Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА / ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ / МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белицкая Е.А.

В статье описана модель здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации, методологической основой для которой автором выбран субъектно-ориентационный подход, определяющий ориентацию на особенности дошкольников и их потребности, на внутренний потенциал развития личности ребенка. По мнению автора, работа по формированию здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации должна объединять усилия всех участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Е.А. Белицкая

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье описана модель здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации, методологической основой для которой автором выбран субъектно-ориентационный подход, определяющий ориентацию на особенности дошкольников и их потребности, на внутренний потенциал развития личности ребенка. По мнению автора, работа по формированию здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации должна объединять усилия всех участников образовательного процесса.

Ключевые слова: здоровьесберегающая среда, формирование здо-ровьесберегающей среды, модель здоровьесберегающей среды.

Состояние здоровья подрастающего поколения рассматривается как один из наиболее важных факторов безопасностигосударства и необходимая составляющая развития общества. В связи с этим, на сегодняшний день проблема сохранения и укрепления здоровья детей стала важнейшей государственной задачей.

Тем не менее, как отмечают Ю.П. Прокудин, А.Ю. Прокудин, Л.И. Свешникова, С.В. Караваева-предметом общественной тревоги в последнее время стало резкое ухудшение физического, психоневрологического и нравственного здоровья детей. Многие современные исследователи отмечают, что в России в образовательной системе сложилась ситуация, когда условия, средства, методы обучения провоцируют снижение уровня здоровья, развитие хронических заболеваний, интеллектуальной депрессии у учащихся и преподавателей [1].

В связи с этим, на сегодняшний день ведется поиск эффективных механизмов оздоровления участников педагогического процесса, обеспечения безопасной жизнедеятельности и приобщения детей к здоровому образу жизни.

Учитывая результаты исследований ученых-социологов о том, что здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 10% - от медицины, на 20% - от состояния окружающей среды и на 50% - от образа жизни, первоочередной задачей является создание условий для сохранения здоровья дошкольников и создание механизма здоровьесберегающей среды дошкольной организации [2].

Здоровьесберегающая среда в дошкольной образовательной организации представляет собой целостную систему с определенными целями, задачами, средствами реализации. Модель здоровьесберегаю-щей среды в дошкольной образовательной организации представлена на рисунке 1. Методологической основой для создания модели формирования здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации явился субъектно-ориентационный подход. Данный подход обеспечивает создание условий для освоения субъектом ценностей здоровья и построения ценностных ориентиров, а также выбора оптимального способа поведения для его сохранения. Ведущей целью формирования здо-ровьесберегающей среды является организация взаимодействия специалистов на основе интеграции воспитательного потенциала дошкольной образовательной организации, семьи и социальной среды. При этом работа носит комплексный характер, основополагающее значение которого заключается в объединении усилий всех участников образовательного и воспитательного процесса и осуществление опоры на внутренний потенциал развития личности и особенности ребенка.

Данная модель состоит из четырёх блоков: целевой, содержательный, организационно-деятель-ностный и результативный.

Целевой блок описываемой модели подразумевает постановку цели и задач. Необходимость выделения целевого блока обусловлена тем, что сознательная цель в деятельности выступает как средство управления в достижении результатов. Именно этому компоненту подчиняются все остальные входящие в данную систему компоненты.

Содержательный блок раскрывает содержание и специфику формирования здоровьесберегаю-щей среды в дошкольной образовательной организации, предполагает подбор оптимальных форм и методов, реализацию этапов работы по формированию здоровьесберегающей среды.

© Белицкая Е.А., 2021.

Научный руководитель: Шмачилина-Цибенко Светлана Витальевна - доктор педагогических наук, доцент, Омская гуманитарная академия, Россия

Рис. 1. Модель здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации

Работа по формированию здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации предполагает несколько этапов.

Первый этап - диагностический, который нацелен на выявление состояния сформированности здоровьесберегающей среды.

Второй этап - формирующий, который предполагает реализацию мероприятий, способствующих формированию здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации.

Система мероприятий по оздоровлению детей дошкольного возраста может быть следующей:

- внедрение современных инновационных методов закаливания;

- разработка современных здоровьесберегающих технологий для совершенствования условий по укреплению здоровья детей;

- реализация комплекса оздоровительных мероприятий совместно с родителями: праздники, соревнования, спартакиады, походы, мастер-классы, презентации;

- разработка комплекса интегрированной деятельности специалистов дошкольной образовательной организации, направленной на реализацию задач по здоровьесбережению;

- создание банка компьютерного методического и дидактического материала по данному направлению.

Также модель образовательной здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации включает в себя профилактические мероприятия:

1. Различные виды массажа;

2. Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий;

3. Гимнастика;

4. Комплексы по профилактике плоскостопия;

5. Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек;

6. Дыхательная гимнастика;

7. Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин);

8. Прогулки и динамический час;

9. Закаливание: сон без маек; ходьба босиком; чистка зубов и полоскание полости рта; обширное умывание; топтание по коврику с шипами, по влажной салфетке, смоченной в солевом растворе и полоскание полости рта йодно-солевым раствором или травяными настоями;

10. Оптимальный двигательный режим.

Третий этап -контрольно-оценочный, который предполагает подведение итогов, оценку результатов деятельности.

Результативный блок определяет возможности мониторинга сформированности здоровьесбере-гающей среды в дошкольной образовательной организации. Результатом должно стать: здоровьесберега-ющая среда, предполагающая взаимодействие всех участников образовательного процесса, учет субъективных факторов и характеристик воспитанников и личную ответственность каждого за свое здоровье и здоровье окружающих.

Таким образом, формирование здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации мы представили в виде модели, включающей три блока: целевой, содержательный и результативный.

Основной целью формирования здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации является организация взаимодействия «педагог-ребенок-родитель», направленного на мобилизацию внутренних ресурсов всех участников образовательного процесса дошкольной образовательной организации для осуществления ими активной деятельности по сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья воспитанников.

Библиографический список

1.Прокудин Ю.П., Прокудин А.Ю., Свешникова Л.И., Караваева С.В. Здоровьесберегающая деятельность общественно активной школы как фактор формирования и развития здоровой нации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т.13. - С. 2971-2975.

2.Ярославцева С.С. Создание здоровьесберегающей среды в учебном заведении // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - №5. - С. 150-151 // [Электронный ресурс] - Режим доступа. -URL: http://expeducation.ru/ru/artide/view?id=634 (дата обращения: 04.06.2021).

БЕЛИЦКАЯЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА - магистрант, Омская гуманитарная академия, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.