Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ» ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИЗУЧЕНИЕ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ» ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровьесбережение / дошкольный возраст / здоровьесберегающая компетентность педагога / здоровый образ жизни / здоровье / health saving / preschool age / health saving competence of a teacher / healthy lifestyle / health

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Вялова Наталия Вячеславовна, Новикова Екатерина Николаевна

Статья посвящена исследованию сущности понятия «здоровьесберегающая компетентность» педагога. Подчеркивается, что комплексная работа по укреплению физического и психического здоровья всех субъектов педагогического процесса одно из первостепенных требований современной нормативной базы системы образования. Дошкольный возраст, по мнению авторов, наиболее оптимальный период формирования активной позиции личности в вопросах сохранения и укрепления собственного здоровья, приобщения к ценностям здорового образа жизни. Главным субъектом в данном процессе становится педагог, обладающий необходимой системой профессиональных компетенций, ведущий здоровый образ жизни. В этой связи актуализируется проблема формирования здоровьесберегающей компетентности педагога. Авторами анализируются некоторые подходы к трактовке данного понятия, аргументируются разные позиции ученых. Авторы убеждены, что здоровьесберегающая компетентность это, прежде всего, владение определенным набором компетенций, относящихся к вопросам здоровья и его сохранения, которые необходимы человеку для качественной продуктивной деятельности. Представлен сравнительный анализ определения сущности здоровьесберегающих компетенций ведущими учеными в данной области И.А. Зимней и А.В. Хуторским. Охарактеризованы пять составляющих здоровьесберегающей компетентности педагогов дошкольного образования. Здоровьесберегающая компетентность педагога рассматривается сегодня как один из ведущих компонентов его деятельности, от которого во многом зависит качество и продуктивность образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Вялова Наталия Вячеславовна, Новикова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of the essence of the concept of "health-saving competence" of a teacher. It is emphasized that the preservation and strengthening of the health of all participants in the pedagogical process is one of the primary requirements of the modern regulatory framework of the education system. Preschool age, according to the authors, is the most optimal period for the formation of an active position of the individual in matters of maintaining and strengthening one's own health, familiarizing oneself with the values of a healthy lifestyle. The main subject in this process is a teacher who has the necessary system of professional competencies and leads a healthy lifestyle. In this regard, the problem of the formation of the health-saving competence of the teacher is actualized. The authors analyze some approaches to the interpretation of this concept, argue different positions of scientists. The authors are convinced that health-saving competence is, first of all, the possession of a certain set of competencies related to health issues and its preservation, which are necessary for a person for high-quality productive activity. A comparative analysis of the definition of the essence of health-saving competencies by leading scientists in this field A.I. Zimnyaya and A.V. Khutorsky. Five components of the health-saving competence of preschool teachers are characterized. It is concluded that the health-saving competence of a teacher is considered today as one of the leading components of his activity, on which the quality and productivity of the educational process largely depends.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ» ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 371.1

кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Вялова Наталия Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Новикова Екатерина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 439» (г. Нижний Новгород)

ИЗУЧЕНИЕ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ»

ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена исследованию сущности понятия «здоровьесберегающая компетентность» педагога. Подчеркивается, что комплексная работа по укреплению физического и психического здоровья всех субъектов педагогического процесса - одно из первостепенных требований современной нормативной базы системы образования. Дошкольный возраст, по мнению авторов, наиболее оптимальный период формирования активной позиции личности в вопросах сохранения и укрепления собственного здоровья, приобщения к ценностям здорового образа жизни. Главным субъектом в данном процессе становится педагог, обладающий необходимой системой профессиональных компетенций, ведущий здоровый образ жизни. В этой связи актуализируется проблема формирования здоровьесберегающей компетентности педагога. Авторами анализируются некоторые подходы к трактовке данного понятия, аргументируются разные позиции ученых. Авторы убеждены, что здоровьесберегающая компетентность - это, прежде всего, владение определенным набором компетенций, относящихся к вопросам здоровья и его сохранения, которые необходимы человеку для качественной продуктивной деятельности. Представлен сравнительный анализ определения сущности здоровьесберегающих компетенций ведущими учеными в данной области И.А. Зимней и А.В. Хуторским. Охарактеризованы пять составляющих здоровьесберегающей компетентности педагогов дошкольного образования. Здоровьесберегающая компетентность педагога рассматривается сегодня как один из ведущих компонентов его деятельности, от которого во многом зависит качество и продуктивность образовательного процесса.

Ключевые слова: здоровьесбережение, дошкольный возраст, здоровьесберегающая компетентность педагога, здоровый образ жизни, здоровье.

Annotation. The article is devoted to the study of the essence of the concept of "health-saving competence" of a teacher. It is emphasized that the preservation and strengthening of the health of all participants in the pedagogical process is one of the primary requirements of the modern regulatory framework of the education system. Preschool age, according to the authors, is the most optimal period for the formation of an active position of the individual in matters of maintaining and strengthening one's own health, familiarizing oneself with the values of a healthy lifestyle. The main subject in this process is a teacher who has the necessary system of professional competencies and leads a healthy lifestyle. In this regard, the problem of the formation of the health-saving competence of the teacher is actualized. The authors analyze some approaches to the interpretation of this concept, argue different positions of scientists. The authors are convinced that health-saving competence is, first of all, the possession of a certain set of competencies related to health issues and its preservation, which are necessary for a person for high-quality productive activity. A comparative analysis of the definition of the essence of health-saving competencies by leading scientists in this field A.I. Zimnyaya and A.V. Khutorsky. Five components of the health-saving competence of preschool teachers are characterized. It is concluded that the health-saving competence of a teacher is considered today as one of the leading components of his activity, on which the quality and productivity of the educational process largely depends.

Key words: health saving, preschool age, health saving competence of a teacher, healthy lifestyle, health.

Введение. Одной из приоритетных ценностей как педагога, так и образовательной организации в общем, является здоровье всех участников педагогического процесса. Закон «Об образовании в Российской Федерации» показывает всю важность сохранения и укрепления здоровья воспитанников дошкольных организаций, подчеркивая первостепенную роль данного направления образования в государственной политике [141.

Вопросы, напрямую касающиеся здоровьесбережения и здоровьесохранения детей прописаны во ФГОС ДО и ФОП ДО (Федеральная образовательная программа дошкольного образования), которая вступит в силу с 1 сентября 2023 года. Основной задачей, поставленной в рамках ФГОС ДО и ФОП ДО, является поддержание, укрепление, охрана как физического и психического, так и эмоционального благополучия детей. Ценности здоровья и психического благополучия рассматриваются одной из ключевых задач области «Физическое развитие» ФГОС ДО. В рамках данной образовательной области освещаются нормы, правила питания, режима, закаливания, представления в области ЗОЖ и т.д.» Г6; 131.

Изложение основного материала статьи. Принимая во внимание основные положения ФГОС ДО и ФОП ДО, в ряд ключевых компетенций, которыми должны обладать педагогические работники должны, в первую очередь, входить те, благодаря которым педагог может создать необходимые условия для развития детей Г6; 131. Ключевым моментом, на базе которого происходит развитие трудового потенциала в системе образования является здоровый образ жизни, которого придерживается сам педагог.

Исходя из вышесказанного, очевидна необходимость в разработке особой концепции, связанной с деятельностью здоровьесбережения, охватывающей все ступени процесса образования и всех его субъектов. Ответственным за данную концепцию должен быть педагог, имеющий высокий уровень здоровьесберегающей компетентности. Начальным звеном, в котором начинается процесс формирования активной позиции, заключающейся в сохранении, укреплении и осознании своего здоровья как одной из самых важных ценностей, является система дошкольного образования. Главная роль в этом процессе принадлежит педагогу дошкольной организации Г11.

Здоровьесберегающая компетентность педагога была подробно изучена в работах таких ученых, как И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др. В своих исследованиях они определяют данную компетентность как одну из главных в профессиональной культуре педагога. Именно поэтому она требует постоянного совершенствования знаний, как в области психологии, медицины и педагогики, так и практических умений, связанных с организационными моментами образовательного процесса, разработкой программ и технологий, связанных со здоровьесбережением детей [9; 15].

A.A. Сергушичева приходит к выводу, что здоровый образ жизни укрепляет резервные возможности организма, тем самым обеспечивает успешную реализацию человеком своих социальных и профессиональных функций ГЮ1. В результате анализа различных трактовок понятия «здоровый образ жизни» можно сделать вывод, что ЗОЖ - это определенная форма поведения человека (активная и целенаправленная), с помощью которой можно добиться поддержания здоровья, его укрепления и сохранения. Понятие «здоровьесбережение» в целом характеризуется как ценность, как система, как процесс и как результат Г7; 81.

Базовые понятия нашего исследования «компетентность» и «компетенция» неоднозначно определяются в научно-педагогической литературе: 1) понятие «компетентность» трактуется как составляющая для более мелких конкретных «компетенций» (Р.П. Мильруд); 2) понятия «компетенция» и «компетентность» воспринимаются как синонимы (A.C. Белкин); 3) под компетентностью понимается качество личности, характеризующее ее как обладание соответствующей(ими) компетенцией(ями) (A.B. Хуторской) [31. В данном исследовании под компетентностью рассматривается обладание набором компетенций, представляющих собой совокупность качеств личности, относящихся к определенному кругу предметов и процессов, которые необходимы человеку для качественной продуктивной деятельности.

В работах таких исследователей, как И.А. Зимняя, A.B. Хуторской и др., можно заметить, что все компоненты здоровьесберегающих компетенций отнесены к разряду ключевых. Действительно, они в полной мере отражают цели, поставленные образовательным процессом, способствуют формированию основных навыков жизнедеятельности. В своих работах A.B. Хуторской определяет эти компетенции к компетенциям «личностного самосовершенствования». В более поздних своих трудах он относит их к разряду «природоведческих компетенций», включая в определенный комплекс, куда отнесены качества личности, напрямую связанные с ее безопасной жизнедеятельностью Г161.

И.А. Зимняя, на основе результатов собственных практических исследований, представила систему, включающую в себя иерархии компетенций. Она определяет понятие «здоровьесберегающие компетенции» как «знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни» [4, С. 121.

Ученые выделяют одинаковые компоненты здоровьесберегающих компетенций. Однако, одинаковые части авторы группируют относительно различных категорий и по разным основаниям. Рассмотрим данные, представленные в Таблице 1.

Таблица 1

Трактовка сущности здоровьесберегающих компетенций по И.А. Зимней и A.B. Хуторскому [4; 16]

Здоровьесберегающие компетенции по И.А. Зимней Здоровьесберегающие компетенции по A.B. Хуторскому

Знание норм ЗОЖ. Соблюдение норм ЗОЖ. Позитивное отношение к собственному здоровью. Владение способами физического самосовершенствования и развития. Владение способами эмоциональной саморегуляции. Владение способами самоподдержки (самоконтроля).

Знание основных правил личной гигиены. Соблюдение правил личной гигиены. Знание правил личной гигиены и умение применять их на практике. Умение заботится о своем здоровье. Соблюдение правил личной безопасности.

Физическая культура человека, свобода выбора образа жизни и ответственность за свой выбор. Наличие различного двигательного опыта и умение использовать его в соревновательной деятельности, во время активного отдыха, досуга. Наличие навыков подбора индивидуальных средств и методов, позволяющих развивать личные физические качества человека.

Владение информацией об опасности употребления табака, алкоголя, наркотиков. Знание основных элементов психологической грамотности и половой культуры.

В своих трудах Е.А. Шатрова, подобно работам других исследователей, соотносит здоровьесберегающую компетентность с личностно-ориентированным качеством педагога. Данное качество обращено в сторону улучшения качества здоровья работников образования [171. С.В. Ваторопина в своих работах приходит к выводу о том, что «здоровьесберегающая компетентность предстает интегральным качеством личности, проявляющимся 1) общей способностью и 2) готовностью к здоровьесберегающей деятельности в образовательной среде, основанной на интеграции знаний и опыта» [2, С. 2].

Таким образом, в данной работе под здоровьесберегающей компетентностью педагога мы понимаем интегральное, профессионально значимое качество личности, направленное на организацию деятельности педагога с точки зрения здоровьесбережения. В результате анализа термина «здоровьесберегающая компетентность» педагогического работника было выявлено, что данное понятие рассматривается как с точки зрения личностной ориентации, имеющей направление на улучшение здоровья педагогического работника, так и как профессионально значимое качество педагога, направленное на совершенствование и сохранение уровня здоровья обучающихся Г11; 181.

Современные исследования характеризуют здоровьесберегающую компетентность педагогов через теоретическую и практическую готовность к организации здоровьесберегающей деятельности. Содержание теоретической готовности педагога к данному виду деятельности не рассматривается просто как совокупность психолого-педагогических и других специальных знаний, так как они не являются самоцелью. Показателем уровня сформированности изучаемой компетентности педагога может являться факт наличия знаний о ЗОЖ и технологиях здоровьесбережения; он реализует знания в своей практической деятельности не только в отношении здоровья воспитанников, но и в отношении к собственному здоровью. Практический аспект готовности педагога к проектированию и осуществлению здоровьесберегающей деятельности проявляется главным образом во внешних умениях (коммуникативных и организаторских). Умения, как правило, характеризуются «готовностью сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков» Г51. К организаторским умениям как общепедагогическим относят мобилизационные умения. Коммуникативные умения, как указывает А.Н. Леонтьев, включают ряд составляющих:

■ умения устанавливать контакт со всеми субъектами педагогического процесса;

■ навыки налаживать и по мере необходимости перестраивать взаимоотношения;

■ осознание внутренней психологической позиции участников педагогического процесса;

■ навыки передачи своего психологического и эмоционального отношения к какому-либо процессу;

■ навыки грамотного управления своим психическим состоянием [51.

В вопросах здоровьесбережения внешние умения взаимосвязаны по следующим направлениям:

- привлечение внимания воспитанников к проблеме сбережения, формирования, развития здоровья;

- поэтапное развитие потребностей в знаниях о ЗОЖ, навыках здорового образа жизни и его культуре;

- формирование знаний, умений и навыков деятельного отношения к собственному здоровью и соответствующей позиции ЗОЖ как собственной, так и окружающих.

В качестве одного из важнейших компонентов изучаемой компетентности принято выделять способность к саморазвитию - овладению технологиями самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации как процессами личностно-профессионального развития в сфере здоровьесбережения.

На основании анализа психолого-педагогической литературы, можно выделить пять компонентов здоровьесберегающей компетентности педагогов: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, коммуникативный, эмоционально-волевой. Рассмотрим каждый их них подробнее в соответствии с работами В.И. Усакова и Н.М. Лаврика [121:

1. Мотивационно-ценностный компонент рассчитан на деятельность, которая подразумевает укрепление состояния здоровья, а также на общее состояние здоровья. Эти факты являются мотивацией для получения дополнительных знаний и изучения состояния своего здоровья и контроля за ним. Происходит выработка полезных для человека привычек.

2. Когнитивный компонент состоит из знаний, полученных человеком в сфере здоровьесбережения. На данном этапе происходит развитие когнитивного опыта относительно охраны здоровья, а также мотивационная и познавательная активность в получении дополнительных знаний о ЗОЖ и здоровьесбережении.

3. Деятельностный компонент здоровьесберегающей компетенции педагога проявляется в самостоятельном усвоении и восприятии основ ЗОЖ, методологической основой поддержания уровня здоровья и навыками успешного планирования деятельности, связанной со здоровьесбережением у обучающихся.

4. Коммуникативный компонент охватывает навыки организации и поддержки здоровьесберегающего настроя всех участников педагогического процесса, управление своим психологическим и эмоциональным состоянием, коммуникации (получение и передачи информации).

5. Эмоционально-волевой компонент освещает эмоциональную сторону процесса здоровьесбережения, а именно положительные эмоции и чувство удовлетворения от данного процесса, что будет способствовать формированию положительного отношения к ЗОЖ у всех участников педагогического процесса, в том числе, и родителей или законных представителей обучающихся [121.

Выводы. Таким образом, характеристика педагогического работника в сфере здоровьесбережения и данная компетентность имеет ключевые критерии, при наличии которых педагогическое воздействие на обучающихся будет более эффективным и качественным. Здоровьесберегающая компетентность педагогического работника является одним из ключевых компонентов его деятельности. Являясь по своей сути довольно сложным явлением, она содержит в себе ценностные ориентиры, личностные качества, важные знания, умения и навыки.

Литература:

1. Бичева, И.Б. Эмоциональное благополучие дошкольника как условие развития ценностного отношения к своему здоровью / И.Б. Бичева, А.Е. Терехина, A.B. Удовика // Детский сад от А до Я, - 2017. - № 1 (85). - С. 6-10

2. Ваторопина, С.В. Здоровьесбережение в современном образовательном пространстве / С.В. Ваторопина // Концепт. -2017. - №S9. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/zdoroviesberezhenie-v-sovremennom-obrazovatelnom-prostranstve (дата обращения: 30.05.2023)

3. Дедов, Е.Г. Исследование сущностных понятий «компетенция» и «компетентность» / Е.Г. Дедов, A.C. Новиков, А.Л. Багинский // Смоленский медицинский альманах. - 2016. - № 2. - С. 22.

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №2. - С. 7-14. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-kompetentsii-novaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya (дата обращения: 03.06.2023)

5. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл; Академия, 2004. - 352 с.

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044 (дата обращения: 29.05.2023)

7. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/ (дата обращения: 05.06.2023)

8. Рыбина, ИР. Сущность понятия здоровьесберегающая компетентность / И.Р. Рыбина // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - №3. - С. 258-262

9. Санникова, A.C. Проблема профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования / A.C. Санникова, Т.Г. Ханова // Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Часть 1. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2020. - С. 327-331

10. Сергушичева, A.A. Здоровье и условия его детерминации: представления педагогов общеобразовательных организаций / A.A. Сергушичева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.

- 2019. - №2 (102). - С. 209-215

11. Тюмасева, З.И. Тьюторское сопровождение формирования готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях / З.И. Тюмасева, Е.Б. Быстрай, И.Л. Орехова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №4. - С. 6.

12. Усаков, В.И. Совершенствование здоровьесберегающей компетенции педагогов дошкольной образовательной организации в условиях профессиональной деятельности / В.И. Усаков, Н.М. Лаврик // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева.

- 2016. - №4 (38). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sovershenstvovanie-zdoroviesberegayuschey-kompetentsii-pedagogoV" doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-v-usloviyah (дата обращения 29.05.2023)

13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013., № 1155. Министерство образования и науки Российской Федерации. -М., 2013.

14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173432/ (дата обращения 29.05.2023)

15. Ханова, Т.Г. Непрерывное образование педагогов дошкольного образования: методическое сопровождение повышения профессиональной компетентности / Т.Г. Ханова, Н.В. Белинова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №67-3. - С. 240-243

16. Хуторской, A.B. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / A.B. Хуторской. - М.: «Когито-Центр», 2010. -220 с.

17. Шатрова, Е.А. Теоретическая модель формирования здоровьесберегающей компетентности педагога / Е.А. Шатрова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - №2 (117). - С. 111-116

18. Шустова, Л.П. Развитие компетентности учителей физической культуры в вопросах тендерного подхода в образовании / Л.П. Шустова, C.B. Данилов // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №3. - С. 4.

Педагогика

УДК 37.015.3

кандидат педагогических наук, доцент Хачирова Зимфира Кемаловна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); студентка Юлгушева Джамиля Рашидовна

Ростовский государственный медицинский университет (г. Ростов-на-Дону)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ И МЕДИЦИНЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация. Связь медицины и педагогики в процессе воспитания становится все более и более актуальной проблемой в современном мире. В связи с возникновением коронавирусной пандемии, изменениями в общественной жизни, трансформацией социальных процессов и институтов данная взаимосвязь стала наиболее актуальна. Перевод школ и учреждений дошкольного образования на дистанционное обучение привел к закономерному снижению обучаемости, вновь подчеркнув, что полноценное обучение может быть возможно только в том случае, если воспитуемый физически здоров и активен. Как же лучше всего объединить педагогику и медицину в процессе воспитания? Начать можно с физического воспитания, которое поможет лучше всего сформировать у детей двигательные умения, навыки, физические качества, разовьет интерес к доступным ребенку видам двигательной деятельности и сформирует нравственно- волевые качества. Родителям и педагогу необходимо помнить о том, что психика ребенка очень лабильна и активна, а сам он развивается буквально в ускоренном темпе. Ребенок нуждается в любви, психологической поддержке и заботе, в стимуляции эмоционального интеллекта. Необходима организация правильного двигательного режима, включающего в себя умеренные и регулярные тренировки детей и подростков. Нельзя отрицать связь физического и иных видов воспитания в формировании полноценной личности. Статья рассматривает взаимосвязь педагогики и медицины на разных этапах формирования ребенка. Начиная с внутриутробного периода и заканчивая подростковым возрастом.

Ключевые слова: педагогика, психология, медицина, эмоциональный интеллект, физическое воспитание.

Annotation. The connection between medicine and pedagogy in the process of education is becoming an increasingly urgent problem in the modern world. In connection with the emergence of the coronavirus pandemic, changes in public life, the transformation of social processes and institutions, this relationship has become most relevant. The transfer of schools and institutions of preschool education to distance learning has led to a natural decrease in learning ability, again emphasizing that full-fledged education can only be possible if the student is physically healthy and active. What is the best way to combine pedagogy and medicine in the process of education? You can start with physical education, which will help to best form motor skills, skills, physical qualities in children, develop interest in the types of motor activity available to the child and form moral and volitional qualities. Parents and the teacher need to remember that the child's psyche is very labile and active, and he himself develops literally at an accelerated pace. The child needs love, psychological support and care, stimulation of emotional intelligence. It is necessary to organize the correct motor regimen, which includes moderate and regular training of children and adolescents. It is impossible to deny the connection between physical and other types of education in the formation of a full-fledged personality. The article examines the relationship between pedagogy and medicine at different stages of a child's formation. Starting from the prenatal period and ending with adolescence.

Key words: pedagogy, psychology, medicine, emotional intelligence, physical education.

Введение. Проблема изучения связи медицины и педагогики стала особенно актуальна в последнее время, но связано это не только с изменениями в общественной жизни, к коим привела коронавирусная пандемия, но и с трансформацией социальных процессов и институтов. Перевод школ в режим дистанционного обучения привел к тому, что дети оказались лишены определенной доли социализации и физической активности. В свою очередь, это привело к тому, что изучение связи медицины и педагогики стало актуально не только с теоретической, но и с практической точки зрения.

Вопрос гармоничного воспитания человека до сих пор является особенно актуальным, хотя еще в древние времена люди обращали внимание на то, что полноценное обучение может быть возможно только в том случае, если воспитуемый физически здоров и активен. Это утверждение не нуждается даже в возрастной привязке, поскольку обучение и воспитание ребенка любого возраста реализуется только в случае его физического благополучия. Так, например, в Афинах идеальными для человека считались гармонично развитые ум и тело, а обучение строилось таким образом, чтобы духовное и физическое воспитание дополняли друг друга [1, С. 178].

Таким образом, мы можем видеть, что интеграция педагогики и медицины является закономерной и приводит к возникновению новой области знания - медицинской педагогики.

Изложение основного материала статьи. Понимание связи медицины и педагогики стало заметно еще в трудах Гиппократа [2, С. 63]. Врач в них представлен не только как человек, который непосредственно лечит тело, но еще и становится духовным наставником, воспитателем, является эталоном, показывая пример внешним видом, поведением, отношением к профессии.

Уже гораздо позже, в новое время, когда в институтах большее время уделялось созданию врача, полностью сконцентрированного на книгах, сформировалась педагогическая триада Возрождения: человеку надо дать классическое образование, сформировать физически здоровую личность и воспитать активного гражданина. В эпоху Нового времени значение медицины особенно возрастает. Формируется идеал просвещенной личности, рационально мыслящей и способной к активному познанию мира и труду.

Как же лучше всего объединить педагогику и медицину в процессе воспитания?

Начать можно с физического воспитания, которое поможет лучше всего сформировать у детей двигательные умения, навыки, физические качества, разовьет интерес к доступным ребенку видам двигательной деятельности и сформирует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.