Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / УСЛОВИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лохтина Татьяна Николаевна, Шенеман Мария Владиславовна

Статья посвящена актуальной проблеме формирования здоровьесберегающей среды в образовательной организации. Проведен анализ нормативно-методических аспектов подготовки педагогов в соответствии с целевыми установками модернизации образования. В работе представлены характеристика и обобщенные сведения по созданию модели здоровьесберегающей среды в современной дошкольной образовательной организации. Авторами проанализированы действующие нормативно-методические компоненты программы сбережения здоровья. Требования, закрепленные в ФГОС для выпускников детского сада, актуализируют значимость приобщения детей к ценности здорового образа жизни. Обоснована актуальность формирования здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве ДОУ. Здоровье ребенка представлено как результат комплексного взаимодействия людей с природой и обществом. Подтверждено, что нормальное состояние человека основывается не только на его врожденных особенностях, но и на том, какой образ жизни ведет человек. Рассматривается содержание условий, отдельных её дефиниций с последующей трактовкой. Представлен анализ актуальных условий функционирования детского сада. В качестве подтверждения актуальности проблематики проведен анализ организации работы с детьми в МБДОУ Детский сад № 182 г. Иркутска. Детально раскрыты основные компоненты здоровьесберегающей среды ДОУ. Подчеркнуто, что формирование условий для личностного развития ребенка следует начинать с младшего возраста, на основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Обоснованы рекомендации по организации деятельности, направленной на улучшение и развитие здоровьесберегающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лохтина Татьяна Николаевна, Шенеман Мария Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY AND METH-ODOLOGICAL SUPPORT HEALTH-SAVING ENVIRON-MENT IN PRESCHOOL EDU-CATIONAL ORGANIZATIONS

The article is devoted to the actual problem of the formation of a health-saving environment in an educational organization. The analysis of normative and methodological aspects of teacher training in accordance with the target settings of modernization of education is carried out. The paper presents the characteristics and generalized information on the creation of a model of a health-saving environment in a modern preschool educational organization. The authors analyzed the current regulatory and methodological components of the health savings program. The requirements fixed in the Federal State Educational Standard for kindergarten graduates actualize the importance of introducing children to the value of a healthy lifestyle. The relevance of the formation of a health-saving environment in the educational space of the preschool is substantiated. The child's health is presented as a result of the complex interaction of people with nature and society. It is confirmed that the normal state of a person is based not only on his innate features, but also on the way of life a person leads. The content of the conditions, its individual definitions with subsequent interpretation is considered. The analysis of actual conditions of kindergarten functioning is presented. As a confirmation of the relevance of the problem, an analysis of the organization of work with children in MBDOU Kindergarten No. 182 in Irkutsk was carried out. The main components of the health-saving environment of the DOW are disclosed in detail. It is emphasized that the formation of conditions for the personal development of a child should begin at a young age, based on the interaction of the family and preschool institutions. The recommendations on the organization of activities aimed at improving and developing a health-saving environment are substantiated.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Педагогика

УДК 796.011.1

кандидат экономических наук, доцент Лохтина Татьяна Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Иркутский государственный университет (г. Иркутск); магистрант Шенеман Мария Владиславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Иркутский государственный университет (г. Иркутск), учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 182 (г. Иркутск)

НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования здоровьесберегающей среды в образовательной организации. Проведен анализ нормативно-методических аспектов подготовки педагогов в соответствии с целевыми установками модернизации образования. В работе представлены характеристика и обобщенные сведения по созданию модели здоровьесберегающей среды в современной дошкольной образовательной организации. Авторами проанализированы действующие нормативно-методические компоненты программы сбережения здоровья. Требования, закрепленные в ФГОС для выпускников детского сада, актуализируют значимость приобщения детей к ценности здорового образа жизни. Обоснована актуальность формирования здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве ДОУ. Здоровье ребенка представлено как результат комплексного взаимодействия людей с природой и обществом. Подтверждено, что нормальное состояние человека основывается не только на его врожденных особенностях, но и на том, какой образ жизни ведет человек. Рассматривается содержание условий, отдельных её дефиниций с последующей трактовкой. Представлен анализ актуальных условий функционирования детского сада. В качестве подтверждения актуальности проблематики проведен анализ организации работы с детьми в МБДОУ Детский сад № 182 г. Иркутска. Детально раскрыты основные компоненты здоровьесберегающей среды ДОУ. Подчеркнуто, что формирование условий для личностного развития ребенка следует начинать с младшего возраста, на основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Обоснованы рекомендации по организации деятельности, направленной на улучшение и развитие здоровьесберегающей среды.

Ключевые слова: детское здоровье, здоровьесберегающая среда, здоровый образ жизни, модернизация образования, условия здоровьесберегающей среды.

Annotation. The article is devoted to the actual problem of the formation of a health-saving environment in an educational organization. The analysis of normative and methodological aspects of teacher training in accordance with the target settings of modernization of education is carried out. The paper presents the characteristics and generalized information on the creation of a model of a health-saving environment in a modern preschool educational organization. The authors analyzed the current regulatory and methodological components of the health savings program. The requirements fixed in the Federal State Educational Standard for kindergarten graduates actualize the importance of introducing children to the value of a healthy lifestyle. The relevance of the formation of a health-saving environment in the educational space of the preschool is substantiated. The child's health is presented as a result of the complex interaction of people with nature and society. It is confirmed that the normal state of a person is based not only on his innate features, but also on the way of life a person leads. The content of the conditions, its individual definitions with subsequent interpretation is considered. The analysis of actual conditions of kindergarten functioning is presented. As a confirmation of the relevance of the problem, an analysis of the organization of work with children in MBDOU Kindergarten No. 182 in Irkutsk was carried out. The main components of the health-saving environment of the DOW are disclosed in detail. It is emphasized that the formation of conditions for the personal development of a child should begin at a young age, based on the interaction of the family and preschool institutions. The recommendations on the organization of activities aimed at improving and developing a health-saving environment are substantiated.

Key words: children's health, health-saving environment, healthy lifestyle, modernization of education, health-saving environment conditions.

Введение. Детское здоровье следует рассматривать как генофонд нации, будущее государства и потенциал для стабильного экономического развития страны. При развитии социально-экономической и политической жизни общества задача сохранения и укрепления здоровья детей является приоритетной. Здоровье ребенка - это результат комплексного взаимодействия людей с природой и обществом. Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни важно начинать Хорошее самочувствие и правильное развитие детей определяют многие составляющие: генетический строй, общая ситуация в экологии, наличие природных катаклизм, а также медицинские, социокультурные, экономические, и прочие факторы.

Доказано, что нормальное состояние человека основывается не только на его врожденных особенностях, а зависит от того, какой образ жизни ведет человек. На самочувствие большое влияние оказывает среда, в которой он постоянно пребывает. Дети в дошкольном и даже школьном возрасте не могут сами контролировать свой образ жизни и наличие профилактического спорта и грамотного питания. На этом этапе за здоровье детей отвечает то социальное окружение, где ребенок осуществляет свою жизнедеятельность, прежде всего, семья и дошкольная образовательная организация (ДОУ) [7, С. 5].

Цель исследования - анализ возможностей ДОУ и обоснование предложений по формированию у дошкольников качеств, необходимых им в будущей жизнедеятельности через приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.

Изложение основного материала статьи. Один из приоритетных проектов модернизации образования - поддержание и укрепление детского здоровья. Формированию сильной нации способствует понимание людьми всей ценности здоровья и правильного образа жизни. В перспективной стратегии предусматривается смещение акцента с лечебной медицины на профилактику. В современном обществе востребована теория, подтверждающая прямую зависимость здоровья людей от их образа жизни [7, С. 12].

Создание условий для личностного развития ребенка следует начинать с младшего возраста в семье и дошкольном учреждении. Такой подход будет способствовать развитию навыков соблюдения основ ЗОЖ [5, С. 118]. Важно формировать условия личностного развития в ДОУ, которые будут благоприятно влиять на всестороннее развитие ребенка и позволит сохранить здоровье детей [1, С. 692]. Такие условия создаются за счет следующих компонентов здоровьесбережения: стабильная моральная и психологическая атмосфера; соблюдение санитарно-эпидемиологического режима; оптимальный

рацион и правильный режим питания; ориентир на физвоспитание; грамотный подход преподавателей в воспитательном процессе и верное распределение учебной нагрузки; систематические лечебно-профилактические мероприятия с сотрудниками учреждений и детьми [4, С. 53; 9, С. 129]. Представим данные компоненты подробнее. Создание положительной морально-психологической обстановки, устраняет перенапряжение эмоционального характера детей. Педагогам важно максимально исключить стрессовые ситуации, а при невозможности сглаживать их отрицательное, негативное воздействие на детей, используя специализированные методики.

Неблагополучная психологическая обстановка возникает от недостаточной подготовки детей к нормативным физическим и педагогическим нагрузкам вследствие предъявления завышенных требований воспитателя и заниженной оценки ребенка. Это может быть усталость преподавателя, отсутствие режима питания, малая физическая активность, зависимость от погодных условий, сбой в режиме сна и отдыха, отсутствие должного внимания к детям. Таким образом, детское психическое здоровье - залог благополучного развития. [3, С. 224].

Санитарно-эпидемические, а также гигиенические стандарты регламентируются соответствующими законами и нормативами. Они предназначены для неукоснительного изучения и соблюдения воспитателями и другим персоналом дошкольного учреждения. Правила режима деятельности и порядка содержания детей направлены на выполнение требований: характеристики расположения ДОО в населенном пункте; оснащенность и состояние территории; состояние внутренних помещений, оснащенность и должное содержание; наличие достаточного освещения; современные и работоспособные коммуникации (канализация, водопровод); наличие вентиляции и достаточного отопления; правильно организованный режим питания; встреча детей в ДОО; формирование распорядка дня; физвоспитание; строгая личная гигиена сотрудников. Регламенты санитарии в ДОО подлежат неукоснительному исполнению, т.к. гарантируют необходимый уход за воспитанниками. Ответственность за исполнение правил прописывается в должностной инструкции заведующего детским садом [6, С. 92].

Оздоровлению детей способствует правильное питание и выполнение режима. Следует спланировать дополнительный рацион для детей, которые истощены и нуждаются в нем. Необходимо придерживаться диеты для тех детей, у которых выявлены патологии или назначен карантин. Важным фактором является создание комфорта для детей во время приема пищи. График приема пищи - неотъемлемое условие оздоровления. Привычка к режиму у дошкольников вырабатывается, и они переносят ее на питание в домашних условиях. Статистика говорит о фактах нарушений условий питания в детских садах, что доказывает необходимость систематического контроля организации питания детей.

Физическая культура в ДОО должна обеспечивать развитие двигательных навыков и общее укрепление здоровья. Это дает предпосылки для личного роста дошкольников и возможности развития в физическом плане. Преподавая физкультуру, педагог способствует выработке осознанного отношения к физической активности, в том числе, к подвижным играм. Малыши начинают творчески и с инициативой подходить к физкультуре уже на утренней зарядке, где систематизация и верно подобранные упражнения дают возможность включить в работу все мышцы детского организма. Для достижения стойкого эффекта от упражнений требуется их регулярность и верное выполнение [8, С. 37].

Улучшение и развитие здоровья детей - приоритет реализации проекта оздоровительного физвоспитания. Необходимо постоянно создавать условия для повышения иммунитета воспитанников посредством закаливания, которое позволяет организму противостоять внешним инфекциям, а также отрицательному влиянию окружающей среды. Физическая культура дает ребенку навык индивидуальной гигиены, развивает компетенцию самостоятельной организации разнообразных подвижных игр. Происходит формирование нравственных составляющих: справедливость, поддержка и взаимовыручка, ответственность за поступки, навыки коммуникации среди сверстников, в этом возрасте развивается: храбрость, решительность, уверенность, проявление настойчивости и возможности преодоления барьеров и преград в жизни. Физическое воспитание является необходимым компонентом для разностороннего развития детей [9, С. 129].

Процесс обучения в ДОУ разрабатывается на основании регламента Минобразования России № 65/23-16 «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». Время учебных занятий следует выбирать в соответствии с регламентом: два занятия по 10-15 минут для младших и средних групп, для старшего возраста и подготовительной группы - до трех занятий, исключительно утром. Продолжительность занятий также регламентирована. Перерыв с физическими упражнениями между нагрузками -обязательное требование нормативов [12].

Занятия важно чередовать с отдыхом и свободным временем. Баланс нагрузки зависит от содержания образования, выбора форм организации обучения и режима нахождения детей в ДОУ, а также от возрастной группы [8, С. 156]. Укрепление здоровья напрямую зависит от лечебно-профилактической работы. Это особый комплекс, включающий меры по укреплению здоровья детей, роста иммунных возможностей организма и способствует быстрому восстановлению после болезней. Эти мероприятия проводятся на базе комплексной специализированной программы, которая создается с учетом особенностей детей [2, С. 46; 11, С. 156].

Чтобы разработать такие мероприятия в ДОУ, анализируется статистика заболеваемости в течение нескольких лет, выявляются пиковые периоды. Далее выстраивается алгоритм необходимых лечебно-профилактических действий, определяются оптимальные средства и инструменты, способствующие ожидаемому эффекту. В ситуации эпидемий разрабатываются и регламентируются физиотерапевтические и другие оздоровительные процедуры для детей. Перечисленные компоненты здоровьесберегающих процессов формируют понимание ЗОЖ и берегут здоровье в период процесса обучения и развития ребенка [10, С. 82].

Систематизация и анализ нормативных документов позволили оценить условия формирования и поддержания необходимой здоровьесберегающей среды на базе МБДОУ Детского сада № 182 г. Иркутска. На исследуемом объекте отмечено высокое качество режима жизнедеятельности детей, соответствие требованиям режимам здорового питания, а также необходимое внимание к физическому воспитанию дошкольников. Приоритетная задача - организация подвижной среды для развития малышей, которая должна быть разнообразной и дополняться при выявлении личных особенностей и уровня подготовки.

В ДОУ № 182 сформирована предметно-развивающая для детей среда, современное оборудование и технологичное оснащение выбрано в соответствии с требованиями. Регулярно, в соответствии с режимом, проводятся зарядки и прогулки на свежем воздухе, дети делают гимнастику после дневного сна. Воспитателями предпринимаются способы профилактики: хождение по коврикам с массажным эффектом зимой и на специальных уличных дорожках летом, контролируется соблюдение режима питья.

Лечебно-профилактические уроки с персоналом и детьми, а также массовые мероприятия ЗОЖ и консультации для родителей воспитанников проводятся систематически, но не на постоянной основе.

Выводы. Педагогическому составу ДОУ рекомендовано активно заниматься самообразованием, пропагандировать ЗОЖ путем регулярной работы с родителями через встречи, беседы и консультации, проведение практических занятий для взрослых, организации тематического анкетирования и совместных физкультурно-оздоровительных проектов. Без

поддержания устойчивого контакта с родителями, целенаправленной работы добиться стабильных положительных результатов крайне сложно. Важно поддерживать благоприятную моральную и психологическую обстановку, поскольку именно это служит основным компонентом для создания оптимальной здоровьесберегающей среды. Снизить заболеваемость дошкольников можно путем следования грамотной системе в рамках оздоровительной деятельности. Использование здоровьесберегающих технологий гарантированно приведет к росту эффективности учебного процесса, создаст у педагогов и родителей детей нужные ценностные ориентации, которые помогут сберечь и укрепить здоровье ребенка, улучшить его подготовку к взрослой жизни. Разработанные нами рекомендации включены в Программу развития МБДОУ Детский сад № 182 г. Иркутска на 2023-2028 года.

Литература:

1. Баршевская, И.И. К вопросу о создании здоровьесберегающей образовательной среды на примере проведения физкультминуток и игр с детьми старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования / И.И. Баршевская // Наука и образование: новое время. - 2015. № 1. - С. 692-696

2. Веснина, А.С. Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольной образовательной организации / А.С. Веснина // В сборнике: Образование взрослых в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы. Екатеринбург, 2015. - С. 42-51

3. Долгова, В.И. Здоровьесберегающая психологически безопасная развивающая среда дошкольного образовательного учреждения / В.И. Долгова, И.А. Аплеева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. -№ 6. - С. 222-226

4. Кирпиченков, А.А. Компонентный состав здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении / А.А. Кирпиченков // Ученые записи университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1. - С. 51-54

5. Кудрявцева, Е.Ю. Актуальность использования здоровьесберегающих технологий в образовательной среде дошкольного образовательного учреждения / Е.Ю. Кудрявцева, Т.Г. Гаврилова, И.В. Табакаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 9. - С. 117-122

6. Мартынюк, В.С. Подходы к оздоровлению детей в учреждении дошкольного образования / В.С. Мартынюк // Известия тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 1. С. 8-93

7. Науменко, Ю.В. Здоровьеформирующее образование как педагогиче-ская реальность / Ю.В. Науменко // Педагогическое образование и наука. 2012. - №9. - С. 4-15

8. Опиканец, А.В. Создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в дошкольном образовательном учреждении / А.В. Опиканец, Т.Н. Родыгина, Л.Н. Сабрекова, Л.А. Павлова // Образование в Кировской области. - 2011. - № 2. - С. 36-38

9. Расторгуева, Е.С. Реализация современных здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях города Магнитогорска / Е.С. Расторгуева, Г.В. Ильина // В сборнике: мир детства и образование. Магнитогорск, 2020. - С. 128-132

10. Соловьева, Н.И. Здоровьесберегающая система образования в обеспечении формирования культуры здорового образа жизни учащихся: дис. ... канд. пед. наук / Н.И. Соловьева - Ставрополь, 2005. - 195 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.dissercat.com/content/zdorovesberegayushchaya-sistema-obrazovaniya-v-obespechenii-fbrmirovaniya-kultury-zdorovogo (дата обращения: 25.11.2021).

11. Харабаджах, М.Н. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании / М.Н. Харабаджах // Педагогический вестник. - 2019. - № 11. - С. 82-84

12. Чернышева, Л.Г. Опыт внедрения здоровьесберегающих технологий в дошкольное образовательное учреждение / Л.Г. Чернышева, Т.А. Немчинова // В сборнике: Инновационные процессы в науке и образовании. - Пенза, 2019. -С. 154-157

Педагогика

УДК 378.2

преподаватель Лунин Никита Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Буланова Валерия Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Вокулова Анастасия Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В РАЗНЫХ

СТРАНАХ

Аннотация. Данная статья представляет собой анализ моделей профессионального развития педагогов. Модели описывают систему непрерывного обучения с момента обучения в вузе до дальнейшего становления в профессии. Системы профессионального развития педагога являются необходимостью в быстро меняющемся современном мире. Цель исследования - определение тенденций развития профессионального роста и непрерывного обучения педагогов. В качестве примеров рассматриваются 3 группы стран, объединённые по географическому признаку. В каждой из которых подчеркивается свой уникальный опыт и выстроен вектор развития. Примеры восточных моделей позволяют сделать вывод, что развитие педагогов в профессии очень тесно связано с государством и предполагает контроль способов и возможностей профессионального роста. Взамен, предоставляя широкий спектр направлений для роста в профессии. Скандинавские страны предлагают педагогам множество способов всестороннего развития: курсы переподготовки, повышение квалификации, поддержка в научно-исследовательской деятельности, организация проектной деятельности. Одной из особенностей выстраивания моделей профессионального развития педагогов в Норвегии является проведение обязательного вводного инструктажа для тех педагогических сотрудников, что отошли от своей деятельности, но спустя время решили вернуться в профессию. Изучая опыт стран Старого Света, на примере Шотландии, следует отметить, что их системы развития педагогов направлены на обязательное сопровождение и поддержку молодых педагогов. Анализируя опыт еще одной страны Старого Света, Германии, необходимо указать на одну из отличительных особенностей системы профессионального развития учителей - оформление портфолио, требования к которому закреплены в законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.