УДК 811.1:378
Смирнова Светлана Алексеевна
кандидат культурологии, доцент Костромской государственный университет Grace-noire@yandex.ru
ИССЛЕДОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЕМЫХ
В статье рассматривается вопрос о важности применения инновационных методик преподавания иностранного языка в вузе с целью развития критического мышления студентов. Продемонстрированы возможности применения таких методов как «Корзина идей», «Шесть шляп мышления», «Уголки» и «Написание синквейна». Утверждается, что выполнение заданий, выполненных в подобных техниках, значительно повышают мотивацию студентов при изучении иностранного языка и способствуют развитию критического мышления.
Ключевые слова: критическое мышление, метод обучения, корзина идей, шесть шляп мышления, синквейн.
В настоящее время в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, обновлёнными требованиями в системе образования, увеличением часов выделенных на самостоятельную работу учащихся вузов мы уже не наблюдаем уроков, где знания преподносят «на блюдечке». В современном обществе нужны специалисты, способные к самостоятельному поиску и обработке полученных сведений. Студенты должны обладать навыками самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, умениями грамотно представить свои проекты и вести дискуссии, отстаивать своё мнение и обладать критическим мышлением.
Современный преподаватель вуза, в свою очередь, должен уметь применять на занятиях новейшие педагогические технологии. Учитель иностранного языка может с успехом применять их при работе с иноязычным текстом. Представляется, что описанные в статье методы работы задействуют всю группу обучаемых, не зависимо от их уровня владения иностранным языком, разницы в возрасте и психологической среды в малой рабочей группе. Подобные виды работы значительно повышают уровень мотивации при изучении иностранного языка, интерес обучаемых к предмету, учат работать как самостоятельно так и в коллективе, аргументировать, отстаивать свою точку зрения. Также подобные виды работы полезны тем, что снимают психологический стресс на занятиях некоторых участников учебного процесса, учат находить совместные решения, избегать конфликтных ситуаций, раскрепощают и дают возможность проявить творческие способности всех учеников. Именно поэтому студенты обычно охотно и с удовольствием принимают участие в описанных в данной статье видах работ.
Начинать работать с иноязычным текстом можно по-разному. Можно читать текст в классе или в качестве домашнего задания. Текст должен быть интересен для данной возрастной учебной группы. Он может быть публицистическим, научным или художественным. Разумеется, все участники уро-
ка должны знать перевод, некоторые термины или явления следует уточнить заранее, чтобы избежать неточностей перевода или понимания в работе.
Если текст читается прямо на занятии, то рациональным представляется начинать с приёма, называемого «Корзина идей». Сначала преподаватель зачитывает название текста, а каждый студент должен назвать несколько слов (фраз, эпитетов, даже пословиц), которые ассоциируются у него с этим названием. К примеру, исходя из названия текста автора Джеймса Тербера «Единорог в саду» (James Thurber 'The Unicorn in the Garden') можно назвать «миф», «сказка», «сон», «фантазия» и другие. Эта работа не должна занимать много времени. Затем учащиеся озвучивают свои предположения, акцентируя сколько эпитетов совпало, одновременно выбирая самые характерные или самые необычные. Затем формируется «корзина», в которую можно тезисно записать самые удачные или основные мысли, связанные с названием прямо на доске или сложить листки в конверт или папку.
Самым важным моментом на данном этапе работы считается умение преподавателя сделать её «нейтральной» для студентов, то есть они должны избегать критики и оценивания эпитетов со стороны одногрупников. На данном этапе происходит лишь сбор информации. Все идеи и предположения будут осмыслены в течение занятия, и, в итоге, все неверные утверждения должны быть «удалены из корзины». Все вместе могут выбрать автора самых правильных идей. Рассказ «Единорог в саду» очень удачен для этого вида работы, так как название далеко не отражает суть сюжета.
Приём «корзина идей» может быть использован сколько угодно часто на занятиях по иностранному языку, особенно в магистратуре, когда идёт работа с текстами по специальности и могут встречаться новые или незнакомые термины, о значении которых, впрочем, студенты обычно догадываются. Несомненным плюсом этого приёма считается возможность вовлечения в работу абсолютно всех учащихся, это индивидуальная работа каждого и в тоже время коллективная, ведь в создании записей участвуют все. Обычно студентам нравится
© Смирнова С.А., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика № 2
151
этот вид деятельности, каждый стремится быть оригинальным, продемонстрировать свою эрудицию, одновременно обращая внимание на то, чего он ранее не знал (но знали другие).
На дальнейшем этапе работы с текстом рационально применить следующий приём, известный как «Шесть шляп мышления». Данный метод работы впервые был применён английским психологом и писателем Эдвардом де Боно. Этот прием помогает студентам развить их творческое мышление, увидеть ситуацию с разных точек зрения, оценить многогранность представленной в тексте проблемы и выявить наиболее оптимальный путь ее решения. Метод «Шести шляп» помогает обучаемым найти шесть путей, которые способствуют принятию различных решений и рассмотрения главной идеи текста с разных ракурсов.
Мотивирующим плюсом работы для студентов является то, что они рассматривают данный метод в качестве ролевой игры. Все шляпы окрашены в разные цвета, каждый из которых знаменует определённый режим мышления. «Надевая» шляпу разных цветов студенты рассматривают текст по-разному, что, в итоге, способствует полноте картины. В целом данный приём направлен на стимулирование групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение текста и выявить разные стороны его восприятия и оценки.
Работать с методом «Шести шляп» не сложно. После изучения текста рабочая группа делится на шесть мини-групп. Каждая должна выбрать себе цвет, это можно сделать по желанию или по жребию. Следует упомянуть, что исход текста и его основная идея обязательно должны подразумевать многовариантность. Цвет выбранной шляпы будет определять направление мысли данной группы.
Одна из шляп - белая. Она определяет нейтральное отношение анализирующих. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. Их цель - доказать, почему все произошло именно так, а не иначе. «Примеряя» данный цвет обучаемые должны сосредоточить своё внимание на официальном изложении имеющихся в тексте данных. Также нужно понять какой информации недостаточно. Часто в данной работе уместно использование специальных терминов, деловой речи, статистических данных.
Следующая шляпа - жёлтая. Участники этой группы выражают радость и «замечают» только позитивные моменты. Данная команда подразумевает и отстаивает только оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Их задача - доказать, что все ситуации в тексте сложились наилучшим образом. Обычно студентам нравится «примерять» жёлтую шляпу, в отличие от следующей - чёрной. Не всем нравится высказываться негативно, иметь пессимистические прогнозы, отрицая позитивные
аргументы. В данном случае обучаемым предлагается «стать» критиками. Студенты должны постараться найти слабые места в главной идее текста, в событиях и персонажах и обратить на них внимание. Такое задание полезно всем обучаемым, привыкшим мыслить позитивно, так как зачастую они склонны недооценивать предполагаемые риски и трудности.
Следующая шляпа - красная. Она символизирует эмоции. В задачу группы «надевшей» шляпу красного цвета входит эмоциональное восприятие заданной в тексте ситуации, без обоснования своих выводов. Студенты должны подключить свою интуицию, описать свои эмоции и ощущения по поводу рассматриваемой в тексте проблемы. В коллективной работе очень важно (но иногда непросто) выслушать и понять чувства других людей. Для этого необходимо быть искренним и правдивым, обладать терпением и тактом.
Далее следует творческая и креативная зелёная шляпа. В задачу участников этой группы входит поиск новых решений согласно заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными, необычными и неординарными. Студентам данной группы нужно постараться найти необычные творческие идеи, альтернативный финал и невидимые с первого взгляда детали сюжета и черты главных героев. Зачастую участники зелёной группы находят даже несколько вариантов развития или окончания сюжета.
Самая последняя шляпа - синяя. Это группа тех, кто оценивает общую проделанную работу и озвучивает оптимальный вывод. Иногда, в случае затруднений со стороны обучаемых (либо горячих споров) синюю шляпу «надевает» преподаватель. Однако эту особую шляпу вполне могут использовать студенты, способные к фокусированию на основном и главном, умеющие наблюдать и комментировать, подводить итоги и делать выводы.
Следующим приемом работы с текстом, который можно проводить сразу после метода «Шести шляп» является приём «Уголки». Эта своего рода стратегическая игра направлена на то, чтобы обучить студентов умению грамотно вести спор, дискуссию, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы в свою пользу и парировать чужие доказательства, что способствует развитию логического и образного мышления и, в итоге, учит культуре общения.
После прочтения и обсуждения текста необходимо поставить главный вопрос (выявить идею, объяснить поступки героев, объяснить финал или иное), предполагающий несколько вариантов суждений. Обычно для выполнения данного задания класс делится на две или более группы, которые «расходятся по углам», и начинают предварительное обсуждение. Необходимым условием является приведение фактов и доказательств. Затем начина-
152
Вестник КГУ ^ 2017
ются «дебаты», главная задача которых - критиковать «противников» и убедить их в своей правоте. Цель данного приёма - с помощью преподавателя прийти к общему мнению, выбрав единую точку зрения. Иногда с применением данной методики могут возникнуть проблемы, потому что студентам сложно увидеть двойственность решения (или его множественность). В таком случае пеагогу следует грамотно подвести обучаемых к этому, не называя второй вариант напрямую. Изучаемая в тексте проблема или ситуация всегда должна быть неоднозначна и иметь несколько вариантов исхода. Интересно, что наибольшее предпочтение у студентов вуза вызывают ситуации, в которых они могли бы «примерить» роли героев «на себя» в обычной жизни. Во избежание трудностей, в случае если студенты ещё не привыкли к данному виду работы, преподаватель должен сам предложить варианты противоположных точек зрения, когда одна половина группы будет, например, приводить аргументы в пользу того, что главный герой - положительный, другая высказывать аргументы против.
Вторым вариантом разделения коллектива на мини группы может послужить предварительное задание, при выполнении которого каждый студент формулирует свое мнение по проблеме и записывает его. Далее студенты объединяются в зависимости от совпадения их мнений, а те, чьи мнения отличались кардинально, могут стать «аналитиками», то есть будут оценивать работу двух групп.
Несмотря на сложность данного приема, студенты вузов быстро осваивают данную технику и с удовольствием включаются в дискуссию. Сама работа обычно проводится в быстром темпе, не отнимая много времени.
Итоговым заданием при работе с текстом может послужить составление синквейна. Данный методический приём представляет собой написание стихотворения, состоящего из пяти строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным правилам.
Первая строка стихотворения - это его тема. Она должна быть представлена одним словом и обязательно существительным. Вторая строка состоит уже из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова. Четвертая строка - это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает собственное отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы. Пятая заключительная строка также должна быть
выражена всего одним словом, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
Не всегда студентам удаётся написать синквейн после работы с текстом, да ещё и на иностранном языке. Трудности могут возникнуть и с осмыслением темы, и с недостаточностью словарного запаса и с разностью терминов в двух языках. Но, в большинстве случаев, студенты с удовольствием выполняют данное задание, стремясь продемонстрировать свою фантазию и эрудицию, или же просто творчески подойти к процессу, умело выразить свои знания, мысли, чувства, эмоции. Иногда написание синквейна выполняется коллективно, однако, наиболее эффективной считается индивидуальная работа. Подводя итог в работе с текстом и используя метод синквейна преподаватель имеет возможность оценить, как учащиеся поняли тему, главную мысль, одновременно делая учебный процесс более интересным, внося элемент игровой деятельности и даже эмоциональной разгрузки обучаемых.
Написание синквейна - это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и кратко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения. Среди несомненных достоинств данного метода является то, что его можно выполнить быстро и творчески. При выполнении задания с использованием синквейна повышается интерес к изучению иностранного языка, развивается образное мышление и творческие способности обучаемых. Немаловажным плюсом считается совершенствование коммуникативных навыков и умений лаконично выражать свои мысли (не только на иностранном языке, но и на родном). Одновременно с этим студенты приобретают способность к анализу текста и расширяют словарный запас.
Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата. Это игра, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.
Описанные в статье приёмы работы с иноязычным тексом на занятиях по иностранному языку со студентами вузов показывают хорошие результаты. Повышается мотивация к изучению предмета, студенты демонстрируют свою заинтересованность, одновременно преподаватель задействует абсолютно всех членов малой учебной группы, тренирует
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2
153
письменную и устную речь, работа протекает индивидуально и коллективно. Студенты учатся критически мыслить, быстро реагировать на мнения других, анализировать и выявлять главное, вести диалог и отстаивать свою точку зрения. И главное, применение подобных методик при работе с одним текстом на одном занятии не заставит скучать ни одного студента, и занятие пройдёт в творческой насыщенной атмосфере.
Библиографический список
1. Корнилова О.Н. Метод шести шляп как эффективный инструмент развития критического мышления // Актуальные вопросы современного языкознания и методики преподавания иностранных языков в образовательных организациях. -
Кострома: Военная академия РХБЗ им. С.К. Тимошенко, 2016. - С. 152-159.
2. Смирнова С.А. Усиление роли и оптимизация самостоятельной работы студентов как основы образовательного процесса в контексте новых требований ФГОС к изучению иностранных языков в вузе // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювентология. Социокинетика. - 2015. - Т. 21. - № 2. - С. 164-167.
3. Sapukh T.V. Teaching critical thinking: the promotion of higher order thinking skills // Актуальные проблемы современного профессионального образования. - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2014. - С. 133-139.
154
Вестник КГУ _J 2017