Научная статья на тему 'Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе'

Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4329
557
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ракитницкая Наталья Владимировна

В статье представлен опыт организации практики исследовательского обучения в начальной школе: от замысла идей исследований до их представления младшими школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»

Ракитницкая Наталья Владимировна

Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе

В статье представлен опыт организации практики исследовательского обучения в начальной школе: от замысла идей исследований до их представления младшими школьниками.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательское обучение, начальная школа.

К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь.

В.А. Сухомлинский

Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступают исследовательские методы обучения.

В настоящее время проблема исследовательской деятельности школьников является особенно актуальной для учащихся начальной школы. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. И исследовательская работа - один из важнейших путей в решении данной проблемы. Поскольку именно на этом этапе жизни ребенка учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности.

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как

Ракитницкая

Наталья Владимировна,

учитель начальных классов, руководитель научного общества учащихся начальных классов «Лидер» ГУО «Средняя школа № 30 г. Минска», Республика Беларусь, [email protected]

Исследовательская и проектная деятельность дошкольников и младших школьников

Фотография с сайта Средней школы №30 г. Минска

известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Исследовательская, поисковая активность -естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира и хочет его познавать.

Чтобы вовлечь младших школьников в процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего, способствовать формированию и развитию исследовательских умений, способности самостоятельно добывать и применять знания, в 2009 году в нашей школе было организовано научное общество учащихся начальных классов «Лидер».

Цель работы научного общества учащихся начальных классов - создание организационно-педагогических условий, способствующих формированию, развитию и совершенствованию навыков исследовательской деятельности у учащихся начальной школы.

Исходя из поставленных целей, перед учителями начальной школы были поставлены задачи:

• выявление учащихся с повышенной учебной мотивацией, склонных к занятию исследовательской деятельностью в разных областях науки, и развитие их творческих способностей;

• стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам, ознакомление с научной картиной мира;

• развитие основ исследовательского мышления;

• совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся и повышение их уровня знаний и эрудиции;

• поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане расширения кругозора учащихся в области научных достижений;

• общественное признание результатов исследовательской деятельности учащихся начальных классов. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя - увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в исследовательской деятельности своего ребёнка.

За три года работы научного общества в нашей школе сложилась своя система организации исследовательской деятельности.

Первостепенную роль играет сам факт выявления учеников, желающих участвовать в исследовательской работе. Стать участниками могут все желающие: как хорошо успевающие дети, так и дети, имеющие невысокий балл, но имеющие склонность

Ракитницкая Наталья Владимировна

к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Главная задача учителя - не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и научить специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности.

Мы приучаем учеников к самому слову «исследование», «исследуем». Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя, и, сделав вывод, фиксируем результаты.

Процесс формирования исследовательских умений у учащихся начальной школы включает в себя следующие этапы:

Подготовительный: определение темы; постановка цели и задач; постановка проблемы; определение источников информации; Основной:

сбор и уточнение информации; самостоятельная исследовательская деятельность; оформление работы; Заключительный: выступление на конференции;

выступление перед одноклассниками, родителями.

На начальном этапе развивается личностно-активное отношение к учебно-исследовательской деятельности, осуществляется формирование представлений об основных этапах этой деятельности. Ребята приобретают умения и знания исследовательского характера (как выбрать тему исследования, умение выстроить структуру исследования, поиск информации). Затем младшие школьники учатся задавать вопросы, видеть и формулировать проблему, выдвигать гипотезы, собирать и анализировать информацию, сравнивать, классифицировать и т.д. - словом, приобретают умение работать с информацией.

Тема исследования может формироваться и предлагаться как учителем в рамках программы, интересов, склонностей и способностей учащихся, так и самими учащимися, которые выбирают тему, ориентируясь на собственные интересы. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору.

Тематика исследовательских работ учащихся разнообразна. Темы работ ребята могли выбрать как предметные, так и свободные. Например, предметные: «Значение воздуха в жизни живых организмов», «Вода - живая субстанция», «Как появляется радуга», «Две химические лаборатории нашего тела», «Почему идёт дождь и дует ветер?», «Здоровые зубы - залог здоровья», «Планеты солнечной системы».

Наиболее интересными были работы на свободные темы: «Управление личными финансами», «Что за дерево

Фотография с сайта Средней школы №30 г. Минска

Исследовательская и проектная деятельность дошкольников и младших школьников

Фотография с сайта Средней школы №30 г. Минска

экзотическое - генеалогическое, и как его вырастить?», «Драконы: миф или реальность?», «Куклы в жизни девочек и взрослых», «Зачем нужны друзья?», «Так ли уж необходимо домашнее задание в начальной школе», «Секреты хорошего настроения от бабочек», «Влияние вежливых слов на настроение младших школьников», «Легко ли быть гением?», «Секреты сильного мышления».

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. Проблемы, затронутые в работах детей, и их решение, как правило, оригинальны; ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, открытие и генерация новых идей, может быть необычных, но обоснованных. Исследование работает как на подтверждение или опровержение собственной гипотезы, так и на перепроверку уже существующей. Школьников волнуют самые разные проблемы: философские проблемы смысла человеческой жизни, вопросы естествознания и экологии, истории и культуры. Часто в своих работах дети затрагивают глобальные и актуальные в наше время вопросы. Например,

«Мобильный телефон: игрушка или средство связи» - ученик 4-го класса изучал влияние мобильных телефонов на здоровье человека, «Компьютерные игры в жизни детей» - ученик 3-го класса в своей работе старался определить положительное и отрицательное влияние компьютерных игр на обучение и развитие школьников, «Стихийные бедствия» - о причинах возникновения стихийных бедствий, необходимости проведения мероприятий по прогнозированию и принятию соответствующих предосторожностей и мер защиты, «Туристическая Беларусь» - ученица 4-го класса выдвигает такую гипотезу: «Если овладеть навыками и правильно организовать туристический бизнес в Республике Беларусь, то можно получить хороший доход не только для себя, а также внести большой вклад в экономику государства». Оригинальной и актуальной была проблема, затронутая в работе ученицы 3-го класса «Управление личными финансами». Задачей исследования являлось предоставить знания, необходимые в реальной жизни при использовании финансовых услуг. Глубиной знаний темы и репрезентативностью исследования выделяется работа ученика 2-го класса «Такие разные птицы». Как перенести открытия природы на технические разработки человека - основной вопрос данной работы. Актуальной была тема исследования ученицы 4-го класса «На планете Земля дефицит пресной воды: что делать?». В её работе изучена проблема дефицита воды на планете и указаны пути решения этой проблемы (с учётом собственного опыта).

На следующем этапе формирования исследовательских умений оптимальным средством развития становится самостоятельная исследовательская деятельность. На этом же этапе

Ракитницкая Наталья Владимировна

большое внимание уделяется формированию умений, связанных с организационной деятельностью (постановка цели, планирование работы и т.д.). Совместно с учителями учащиеся начальных классов соблюдают основные этапы исследования:

Подумать самостоятельно. Что я об этом знаю? Какие мысли я могу высказать про это? Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

Просмотреть книги и издания периодической печати по теме. Записать важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

Спросить у других людей. Записать интересную информацию, полученную от других людей.

Просмотреть телематериалы. Записать то необычное, что узнал из фильмов.

Использовать интернет Записать то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

Понаблюдать. Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По возможности сделать фотографии.

Провести эксперимент Записать план и результаты эксперимента.

Выполнить анализ и обобщение материала.

Сделать собственные выводы.

Работы учащихся показывают, что ребята используют различные приемы исследований. Например:

Изучение теоретических источников. Так, тщательный исторический анализ характерных особенностей развития отечественной и зарубежной боевой техники осуществил ученик 3 класса в своей работе «История танка», где подчеркнул важность изучения боевого опыта для развития военной теории.

Поисковый эксперимент. В нашей школе на базе ресурсного центра по физике проходил эксперимент с использованием оборудования. Ученица использовала электроскоп «Султанчик» и электрофорную машину. В итоге такого эксперимента появилась работа ученицы 2-го класса «Что страшнее: гром или молния».

Практическая работа. При написании работы «Мёртвое море: чудеса, как в сказке?» ученик 2-го класса пытался найти объяснения, почему в Мертвом море нельзя утонуть. Для этого он проделал такой опыт: в стакан налил пресную воду и положил туда яйцо, добавляя в воду соль до тех пор, пока плотность воды стала больше, чем плотность яйца и яйцо всплыло.

Практическая работа ученицы 4-го класса в работе «Да здравствует мыло душистое!» - это процесс изготовления мыла в домашних условиях.

В работе «Мыльные пузыри» ученица 4-го класса изготовила и апробировала на практике рецепты мыльных пузырей, чтобы определить условия, при которых можно получить большие и прочные мыльные пузыри.

Фотография с сайта Средней школы №30 г. Минска

Исследовательская и проектная деятельность дошкольников и младших школьников

Фотография с сайта Средней школы №30 г. Минска

Анкетирование. При написании работы «Жевать или не жевать?» анкетирование помогло ученице 4-го класса выяснить, насколько ученики осведомлены о пользе и вреде жевательной резинки.

В работе «Почему люди разговаривают на разных языках» для подтверждения гипотезы («знание иностранного языка позволяет повысить уровень жизни человека»), ученица 3-го класса провела опрос людей разного возраста и профессий. А также получила ответ на интересующий её вопрос, какой же иностранный язык является самым популярным.

В работе «Сон» ученица 3-го класса, чтобы исследовать значение сна для растущего организма, провела опрос школьников путем анкетирования и, проанализировав полученные данные, разработала рекомендации и предложения по практическому использованию.

Интервьюирование. Дети использовали при написании таких работ, как «Моя родословная», «Знак Зодиака. Черты характера и отношение к учёбе».

Наблюдение. Оно было основным в работе «Удивительные звуки Земли. Эхо», «Бабочки в мире живой природы», «Жизнь медоносной пчелы».

Результатом практической части исследования одной из работ явился видеоролик. Работа называлась «Спецэффекты в кино» - девочка пыталась выяснить, как снимают фильмы с использованием спецэффектов и создала собственный фильм с использованием трюков и спецэффектов.

Следующий этап формирования исследовательских умений предполагает подготовку к защите выполненной исследовательской работы и способствует формированию коммуникативных и речевых умений. Младшие школьники учатся доказывать, отстаивать свою точку зрения, выступать с докладом по теме исследования. Приобретают навыки оформления работы в соответствии с требованиями.

Существуют традиционные требования к оформлению научной работы. Научная работа должна содержать введение, основную часть, заключение, список использованных источников или литературы, приложение, содержание.

Общие требования к структуре исследовательских работ: тема исследования; актуальность исследования; гипотеза;

область исследования; предмет исследования; цель исследования; задачи исследования; методы исследования;

определение главного результата исследования; использованная литература;

Ракитницкая Наталья Владимировна

• предложения по практическому использованию результатов исследования;

• приложение.

В приложении должны быть статистические данные, оформленные в виде таблиц, диаграмм, схем, анкет.

Очень важным этапом учебно-исследовательской работы является этап представления результатов. Юные исследователи представляют результаты своей работы на конференции, приобретают опыт публичного выступления. Защита работ сопровождается презентацией. Далее ребята отвечают на вопросы членов жюри и слушателей.

Представленные на конкурс работы оцениваются по следующим критериям:

актуальность и практичность проектной работы; соответствие содержания сформулированной теме; оригинальность раскрытия темы; исследовательское мастерство; самостоятельность исследования;

репрезентативность (фактическая подкреплённость) исследования;

глубина владения материалом изучаемого вопроса; результативность исследований;

культура речи, общения (грамотное и логическое изложение материала, умение вести дискуссию по теме проекта); знание используемой литературы; творческий подход к презентации;

оформление работы в соответствии с общими требованиями.

Защита исследовательской работы позволяет учащимся осваивать очень важные для жизни в современном мире навыки самопрезентации, умение представить результат своей работы.

При оценке успешности в исследовании мы понимаем, что самой значимой оценкой для учащихся является общественное признание результативности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Поэтому всем участникам школьной конференции мы вручаем «Свидетельство участника» с указанием номинации, в которой была отмечена работа. Наши ребята отмечаются такими номинациями за учебно-исследовательские работы: «За ораторское искусство», «За глубину знаний темы исследования», «За тщательный исторический анализ проблемы и видение перспектив исследования», «За оригинальное оформление работы», «За исследовательское мастерство», «За воплощение творческого замысла», «За актуальность и новизну исследования», «За практическую значимость исследования», «За оригинальность и ценность познавательного материала», «За логику изложения материала», «За историческую ценность и научную культуру выступления».

Фотография с сайта Средней школы №30 г. Минска

Исследовательская и проектная деятельность дошкольников и младших школьников

Такая системная работа по организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы позволяет наблюдать, как быстро меняются наши ребята, становясь исследователями, как по-новому открываются нам своими, прежде не замечаемыми нами, талантами, как уверенно и красиво говорят на защите своих работ, как преображаются внутренне и внешне.

Отметим, что даже маленький успех в самостоятельной научной работе вызывает у детей огромное удовлетворение и, по нашим наблюдениям, служит сильнейшим стимулом для дальнейших исследований.

С каждым годом число участников конференции возрастает, что свидетельствует о важности и значимости этого мероприятия для учащихся, их интересе и желании заниматься учебно-исследовательской деятельностью.

Проводимая работа по формированию учебно-исследовательских умений дает положительные результаты. Начав развивать в детях навыки научно-исследовательской работы уже в начальных классах, учителя средней школы замечают в своих учащихся, насколько они самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы. А это значит, что работать с такими детьми будет не только легче, но увлекательнее и приятнее. щ

Литература

1. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа. 2006. №10.

2. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты / Автор-составитель В.Ф. Феоктистова. Волгоград: Издательство «Учитель» 2010.

3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособие для учителя. Самара: Издательство «Учебная литература», 2006.

Фотография с сайта Средней школы №30 г. Минска

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.