некоторыми противопоказаниями:
- повышенное артериальное, внутричерепное, глазное давление;
- травмы головы и позвоночника;
- радикулит и остеохондроз;
- камни в печени, почках;
- мышечные судороги.
- хирургическое вмешательство;
- острые респираторные заболе-
вания.
- астма [2]
Подводя итоги, необходимо отметить, что использование приемов и техник психологической разгрузки и релаксации в процессе подготовки выпускника школы к сдаче ЕНТ позволяет сохранить физическое и психологическое здоровье школьника.
Resume
The article defines relaxation as an element of psychological training of pupils for UNT and gives examples of muscles and breath relaxation.
Тушн
Бул макалада окушыларды yet-fû психологияльщ дайдьщ элемент! ретшде психологияльщ œYKri жецшдету карастырылып, булшьщет жэне дема-лу релаксацияныц Yлгiлерi керсетшген.
90
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШ-ЛЕНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гостищева И.О.,
учитель музыкальной литературы, гимназия №21, г. Рудный
В настоящее время уровень ком- онным багажом. Но, далеко не каж-пьютеризации позволяет каждому из дый обладает умением принять эту нас овладеть огромным информаци- информацию, обработать, проанали-
ВЕСГНЖ «ÔPAEY» -
1/2013
зировать, применить на практике и различных жизненных ситуациях, т.е., становится очевидным, что в педагогике на первый план выходит задача развития критичности мышления.
Сталкиваясь с новой информацией, учащиеся школ должны уметь рассматривать новые идеи критически, с разных точек зрения, обосновывать свои решения и выводы. Естественно, учить детей так, чтобы у них развивалось критическое мышление, труднее, чем придерживаться традиционного изложения готовой информации. Такой подход требует от учителя умения самому мыслить критически. «Учитель - это тот, кто говорит ученику: сделай лучше, и старается разъяснить или показать, как сделать лучше. Следовательно, понятие учитель включает в себя понятие критик. Способность суждения критики и для педагога не менее важна, чем критика способности суждения для мыслящего человека вообще»[1, с. 47].
В различных источниках говорится о том, что проблема развития критического мышления (от греч. кгШке — оценка, разбор, обсуждение) стала актуальной за рубежом в последние 15-20 лет. Среди зарубежных исследователей, которые занимаются этой проблемой можно отметить таких как Э.де Боно, Дж. Дьюи, М. Липман, Д. Халперн, Д. Клустер, Р.Х. Джонсон, П. Фрейре, Дж. Стил, Д. Спиро, К. Меридит, Ч. Темпл. Исследования по формированию и развитию критического мышления школьников были начаты еще в 70-е годы прошлого столетия и среди отечественных учёных (М. Векслер, В.М. Синельников, А.И.
1/2013
Липкина, Л.А. Рыбак, У.М. Мунчаева, А.С. Байрамов).
Внедрение новых педагогических технологий в системе общеобразовательных школ, конечно, коснулись и музыкальной педагогики. Сфера музыкального образования долгое время придерживалась традиционного уровня. Это было связано с тем, что педагогика искусства отличается ярко выраженной спецификой, обусловленной индивидуальным характером обучения, обращенным к эмоциям и духовному миру человека, развитие которого всегда неповторимо и не подлежит технологическому описанию.
Одним из первых в музыкальной педагогике понятия критического мышления в своих трудах коснулся музыковед Б.Асафьев: "Итак, воз- 91 действие на личность, полученное впечатление, желание повторности, узнавание впечатлений, полученных другими, сравнение впечатлений, возникновение суждений оценки, борьба за мнения, установка ценности - вот стадии, какие проходит в сознании воспринимающих музыкальное произведение, воздействие которого оказалось настолько выразительным, что вызвало вокруг себя критическую мысль". [2, с.220]
Необходимость критического мышления формируется в самом процессе музыкального обучения с самого раннего возраста. Это происходит в силу самой специфики музыкального обучения, так как требуется постоянный слуховой контроль. Музыкально-критическое мышление является необходимым элементом любой му-БЕСГНЖ «ОРЛ№>
зыкальной деятельности, представляет собой способность, оценивая, анализируя и размышляя над различными явлениями музыкального искусства, выражать и вырабатывать на этой основе собственные представления, суждения, которые и становятся фундаментом его дальнейшего эффективного развития.
Опираясь на вышесказанное, можно утверждать, что проблема развития критического мышления необходима не только сегодня, но и в будущем, так как современные технологии не стоят на месте, и каждый новый день несет нам большое количество новой информации. Актуальность развития критического мышления ученика на уроках музыкальной литературы очевидна. Основанием этому выво-92 ду служит то, что суть любого «слушательского» процесса заключается в реализации необходимой «цепочки»: восприятие музыки - слуховой анализ - оценка.
В процессе своей многолетней работы, мне всегда было интересно апробировать всё новое, мотивировать, заинтересовать учащихся необычными заданиями. Тем более что групповые занятия по «Музыкальной литературе» позволяют более широко
и активно применять различные виды новых педагогических технологий, при которых учащиеся учатся мыслить в критико-творческой манере.
Вызывает интерес технология «Критическое мышление», как элемент развивающего обучения. Каждому этапу данной технологии присущи собственные методические приемы, направленные на выполнение различных задач. Наличие разнообразных методов даёт возможность делать уроки нестандартными, непохожими друг на друга. Рассмотрим те, которые, на мой взгляд, будут наиболее эффективны в формировании развития критического мышления на занятиях по «Музыкальной литературе».
Конечно, ни один урок не обходится без такой формы работы, как «Техника постановки вопросов». Вопросы - основная движущая сила мышления. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления. На стадии вызова - вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии - демонстрация понимания пройденного.
«Тонкие вопросы» «Толстые вопросы»
Кто.. .Что.. .Когда.. .Может... Будет.. .Было ли.. .Согласны ли вы.. .Верно... Дайте объяснение почему.. .Почему вы думаете. Почему вы считаете.. .В чем разница. Предложите, что будет, если.. .Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными. Что еще можно использовать вместо данного объекта?
ВЕСТНИК «ОРАЕУ» -
1/2013
С целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» «Мозговая атака» просто незаменима, т.к. возможны индивидуальная, парная и групповая формы работы. Её поэтапность позволяет оперативно и последовательно учащимся подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме, обменятся информацией. Очень важно, что при этом во время обсуждения идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.
Например, в теме «Песня» (5 класс), в ходе обсуждения учащиеся самостоятельно сформулировали признаки жанра, его понятие.
Безусловно, технология критического мышления просто невоз-можна без такой формы работы, как «Групповая дискуссия» (от лат. - Исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса). Обязательным условием при проведении дискуссии является не только обмен знаниями, соображениями, доводами, но и уважение к различным точкам зрения ее участников, совместный поиск, конструктивное решение возникших разногласий. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления. Например, на стадии реф-
1/2013
Часто на занятиях использую один из способов графической организации материала «Составление кластера», позволяющий сделать наглядными мыслительные процессы, определяет информационное поле данной темы. В работе с кластерами не надо бояться записывать все, что приходит на ум, давать волю воображению и интуиции, постараться построить как можно больше связей с ключевым словом.
93
лексии детям предлагается назвать тему урока (тема в начале урока детям не сообщается). В процессе групповой дискуссии предлагаются различные названия тем с их аргументацией. Определяются несколько вариантов темы. Детям предлагается записать ту, которая более нравится.
Например, в 8 классе на обобщающем уроке я предложила детям назвать тему, которая объединяла все уроки 2 четверти. В ходе дискуссии дети очень точно сформулировали тему уроков: «Русская музыкальная культура 19 века».
Такой способ, как «Ключевые термины» помогает не только быстро выявить знания терминологии, но и умение построить логический рассказ по теме. Из 4-5 ключевых слов по
-БЕСГНЖ «ОРЛ№>
данной теме учащимся предлагается в группе или индивидуально составить свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины. Например, по теме «Романс» (6 класс): романс, камерный жанр, лирический, сатирический, комический.
Использование данной формы развивает ещё и воображение, способствует активизации внимания.
В качестве индивидуального задания, для осмысления и оценки по-
нятийного багажа учащегося, мне нравится применять «Синквейн» (от французского «с^» - пять). Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве средства развития творческой выразительности.
Приведу примеры синквейнов, написанных учащимися 9 классов после прохождения темы «Д.Шостакович, «Ленинградская симфония»»:
Симфония № 7 Мужественная и победоносная Звучала, завораживала, удивляла
Исполнялась для поднятия духа
Противостояние
«Ленинградская» Героическая и нужная Обнадёживала, скрепляла, боролась Звучала во всём мире Жизнь
Шостакович Усталый и изнурённый Думал, работал, писал Помним его гражданский подвиг Воля
При объяснении нового материала, 94 например, И.С.Бах в 7 классе, использую метод «Корзина», где готовые карточки - термины, ребята находят в общей стопке и выбирают только те, которые характерны для творчества И.С.Баха. Например, органист, полифония, месса, сюита, ХТК, барокко, токката, инвенция и др. Далее здесь можно варьировать задания, предложив учащимся либо раскрыть смысл каждого термина, либо связать их в рассказ о творчестве Баха.
«Словарная карта» - это достаточно эффективный прием на уро-ках «Музыкальная литература», поскольку расширяет словарный запас «музыкальных» слов учащихся, вырабатывает у них умение пользоваться специальными словарями, применять новые слова на практике.
Способ «Шесть шляп» (Эдварда де Боно) предназначен для творческого
ВЕСТНИК «ОРЛГО>
Ш
и конструктивного мышления и позволяет преодолеть ученикам смущение, путаницу, неумение преподнести свои рассуждения. Шесть метафорических шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления. При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, учиться рассуждать «по-разному». Эти шесть разных способов мышления, можно поэтапно включить в любую тему. Например, интересно «Шесть шляп» развиваются на уроке связанном с изучением биографии и творчества любого композитора. Это даёт возможность каждому ученику самостоятельно оценить вклад композитора в истории музыки и особенности его творчества. При этом ученики делятся на 6 групп, мысленно надевают различные шляпы:
_1/2013
Белая шляпа Красная шляпа Черная шляпа Желтая шляпа Зеленая шляпа Синяя шляпа
Изучение фактов из жизни композитора (обращение к учебнику) Эмоциональное восприятие музыки данного композитора при прослушивании Критическая оценка по поводу значимости музыки этого композитора Аргументы в защиту значимости творчества композитора Создание символа, выражающего понимание музыки данного композитора Обобщение. (синквейн)
Часто на уроках, чтобы активизировать работу учащихся, я ис-пользую таблицу «Знаем - Хотим узнать -Узнаем» (З-Х-У). Прошу учащихся записать в рабочую таблицу (З-Х-У) любые вопросы, которые у них возникли, и ответы на которые они рассчитывают получить при изучении материала или просмотра видеофильма.
Очень интересны и полезны в работе приемы обратной связи ПОПС (PRES-&гти!а Position-Reason-Explanation ог
Example-Summary). Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и ёмко выразить собственную позицию по изученной теме, а учителю - насколько свободно владеет материалом ученик, насколько осознанно он воспринял его.
В данном случае учащимся предлагается написать четыре пред-ложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС - формулы:
П - позиция (в чём заключается ваша точка зрения) - я считаю, что... О - обоснование (на чём вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) - ... потому, что.
П - пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) - .например. С - следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) - ... поэтому._
Данная формула развивает у учащихся умение анализировать материал, рассуждать, самостоятельно находить подтверждения своим предположениям, аргументировать собственную точку зрения.
Подводя итог моей работы, хочется отметить, что применение технологии «Критическое мышление» в корне меняет характер уроков. Они становятся еще более разнообразными, эмоциональными, деятельными и творчески-
95
ми. Такие уроки способствуют активизации мышления и самовыражению учащихся, повышают мотивацию, дают возможность проявить себя, свои творческие способности, развивают коммуникативные навыки. Ребята с удовольствием посещают уроки и активно на них работают.
Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать
1/2013
■ БЕСШЖ «ОРЛЕУ»
U
самореализации личности учащихся. Основными отличительными чертами технологии развития критического мышления я считаю её надпредметный характер. Это делает её применимой в обучении учащихся любого возраста
Литература:
1. Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., 1974
2. Асафьев, Б. Задачи и методы современной музыкальной критики. Критика и музыкознание. Вып.3.- Л., 1987. - с. 220
3. Загашев, И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - с. 284.
4. Беспалько, В. П. Слагаемые пе-96 дагогической технологии. - М., 1989.
5. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству.- М.: 1986. - с. 234.
6. Бухвалов, В.А. Развитиеучащих-
и всем учебным дисциплинам. Работа в технологии критического мышления приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании личности школьника, обеспечивает успешность его деятельности в будущем.
ся в процессе творчества и сотрудничества. - М.: Центр «Педагогический поиск». - 2000. - с.144.
7. Нейгауз, Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. - М.,1983. -с.48.
8. Кузьмин, А.М. Метод "Шесть шляп мышления" и другие Методы поиска идей и создания инноваций. - М.: 2005.
9. Интернет-ресурсы:
10.0 науке доступным языком: http://www. velib.com/shcool_ru_1.html
11. Критическое мышление: http:// www. infoliolib.info/philol/bogdanova/1. html
Аннотация
В статье представлен опыт работы по использованию приёмов технологии развития критического мышления на уроках «музыкальной литературы». Описаны разнообразные формы работы, способствующие и позволяющие отслеживать повышение мотивации учащихся к предмету.
Resume
There is a work experience in the article with using the technology's techniques of development critical thinking on the lessons "Musical Litera-ture". There are described the different work forms which facilitate and per-mit to track the increasing the motivation to the subj
Тушн
Макалада «музыка эдебиетЬ» сабактарында сыни тYPFыдан ойлауды да-мыту технологияларыныц тэсшдерш колдану бойынша жYмыс тэж1рибеЫ YCынылFан. Окушылардыц пэнге деген ынтасыныц артуын камтамасыз ететш турл1 жYмыс турлер1 сипатта^ан.
-1/2013