Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН)'

УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмачилина-Цибенко Светлана Витальевна, Белицкая Екатерина Андреевна

Проблема управления формированием здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации как в России, так и в Республике Казахстан выдвигается в качестве доминирующей в связи с рекордными цифрами заболеваемости детей. Необходим поиск эффективных управленческих механизмов оздоровления всех участников педагогического процесса, обеспечения безопасной жизнедеятельности и приобщения детей к здоровому образу жизни. Для изучения вопросов управления формированием здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации было организовано опытно-экспериментальное исследование, направленное на уточнение понятия данного феномена в контексте детского образовательного учреждения, разработан диагностический инструментарий, включающий в себя метод экспертной оценки, включенное и невключенное наблюдение, анализ документов, продуктов деятельности детей. Проведена диагностика выявления уровня сформированности здоровьесберегающей среды исходя из выделенных критериев и показателей здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения, его рациональной организации. Цель статьи - охарактеризовать условия управления формированием здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации на примере яслей-сада «Росинка» г. Петропавловска Северо-Казахстанской области, обеспечивающие функционирование и развитие процесса здоровьесбережения среды как системы, позволяющие осуществить работу по ее формированию в комплексе, предполагающие восприятие ребенка как активного субъекта деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шмачилина-Цибенко Светлана Витальевна, Белицкая Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE HEALTH-SAVING ENVIRONMENT FORMATION IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION (ON THE EXAMPLE OF A PRESCHOOL INSTITUTION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN)

The problem of managing the formation of a health-saving environment in a preschool educational organization, both in Russia and in the Republic of Kazakhstan, is put forward as a dominant one due to quite record numbers of children’s morbidity. It is necessary to search for effective management mechanisms for improving the health of all participants in the pedagogical process, ensuring safe life and introducing children to a healthy lifestyle. To study the issues of managing the formation of a health-saving environment in a preschool educational organization, an experimental study was organized aimed at clarifying the concept of this phenomenon in the context of a children's educational institution, diagnostic tools were developed, including the method of expert assessment, included and non-included observation, analysis of documents, products of activity children. Diagnostics was carried out to identify the level of formation of a health-saving environment based on the selected criteria and indicators of the health-saving infrastructure of an educational institution, its rational organization. The purpose of the article is to characterize the conditions for managing the formation of a health-saving environment in a preschool educational organization using the example of the day care center “Rosinka”, North Kazakhstan region, Petropavlovsk, ensuring the functioning and development of the process of health-saving environment as a system that allows to carry out work on its formation in a complex that imply the perception of the child as an active subject of activity.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН)»

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

Педагогические науки

УДК 37.373.24

DOI: 10.17238/issn1998-5320.2022.16.2.17

Научная статья

С. В. Шмачилина-Цибенко1К, Е. А. Белицкая

К shmachilinacibenko@mail.ru

'Омская гуманитарная академия, г. Омск, Российская Федерация 2Ясли-сад «Росинка», г. Петропавловск, Республика Казахстан

1,2

Управление формированием здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации (на примере дошкольного учреждения Республики Казахстан)

Аннотация: Проблема управления формированием здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации как в России, так и в Республике Казахстан выдвигается в качестве доминирующей в связи с рекордными цифрами заболеваемости детей. Необходим поиск эффективных управленческих механизмов оздоровления всех участников педагогического процесса, обеспечения безопасной жизнедеятельности и приобщения детей к здоровому образу жизни. Для изучения вопросов управления формированием здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации было организовано опытно-экспериментальное исследование, направленное на уточнение понятия данного феномена в контексте детского образовательного учреждения, разработан диагностический инструментарий, включающий в себя метод экспертной оценки, включенное и невключенное наблюдение, анализ документов, продуктов деятельности детей. Проведена диагностика выявления уровня сформированное™ здоровьесберегающей среды исходя из выделенных критериев и показателей здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения, его рациональной организации. Цель статьи — охарактеризовать условия управления формированием здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации на примере яслей-сада «Росинка» г. Петропавловска Северо-Казахстанской области, обеспечивающие функционирование и развитие процесса здоровьесбережения среды как системы, позволяющие осуществить работу по ее формированию в комплексе, предполагающие восприятие ребенка как активного субъекта деятельности.

Ключевые слова: управление, здоровьесберегающая среда, дошкольная образовательная организация, условия управлением формирования здоровьесберегающей среды.

Дата поступления статьи: 23 марта 2022 г.

Для цитирования: Шмачилина-Цибенко С. В., Белицкая Е. А. (2022). Управление формированием здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации (на примере дошкольного учреждения Республики Казахстан). Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 16, № 2, с. 156-164. DOI: 10.17238/ issm998-5320.2022л6.2л7.

Management of the health-saving environment formation in a preschool educational organization (on the example of a preschool institution

in the Republic of Kazakhstan)

Abstract: The problem of managing the formation of a health-saving environment in a preschool educational organization, both in Russia and in the Republic of Kazakhstan, is put forward as a dominant one due to quite record numbers of children's morbidity. It is necessary to search for effective management mechanisms for improving the health of all participants in the pedagogical process, ensuring safe life and introducing children to a healthy lifestyle. To study the issues of managing the formation of a health-saving environment in a preschool educational organization, an experimental study was organized aimed at clarifying the concept of this phenomenon in the context of a children's educational institution,

Scientific article

S. V. Shmachilina-Tsibenko1, E. A. Belitskaya

shmachilinacibenko@mail.ru

'Omsk Humanitarian Academy, Omsk, Russia 2Kindergarden "Rosinka", Petropavlovsk, Republic of Kazakhstan

1, 2

© С. В. Шмачилина-Цибенко, E. А. Белицкая, 2022

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

diagnostic tools were developed, including the method of expert assessment, included and non-included observation, analysis of documents, products of activity children. Diagnostics was carried out to identify the level of formation of a health-saving environment based on the selected criteria and indicators of the health-saving infrastructure of an educational institution, its rational organization. The purpose of the article is to characterize the conditions for managing the formation of a health-saving environment in a preschool educational organization using the example of the day care center "Rosinka", North Kazakhstan region, Petropavlovsk, ensuring the functioning and development of the process of health-saving environment as a system that allows to carry out work on its formation in a complex that imply the perception of the child as an active subject of activity.

Keywords: management, health-saving environment, preschool educational organization, conditions for managing the formation of a health-saving environment.

Paper submitted: March 23, 2022.

For citation: Shmachilina-Tsibenko S. V., Belitskaya E. A. (2022). Management of the health-saving environment formation in a preschool educational organization (on the example of a preschool institution in the Republic of Kazakhstan). Russian Journal of Social Sciences and Humanities, vol. 16, no. 2, pp. 156-164. DOI: I0.i7238/issni998-5320.2022.i6.2.i7.

Введение

Состояние здоровья подрастающего поколения рассматривается как один из наиболее важных факторов безопасности государства и необходимая составляющая развития общества. В связи с этим проблема сохранения и укрепления здоровья детей стала важнейшей государственной задачей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Российской Федерации, а также Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан (далее — стандарт) в качестве одной из основных задач ставит задачу охраны и укрепления физического и психического здоровья детей и их эмоционального благополучия1. В нем так же уделяется внимание необходимости формирования здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации: «Предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья» (Приказ Минобрнауки; ссылка дана выше).

Показательны исследования ученых и педагогов-практиков Л. В. Гаврючиной, Т. В. Климовой, В. А. Ясвина (Гаврючина, 2018; Климова, 2019; Ясвин, 2019) и других позиционирующих необходимость создания здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации и выстраивание ее структуры. Нам импонирует точка зрения В. Н. Яковлева на предмет толкования сущности здоровьесберегающей среды как комплексно-интегративной программы, зиждящейся на социальной инфраструктуре определенного вида и вбирающей в себя образовательно-воспитательные, психологические, медицинские, административно-управленческие и другие формы работы по поддерживанию здоровья подрастающего поколения (Терновская, 2018, Яковлева 2019). Следовательно, ее формирование, опирающееся на ключевые принципы лечебной педагогики, направлено на приоритет благополучия и здоровьесбережения детей в образовательном процессе (Шмачилина-Цибенко, 2020)

Анализ изысканий позволяет рассматривать структуру здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации как мультифакторную подсистему, включающую ценностно-смысловой, социокультурный, нормативно-правовой, управленческий, организационно-педагогический и другие компоненты, способствующие здоровьеформированию и обогащению внутренней среды подрастающего человека (Антонова, 2018; Пелихова, Зайцева, 2018).

На практике с точки зрения управленческого аспекта мы сталкиваемся с рядом трудностей в разрешении проблем формирования здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации как системы с определенными целями, задачами и средствами реализации. Они требуют решения задач, направленных на поиск инновационных научных подходов к моделированию педа-

1 Минобрнауки России. Приказы. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: от 17.10.2013 №1155 (ред. от 21.01.2019) [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/ doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-i7i020i3-n-ii55/. С. 12; Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан № исх: 3/13863 от: 27.08.2012 [Электронный ресурс]. URL: https://mcdc. kz/images/pdf/gost_do_ru.pdf?ysclid=l43rjx36at)

гогической и оздоровительной работы, построению концепции управления здоровьесберегающей деятельностью в детском саду, определению педагогических условий, обеспечивающих результативность изучаемой деятельности.

Сущность управления формированием здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации заключается в координации процесса работы в данном направлении. Планирование системы здоровьесбережения требует решения целого спектра задач: поиска инновационных, эффективных научных подходов к моделированию педагогической и оздоровительной работы, построения результативной концепции управления здоровьесберегающей деятельностью в детском саду, определения педагогических условий, обеспечивающих максимальную эффективность изучаемой деятельности (Аббасова, 2019).

Содержание управления формированием здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации в контексте ее современных механизмов должно учитывать требования государственно-общественного управления и объединять усилия педагогов, родителей, детей, администрации, управляющих советов. Такое управление позволит использовать результативно-доступные для детского сада средства физического воспитания, оптимизацию двигательной деятельности, конструктивное взаимодействие с семьей, воспитание детей на традициях русской культуры, обеспечение ими активной позиции в приобретении знаний о здоровом образе жизни (Сидненко, 2018, Кубешты, 2020, Ивановская, 2018).

Повышение же результативности ее формирования возможно только за счет объединения усилий всех субъектов образовательного процесса, поскольку сущность управления формированием здоро-вьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации заключается в четкой координации процесса в данном направлении (Schweizer, Niedlich, Adamczyk, Bormann, 2017; Собкин, Халутина, 2018)

Управление формированием здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации представляет собой целостную систему с определенными целями, задачами, средствами реализации.

Основной целью управления формированием здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации является организация взаимодействия «педагог-ребенок-родитель», направленного на мобилизацию внутренних ресурсов всех участников образовательного процесса дошкольной образовательной организации для осуществления ими активной деятельности по сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья воспитанников (Иванова, 2018, Шиковец, 2018).

В структуре управления формированием здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации можно выделить несколько компонентов (Тимушкин, Попов, Талагаева, 2019).

1. Научный и научно-методический компонент направлен на решение комплекса научных, теоретических и исследовательских задач, определяющих физиологические и психофизиологические основы здоровьесберегающей деятельности. Он предполагает разработку программ и планов, направленных на достижение концептуальных целей и задач, подбор форм и методов работы.

2. Прикладной компонент, который решает комплекс практических (прикладных) здоровьесбе-регающих задач. Это административная работа, которая предполагает повышение квалификации педагогов, знакомство с опытом воспитательной работы других дошкольных учреждений, в т.ч. по страницам периодической печати.

3. Организационный компонент определяет организационные формы и управленческие решения организации, контроля и оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Это направление предполагает создание условий для физического и эмоционально-личностного развития воспитанников: доброжелательного микроклимата в педагогическом и детском коллективах, определенной развивающей среды, системы дополнительного образования и воспитания, материально-технической базы, тесной связи между семьей и дошкольной организацией.

4. Контрольно-корректировочный компонент состоит из диагностики, посещения и анализа занятий, анализа и оценки планов и программ образовательной работы (педсоветы, творческие и аналитические отчеты и др.), корректировки планов и программ.

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Управление формированием здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации руководствуется (Смирнов, 2017, Рыжова, 2022, Морозова, 2017):

1) принципомкомплексности, который способствует интеграции медико-психолого-педагогического знания о различных качествах, свойствах и состояниях ребенка и различных социальных и образовательных систем, в которых он осуществляет свою жизнедеятельность, и направленности на выявление готовности специалистов ДОУ к проектированию образовательной здоровьесберегающей среды;

2) принципом социальной обусловленности и легитимизации, заключающимся в понимании всеми субъектами образования общественной и личной значимости здоровьесберегающего образования (он обеспечивает процессу проектирования образовательной здоровьесберегающей среды общественное признание);

3) принципом деонтологичности, который позиционирует формирование у субъектов образования системы социально-нравственных норм, определяющих личностные и профессиональные ценности и поведение;

4) принципом компетентной ответственности, определяющим уровень готовности всего коллектива ДОУ к реализации здоровьесберегающей функции.

Значимую роль в нашем исследовании играют условия управления формированием здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации, поскольку они обеспечивают функционирование данного процесса и происходящие в нем изменения и требуют определенного упорядочения его организации. Анализ изысканий и опыта практической деятельности позволил нам выделить следующие условия:

— технологичность управления формированием здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации;

— организация взаимодействия в процессе здоровьесбережения всех заинтересованных субъектов в образовательной среде;

— расширение спектра здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Данные условия были выделены на основании того, что они, во-первых, предполагают системную организацию управления формированием здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации, во-вторых, позволяют осуществить работу по формированию здо-ровьесберегающей среды в комплексе, объединяя усилия образовательного учреждения и семьи, и наконец, в-третьих, предполагают восприятие ребенка как активного субъекта деятельности.

Таким образом, используя метод моделирования, мы определились со структурой управления формированием здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации, выделили условия управления ею.

Методы

Методологические основы исследования определены интегративным, рамочным, субъектно-ориентационным подходами.

Интегративный подход позволяет организовать взаимодействие специалистов на основе использования и позиционирования воспитательного потенциала дошкольной образовательной организации, семьи и социальной среды, объединить усилия всех участников воспитательного процесса, направленные на развитие внутренних ресурсов личности ребенка дошкольного возраста.

Рамочный подход позволяет сконцентрировать внимание на специфике здоровьесбережения детей в рамках современных ситуаций и событий, выделить характерные условия управления формированием здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации.

Субъектно-ориентационный подход обеспечивает создание условий для освоения субъектом ценностей здоровья и построения ценностных ориентиров, а также выбора оптимального способа поведения для его сохранения.

Результаты

Опытно-экспериментальное исследование по управлению формированием здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации проходило на базе ГККП я/с «Росинка» г. Петропавловска Северо-Казахстанской области. В нем приняли участие заведующая, методисты, воспитатели детского сада, методисты центра повышения квалификации, врач детской поликлиники, представители городского отдела образования, родители. Результаты констатирующего этапа показывают, что доминирует средний уровень сформированности (65%) здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации согласно заявленным нами показателям, таким как здоровьесбере-гающая инфраструктура образовательного учреждения, рациональная организация образовательного процесса, организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми, методической работы с педагогами, медицинской профилактики, наблюдение за состоянием здоровья воспитанников. При этом отметим наиболее высокий показатель по сравнению с другими медицинской профилактики и наблюдения за состоянием здоровья воспитанников (21%) и достаточно низкий — рациональной организации образовательного процесса и методической работы с педагогами. Одна из проблем — это отсутствие системы в организации и проведении методической работы с воспитателями по использованию здоровьесберегающих технологий, неналаженность обобщения опыта педагогов в партнерских взаимоотношениях с родителями, привлечения родителей к сотрудничеству по данному вопросу.

Следовательно, дальнейшая наша работа была направлена на разрешение данных проблем реализации педагогических условий управления формированием здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации.

В рамках реализации первого условия — технологичности управления формированием здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации — нами была выбрана линейная технология на основании того, что она позволяет последовательно реализовать заранее продуманный план управления процессом формирования здоровьесберегающей среды в дошкольной организации и является результативной для достижения поставленных целей. Разработанный план управления формированием здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации включал в себя три направления, каждое из которых имело свой алгоритм.

По административному направлению был разработан и внедрен курс занятий для воспитателей «Создание здоровьесберегающей среды в дошкольной организации», направленный на повышение компетентности педагогов в вопросах создания здоровьесберегающей среды и включающий в себя индивидуальное консультирование, проведение мастер-классов «Влияние образовательного пространства ДОУ на развитие ребенка», проектная деятельность педагогов по проблемам организации работы с использованием здоровьесберегающих технологий, семинар-практикум «Как организовать работу в группе, соблюдая правила здоровьесбережения» и др.

В рамках профилактического направления с целью повышения компетентности родителей в вопросах здоровья детей было организовано психолого-педагогическое сопровождение, которое проходило в формах лектория, тренингов, индивидуальных консультаций по вопросам ценности здоровья в семье, здорового образа жизни, совместных детско-родительских спортивных мероприятий.

По контрольно-оценочному направлению проводился мониторинг здоровья и психического состояния дошкольников, который подразумевал изучение паспортов здоровья, проведение психологического обследования, получение сведений о здоровье и психическом состоянии детей, выработку стратегии дальнейшей деятельности на основе полученных данных. Эта работа проводилась медицинским работником и психологом.

Кроме того, контрольно-оценочная работа велась методистом дошкольной организации. Им осуществлялся контроль за работой воспитателей, медицинского работника, психолога через посещение занятий, проверку документации.

В рамках реализации второго условия, которое было направлено на организацию взаимодействия в процессе здоровьесбережения всех заинтересованных субъектов образовательной здоровьесберегающей среды, была организована деятельность семейного клуба по четырем направлениям, которые были выделены на основе проблем, озвученных родителями еще на диагностическом этапе.

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Так, первое направление работы семейного клуба «Познаем друг друга и свою семью» было направлено на просвещение родителей в вопросах воспитания детей, оказание помощи в возникающих трудностях и проблемах, касающихся здоровья и развития ребенка.

Второе направление работы семейного клуба — «Любим и понимаем друг друга». Его цель — оказать помощь родителям в выборе оптимального эмоционального контакта с ребенком в семье, привести к осознанию воспитания ребенка как приоритетной ценности семьи.

Третье направление работы семейного клуба, «Отдыхаем вместе», было сосредоточено на организации совместного досуга детей и родителей, сплочении семьи.

Четвертое направление работы семейного клуба — «Сотрудничаем с дошкольным образовательным учреждением». Его основной целью явилось демонстрация направления воспитательной работы детского сада на сохранение и укрепление здоровья детей и создание благоприятного микроклимата, налаживания контакта с родителями и сотрудничества с ними.

В процессе деятельности семейного клуба использовались формы, побуждающие родителей к активному взаимодействию: тренинг, дискуссия, круглый стол, проектная деятельность, семейная онлайн-гостиная. Последняя форма была наиболее востребована в связи с проблемами пандемии. Поскольку в период пандемии все массовые мероприятия были запрещены, взаимодействие с родителями происходило посредством онлайн-платформы Zoom, родительских чатов в WhatsApp. Такая организация работы позволила родителям стать активными участниками встреч, обсуждать волнующие проблемы, выслушать позицию друг друга и сделать определенные выводы для себя. В рамках работы клуба были выполнены совместные творческие онлайн-проекты родителей и детей на следующие темы: «История нашей семьи в фотографиях», «Эмблема семьи», «Что нам дает сотрудничество дошкольной организации и семьи в вопросах сохранения здоровья детей?».

На итоговом мероприятия, которое проводилось в традиционном режиме по теме «Что нам дает сотрудничество дошкольной организации и семьи в вопросах сохранения здоровья детей?», так же использовались активные формы организации взаимодействия. Участники делились на две группы. Первая группа рассматривала ситуацию работы в сотрудничестве, вторая — без него. Группам нужно было привести примеры ситуаций, когда сотрудничество необходимо, а когда нет. В конце дискуссии участникам было предложено привести аргументы в защиту своей точки зрения.

В рамках реализации третьего условия велась работа по расширению спектра здоровьесберега-ющих технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Акцент в данном направлении смещался с простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходимого комплекса лечебно-профилактических, валеологических, рекреационных мер.

Среди выделенных нами здоровьесберегающих технологий дошкольного образования использовались следующие:

1) медико-профилактическая технология, направленная на организацию мониторинга здоровья детей, соблюдение требований СанПиН, организацию и контроль питания, организацию профилактических мероприятий по оздоровлению: полоскание рта водой комнатной температуры ежедневно после обеда, сон с доступом свежего воздуха, организация здоровьесберегающей среды в группе.

2) физкультурно-оздоровительная технология, которая преследовала сохранение и развитие оптимального двигательного режима в зависимости от возрастных особенностей детей: зарядки, упражнения после дневного сна, двигательные разминки (в т.ч. игры и минопаузы), экскурсии, пешие прогулки, походы, подвижные игры и физические упражнения на открытом воздухе, физкультурные развлечения, физкультурные праздники «День здоровья», самостоятельная двигательная деятельность;

3) технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, направленная на поддержание положительного психологического фона в группе детей дошкольного возраста.

Утро начиналось с «минутки вхождения в день» или «утра радостных встреч». В конце недели подводились итоги добрых дел. Для этого в группу вносилась «Шкатулка добрых дел». За каждый хороший поступок дети бросали в нее красную фишку, за каждый плохой — синюю. Затем шло обсуждение.

В старшей и подготовительной группе был оформлен «Уголок настроения» для отслеживания причин плохого настроения у детей. Приходя утром в детский сад, дети отмечали свое настроение, прикрепляя к своей фотографии шарик соответствующего цвета. В течение дня, если настроение у ребенка менялось, то и цвет шарика на доске он менял.

В рамках использования технологии валеологического просвещения родителей были разработаны папки-передвижки «Учимся дышать правильно», «Зачем малышам физкультура», которые были переведены в онлайн-формат для удобства их распространения и информирования большего числа родителей, а также для предоставления родителям возможности обсуждать и разрешать непонятные для них вопросы сообща с дошкольным учреждением.

Круглые столы по вопросам здоровья, родительские собрания «Будь здоров!», «Физкультура вместе с мамой (папой)», уголки здоровья, консультации для родителей отражали правила личной гигиены, закаливания, советы врача. Положительный отклик у родителей всегда вызывала пальчиковая гимнастика в системе оздоровления. По применению фитотерапии, ароматерапии, витаминотерапии в образовательном учреждении и в семье были разработаны методические рекомендации, к поиску нужной методической литературы, интернет-ресурсов привлекались родители.

Выводы

На контрольном этапе исследования был проведен анализ результатов опытно-экспериментального исследования по тем же показателям, что и на констатирующем этапе. На контрольном этапе исследования произошли изменения на высоком уровне, результат повысился на 7% за счет рациональной организации образовательного процесса и методической работы педагогов, включения в работу здоровьесберегающих технологий, адекватных возрастным возможностям и особенностям воспитанников, и строгого соблюдения всех требований к использованию технических средств в обучении. Также повысился уровень компетентности педагогов в вопросах формирования здоровьесберегающей среды и целенаправленной организации взаимодействия с родителями.

Источники

Антонова Л. Н. (2018) Особенности взаимодействия родителей и педагогов в дошкольном образовании. Образование и наука, т. 20, № 2, с. 147-161.

Аббасова Л.И. (2019) Современные подходы к формированию здоровьезберегающей среды образовательной организации. Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта, № 11 (177), с. 78-83.

Гаврючина Л. В. (2018) Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие. М., ТЦ СФЕРА, 160 с.

Иванова С. С. (2018) Здоровьесберегающая среда в ДОУ как фактор внедрения ФГОС ДО. Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф., СПб.: Свое издательство, 112 с.

Ивановская А. А. (2018) Формирование культуры здорового образа жизни студентов в условиях здоровьесберегающей системы образования [Электронный ресурс]. URL: https://mfourok.ru/formirovame-kulturi-zdorovogo-obraza-zhiznistudentov-v-usloviyah-zdorove-sberegayuschey-sistemi-obrazovaniya-664914.html

Климова Т. В. (2019) Инновационные подходы к организации опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении. Новосибирск, Изд-во НГПУ, 56 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кубешты Е. Г. (2020) Культура здоровья как показатель готовности студентов к реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольно-образовательной среде. Общество: социология, психология, педагогика, № 3 (21), с. 143-146.

Морозова Т.Ю. (2017) О современных подходах к обеспечению здоровьесберегающей среды в условиях детского сада. Дошкольная педагогика, № 5, c. 4-5.

Пелихова А. В., Зайцева К. П. (2018) Подготовка педагогов дошкольного образования к осуществлению здоровьесберегающей деятельности. Научное обеспечение системы повышения кадров, № 3, с. 84-89.

Сидненко Т. И. (2018) Образовательные стратегии и методики подготовки управленческих кадров в условиях практи-ко-ориентированного образования. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, № 4, с. 154-168.

Смирнов Н. К. (2017) Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе и дома. М., АРКТИ, 320 с.

Рыжова Л. А. (2022) Здоровьесберегающая среда как условие укрепления здоровья детей [Электронный ресурс]. О детстве: педагогический Интернет-портал. URL: http://www.odetstve.ru/forteachers/kindergarten/physical-development/14229.html

Собкин В. С., Халутина Ю. А. (2018) Отношение родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества и эффективности обучения. Современное дошкольное образование. № 1, с. 6-18.

Терновская С. А. (2018) Основы проектирования здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Методист, № 8, с. 27-29.

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Тимушкин А. В., Попов А. В., Талагаева Ю. А. (2019) Проблема готовности будущих педагогов к использованию оздоровительных технологий в образовательном процессе. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия философия. Психология. Педагогика, т. 19, вып. 3, с. 339-342 Шиковец О. В. (2018) Здоровьесберегающая среда как средство успешной социализации ребенка. Социосфера, № 2, с. 23-25

Шмачилина-Цибенко С. В. (2020) Принципы лечебной педагогики: от истории создания до современной интерпретации. Общество: социология, психология, педагогика, № 3 (71), с. 130-134 Яковлева В. Н. (2013) Здоровьесберегающая деятельность как базовый жизненный метапроцесс. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие, № 3, с. 56-64. Ясвин В. А. (2019) Образовательная среда. М., Смысл, 366 с.

Schweizer A., Niedlich S., Adamczyk J., Bormann I. (2017) Approaching trust and control in parental relationships with

educational institutions. Studia Paeda-gogica, no. 22 (2), pp. 97-115

References

Antonova L. N. (2018) Osobennosti vzaimodeystviya roditeley i pedagogov v doshkol'nom obrazovanii [Features of interaction between parents and teachers in preschool education]. The Education and Science Journal, vol. 20, no. 2, pp. 147-161 (In Russian).

Abbasova L. I. (2019) Sovremennyye podkhody k formirovaniyu zdorov'yez-beregayushchey sredy obrazovatel'noy organizatsii [Modern approaches to the formation of a health-preserving environment of an educational organization]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta - Scientific notes of the University named after P. F. Lesgaft, no. 11 (177), pp. 78-83 (In Russian).

Gavryuchina L. V. (2018) Zdorov'yesberegayushchiye tekhnologii v DOU [Health-saving technologies in preschool educational institutions]. Toolkit. SC SFERA Publ., Moscow, 160 p. (In Russian).

Ivanova S. S. (2018) Zdorov'yesberegayushchaya sreda v DOU kak faktor vnedreniya FGOS DO [Health-saving environment in preschool educational institutions as a factor in the implementation of Federal State Educational Standard of preschool educaton]. Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire. Materialy VII Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Theory and practice of education in the modern world: materials of the VII International. Scientific Conf.]. Svoye izdatel'stvo Publ., St. Petersburg, 112 p. (In Russian).

Ivanovskaya A. A. (2018) Formirovaniye kul'tury zdorovogo obraza zhizni studentov v usloviyakh zdorov'yesberegayushchey sistemy obrazovaniya [Formation of a culture of a healthy lifestyle of students in the conditions of a health-saving education system]. Available at: https://infourok.ru/formirovanie-kulturi-zdorovogo-obraza-zhiznistudentov-v-usloviyah-zdorove-sberegayuschey-sistemi-obrazovaniya-664914.html (In Russian).

Kubeshty E. G. (2020) Kul'tura zdorov'ya kak pokazatel' gotovnosti studen-tov k realizatsii zdorov'yesberegayushchikh tekhnologiy v doshkol'no-obrazovatel'noy srede [Health culture as an indicator of students' readiness to implement health-saving technologies in the preschool educational environment]. Society: Sociology, Psychology, Pedagogy, no. 3 (21), pp. 143-146 (In Russian).

Klimova T. V. (2019) Innovatsionnyye podkhody k organizatsii opytno-eksperimental'noy raboty v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii [Innovative approaches to the organization of experimental work in a preschool educational institution]. NSPU Publ., Novosibirsk, 56 p. (In Russian).

Morozova T. Yu. (2017) O sovremennykh podkhodakh k obespecheniyu zdorov'yesberegayushchey sredy v usloviyakh detskogo sada [On modern approaches to ensuring a health-saving environment in a kindergarten]. Doshkol'naya pedagogika -Preschool Pedagogy, no. 5, pp. 4-5 (In Russian).

Pelikhova A. V., Zaitseva K. P. (2018) Podgotovka pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya k osushchestvleniyu zdorov'yesberegayushchey deyatel'nosti [Preparing teachers of preschool education for the implementation of health-saving activities]. Scientific Support of a System of Advanced Training, no. 3, pp. 84-89 (In Russian).

Ryzhova L. A. (2022) Zdorov'yesberegayushchaya sreda kak usloviye ukrepleniya zdorov'ya detey [Health-saving environment as a condition for strengthening the health of children]. O detstve [About childhood]. Pedagogical internet portal. Available at: http://www.odetstve.ru/forteachers/kindergarten/physical-development/14229.html (In Russian).

Sidnenko T. I. (2018) Obrazovatel'nyye strategii i metodiki podgotovki upravlencheskikh kadrov v usloviyakh praktiko-oriyentirovannogo obrazovaniya [Educational strategies and methods for training managerial personnel in the context of practice-oriented education]. Pushkin Leningrad State University Journal, no. 4, pp. 154-168 (In Russian).

Smirnov N. K. (2017) Zdorov'yesberegayushchiye obrazovatel'nyye tekhnologii i psikhologiya zdorov'ya v shkole i doma [Health-saving educational technologies and health psychology at school and at home]. Moscow, ARKTI Publ., 320 p.

Sobkin V. S., Khalutina Yu. A. (2018) Otnosheniye roditeley detey doshkol'nogo vozrasta k obrazovatel'nomu protsessu v detskom sadu: udovletvorennost', otsenka kachestva i effektivnosti obucheniya [The attitude of parents of preschool children to the educational process in kindergarten: satisfaction, assessment of the quality and effectiveness of education]. Preschool Education Today: Theory and Practice, no. 1, pp. 6-18 (In Russian).

Ternovskaya S. A. (2018) Osnovy proyektirovaniya zdorov'yesberegayushchey sredy v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii [Fundamentals of designing a health-saving environment in a preschool educational institution]. Metodist - Methodist, no. 8, pp. 27-29 (In Russian).

Timushkin A. V., Popov A. V., Talagaeva Yu. A. (2019) Problema gotovnosti budushchikh pedagogov k ispol'zovaniyu ozdorovitel'nykh tekhnologiy v obrazova-tel'nom protsesse [The problem of the readiness of future teachers to use health technologies in the educational process]. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, vol. 19, no. 3, pp. 339-342 (In Russian).

Shikovets O. V. (2018) Zdorov'yesberegayushchaya sreda kak sredstvo uspeshnoy sotsializatsii rebenka [Health-saving environment as a means of successful socialization of a child]. Sotsiosfera - Sociosphere, no. 2, pp. 23-25. (In Russian).

Shmachilina-Tsibenko S. V. (2020) Printsipy lechebnoy pedagogiki: ot isto-rii sozdaniya do sovremennoy interpretatsii [Principles of curative pedagogy: from the history of creation to modern interpretation]. Society: Sociology, Psychology, Pedagogy, no. 3 (71), pp. 130-134 (In Russian).

Yakovleva V. N. (2013) Zdorov'yesberegayushchaya deyatel'nost' kak bazovyy zhiznennyy metaprotsess [Health-saving activity as a basic life meta-process]. Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye - Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development, no. 3, pp. 56-64 (In Russian).

Yasvin V. A. (2019) Obrazovatel'naya sreda [Educational environment]. Smysl Publ., Moscow, 366 p. (In Russian). Schweizer A., Niedlich S., Adamczyk J., Bormann I. (2017) Approaching trust and control in parental relationships with educational institutions. Studia Paedagogica, no. 22 (2), pp. 97-115.

Информация об авторах

Шмачилина-Цибенко Светлана Витальевна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы. Омская гуманитарная академия (644105, РФ, г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а). ORCID ID: https://orcid.org/oooo-0003-1450-5571. E-mail: shmachilinacibenko@mail.ru

Белицкая Екатерина Андреевна

Воспитатель ГККП ясли-сад «Росинка» (150000, Республика Казахстан, г. Петропавловск, ул. Ауэзова, 198). Омская гуманитарная академия (644105, РФ, г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а). E-mail: atk16@list.ru

Authors information

Svetlana V. Shmachilina-Tsibenko

Dr. Sc. (Ped.), Associate Professor, Professor of the Department of Pedagogy, Psychology and Social Work. Omsk Humanitarian Academy (2a 4th Chelyuskintsev St., 644105, Omsk, Russian Federation). ORCID ID: 0000-00031450-5571. E-mail: shmachilinacibenko@mail.ru

Ekaterina A. Belitskaya

Kindergarden "Rosinka" (198 Auezov St., Petropavlovsk, 150000, Republic of Kazakhstan). Omsk Humanitarian Academy (2a 4th Chelyuskintsev St., 644105, Omsk, Russian Federation). E-mail: atk16@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.