ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В.С. Мартынюк
Аннотация. В статье рассмотрены основные задачи физического воспитания дошкольников, обоснованы основные подходы к проектированию здоровьесберегающей среды дошкольного учреждения и описаны ее составляющие.
Ключевые слова: здоровьесберегающая среда в дошкольном учреждении, проектирование здоровьесберегающей среды, природная среда
Summary. In article the primary goals of physical training of preschool children are considered, the basic approaches to designing preschool centre environments are proved, the basic are described making environments in preschool centre.
Keywords: environment in preschool centre, designing environments, an environment.
Основной задачей физического воспитания дошкольников является улучшение здоровья и физического развития, повышения работоспособности, расширение функциональных возможностей развива-82 ющегося организма, формирование двигательных умений и навыков. Ведущую роль в решении этих задач играет создание здоровьесберегающей среды дошкольного учреждения.
Здоровье человека определяется в значительной мере «доминантой» здоровья, закладываемой с детства. Сначала в результате механического повторения правильно организованных гигиенических процедур вырабатывается динамический стереотип «здорового» поведения. Постепенно на его основе приобретаются соответствующие знания и формируется осознанное отношение к собственному здоровью, «настрой»
на здоровье. Исходя из этого, все правила здорового образа жизни должны входить в сознание ребенка как естественные, приятные и обязательные. Именно система строго определенных правил и действий, принятие ребенком их обязательности на эмоциональном и физиологическом уровне, а не только «словесное обучение» обеспечивают успех формирования навыков здоровья у детей дошкольного возраста.
Здоровье ребенка во многом зависит от его психологического комфорта, который представляет собой совокупность благоприятных социально-педагогических условий для нормального формирования и развития психических процессов ребенка. Психологический комфорт у дошкольника определяется физиологическим состоянием организма. В этом направлении есть немало
Содержание и технологии образования
средств, с помощью которых можно положительно влиять на самочувствие и настроение ребенка. Источником хорошего настроения для него является комфортность быта в дошкольном учреждении. Одним из показателей психологического состояния ребенка, чувства его уверенности является использование им пространства группового помещения в своей деятельности. Одни дети быстро осваиваются и чувствуют себя достаточно комфортно в любой части комнаты, умеют «отвоевать» нужное пространство; другие боятся его, не решаются быть там, где кто-то уже играет. В этой связи предпочтение отдается проектированию здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении.
Проблема проектирования здо-ровьесберегающей среды нашла отражение в научных исследованиях С.А. Александрова, О.А. Ахвердо-вой, И.В. Боева, М.Л. Виленского, М.Л. Орлова, В.П. Озерова, Ш.С. Смирнова, Г.М. Соловьева и др. Учеными установлены отдельные подходы к проектированию образовательного процесса дошкольного учреждения с целью сбережения здоровья его субъектов:
— обеспечение целостности содержания образования и методов организации педагогического процесса;
— интеграция в образовательные программы знаний о здоровье своем и других, способах его сохранения и укрепления, о негативных факторах, влияющих на здоровье;
— соответствие технологии организации педагогического процесса параметрам здоровья субъектов образования;
— последовательное решение педагогических задач, направленных на обеспечение здоровья детей;
— развитие педагогической компетентности специалистов в вопросах проектирования здоровьесбере-гающих условий.
По утверждению М.М. Безруких, игнорирование здоровьесберегаю-щих условий при проектировании педагогического процесса создает факторы риска для здоровья его субъектов. Проектирование здоро-вьесберегающей среды дошкольного учреждения создает предпосылки для воспитания у дошкольников здорового стиля поведения, выражающегося в умении сохранять и поддерживать свое физическое здоровье путем двигательной активности, соблюдения правил личной гигиены, регулировать характер отношений в детско-взрослом сообществе и сдерживать негативные проявления. Авторы исследований остаются единодушными в необходимости проектирования индивидуальных программ поддержки и сбережения здоровья детей (Б.Б. Егоров, Ю.Ф. Змановс- 83 кий, В.Т. Кудрявцев, Р.М. Кулинчен-ко, А.И. Остроухова, Л.С. Славина,и др.). Отмечается, что наиболее эффективными средствами сохранения здоровья ребенка дошкольного возраста являются гигиенические требования к организации процесса обучения и воспитания (Н.А. Берн-штейн); комплексная индивидуальная профилактика (И.П. Березин); интеграция медицинских, педагогических и психологических средств (Л.Г. Татарникова); гуманизация образовательного процесса (В.В. Давыдов); проектирование целостной системы по сохранению здоровья
1 / 2010
Преподаватель XXI
84
(Р.И. Айзман); организация образовательной работы в образовательных учреждениях (Л.Д. Глазырина); индивидуальный подход в создании условии в дошкольном учреждении к ослабленным детям (Л.С. Славина); купирование негативных проявлений детей (Ю.Ф. Змановский) и др. Для ребенка дошкольного возраста такой средой выступает образовательное пространство, которое необходимо максимально эффективно использовать для сохранения и укрепления здоровья ребенка, что позволит ему легко адаптироваться в образовательную среду школы.
Медико-педагогические требования, предъявляемые к условиям пребывания детей в коллективе сверстников, базируются на результатах физиолого-гигиенических исследований о взаимодействии организма и среды в возрастном аспекте. Принципы, на которых основываются эти требования, предполагают обеспечение таких условий, в которых разносторонняя деятельность и отдых детей соответствуют их разнообразным потребностям. Как известно, высокая реактивность детского организма обусловливает его особую чувствительность к внешним воздействиям. Так, исследованиями выявлено, что на состояние работоспособности, активности, на самочувствие и здоровье детей в дошкольном учреждении существенное влияние оказывают воздушно-тепловой режим помещения, качественный состав воздуха, уровень освещенности, характер предметно-игровой среды. Академик Н.Н. Поддъяков считает, что нормально развивающая среда — одно из главных условий оптимизации процесса саморазвития и актив-
ности ребенка. Она является для него стимулом стремления к творчеству и экспериментированию.
С целью усиления внимания к проблемам укрепления здоровья детей, на наш взгляд, необходимо особое значение при проектировании здоровьесберегающей среды дошкольного учреждения придавать созданию комфортных условий не только в помещении, но и за его пределами. Например, участок детского сада вполне может быть превращен в «экологический мини-оазис». Для этого в обязательном порядке предусматривается зеленая изгородь вокруг забора из специально подобранных деревьев и кустарников, особенно со стороны проезжей части улицы. Наиболее активными «санитарами» выступают клен, липа, вяз, каштан, рябина. С их помощью концентрацию в воздухе, например, оксида углерода удается снизить на 10-30%, оксида азота — на 15-35%. Имеются данные, что один гектар можжевельника выделяет в сутки около 30 кг фитонцидов, способных очистить от болезнетворных микроорганизмов воздушное пространство среднего города.
Хорошо на участке иметь «уголок леса». Под пологом зеленых насаждений создается особый микроклимат, где в среднем вдвое больше, чем на открытой местности, содержится отрицательно заряженных ионов, отсутствует пыль. Наличие воды в зеленой зоне способствует ионизации воздуха. В теплое время года во время прогулки на участке следует размещать различные емкости с водой для игры. Еще лучше, если будет оборудован хотя бы один фонтан самого простого устройства
Cодержание и технологии образования
(на основе шланга с разбрызгивателем воды), плескательный бассейн, искусственный ручей.
По периметру участка, а также между групповыми площадками оборудуется «тропа здоровья». Она представляет собой тенистую аллею из деревьев-санитаров, на которой размещаются горки, канавки, физкультурное оборудование. Здесь же высеваются лекарственные травы, с которыми знакомят детей (подорожник, тысячелистник, клевер, иван-чай, мать-и-мачеха и пр.). Тропа здоровья — это и увлекательное путешествие в природу, и место для упражнения в различных видах движений.
Для игр на участке можно организовать «природную среду»: искусственный ручей (бетонированный желоб, по которому в нужный момент можно пустить воду из водопровода, талую воду весной); чистый речной песок в песочнице; ландшафт из песка, камней разной величины, формы и цвета; замысловато переплетенных корней деревьев; дары леса — шишки, желуди, каштаны, газоны из трав и цветов.
Для прогулок с детьми за пределы участка мы рекомендуем выбирать места, наиболее отвечающие эколого-гигиеническим требованиям. Администрации дошкольного учреждения следует получить от соответствующих городских служб сведения об экологическом окружении микрорайона.
Солнце, земля, вода могут щедро одарить ребенка здоровьем, если научить его с благодарностью принимать этот дар:
— больше времени проводить в естественной среде — на воздухе;
— чаще ходить босиком по земле, подставлять свое тело лучам солнца и свежему воздуху, использовать любую возможность, чтобы походить по воде;
— знать и выполнять специальные упражнения на природе («играть с солнышком, ветерком»), которые развивают и укрепляют зрение, слух, обоняние: чаще смотреть в сине-зеленую даль; слушать звуки леса, воды (игры «Послушаем тишину», «Какие это запахи», «Что слышно»); радоваться ощущениям от прикосновений к теплому сыпучему песку, влажной земле, холодному снегу;
— больше двигаться, используя все разнообразие способов движения в естественной природной среде: пройти по поваленному дереву, по жердочке через ручей, сбежать с горки; подпрыгнув, прикоснуться к ветке дерева, бросить в воду камешек так, чтобы он оставил след.
Игры на природе и с природным материалом помогут обеспечить психологический комфорт, будут способствовать развитию органов 85 чувств, закаливанию организма. Таким образом, основой здоровьесбе-регающей среды пребывания детей в дошкольном учреждении является создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безруких, М.М., Сонькина, В.Д. Организация и оценка здоровьесберегаю-щей деятельности образовательных учреждений. — М., 2004.
2. ГлазыринаЛ.Д. Физическая культура— дошкольникам. Младший возраст: Пособие для педагогов дошколь-
1 / 2010
Преподаватель XXI
ф
ных учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
3. ГлазыринаЛ.Д. Физическая культура— дошкольникам. Средний возраст. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
4. Глазырина Л.Д. Физическая культура— дошкольникам. Старший возраст. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
5. Кравцов А.С. Здоровье и методы его изучения. — СГМУ, 2000. — С. 26.
6. Кузнецова Л.Ф. Воспитание экологической культуры, культуры безопасной жизнедеятельности и формирование здорового образа личности // ЗЛЖ. — 2007. — № 8. — С. 15-18.
7. Монахов В.М. Педагогическое проектирование — современный инструментарий дидактических исследований / / Школьные технологии. -2001. — № 5. — С. 75-98.
8. Речапов Д.С., Важенина В.В. Особенности педагогического проектирования оздоровительных систем в обра-
зовании школьников // Физическая культура, спорт, здоровье: состояние и перспективы совершенствования: Сборник научных трудов межрегиональной научно-практической конференции, г. Тюмень 27-28.05.2003. — Тюмень: Изд-во Вектор бук, 2003. — С. 102-105.
9. Рылова Н.Т., Шерер Т.И. Педагогические условия организации здоро-вьесберегающей среды в образовательных учреждениях муниципальной системы образования // Валео-логия. — 2005. — № 4. — С. 48-54.
10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегаю-щие образовательные технологии и типология здоровья в школе. — М.: ВАКО, 2005.
11. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сборник инновационного опыта. — Илекса, Ставрополь: Став-ропольсервисшкола, 2001. ■
86