Научная статья на тему 'Освоение учащимися первых классов информационного пространства в среде Moodle как одно из средств пропедевтики проектной и исследовательской деятельности'

Освоение учащимися первых классов информационного пространства в среде Moodle как одно из средств пропедевтики проектной и исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ким Инна Германовна

Представлен авторский опыт вовлечения первоклассников в исследовательскую и проектную деятельность с использованием информационных технологий и цифровой платформы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ким Инна Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Освоение учащимися первых классов информационного пространства в среде Moodle как одно из средств пропедевтики проектной и исследовательской деятельности»

Освоение учащимися первых классов информационного пространства в среде Moodle

Ким Инна Германовна

Освоение учащимися первых классов информационного пространства в среде Moodle как одно из средств пропедевтики проектной и исследовательской деятельности

Представлен авторский опыт вовлечения первоклассников в исследовательскую и проектную деятельность с использованием информационных технологий и цифровой платформы обучения.

Ключевые слова: младшие школьники, информационные технологии, проектная деятельность, исследовательская деятельность

Внедрение ФГОС начального общего образования требует от педагогов создания условий для освоения учащимися способов работы с информацией в целом и информационно-компьютерных технологий в частности.

Прослушав курсы «ИКТ-компетентность учителя», я была готова немедленно апробировать полученные знания на практике, но у меня возникли опасения: а смогут ли первоклассники, многие из которых не умеют ни читать, ни считать, освоить информационные технологии в обучении? смогут ли овладеть навыками работы с компьютером? А уж о возможности создания ими собственных проектов я даже боялась думать!

Но попробовать всё-таки решила, понимая, что в данном эксперименте мне не обойтись без помощи родителей: ведь ни для кого не секрет, что в начальной школе субъектом образования является еще не сам ребенок, а детско-взрослая общность, и очевидно, что осуществить задуманное можно при непосредственном взаимодействии учителя, учеников и их мам и пап.

Я поставила перед собой цель: на первом же собрании убедить родителей в необходимости использования информационных технологий. Я объяснила, что такая работа способствует повышению мотивации к учебе. Родители с настороженностью восприняли идею, но помочь не отказались, поэтому я сразу же познакомила их с информационным пространством Moodle: показала, как зарегистрировать детей на сайт, где скачать программу ПервоЛого, как работать с ней, как прикреплять в форум

Ким

Инна Германовна,

учитель начальных классов

ГБОУ Школа №1368, г. Москва, 1368@edu.mos.ru

Развитие исследовательской деятельности

Исследовательская и проектная деятельность дошкольников и младших школьников

открытки и т. д. Затем я консультировала желающих по телефону, при встречах, после уроков. Еще одним средством вовлечения родителей моих детей в образовательный процесс стало создание информационной сети для всех участников. Папы и мамы, чувствуя поддержку педагога и видя восторг своих детей, которые, приходя домой, рассказывали, как увлекательно учиться и дружить с Макбуком, стали еще больше поддерживать меня.

Безусловно, нельзя сказать, что с первых же дней знакомства с компьютером детям было легко. Например, не все даже могли зайти на сайт самостоятельно. Очень много времени уходило на то, чтобы научить их самостоятельно набирать пароли и логины для входа на компьютерный курс. Но эти трудности мы преодолели.

Наиболее успешно, на мой взгляд, была реализована задача знакомства детей с программой ПервоЛого. Именно с этой программы я начала знакомство детей с Макбуком, и с первых же занятий увидела, что дети ею успешно овладевают, а главное -им нравится в ней работать.

Работа шла поэтапно. Сначала учились создавать самое простое - открытки. Затем начали делать открытки, в которых есть фотографии и текст.

На следующем этапе работы я научила ребят записывать аудиофайлы. В процессе работы первоклассники слушали свою речь, исправляли речевые недочеты, если таковые имелись. Работа проводилась в программе Garage Band.

Время шло, дети легко обучались навыкам работы с Мак-буком, у многих программа ПервоЛого была установлена дома. Первоклассников настолько увлекла работа, что им хотелось узнавать и делать все больше и больше. Так появились мини-проекты «Школьная жизнь», «Конкурс чтецов», «Открытки для мам, бабушек, сестер», «Поздравляем наших пап», макет книги «Я умею».

Проекты были краткосрочные, потому что практика показала: даже у ребят четвёртого класса теряется интерес, когда они долго не видят результат своего труда.

Темы проектов формулировались на основе:

• школьной программы («Конкурс чтецов»);

• интересов детей («Открытки для мам и пап», макет книги

«Я умею»);

• изучения степени адаптации учащихся к школе («Школьная жизнь»).

Идея создания проектов на персональных компьютерах вызвала у моих учеников массу положительных эмоций и усилила желание вести самостоятельную творческую работу.

Перед началом каждого проекта, я задавала детям вопросы: «Какие умения нужны, чтобы выполнить этот проект? Владеете ли вы этими умениями? Каким образом можно их приобрести? Где ещё вы сможете применить то, чему научились?» Дети анализировали свои знания и способности, предлагали, в какой программе можно выполнить проект, что для него

82

Исследователь/Researcher • 3-4/2018

Освоение учащимися первых классов информационного пространства в среде Moodle

Ким Инна Германовна

требуется сделать. Мы вместе думали, как дальше нам поступить, на что из уже известного можно опереться, с чем новым нужно познакомиться для выполнения задумок.

Примеры проектов

Проект «Школьная жизнь»

Цель: помочь ребенку составить представление о распорядке жизни в школе. Выявить психофизиологическую готовность каждого ребенка к обучению, степень адаптации в школе. Заложить основы детского коллектива.

Проект «Алфавит»

Цель: подведение итогов пройденного материала за азбучный период. Заложить основы детского коллектива. Научить использовать мультимедийные возможности ПервоЛего для оформления страницы азбуки. Проект «Я умею»

Цель: используя доступные средства, рассказать окружающим о знаниях и умениях, приобретенных до начала обучения в школе. Заложить основы детского коллектива в процессе групповой работы над проектом. Развить творческие и художественные способности.

Проект «Конкурс чтецов»

Цель: обогащение активного словаря учащихся. Создание детьми материала для последующей работы с ним на уроках литературного чтения. Обучение записи клипа в программе PhotoBooth . Обучение фотографированию в программе PhotoBooth. Определение способностей детей к совместной деятельности. Наблюдение за характером проявлений детей в ситуации общения. Выявление фактических умений и навыков детей, сформировавшихся или не сформировавшихся до школы. Создание условий для формирования классного коллектива. Проект «Поздравительная открытка»

Цель: развить речь и творческие способности. Научить использовать мультимедийные возможности ПервоЛого.

Мои первоклассники радовались своим успехам и поддержке учителя и одноклассников. И, безусловно, эти материальные продукты детского ИКТ-творчества были достойны того, чтобы их видело и могло оценить как можно больше зрителей. Тогда мы выложили детские проекты на YouTube. Ученики испытывали гордость за выполненные работы, показывали их родственникам; некоторые научили своих младших братьев и сестер создавать открытки. Первоклассники осваивали правила комментирования чужих работ в форумах, оценивая работы одноклассников, научились адекватно оценивать свое творчество, стали задумываться над вопросом: «А мог ли я сделать лучше?»

В заключение хочу сказать, что информационное пространство Moodle помогло моим ученикам сделать первые шаги в проектную и исследовательскую деятельность. Главное, они захотели узнавать и создавать новое, родители стали больше общаться со своими детьми.

Мне - как учителю - этот эксперимент помог лучше узнать ребят: круг их интересов, степень увлеченности в создании проектов; узнать о трудностях, с которыми сталкиваются дети при работе с компьютером, подумать над тем, как их преодолеть и как спланировать свою работу дальше. Д

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.