УДК 373.24+371.71 DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-3-89-97
Поступила в редакцию / Received 11.08.2022 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 06.09.2022 Принята к публикации / Accepted 22.09.2022
оригинальная статья
Оценка уровня готовности педагогов к деятельности по сбережению здоровья в дошкольном образовательном пространстве
Штольц Юлия Михайловна О
ГОУ ВО «Луганский государственный педагогический университет» 91011, Луганская Народная Республика, г. Луганск, ул. Оборонная, 2
Аннотация. Данное исследование посвящено выявлению оценки уровня готовности педагогических работников дошкольного образовательного учреждения к деятельности по сбережению собственного здоровья и здоровья подрастающего поколения. В процессе теоретического анализа и синтеза литературных источников по данной проблеме определены понятия культуры здоровья и профессиональной компетентности педагогов, обозначены причины и группы факторов, влияющих на способность воспитателей дошкольных образовательных учреждений осуществлять обучение в сфере здоровьесбережения. Выявлено, что эффективность и продуктивность работы по сохранению и укреплению здоровья детей в образовательном учреждении предполагает наличие у педагога готовности к деятельности в области здоровьесбережения и организацию соответствующей образовательной среды. Эмпирическая часть исследования позволила установить, что успешная реализация профессиональной деятельности педагога в области сбережения здоровья неразрывно связана с его ценностными установками и ориента-циями, а также содержательной стороной направленности личности по ориентации на здоровый стиль жизни. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в образовательно-педагогическом процессе дошкольных учреждений с целью повышения эффективности валеологического процесса воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, а также разработки и внедрения методов повышения профессиональной здоровьесберегающей компетентности педагогов.
Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение; педагог; готовность; здоровьесбере-жение; здоровьесберегающая деятельность; профессиональная компетентность; здоровый образ жизни
Для цитирования: Штольц Ю.М. Оценка уровня готовности педагогов к деятельности по сбережению здоровья в дошкольном образовательном пространстве // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2022. Т. 21. № 3. С. 89-97. DOI 10.20310/1810-23^-2022-21-3-89-97
© Штольц Ю.М., 2022
original article
Level assessment of teachers' readiness for activities to preserve health in the preschool educational space
Yulia M. Shtolts
Lugansk State Pedagogical University 2 Oboronnaya St., Lugansk 91011, Lugansk People's Republic
Abstract. We assess the level of readiness among pedagogical workers of a preschool educational institution for activities to preserve their own health and the health of the younger generation. In the process of theoretical analysis and synthesis of literary sources we define the concepts of health culture and professional competence of teachers, the causes and groups of factors influencing the ability of preschool educational institutions teachers to carry out training in the field of health protection. The efficiency and productivity of work on preserving and strengthening the health of children in an educational institution implies that the teacher is ready for activities in the field of health saving and the organization of an appropriate educational environment. The empirical part of the study made it possible to establish that the successful implementation of a teacher's professional activity in the field of health preservation is inextricably linked with his value attitudes and orientations, as well as the content side of the personality's orientation towards a healthy lifestyle. The practical significance of the study lies in the possibility of applying the results obtained in the educational and pedagogical process of preschool institutions in order to increase the effectiveness of the valeological process of education, training and development of preschool children, as well as the development and implementation of methods for improving the professional health-saving competence of teachers.
Keywords: preschool educational institution; teacher; readiness; health saving; health-saving activities; professional competence; healthy lifestyle
For citation. Shtolts Y.M. Level assessment of teachers' readiness for activities to preserve health in the preschool educational space. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» = Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2022, vol. 21, no. 3, pp. 89-97. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-3-89-97
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная деятельность специалистов дошкольной педагогики многогранна и требует определенного набора личностных качеств, знаний, умений и навыков, определяемого как «профессиональная компетентность». Компетентность педагога в направлении здоровьесбережения является важнейшим элементом его профессиональной культуры. Проблема здоровьесберегающего функционирования дошкольного учреждения напрямую зависит от готовности педагогических работников к реализации профессиональной деятельности в области оздоровления и формирования культуры здоровья у воспитанников.
Установка к соблюдению правильного образа жизни формируется с самого раннего возраста, в результате определенных взаимодействий педагога и ребенка. На педагогов дошкольных учреждений возложены различные роли и обязанности по сбережению здоровья детей, оказанию первой помощи и саморегулированию, ответственности и инициативности по формированию здоровых привычек и мотивации к обучению [1-3].
В этой связи возрастают требования к формированию и повышению качества профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, в частности, ее здоровьесберегающего компонента.
Целью статьи явилось представление теоретических и эмпирических данных об уровне готовности педагогов к деятельности
по сбережению здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
По мнению А.В. Пелиховой и К.П. Зайцевой, культура здоровья педагога является залогом его успешной педагогической деятельности, поскольку воспитание ответственного отношения ребенка к собственному и общественному здоровью может осуществить лишь педагог, являющийся носителем базовых ценностей [4].
Некоторыми авторами (О.Г. Красно-шлыкова, О.Г. Иванова) отмечено, что проявление здоровьесберегающего потенциала педагога выражено в возможности организовать воспитательно-образовательный процесс в области сбережения здоровья на основе определенных ресурсов, знаний, умений, навыков и способностей педагога. Потенциал педагога при наличии внешних и внутренних факторов раскрывает латентные способности и возможности личности, определяющие ее особые качества и создающие условия для эффективной педагогической деятельности. Исследователями также обозначено, что проявление данного потенциала возможно лишь при наличии здоровьесберегающей мотивации в процессе передачи личностного опыта воспитанникам [5].
Зарубежными исследователями Х.Л. Чен, В.С. Хуан и Ч.С. Лю выделены группы факторов, влияющих на способность воспитателей дошкольных образовательных учреждений осуществлять обучение в сфере здоровь-есбережения. Согласно исследованию, первая группа факторов является предрасполагающей и включает в себя степень осведомленности педагогами образовательной программы, предоставленной Министерством образования, познания педагогами основ здоровьесбережения и его продвижения в рамках дошкольной организации. Вторая группа факторов (благоприятствующая) отражает готовность дошкольной организации к использованию методов, ресурсов и оборудования. И, наконец, к подкрепляющим факторам авторы относят сопровождение дошкольных учреждений, профессиональные консультационные услуги для родителей и сотрудников. Контроль и учет перечисленных групп факторов может содействовать
развитию способностей у воспитателей детских садов к пропаганде здоровьесберегаю-щего просвещения посредством жизненных навыков [6].
Исследования ряда ученых (Х. Ху, Т. Ву, Л. Фань, К. Цзо, Л. Чен, Ц. Чжан, С. Чжао) показывают, что большинство педагогов осознают значимость и необходимость работы в данном направлении, однако отмечаются причины, затрудняющие ее выполнение:
- нечеткие знания и понятия о здоровье, структуре и механизмах формирования должного образа жизни;
- недостаточная компетентность в вопросах применения эффективных средств и методов воспитания;
- отсутствие индивидуального подхода к поддержанию и укреплению здоровья детей;
- формальный подход к планированию в работе с родителями [7].
Для непрерывного и эффективного осуществления здоровьесберегающего образования в дошкольных образовательных учреждениях воспитатель-педагог должен обладать необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками [8]. Результативность и эффективность решения проблемы сохранения и поддержания здоровья детей в образовательном учреждении предполагает наличие у педагога здоровьесбере-гающей компетентности, включающей и готовность к деятельности в области здоровь-есбережения, и организацию соответствующей образовательной среды [9]. Компоненты профессиональной здоровьесберегающей компетентности педагога дошкольного образования взаимосвязаны и комплементарны, а явление формирования данной компетентности является динамичным, отмечают Е.В. Романова и Н.А. Пронина [10].
Исследователь О.А. Деминцева понятие «готовность педагога к соблюдению здорового образа жизни» трактует как комплекс человеческих качеств, без которых невозможно осуществление диагностической, информативной, рефлексивной и формирующей функций субъекта в области здоровьес-берегающей деятельности. Автором также предложена комплексная критериальная модель оценки уровня готовности педагогов к здоровьесберегающей деятельности, позво-
ляющая определить динамику, проблемы и перспективы данного вопроса в процессе профессиональной деятельности [11].
Одной из составляющих реализации дошкольного образовательного процесса является создание безопасной среды здоровьесбе-регающей направленности. Авторы Н.А. Ти-щенко и С.Е. Ратенко создание образовательной здоровьесберегающей среды трактуют как пространство всех уровней образования, в рамках которого воспитание и развитие не наносит ущерб здоровью воспитанников и обучающихся.
В соответствии с этим И.С. Зимина и Е.В. Кондратенко под готовностью к организации здоровьесберегающей среды в условиях образовательного учреждения понимают интегративную характеристику, отражающуюся в осознании личностной и социальной ценности здоровья, наличии установок и профессиональных компетенций, обеспечивающих реализацию и анализ результатов здоровьесберегающей деятельности в условиях образовательной среды [12].
Отношение воспитателя к показателям здоровья выступает в качестве детерминанты его профессиональной и психологической готовности к исполнению здоровьесбере-гающей функции. Исследователь Т.Н. Леван отмечает, что культура личности педагога тесно взаимосвязана с реализацией профессиональной функции здоровьесозидания, которая заключается в следующем:
- создание безопасной среды образования;
- включение в образовательный процесс здоровьеориентированного образа жизни, ценностных установок и мотивации;
- саморазвитие и повышение профессионального мастерства педагога в области здоровьесбережения [13].
Соответственно, с целью повышения качества педагогической работы следует вырабатывать у педагогов осознание значимости и влияния показателей здоровья на все сферы жизнедеятельности, системные знания о путях самосовершенствования и саморегуляции психологической и физической составляющих здоровья, а также устойчивую мотивацию к его сохранению и приумножению.
Рост профессиональной здоровьесбере-гающей компетенции педагогов осуществляется благодаря методическому сопровожде-
нию, содержащему новые формы, методы и технологии. Так, например, В.И. Усаков и Н.М. Лаврик разработали специальную систему поддержки в виде управленческого содействия педагогам со стороны старшего воспитателя и работника в сфере медицины дошкольного образовательного учреждения. Согласно авторам, управленческое содействие осуществляется в виде консультирования, партнерства и наставничества [14]. С.И. Кара-баевой разработана и апробирована модель совершенствования компетентности педагогов в сфере здоровья, которая включает взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: целевой, методологический, процессуальный, содержательный и результативный. В исследовании автора каждый компонент представлен определенной смысловой и функциональной нагрузкой, благодаря чему создается возможность в единстве представить специфику процесса здоровьес-бережения [15].
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
С целью выявления взаимозависимости между уровнем готовности педагогов дошкольного образования к деятельности по сбережению собственного здоровья и формированием у старших дошкольников позитивного моделирования действий в отношении здоровьесбережения был проведен теоретический анализ и синтез литературных источников по данной проблеме.
Применяя методику, основанную на ранжировании терминальных и инструментальных ценностей М. Рокича, а также метод анкетирования по С.Г. Добротворской «Определение уровня готовности вести здоровый образ жизни» на базе Луганского дошкольного образовательного учреждения - центр развития ребенка «Росток», было проведено анкетирование состава педагогических работников. В экспериментальном исследовании приняли участие 15 педагогов (п = 15), средний возраст которых составил 43 года.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Успешность профессиональной деятельности педагога в области сбережения здоровья неразрывно связана с его ценностными ориентациями и содержательной стороной направленности личности по ориентации на
здоровый стиль жизни. Ориентиры ценностей охватывают ряд характеристик личности: переживание значимости объекта, ценностные установки на оценку, а также готовность следовать имеющейся системе ценностей. Ценностные ориентации выступают в роли поведенческого регулятора человека, тем самым определяя отношение и взгляды личности на значимые сферы жизнедеятельности.
По авторской методике М. Рокича «Ценностные ориентации» нами были определены наиболее значимые для наших респондентов группы ценностей. Педагогическому составу было представлено два списка ценностей (по 18 в каждом), где необходимо было выделить их по порядку значимости.
Первый блок «Терминальные ценности» отображал те составляющие, к которым человеку необходимо стремиться в жизни, в данном случае ценность выступает в роли некой цели. Лидирующее место среди данной группы ценностей у 80,0 % испытуемых занимают показатели психического и физического здоровья, 13,3 % педагогов на первое место ставят близкий круг друзей и 6,7 % опрошенных отмечают наличие жизненной мудрости (рис. 1).
Полученные данные свидетельствуют о том, что доминантным для наших респондентов является уровень психического и физического здоровья, однако ряд субъективных факторов (интересная работа, активная жизнедеятельность и развитие) может привести к снижению ответственного отношения педагогов к своему здоровью.
Вторая категория «Инструментальные ценности» характеризуется набором личностных черт и качеств, которыми должен обладать педагог, иначе говоря, это ценности-средства, определяемые как убеждения, то или иное личностное свойство или образ действий является преимущественным в данной жизненной ситуации. Из числа опрошенных 26,7 % респондентов среди инструментальных ценностей на первом месте оп-
ределяют такое качество, как ответственность. На втором месте в равном соотношении (13,2 %) были отмечены аккуратность, честность, воспитанность и образованность, третье ранговое место разделили терпимость, чуткость и эффективность в делах (6,7 %) (рис. 2).
Механизмы формирования и реализации личностных качеств (храбрость, вежливость, аккуратность, ответственность) одновременно являются и механизмами эффективной и компетентной педагогической деятельности, в том числе в вопросах сбережения здоровья. Склонность педагога к тем или иным инструментальным ценностям может быть рассмотрена в качестве критерия психологического здоровья личности, а также его ресурсной составляющей.
Продуктивное выполнение педагогом профессиональных функций обеспечивают показатели его собственного здоровья. В соответствии с этим, путем анкетирования по автору С.Г. Добротворской исследуемой группе было предложено ответить на ряд вопросов о ценности здоровья по 10-балльной шкале. В зависимости от полученных результатов была выстроена система координат, определяющая ту или иную типологию личности по ориентации на здоровый стиль жизни: ось Y - составляющая валеологической культуры, ось Х - составляющая образа жизни (рис. 3).
Результаты анкетирования определили, что у одного (6,7 %) педагога выявлен позитивный саморазвивающийся тип: осознанность и признание высокой ценности своего здоровья и соблюдение здорового стиля жизни, отсутствие вредных привычек, самооздоровление и достаточно активная двигательная жизнь, высокий уровень духовного и психического развития. Педагогическая деятельность такого педагога посредством личностного влияния оказывается эффективной в вопросах передачи эталона поведения своим воспитанникам.
Психическое и физическое здоровье
Близкий круг друзей
Жизненная мудрость
Рис. 1. Распределение ранговых показателей «Терминальные ценности» (в % от числа респондентов) Fig. 1. Distribution of ranking indicators "Terminal values" (in % of the number of respondents)
Ответственность Образованность Воспитанность Аккуратность ■ Честность Эффективность в дел ах Чуткость Терпимость
Рис. 2. Распределение ранговых показателей «Инструментальные ценности» (в % от числа респондентов) Fig. 2. Distribution of ranking indicators "Instrumental values" (in % of the number of respondents)
1 2 3 4 5 б 7 8 9 10 11 12 13 14 15
10
U Составляющая валеологическойкультуры u Составляющая образа жизни
Рис. 3. Результаты анкетирования педагогических работников по методу С.Г. Добротворской (баллы) Fig. 3. Results of survey among pedagogical workers according to S.G. Dobrotvorskaya's method (points)
У превалирующей численности (86,6 %) педагогических работников дошкольного учреждения наблюдается позитивный тип. Педагоги с данным типом соблюдают здоровый образ жизни, все же в иерархии ценностей собственное здоровье занимает более низкие позиции, а также отмечается недостаток воли систематически заниматься оздоровлением. Эти данные свидетельствуют о том, что вопрос сохранения и укрепления собственного здоровья является значимым для педагогов, однако не способствует повышению уровня активной и инициативной деятельности по восполнению отсутствующих компонентов правильного образа жизни.
В то же время лишь у 6,7 % педагогического состава отмечен умеренно-негативный тип по ориентации на правильный образ жизни. У такого педагога возможно наличие пагубных привычек, однако присутствует готовность избавиться от них. Полученный результат позволяет отметить, что профессиональная деятельность будет результативной при условии непрерывного обновления когнитивных параметров, необходимых для достижения здоровьесберегающих задач.
Вызывает интерес тот факт, что несмотря на обладание того или иного типа личности по ориентации на здоровый стиль жизни, у 10 респондентов (66,7 %) сформировано понятие о культуре здоровьесбережения на должном уровне, однако имеющиеся знания педагоги не применяют в полной мере, что обусловлено низкими показателями составляющей образа жизни. Проведенное иссле-
дование позволило определить, что педагогам дошкольного образовательного пространства необходимо дополнительное систематическое информирование о способах самооздоровления и восполнения недостающих компонентов здорового образа поведения, что, несомненно, отразится на повышении уровня профессиональной компетентности в вопросах здоровьесбережения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, ценностные жизненные установки педагога играют значительную роль в дошкольном здоровьесберегающем образовательном процессе. Наличие ценностных ориентиров в отношении собственного здоровья, своей профессии и жизнедеятельности позволяет педагогу процесс педагогического взаимодействия обратить в развивающую среду, в рамках которой осуществляется моделирование здоровьесберегающе-го образа жизни у всех субъектов данного взаимодействия.
Данное исследование позволило выявить уровень готовности педагогов к здоровьесбе-регающей деятельности в дошкольном образовательном пространстве, конкретизировать влияние данной готовности на позитивное моделирование действий у детей в отношении здоровьесбережения, а также обозначить проблемы и перспективы дальнейших исследований по повышению профессиональной здоровьесберегающей компетентности педагогов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Cheung P. Teachers as role models for physical activity: are preschool children more active when their teachers are active? // European Physical Education Review. 2020. Vol. 26 (1). P. 101-110.
2. Berkinova C. Maktabgacha ta'lim tashkilotlarining tarbiyalanuvchilarida valeologik tarbiya // Жамият ва инновациялар. 2022. № 3/S. P. 266-271. DOI 10.47689/2181 -1415-vol3 -iss3/S-pp266-271
3. Зимина И.С., Кондратенко Е.В. Формирование готовности будущего педагога к организации здо-ровьесберегающей образовательной среды // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т.13. № 3. С. 335-343. DOI 10.30914/2072-6783-2019-13-3-335-343
4. Пелихова А.В., Зайцева К.П. Подготовка педагогов дошкольного образования к осуществлению здо-ровьесберегающей деятельности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. № 1(34). С. 84-89.
5. Chen H.L., Huang W.N., Liu C.H. Exploring the factors affecting preschool educators' health teaching capacity of life skills using the precede model: a study of preschool educators in northern Taiwan // BMC Public Health. 2022. Vol. 22. P. 1-13.
6. Усаков В.И., Лаврик Н.М. Совершенствование здоровьесберегающей компетенции педагогов дошкольной образовательной организации в условиях профессиональной деятельности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. № 4 (38). С. 101-104.
7. Карабаева С.И. Совершенствование здоровьесберегающей компетентности педагогов в процессе методической работы в дошкольной организации: дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2014. 240 с.
8. Леван Т.Н. Отношение педагогов к собственному здоровью как фактор эффективности реализации ими здоровьесозидающей функции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015. № 3. С. 84-89.
9. Романова Е.В., Пронина Н.А. Формирование компетентности педагогов в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 3. С. 1-23. DOI 10.24412/2304-120X-2022-11014
10. Ошкина А.А. Динамика в готовности воспитателей дошкольных образовательных организаций к формированию основ здорового образа жизни у детей // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 46-50. DOI 10.26140/knz4-2019-0804-0012
11. Жербакова Н.А. Готовность педагогов к проектированию здоровьесберегающей образовательной среды дошкольной образовательной организации // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 231-234.
12. Тихомирова Л.Ф. Исследование готовности педагогов к реализации функций сохранения, укрепления и формирования здоровья детей // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2. № 3. С. 38-42.
13. Hu H., Wu T., Fan L., Zuo K., Chen L., Zhang J., Zhao X. Knowledge of child health and affecting factors among preschool teachers: a cross-sectional study in Chongqing, China // Risk Management and Healthcare Policy. 2020. Vol. 13. P. 2515-2524.
14. Красношлыкова О.Г., Иванова О.Г. Теоретические и практические аспекты здоровьесберегающего потенциала педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 2 (26). С. 37-42.
15. Деминцева О.А. Критериальная оценка готовности будущих педагогов к здоровому образу жизни // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 4. С. 473-479.
REFERENCES
1. Cheung P. Teachers as role models for physical activity: are preschool children more active when their teachers are active? European Physical Education Review, 2020, vol. 26 (1), pp. 101-110.
2. Berkinova C. Maktabgacha ta'lim tashkilotlarining tarbiyalanuvchilarida valeologik tarbiya. Zhamiyat va innovatsiyalar = Society and Innovations, 2022, no. 3/S, pp. 266-271. (In Uzbek). DOI 10.47689/2181-1415-vol3-iss3/S-pp266-271
3. Zimina I.S., Kondratenko E.V. Formation of the future teacher's readiness to organize a health-saving educational environment. Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2019, vol. 13, no. 3, pp. 335-343. (In Russian). DOI 10.30914/2072-6783-2019-13-3-335-343
4. Pelikhova A.V., Zaytseva K.P. Preparing preschool teachers for health-saving activities. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov = Scientific Support of Personnel Development, 2018, no. 1(34), pp. 84-89. (In Russian).
5. Chen H.L., Huang W.N., Liu C.H. Exploring the factors affecting preschool educators' health teaching capacity of life skills using the precede model: a study of preschool educators in northern Taiwan. BMC Public Health, 2022, vol. 22, pp. 1-13.
6. Usakov V.I., Lavrik N.M. The enhancement of a health-saving competency of preschool educational institution teachers in the conditions of professional activity. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astafeva = Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev, 2016, no. 4(38), pp. 101-104. (In Russian).
7. Karabaeva S.I. Development of Health-Saving Expertise Among Teachers in Methodical Affairs of Preschool Institution. Cand. ped. sci. diss. Ulyanovsk, 2014, 240 p. (In Russian).
8. Levan T.N. Teachers' attitude to health as a factor of effectiveness of implementation of theirhealth-building function. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya i pedagogika = RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 2015, no. 3, pp. 84-89. (In Russian).
9. Romanova E.V., Pronina N.A. Building up the competence of educators in the field of initiating preschoolers into a healthy lifestyle. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept» = Scientific-methodological electronic journal "Concept", 2022, no. 3, pp. 1-23. (In Russian). DOI 10.24412/2304-120X-2022-11014
10. Oshkina A.A. Dynamics in the readiness of teachers of preschool educational organizations for the formation of the basis of a healthy lifestyle in children. Karel'skij nauchnyj zhurnal = Karelian Scientific Journal,, 2019, vol. 8, no. 4 (29), pp. 46-50. (In Russian). DOI 10.26140/knz4-2019-0804-0012
11. Zherbakova N.A. Readiness of teachers to the planning of health-keeping educational environment of the preschool educational organization. Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal = Baltic Humanitarian Journal, 2018, vol. 7, no. 2 (23), pp. 231-234. (In Russian).
12. Tikhomirova L.F. Research of teachers' readiness to realize functions of preservation, strengthening and health formation. Yaroslavskiy pedagogicheskij vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2014, vol. 2, no. 3, pp. 38-42. (In Russian).
13. Hu H., Wu T., Fan L., Zuo K., Chen L., Zhang J., Zhao X. Knowledge of child health and affecting factors among preschool teachers: a cross-sectional study in Chongqing, China. Risk Management and Healthcare Policy, 2020, vol. 13, pp. 2515-2524.
14. Krasnoshlykova O.G., Ivanova O.G. Theoretical and practical aspects of teachers' health-saving potential. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom = Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 2 (26), pp. 37-42. (In Russian).
Demintseva O.A. Criteria assessment of readiness of future teachers to a healthy lifestyle. Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2019, vol. 13, no. 4, pp. 473-479. (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ I INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Штольц Юлия Михайловна - старший преподаватель кафедры адаптивной физической культуры и физической реабилитации. Луганский государственный педагогический университет, г. Луганск, Луганская Народная Республика. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4688-1101 Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы, написание статьи.
Yulia M. Shtolts - Senior Lecturer of Adaptive Physical Education and Rehabilitation Department. Lugansk State Pedagogical University, Lugansk, Lugansk People's Republic. E-mail: julia.shtolts23 @gmail. com ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4688-1101 Contribution: main study conception, literature analysis, article writing.