделены экологические, генетико-биологические, культурологические факторы и ряд других. Осуществлен анализ подходов к трактовке понятия «воспитание культуры здоровья», охарактеризованы их основные идеи и принципы. Аксиологический подход, один из наиболее актуальных и значимых, базируется на положении о необходимости приобщения детей дошкольного возраста к ценностям, в том числе, к ценностям здоровья и здорового образа жизни. Акмеологический подход основан на понимании алгоритмов и моделей совершенствования культуры здоровья, осознании человеком важности деятельности по сохранению и укреплению собственного здоровья. Основной идеей гуманистического подхода является признание человеческой жизни и здоровья главной ценностью, эффективным способом сохранения здоровья признана целенаправленная работа по воспитанию культуры здоровья с ранних лет. Авторы приходят к выводу о том, что воспитание культуры здоровья дошкольников - двуединый процесс, обусловленный совокупностью как объективных, так и субъективных факторов.

Ключевые слова: культура здоровья, дошкольный возраст, здоровье, ценности здоровья, научные подходы.

Annotation. The purpose of the article is to study modern scientific approaches to studying the issue of introducing preschool children to a culture of health. The importance of fostering a culture of health is substantiated, starting from early and preschool age, when children are most susceptible to outside influences. The authors identified the factors that determine the characteristics and ways of forming a culture of health in preschool children. Among them, environmental, genetic-biological, cultural factors and a number of others are highlighted. An analysis of approaches to the interpretation of the concept of "education of a culture of health" is carried out, their main ideas and principles are characterized. The axiological approach, one of the most relevant and significant, is based on the need to introduce preschool children to values, including the values of health and a healthy lifestyle. The acmeological approach is based on an understanding of algorithms and models for improving the culture of health, and a person's awareness of the importance of activities to preserve and strengthen their own health. The main idea of the humanistic approach is the recognition of human life and health as the main value; purposeful work to foster a culture of health from an early age is recognized as an effective way to preserve health. The authors come to the conclusion that fostering a culture of health in preschool children is a two-pronged process, conditioned by a combination of both objective and subjective factors.

Key words: health culture, preschool age, health, health values, scientific approaches.

Введение. В последнее время в научных кругах все чаще ставится акцент на необходимости включения в систему воспитания общей культуры человека культуры здоровья, как обязательного элемента. Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей входит в список приоритетных задач в нашей стране. Так, согласно статистическим данным, количество полностью здоровых и физически развитых для своего возраста дошкольников составляет всего 10-12%. К семи годам более 50% детей имеют те или иные отклонения в здоровье, нередко, хронические Г51. Притом хронические заболевания, возникающие у детей в возрасте от 3 до 6 лет, определяют дальнейшее здоровье ребенка как в школьные годы, так и во взрослой жизни. Из-за этого страдает физическое развитие ребенка, растет общая и инфекционная заболеваемость [31. Хронические заболевания сказываются и на взаимодействии ребенка с социумом, психологической составляющей его личности и физической активности в будущем.

Интерес к теме здоровья является естественным у человека, поскольку современные тенденции развития технологий несут не только пользу, но и вред, связанный с образом жизни человека. Неумеренное использование электронных гаджетов влияет на различные аспекты здоровья, вызывает неприятные последствия. Однако на здоровье взрослого человека влияют не только эти проблемы, но и проблемы, идущие из раннего и дошкольного детства: хронические заболевания, неправильно сформированные привычки здорового образа жизни, отсутствие необходимых компетенций для его поддержания. Педагоги

способны предотвратить ряд перечисленных проблем путем воспитания, способного привить ребенку необходимые и доступные представления о своем здоровье, заложить основы культуры здоровья ГП-

Изложение основного материала статьи. Понятие «культура здоровья» можно считать междисциплинарным, поскольку оно активно изучается в различных отраслях научного знания. Приверженцы традиционного подхода характеризуют культуру здоровья как элемент общечеловеческой культуры, связанный с отношением человека к собственному здоровью и здоровью окружающих, здоровому образу жизни. В.А. Деркунская объясняет сущность культуры здоровья как совокупность ценностного отношения ребенка к здоровью, его сохранению и укреплению, личностно и социально значимых навыков и умений, направленных на благополучие в области здоровья как физического, так и психологического [4]. Л.Н. Волошина указывает, что культура здоровья предполагает не только информационную осведомленность субъекта в конкретных вопросах, но также практическую реализацию мероприятий по здоровому образу жизни, заботу о своем здоровье и здоровье близких ¡2].

З.И. Колычева при рассмотрении проблемы культуры здоровья придерживается социального подхода [41. По ее мнению, культура здоровья является неотъемлемым элементом общечеловеческой культуры, определяет успешность существования личности. Она выделяет в составе культуры здоровья такие элементы, как мышление, мировоззрение, культура чувств, эмпатия, оценка собственного поведения и поведения других людей, знания и умения валеологического характера. Таким образом, культура здоровья есть стиль жизни, ее каждодневный режим и уровень.

На отношение дошкольников к здоровью как высшей ценности влияет ряд факторов, которые так или иначе сказываются на эффективности формирования культуры здоровья и руководят повседневной мотивацией. Наиболее значимыми факторами, по нашему мнению, следует считать:

- генетико-биологические факторы, определяемые здоровьем родителей и иных прямых родственников, как наследуемые, так и обусловленные периодом перинатального развития;

- социально-экономические факторы, связанные с качеством жизни общества, обстоятельствами жизни семьи, жилищными условиями ипр.;

- природно-климатические факторы, обусловленные особенностями климатической зоны проживания ребенка -температура, сезонность и пр.;

- экологические факторы, предполагающие уровень загрязненности воздуха, воды и почвы, состояние окружающей среды в целом;

- культурологические факторы, определяемые отношением человека и общества к здоровью, принципам ведения здорового образа жизни, следующим из религии, национальных традиций, менталитета и т.д.;

- медицинские факторы, отражающие состояние врачебной помощи в месте проживания, эффективность профилактических мер и др. [7].

В толковании категории «здоровье» считаем возможным выделить ряд научных подходов. Так, по мнению приверженцев аксиологического подхода, здоровье - это высшая ценность для человека; с позиции сторонников акмеологического подхода здоровье - это неотъемлемое условие реализации высших человеческих возможностей. О здоровье размышляют в рамках гуманистического подхода, трактуя его как совокупность критериев - позитивного самовосприятия, способности к самоактуализации, саморазвитию. Приверженцев ресурсного подхода здоровье интересует как ресурс, позволяющий повысить эффективность человеческой деятельности, а здоровьесберегающего - как процесс жизнедеятельности, который возможно поддерживать посредством правильного образа жизни.

Рассмотрим более подробно. Аксиологический подход к решению вопроса о воспитании культуры здоровья дошкольников считают одним из наиболее актуальных и практически значимых. Аксиологические методы, применяемые в работе с дошкольниками, позволяют обеспечить методологическое обоснование педагогической работы по приобщению ребенка к ценностям. В дошкольном возрасте дети, как известно, максимально восприимчивы и довольно легко воспринимают транслируемые им ценности. Причиной этому можно считать эмоциональность дошкольников, склонность к наглядно-образному мышлению, искренний интерес к познанию окружающего мира. Проявления детской субкультуры позволяют сформировать желаемое представление о ценностях, обогатить набор ценностно-ориентированных образов. Ценность - категория, ориентируясь на которую можно корректировать пластичную активность дошкольников, проявления их познавательной, социальной деятельности, поскольку ценности являются субъективно-значимыми личностными образованиями. В процессе познания ценностей опыт ребенка пополняется разнообразными наглядными образами, что позволяет повысить эффективность эстетического, духовного, нравственного, художественного развития. Ребенок, постигающий ценностные категории, получает возможность творческой самореализации, самоутверждения, а также формирования собственного видения окружающего их пространства и мнения о нем.

Выделяют три направления проектирования ценностно-ориентированного подхода в образовании дошкольников, которые одновременно являются основными подходами приобщения детей к нравственным ценностям:

- ценность - это идеал, эталон, имеющий определенную эмоциональную окраску; подход предполагает формирование и развитие представлений о ценностях, обогащение соответствующего детского опыта;

- ценность - это элемент социокультурного пространства, состоящего из произведений изобразительного, литературного и иного искусства;

- ценность - это образец взаимодействия с объектами окружающего мира, инструмент, позволяющий реализовать направляющую и избирательную функции, усвоить социальные установки, регулировать собственную деятельность.

Подчеркнем, процесс приобщения детей к ценностям обусловлен в значительной степени особенностями личности педагога, который выступает для дошкольников проводником в мир ценностей, помогает каждому ребенку создать особую эмоциональную атмосферу, осознать и пережить значимость красоты окружающих предметов, гуманности поступков [7]. Функционал педагога в этом отношении гораздо шире, нежели просто информирование или наглядная демонстрация ценностей [8].

Акмеологический подход к воспитанию культуры здоровья дошкольников. Акмеология здоровья вызывает интерес многих исследователей, поскольку данное учение позволяет определить базовые характеристики формирования здоровой личности, понять алгоритмы, модели и уровни совершенствования здоровья человека, его внутреннюю позицию по вопросу совершенствования собственного здоровья.

Нередко к работе по оздоровлению детей в дошкольных учреждениях подходят с практической стороны, прикладывая усилия в первую очередь к поддержанию достаточного уровня здоровья ребенка. Такая позиция не соответствует современным воззрениям на оздоровительную работу с дошкольниками, которая предполагает комплексный подход. Устранить противоречие возможно заимствованием в педагогическую и психологическую деятельность оздоровительно-коррекционных средств, направленных на расширение физических и психических возможностей дошкольников. Для гармоничного развития необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка созидательную позицию по отношению к собственному здоровью [6]. Помочь в этом может реализация принципа резонанса: взрослый человек создает вокруг

ребенка множество ситуаций, в которых ребенок может проявить собственные физические возможности. Другими словами, необходимо реализовывать физическое воспитание таким образом, чтобы ребенок понимал критерии физической подготовки, результаты, которые от него ожидают. Наиболее эффективными инструментами в реализации принципа резонанса считаются соревновательные виды активности, спортивные дисциплины и другие формы физкультурной работы с детьми [6].

Гуманистический подход, как приоритетный для современной российской системы образования, применительно к воспитанию культуры здоровья дошкольников предполагает акцент на позитивном самовосприятии, признание способности и потребности личности в самоактуализации и развитии, понимание уникальности опыта и потребностей каждого ребенка. Гуманистический подход исходит из того, что жизнь человека - главная ценность, а воспитание культуры здоровья - один из способов ее сохранения. Таким образом, в данном подходе здоровье рассматривается скорее не как самостоятельная ценность, а как важное условие, способствующее максимальному раскрытию потенциала ребенка.

Гуманистический подход признает право ребенка и семьи на самоопределение в сфере культуры здоровья, в частности, в выборе режима питания и рациона, распорядка дня, наличия или отсутствия дневного сна, объема физических нагрузок. Для каждого ребенка стараются создать поддерживающую образовательную среду, адаптировать, например, физические упражнения, разнообразить их, сделать разнообразным меню, познакомить с разными способами ухода за собой.

Ресурсный подход распространен в первую очередь на управленческом уровне. Здоровье рассматривается как ресурс человека, представляющий ценность для него самого и доя общества в целом. Соответственно задача ресурсного подхода применительно к воспитанию культуры здоровья - это научить детей смотреть на здоровье как на свой актив, который нужно уметь не только сохранить, но и приумножить, а не бездумно тратить на что-то, не приносящее пользы в долгосрочной перспективе. При ресурсном подходе дети рано узнают об опасностях вредных привычек, о том, что объем здоровья у людей не одинаков и что с рождения и до определенного возраста он растет, но не будет находится на пике вечно. Дошкольников учат стратегически мыслить, осознавая, что здоровье, сохраненное и приумноженное в детстве и молодости, - это капитал для зрелости и пожилого возраста.

Ресурсный подход связан со здоровьесберегающим подходом, который часто используют как понятие, тождественное культуре здоровья. Однако здоровьесбережение - это комплекс действий по планированию, прогнозированию, реализации и контролю результатов деятельности педагогов и других работников образовательной организации, нацеленной на поддержание и укрепление здоровья всех субъектов образовательных отношений. Отсюда следует необходимость установить в образовательном учреждении благоприятную эмоциональную атмосферу, обеспечить безопасную развивающую инфраструктуру, разработать и реализовать серию мероприятий профилактического и гигиенического характера, вести целенаправленную работу с родителями.

Выводы. Таким образом, следует сделать вывод о мультипарадигмальности определения процесса воспитания культуры здоровья. Подходы тесно связаны между собой, взаимопроникают друг в друг и отличаются только расставляемыми акцентами. Отметим, что воспитание культуры здоровья дошкольников - процесс, объединяющий объективные (условия дошкольной организации, профессиональная подготовка педагогов, развивающая предметно-пространственная среда, реализуемые программы) и субъективные (ценности, смыслы, установки и представления ребенка о собственном здоровье, способах его укрепления и пр.) факторы. Конечно же, на субъективные факторы влияют не только педагоги дошкольной организации, но, прежде всего, семейная система, окружение, личность самого ребенка.

Литература:

1. Бичева, И.Б. Педагогические условия формирования культуры здоровья у детей дошкольного возраста /И.Б. Бичева // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - 2018. - № 2 (26). - С. 259-270. - URL: http://vestospu.ru/archive/2018/articles/17_2_2018.html (дата обращения: 04.10.2023).

2. Волошина, Л. Н. Здоровьеориентированная образовательная система как феномен современной теории и практики социального воспитания / Л.Н. Волошина, О.В. Демидович // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2012. - Том 18. -С. 126-129

3. Карасёва, Т.В. Формирование культуры здоровья воспитателей ДОУ / Т.В. Карасева, А.Ю. Семенова, С.Ю. Толстова // Наука и школа. - 2008. - №1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-kultury-zdorovya-vospitateley-dou (дата обращения: 27.10.2023)

4. Касьянова, Л.Г. Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в ДОО / Л.Г. Касьянова, В.К. Литвинюк // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. -2016.-№1 (29). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-kultury-zdorovogo-obraza-zhizni-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-doo (дата обращения: 27.10.2023)

5. Кравченко, И.А. Заболеваемость детей дошкольного возраста, по данным выборочного исследования / H.A. Кравченко. - М.: Дирекция по организации деятельности государственных учреждений ВАО г. Москвы, 2013. - URL: https://rdkb.ru/files/file2019.pdf (дата обращения: 25.10.2023)

6. Санникова, A.C. Принципы оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО / A.C. Санникова, Т.Г. Ханова // Неофит: Сборник статей по материалам научно-практических конференций аспирантов, магистрантов, студентов. Выпуск 16. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2019. - С. 176-179

7. Сергейко, С.А. Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью / С.А. Сергейко, B.C. Сурмач // Педагогика и психология детства: современное состояние, перспективы развития: сборник научных статей / Гродненский государственный университет имени Янки Купалы; под науч. ред. В.Т. Чепикова; ред. кол.: С.А. Сергейко [и др.]. - Гродно: ГрГУ,2011. - С. 131-136

8. Шустова, Л.П. Развитие компетентности учителей физической культуры в вопросах тендерного подхода в образовании / Л.П. Шустова, C.B. Данилов // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №3. - С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.