УДК 37.3.016
© И. М. Ханхабаева
Опыт организации исследовательской деятельности младших школьников: организационно-методический аспект
Автор статьи обобщает свой личный опыт включения в исследовательскую деятельность младших школьников, анализирует работу учителя по организации этой деятельности, выделяет трудности и проблемы, показывает пути и способы их преодоления.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, учебно-познавательные компетенции, универсальные учебные действия, исследовательские умения и навыки.
I. M. Khanhabaeva
Primary school children's research activity fulfillment: organizational and methodical aspect
The author of the article shares her own experience of primary school children's research activity fulfillment, analyzes the teacher's work on organizing the activity, defines problems un the process of its fulfillment and shows ways to reduce the difficulties.
Keywords: research work, learning competences, universal learning skills, research skills.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. В соответствии с требованиями ФГОС для повышения уровня знаний учащихся, развития универсальных учебных действий деятельность учителя должна быть направлена на формирование положительной познавательной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, их творческую самореализацию в обучении, а также на развитие умений самостоятельно решать познавательные задачи. Поэтому в начальной школе должно уделяться большое внимание формированию основ исследовательской культуры. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становиться важнейшей задачей современного образования. Исследовательская деятельность предполагает создание учителем таких условий, при которых дети учатся самостоятельно ставить учебные цели, намечать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Дети могут включаться в нее как на уроке, так и во внеурочное время.
Для получения положительного результата детской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Результаты анкетирования, проведенного в начальных классах, показали положительную мотивацию ребят к исследованиям. Они хотят хо-
рошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали близкие, друзья. Используя эти детские устремления, можно легко строить работу, если учитель правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и настроит на положительный результат.
Кафедрой начального образования Российской гимназии №59 г. Улан-Удэ в течение нескольких лет реализуется программа развития исследовательской компетентности у младших школьников. За эти годы сложилась система практической организационно-педагогической работы, которая осуществляется учителями начальной школы. Автором также накоплен определенный опыт образовательной деятельности в этом направлении, некоторые аспекты которого попытаемся кратко изложить.
Исследовательская деятельность детей организуется учителями гимназии в соответствии со следующими этапами [2]:
■ Подумать самостоятельно, что я об этом знаю? Какие мысли я могу высказать про это? Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
■ Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
■ Записать важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
■ Спросить у других людей.
■ Записать интересную информацию, полученную от других людей.
■ Просмотреть видеоматериалы.
■ Записать то необычное, что узнал из фильмов.
■ Использовать Интернет.
■ Записать то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
■ Понаблюдать.
■ Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По возможности сделать фотографии.
■ Провести эксперимент.
■ Продумать план и ход эксперимента. Подготовить оборудование и провести эксперимент.
■ Записать результаты эксперимента, проанализировать их, объяснить то, что получилось.
■ Проконсультироваться с учителем, сделать предварительные выводы.
С первого класса учащиеся вовлекаются нами в исследовательскую работу, проводя мини-исследования. Работа организуется по программам «Школа 2100», «Начальная школа XXI века» и предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира. Работы носят тематический характер и называются «Мои маленькие исследования». Нами этот вид деятельности включается во все образовательные области начальной школы.
В первом классе работа носит в основном групповой характер. Она строится на развитии общих исследовательских умений. Тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад. Для дальнейшей серьезной работы необходимо научить детей четко планировать свою деятельность: устанавливать последовательность действий, осуществлять самоконтроль, то есть развивать регулятивные универсальные учебные действия.
Во втором классе ведется работа по организации коллективной игры-исследования [2]. Цель - научить детей планировать исследовательскую деятельность, находить необходимую информацию по определенной теме, учиться ее фиксировать с помощью пиктограмм, анализировать полученные сведения и готовить небольшой доклад-сообщение. Данные формы работы расширяют кругозор ребенка, открывают простор для развития критического мышления и речи, создаются условия для самостоятельного исследования самых разных проблем. Здесь же формируются познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
По результатам этой деятельности выявляются лидеры, которые хотят вести самостоятельное исследование. Как показал анализ работ, детей
интересуют разнообразные темы: история семьи, своих родов, факты из истории развития республики, экологические и другие научные проблемы. На данном этапе учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору будущей темы работы. С этой целью просим ответить ребят на следующие вопросы:
• Что мне интересно больше всего?
• Чем я хочу заниматься в первую очередь?
• Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
• О чем хотелось бы узнать как можно больше?
• Чем я мог бы гордиться?
Ответив на эти вопросы, ребенок с помощью учителя принимает решение и выбирает тему.
В третьем классе наряду с развитием общих исследовательских умений, продолжается работа над самостоятельными исследованиями, используются индивидуальные консультации. Параллельно с исследовательской деятельностью у детей формируются первоначальные навыки владения компьютером в программах Word и PowerPoint.
Исследовательские работы детей проходят экспертизу на школьной и республиканской научно-практической конференции «Первые шаги». С исследовательскими работами ребята выступают перед другими младшими школьниками гимназии, поэтому интерес к этому виду деятельности у них растет.
Защита исследовательской работы - один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать информацию, отвечать на вопросы, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения. В целях подготовки детей к защите используем соответствующую памятку:
Памятка для подготовки публичного выступления
1. Общие рекомендации.
Тщательно продумайте план вашего выступления. Оно должно включать введение, основную часть и заключение. Укажите, чему вы научились, возможные пути дальнейшего изучения.
Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут. Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров.
Не забывайте о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять
выступающего.
Употребляйте только понятные вам термины.
Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.
Подумайте и составьте возможные вопросы.
2. Техника подготовки.
Проведите репетицию своего выступления и доведите его до нужной продолжительности.
Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку.
Заранее продумайте детали своего рабочего места.
Приготовьте четкий и красочный наглядный материал.
Проведите тренировочные выступления перед друзьями, родственниками.
3. Рекомендации выступающему.
Начните свое выступление с приветствия.
Огласите название вашего проекта, сформулируйте основную идею и причину выбора темы.
Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).
Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя - за помощь.
Старайтесь ответить на все вопросы.
4. Вопросы оппонентов.
Помните о возможности попросить повторить вопрос.
Не обязательно торопиться с ответом, можно подумать, посоветоваться с соисполнителями проекта, посмотреть свои материалы.
На поставленный вопрос следует отвечать кратко.
Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».
Ответ на вопрос удобно начинать так: «Как было сказано в докладе».
После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.
Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.
Подготовиться к защите весьма непросто, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются. В этом случае помогают электронные презентации, в которых отражены основные моменты работы ребенка, а еще детям придает уверенность присутствие на защите родителей. Такая поддержка помогает им успокоиться и изложить суть своей работы. Презентация работ становится праздником, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том,
что чувствуют себя настоящими учеными, общаясь между собой, находя единомышленников.
В результате проведенных исследований, дети получили не только определенные знания, но и получили важный личный жизненный опыт, побывали в ситуации успеха, социального признания, у них повысилась мотивация достижения результатов деятельности. Таким образом, можно говорить о формировании у детей личностных универсальных учебных действий.
Навыки исследовательской деятельности помогают детям оттачивать учебные умения. Их работы постепенно становятся обстоятельны, логичны, содержат выводы и очень разнообразны, несмотря на схожесть некоторых тем. Так, например, на урок окружающего мира по теме «Транспорт» были представлены работы «Изобретатели транспорта», «История развития транспорта», «Транспортные проблемы», «Экологические виды транспорта». Авторы данных работ участвовали в конференциях различного уровня и получили положительные отзывы, отмечены грамотами.
Дети очень любят творческие работы, где необходимо рассуждать о прочитанном. Особенно нравится ребятам исследовать мотивы поведения литературных героев. К примеру, творческая работа по чтению «Летние путешествия и приключения» предполагала анализ несколько текстов разных авторов, изучение мотивов поведения героев и оценку себя в сочинении-рассуждении на тему «Считаю ли я себя изыскателем». Это было не всегда легко, но работы получились интересные.
При организации исследовательской деятельности возникают некоторые трудности, связанные в большей мере с возрастом младших школьников. Не всегда дети могут увидеть проблему и в соответствии с этим сформировать гипотезу, а иногда сложности вызывает работа с источниками информации, с текстом. Кроме того, дети еще плохо умеют отделять главное от второстепенного.
Для коррекции исследовательских умений и навыков с детьми проводятся консультации учеными, которые приглашаются специально в начале и в конце учебного года. С учителями ежегодно проводится семинар по организации исследовательской деятельности учащихся.
С целью развития креативных способностей младших школьников на уроках используются технологии развития критического мышления: «Кластер», «Корзина идей», «Бортовой журнал», «Метод шести шляп» и другие [1]. Кроме того, на занятиях с детьми мы также работаем над
формированием навыков анализа и обобщения информации. В частности, нами используется прием раскладывания листочков с зафиксированными сведениями в виде пиктографических рисунков или тезисов, расположенных в определенном порядке, где дети должны сделать анализ содержания и выделить главные идеи.
Для мониторинга процесса развития исследовательских умений и навыков нами используется наблюдение за учащимися, отмечается их активность, самостоятельность, участие в научно-исследовательских конференциях разных уровней, учитываются их достижения. По результатам их деятельности определяется развитие исследовательской компетентности в соответствии с разработанными уровнями [3]:
• 1 уровень - нейтральное отношение к исследовательской деятельности; ребенок не видит проблему; слабо ориентируется в справочной литературе; плохо выражает свои мысли, не умеет задавать вопросы по существу; выполняет только те задачи, которые поставил педагог;
• 2 уровень - положительное отношение к исследовательской деятельности; школьник не всегда видит проблему, может выдвинуть гипотезы, умеет делать выводы; умеет ориентироваться в справочной литературе, пользоваться ресурсами Интернета; умеет выражать свои мысли, задавать вопросы; проявляет самостоятельность при постановке задач; испытывает потребность в консультации учителя на большинстве этапов работы;
• 3 уровень - положительное отношение к исследовательской деятельности; ученик ориентирован на активное приобретение дополнительных знаний; принимает к решению самостоятельно поставленные задачи; умеет видеть проблему, выдвигать гипотезы, делать выводы; выражать свои мысли, задавать вопросы; проявляет самостоятельность при составлении доклада
по теме исследования, в работе над презентацией.
Организация исследовательской деятельности - процесс очень трудный. Есть в этой работе неоспоримые плюсы: развитие поисковых умений учащихся, их творческой активности, развитие самостоятельности и самоорганизации, познавательной мотивации, расширение кругозора, умение работать с большими по объему источниками информации, приобретение опыта в составлении докладов, сообщений, презентаций, опыта публичных выступлений. Но есть и очевидные трудности: требуется большая предварительная работа, не всегда получается успешный результат, на учителя и ученика ложится дополнительная нагрузка (физическая и эмоциональная). Поэтому, учитель, который берется за организацию исследовательской деятельности, должен с большой ответственностью подходить к данному виду работы, а также иметь соответствующую подготовку, обладать знаниями по теме, которую выбирает ученик. Особенно трудно в организации исследовательской деятельности учителю начальных классов, так как темы, которые выбирают дети, очень разнообразны. Необходимо увлечь детей, показать им значимость их деятельности, вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей и специалистов к участию в исследовательской деятельности ребенка.
Но самое главное, на наш взгляд, эта деятельность дает возможность ребенку заглянуть в свой личностный мир, почувствовать, что волнует его самого, что ему интересно. Понимание этого ведет к поиску информации, желанию изучить разные мнения, разные источники информации. Активная мыслительная деятельность с целью исследования расширяет кругозор, развивает интеллектуальные способности ребенка, что всегда было важным в работе учителя в условиях информационного общества.
Литература
1. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004.
2. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Учебная литература, 2010.
3. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: Сентябрь, 2003.
Ханхабаева Ирина Максимовна, учитель начальных классов МБОУ Российская гимназия №59, г. Улан-Удэ, е-mail: [email protected]
Khanhabaeva IrinaM., primary school teacher, Russian gymnasium №59, Ulan-Ude, е-mail: [email protected]