Научная статья на тему 'Воспитание конкурентоспособного поколения через технологию "развитие критического мышления"'

Воспитание конкурентоспособного поколения через технологию "развитие критического мышления" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPETITIVE GENERATION / TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING / MODERNIZATION OF PUBLIC CONSCIOUSNESS / PROJECT ACTIVITY / ACTIVITY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЕ ПОКОЛЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / БәСЕКЕГЕ қАБіЛЕТТі / ұРПАқ / СЫН ТүРГЫСЫНАН ОЙЛАУДЫ ДАМЫТУ ТЕХНОЛОГИЯСЫ / ЦОГАМДЪЩ СА-НАНЫ ЖАңГЫРТУ / ЖОБАЛЫқ іС-әРЕКЕТ / БЕЛСЕНДіЛіК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожахметова А.М.

Рассматривается проблема воспитания конкурентоспособного поколения через технологию развития критического мышления. Описано содержание работы творческой группы по внедрению инновационных методов образования. Представлены проекты обучающихся школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожахметова А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of competitive generation by "development of critical thinking" technology

The problem of a competitive generation education through the technology of critical thinking development is considered. The creative group performance on the introduction of innovative methods of education is described. The projects of the school are presented.

Текст научной работы на тему «Воспитание конкурентоспособного поколения через технологию "развитие критического мышления"»



A.M. Кожахметова,

руководитель творческой группы «Развитие критического мышления» ГУ «Октябрьская средняя школа» акимата отдела образования Карасуского района, Костанаская область

He?i)?i свздер: бэсекеге цабмет-mi, урпац, сын пцргысынан ойлауды дамыту технологиясы, цогамдъщ са-наны жацгырту, жобалыц ic-эрекет, белсенд\лт.

Ключевые слова: конкурентоспособное поколение, технология развития критического мышления, модернизация обгцественного сознания, проектная деятельность, активность.

Keywords: competitive generation, technology of development of critical thinking, modernization of public consciousness, project activity, activity.

2(20)/2018

ВОСПИТАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ПОКОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

Ацдатпа

Макал ада сын тургысынан ойлауды дамыту технологиясы аркылы бэсекеге кабшетп урпак тэрбиелеу мэселеЫ карастырады. Бш1м берудщ инновацияльщ эдютерш енпзу бойынша шыгар-машыльщ топтьщ жумыс мазмуны сипатталган. Мектеп окушыларынын жобалары усынылган.

Аннотация

Рассматривается проблема воспитания конкурентоспособного поколения через технологию развития критического мышления. Описано содержание работы творческой группы по внедрению инновационных методов образования. Представлены проекты обучающихся школы.

Annotation

The problem of a competitive generation education through the technology of critical thinking development is considered. The creative group performance on the introduction of innovative methods of education is described. The projects of the school are presented.

Глава государства H.A. Назарбаев в своей статье «Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания» отметил: «Открытость и восприимчивость к лучшим достижениям, а не заведомое отталкивание всего «не своего» - вот залог успеха и один из показателей открытого сознания» [1].

Модернизация невозможна без изменения ряда привычек и стереотипов. Поэтому в текущем учебном году наша школа отказалась от привычных методических объединений по предметам. Создались творческие группы. Одной из которых является наша группа - «Развитие критического мышления». В группе 5 участников. Кожахметова А.М

- учитель казахского языка и литературы, Ашаева Л.Л - педагог-психолог, Петренко МЛ. - учитель русского языка и литературы, Молдабекова Д.Б.

- учитель истории, Сукач Н.Н. - учитель английского языка. Учителя разных предметов связаны одной темой. В начале учебного года на первом

в; s х

m

о

СП &

W О

О О W

=г о

CL С

ш

X X

о

S

m

о х

х s

т

в; К х

т

о

СП

я

ш О

Л

о о м =г о 0-с ш л

X X

о к

т

о х

х

заседании мы составили план работы, определили цели и задачи работы нашей группы.

Цель работы:

• научить учащихся представлять собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей;

• выработать умение у учащихся аргументировать свою точку зрения, учитывая мнение других;

• развить навыки работы с текстом, творческие и аналитические способности.

На заседаниях группы мы не только слушали выступления своих коллег, но задумались над тем, как организовать работу группы во внеклассном формате. Ведь методы и приемы технологии «Развитие критического мышления» каждый из нас повседневно использует на уроках. У нас появилась идея вынести работу группы за рамки урока. По этой причине при планировании проведения методической недели группы мы решили провести внеклассное мероприятие, направленное на решение проблемных ситуаций под руководством учителя, так как при активной деятельности обучающихся происходит глубокое усвоение всего объема знаний, умений и навыков, развитие мыслительных и творческих способностей школьников. Именно поэтому, мы вовлекли детей в проектную деятельность для того, чтобы дети смогли воплотить свои идеи в реальность. Определив тему методической недели «Развитие критического мышления -гарант успешной совместной деятельности», члены творческой группы вместе с учащимися 6-9 классов активно занялись творением проектов. Проекты создавались под единой концепцией, учитывая юбилейную дату Астаны - 20-летие столицы Казахстана, перед детьми стояла задача - создать объект будущего. Нам хотелось увидеть их фантазии касаемо того, как они представляют новшества «Города будущего» - Астаны. Как на их взгляд, должны выглядеть современные объекты и их предназначение. Хочу отметить, что на протяжении создания своих проектов, ребята проявляли высокий уровень критического мышления и творческий подход. А мы в свою очередь, старались направить и поддержать их в воплощении идей. В течении двух недель шла работа по изготовлению макетов. На защите работ мы увидели проекты с разными направлениями, нацеленными на раскрытие таких тем как: на-

ука, этнокультура, развлечение, современные архитектурные решения.

Названия проектов:

• Проект «Этногородок «Атаконыс»».

• Проект «Школа будущего».

• Проект «Научная лаборатория».

• Проект «3 Б город».

• А также авторский проект Муфтахитди-новой Карины «КагакЬепс!».

Проект «Школа будущего».

Перед тем как создать этот проект, учащиеся задались вопросом «Что должно быть в современной школе будущего?». И для решения данной задачи они обратились к ребятам нашей школы. Среди учащихся провели небольшой социологический опрос. Выяснили, что ребята хотели бы видеть в школе будущего большой спортивный комплекс, необычную зону отдыха, желательно с красивым видом, так же ребята пожелали, чтобы перед школой было много цветов, клумбу, уютный парк с фонтаном, где можно будет погулять после уроков или отдохнуть во время большой перемены. А самая главная особенность в том, что перед входом будет работать современная, сенсорная система безопасности. То есть в школу могут заходить свободно только те люди, чьи отпечатки занесены в базу данных, достаточно будет отпечатка пальца и можно зайти. Конечно же, это будут все учителя, ученики, работники школы. А гости будут заходить с помощью звонка. Школа будущего это объект мечты каждого ученика. В этой школе будет комфортно всем!

Этногородок гармонично соединит в себе дух прошлого и веяния современной жизни. "Этногородок" - это территория, на которой расположены юрты, каждая из которых представляет культуру казахского народа. Территория включает в себя гармонично размещенные юрты: ЗД юрта, юрта традиций и обычаев, юрта Национальных игр, песен. На открытом воздухе готовятся национальные блюда, размещены качели и другие сооружения, передающие колорит традиционной жизни.

В Этногородке обязательно живет хранитель традиций, он может достоверно познакомить с бесценной культурой казахского народа, выраженной через быт и праздники, через ремесла, фольклор и мифологию, архитектуру и историю, традиции народной кухни.

В ЗД юрте вы можете окунуться в мир истории казахского народа от истоков создания на-

т

шего государства до наших дней.

В юрте традиций и обычаев вы можете непосредственно принять участие в обрядах казахов.

В юрте игр и песен вы можете насладиться огромным миром неповторимых мелодий и кюев. Этногородок - это сказочный город для туриста.

Объект демонстрирует применение технологии 3D.

Каким должен быть город будущего? В первую очередь он должен разрешать проблемы перенаселенности, загрязнения и застройки путем создания плотных вертикальных строений, которые связаны между собой на всех уровнях. Жители смогут свободного перемещаться из одного места в другое пешком.

Модель одного из районов будущего города Астаны «Siti of the word». Район полностью зеленый. В черте района запрещены автомобили, район экологически чистый. Здесь есть собственная станция, которая вырабатывает энергию от солнечной батареи. На крышах размещены ветряные мельницы, вырабатывающие энергию для выращивания продуктов. При этом в этом районе будет использовать на 48 процентов меньше энергии и на 58 процентов меньше воды, чем другие традиционные районы такого же размера и жители его будут выбрасывать на 89 % меньше отходов.

Так же имеется поликлиника, музей, фитнес зал, кинотеатр, футбольное поле. В основе концепции нашего района лежит легкий доступ к природе, так же как к школам, местам здравоохранения и работы.

Проект «Лаборатория будущего».

Данная конструкция предназначена для изучения состава продуктов. Лаборатория поможет вам удостовериться в качестве определенного продукта. Так как в наше время мы часто сталкиваемся с превышением различного рода вредных добавок. В будущем должны работать такие научные лаборатории, в которых каждый желающий сможет проверить тот или иной продукт на соблюдение всех санитарных норм. А люди, узнав состав того, что употребляют в пищу, будут следить за своим здоровьем. Лаборатория состоит из двух этажей. На первом этаже ученые проверяют качество мясных и молочных продуктов. На втором этаже расположены кабинеты специалистов, которые занимаются генной инженерией. Они изучают

состав овощей и фруктов и не только. Вокруг лаборатории есть ботанический сад. По периметру территории лаборатории работает сигнализация. Лаборатория в работе следует мысли Пифагора «Только живая, свежая пища может сделать человека способным воспринимать и понимать истину».

Все вышеназванные проекты получились оригинальными, участники смогли найти нестандартный выход с ситуации, проявили максимальное критическое мышление.

Все учащиеся, принявшие участие в мероприятии, были награждены грамотами.

После проведенного мероприятия с детьми по плану следующим мероприятием стала диалогическая площадка с родителями. Изначально было запланировано привлечь родительскую общественность в жизнь школы. Хотелось родителям тех учеников, которые участвовали в создании проектов, показать работы их детей, чтобы они знали, куда в течение двух недель уходили их дети, чем они занимались в это время и за что их наградили грамотами.

Тема методической недели «Развитие критического мышления - гарант успешной совместной деятельности» располагала к осуществлению совместной работы. Была проведена диалогическая площадка на тему: «Что значит критически мыслить?».

Цели:

• создание условий для открытого, двустороннего диалога при выполнении и обсуждении деятельности;

• путем приминения методов технологии «развитие критического мышления» приобщить к школьной жизни родителей учащихся;

• установление взаимоотношении между детьми и родителями, налаживание плодотворных связей между семьей и школой.

Во время мероприятия мы смогли установить активный диалог с родителями и обсудить важные вопросы воспитания современного, кртически мыслящего, следовательно, конку-рентосбособного поколения. Родители выполняли в группах, в малых группах, в паре задания, основанные на содержании мульфильмов, отвечали на вопросы разного порядка, обсуждали аспекты воспитания через призму современного общества.

За основу материала мы взяли легкие, позитивные мультфильмы. Например по мульт-

в;

s х

m

о

СП &

W О

О О W

=г о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CL С

ш

X X

о

S

m

о х

х s

в; S х

m

о

СП

W О

¡3

о о

W

=г о

CL

с

ш ¡3

X X

о

S =Г

m

о х

х s

фильму «Жил-был пёс» перед родителями стояла задача:

1 группе: вспомнить и записать звуки и декорации в мультфильме.

2 группе: записать героев и их одежду.

3 группе: записать действия.

4 группе: записать животных, насекомых, млекопитающих и др.

После чего они ответили на такие вопросы как:

- Запомнили ли все эти составляющие фильма?

- Получилось ли у вас построить всю сюжетную линию в голове?

Таких видов и форм работ множество. Задача при выполнении не просто запомнить и пересказать в общем, а выделить конкретные детали.

По приему «6 шляп» была построена следующая работа.

Показ мультфильма «Маша и медведь».

Задания:

1 группа - «Белая шляпа» назвать факты.

2 группа - «Красная шляпа» описать эмоции.

3 группа - «Желтая шляпа» назвать положительных героев.

4 группа - «Чёрная шляпа» отрицательные моменты.

5 группа - «Зелёная шляпа».

6 группа - «Синяя шляпа» смысл произведения.

Далее провели дебаты между группами. 3 группы «За», остальные 3 группы «Против» поведения Маши. Попытались найти ответы на вопрос:

Нужны ли обществу такие Маши?

Во время данного вида работы проявлялись яркие моменты дискуссии. Дискуссия - метод обсуждения, основанный на имеющемся опыте работы. В дискуссии вырабатывается умение правильно вести полемику, соблюдая нормы этики, законы логики, определить свою позицию и аргументировать свое понимание. Существует много видов и приемов дискуссии с элементами игрового моделирования [2, с.38]. Исходя из приведённого определения, составили несколько рекомендаций к обсуждению мультфильма.

Было интересно наблюдать за тем, как родители при делении на случайные группы вели

себя также как их дети, где-то они вели себя настороженно, где-то свободно могли обсуждать в зависимости от того знакомы они или не знакомы. В итоге они сами потом убедились в том, что абсолютно без разницы в какой группе ты оказался и с кем тебе нужно работать, ведь у них получилось и ответить на все, казалось бы, непростые вопросы, и обсудить разные ситуации в следствии этого прийти к единому консенсусу.

В целом мероприятие прошло в теплой обстановке, интересно и познавательно для родителей. Всем присутствующим родителям раздали рекомендации по соблюдению правил поведения в школе учащихся.

Данная диалоговая площадка позволила родителям побывать в роли учащихся, выполнять задания и приобщиться к школьной жизни своих детей.

В конце мероприятия родители высказывали свои положительные отзывы о диалоговой площадке, выражали благодарность за возможность окунуться в образовательный процесс детей. Позже поступали от отдельных родителей слова благодарности в виде голосовых сообщений, где они делятся тем, чего ожидали, идя на это мероприятие, а получили совсем другие впечатления. Приятно было осознавать, что все это ненапрасно, а вполне возможно реализовать такую форму работы с родительской общественностью.

Нужно понимать, что мы и есть те люди, которые и станут главными проводниками принципов модернизации сознания - открытости, прагматизма, конкурентоспособности.

Работа нашей творческой группы, построенная на инновационной стратегии, позволила создать максимально комфортные условия для работы педагогов, школьников, родителей.

ЛИТЕРАТУРА

¡.Назарбаев H.A. Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания. [Электронный ресурс] http://www.akorda.kz/ru/ events/akorda_news/press_conferences/statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budushchee-modernizaciya-obshchestvennogo-soznaniya.

2.Хайрушева Ж.С. 50 инновационных методик обучения: инструментарий для творческого учителя /Ж.С. Хайрушева. - Тараз,- 2016. -114 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.