РАЗДЕЛ 3. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
УДК 378.635.5
DOI: 10.24412/2308-717Х-2023-2-132-137
Авдошин Вадим Владимирович
адъюнкт
ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», Пермь, Россия 614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, 1, (342) 270-39-01 e-mail: awdoshinv@yandex. ru
ВОСПИТАНИЕ КОМАНДИРСКОЙ ВОЛИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ
ВУЗОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Vadim V. Avdoshin
Associate
Federal state official military establishment of higher education «Perm military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation»
1, Gremyachy Log, Perm, Russia, 614112, e-mail: awdoshinv@yand.ex. ru
EDUCATION OF COMMANDER WILL CADETS OF MILITARY
UNIVERSITIES AS AN CURRENT PEDAGOGICAL PROBLEM
Аннотация. Рассматривается проблема воспитания командирской воли у курсантов военных вузов. Основное внимание сосредоточено на повышение качества воспитания военно-профессиональных качеств выпускников и, как следствие, на совершенствование системы воспитания командирской воли будущих офицеров. Автор делает вывод о необходимости разработки модели системы воспитания командирской воли у курсантов военных вузов с целью удовлетворения потребностей общества и государства в офицерах, профессионально подготовленных в интеллектуальном и эмоциональном плане к выполнению поставленных задач различного уровня.
Ключевые слова: командирская воля, военный вуз, будущий офицер, курсант, выпускник, модель, воспитание, военно-профессиональные качества.
Abstract. The problem of educating the commander's will among cadets of military universities is considered. The main attention is focused on improving the quality of education of military-professional qualities of graduates and, as a result, on improving the system of education of the commander's will of future officers. The author concludes that it is necessary to develop a model of a system of commander's will education among cadets of military universities in order to meet the needs of
© Авдошин В.В., 2023
society and the state for officers professionally trained intellectually and emotionally to perform tasks at various levels.
Key words: commander's will, military university, future officer, cadet, graduate, model, education, military-professional qualities.
В современных экономических и политических условиях реформирования войск национальной гвардии Российской Федерации возрастает роль офицера, как военного профессионала. В духовной и идеологической сферах общественной жизни за последние несколько лет также произошли серьезные изменения, в части, касающейся воспитания нравственных ценностей у граждан, в том числе и у будущих офицеров. Задача воспитания командирской воли у курсантов военных вузов всегда являлась и является одной из приоритетных в нашей стране.
В 2023 году насчитывается немало государств, территории которых охвачены войнами или вооруженными столкновениями, той или иной степени интенсивности, в том числе и государства, имеющие общую границу с Российской Федерацией. Ярчайшим примером тому является Украина, где на сегодняшний день проводится специальная военная операция по ее демилитаризации и денацификации. В сложившейся обстановке, для обеспечения национальной безопасности государства, силовые структуры нашей страны должны своевременно и разумно отвечать на всевозможные возникающие внешние и внутренние угрозы. Ответить на них на высоком уровне способен лишь военнослужащий, обладающий высокой выдержкой и волевыми качествами [2, с. 49].
Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» предусматривает для военнослужащих войск национальной гвардии их предназначение, задачи и полномочия [1].
В своих обращениях к военнослужащим Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин неоднократно акцентировал внимание на вопросах высокой ответственности при выполнении служебно-боевых задач как мирного, так и военного времени, отмечая при этом высокий профессионализм и волевые качества офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат.
Высокая результативность выполнения задач, определенных законодательством для военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации, будет обеспечиваться путем выполнения требований как к качеству их интеллектуальной и физической подготовки, так и к эмоциональной устойчивости в любых условиях профессиональной деятельности. Последнее напрямую зависит от результатов процесса воспитания в структуре личности будущего офицера командирской воли, позволяющей ему решать любые профессиональные задачи, даже при угрозе жизни и здоровью, а также при резких воздействиях стрессовых ситуаций.
Воспитание военнослужащих представляет собой целенаправленную и планомерную деятельность государства и общества, ведомственных,
iti ВЕСТНИК ПГТПУ
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
общественных и иных организаций, а также органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с требованиями создания современной военной организации государства, обеспечения готовности военнослужащих к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства [3, с. 132].
В подходах к рассмотрению целевых установок воспитания российских граждан и воинов в науке и практике пока нет единства. Наиболее приемлемым с теоретической и прикладной точек зрения является предложение считать целью воспитания всестороннее развитие личности. Это идеал, к которому надо стремиться [4, с. 19-20].
Воспитание командирской воли в условиях военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации требует учета особенностей и установления потенциала образовательных программ по всем специальностям для успешного (целесообразного и эффективного) решения этой задачи.
Анализ отзывов из воинских частей войск национальной гвардии о выпускниках военных институтов, прослуживших от одного до двух лет после окончания военных институтов, показывает, что не все они в достаточной мере проявляют такие качества, как эмоциональная устойчивость и выдержка, смелость и решительность, исполнительность, дисциплинированность, настойчивость в достижении цели, устойчивость в экстремальных ситуациях. Имеющиеся данные позволяют гипотетически судить о том, что воспитание командирской воли в стенах военного института происходит недостаточно качественно и эффективно.
Основой разработки теоретических и методических вопросов воспитания командирской воли у курсантов военных вузов являются труды отечественных и зарубежных исследователей в данной области. Отдельные аспекты данной проблемы изучались:
- в теоретических положениях формирования профессионально значимых качеств курсантов в диссертационных исследованиях А.М. Башлыкова, Р.А. Гуща, А.Г. Малышева, Н.М. Маркелова, Ф.Д. Рассказова, В.В. Тимченко, А.П. Шарухина и др.;
- в работах А.Р. Батыршиной, Э.Ф. Зеера, С.В. Ивановой, А.Г. Малышева, Я.В. Примаченко, А.С. Турчина, Ю.М. Черемухина, Л.В. Шабанова и др., касающихся сущности и структуры эмоционально-волевой сферы курсантов военных образовательных организаций, сотрудников других силовых структур, студентов;
- в исследованиях организации военного образования (Л.Н. Бережнова, О.В. Богатырева, В.П. Жуковский, А.Г. Караяни, Ю.М. Кудрявцев, А.С. Петренко, А.В. Поздняков, О.И. Яковлев и др.).
Анализ источников позволяет констатировать наличие высокого интереса к исследуемой проблематике, однако на данный момент не получили должного рассмотрения вопросы, связанные с теоретическими, методологическими
и технологическими основами воспитания командирской воли у курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации.
Поиск путей совершенствования системы воспитания будущих офицеров Росгвардии предполагает необходимость разрешения противоречий разных уровней, имеющих место в теории и практике военного образования между:
- потребностями общества и государства в офицерах, профессионально подготовленных в интеллектуальном и эмоциональном плане к выполнению поставленных задач различного уровня, и недостаточной научной разработанностью теоретических основ воспитания командирской воли у будущих офицеров;
- постоянно изменяющимися условиями решения служебно-боевых задач офицерами войск национальной гвардии и необходимостью учета возникновения психотравмирующих факторов в формировании эмоционально-волевых качеств;
- потребностью войск национальной гвардии в сформированных у будущих офицеров эмоционально-волевых качествах и отсутствием педагогического инструментария, позволяющего успешно решать данную задачу.
Выявленные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в необходимости выявления и разработки модели и педагогических условий воспитания командирской воли у курсантов военных институтов войск национальной гвардии.
Целью исследования выступает теоретическое обоснование системы и верификация педагогических условий, обеспечивающих эффективный процесс воспитания командирской воли у курсантов военных вузов.
Объектом исследования является процесс воспитания курсантов военных вузов, а его предметом - система воспитания командирской воли у курсантов военных вузов.
В основе проводимого исследования лежит следующее предположение: система воспитания командирской воли у курсантов военных институтов будет эффективной, если:
- изучены и обобщены исторические (ретроспективные) аспекты и современные теоретические основы проблемы воспитания командирской воли у курсантов военных вузов;
- конкретизированы, разработаны и теоретически обоснованы параметральные и уровневые характеристики исследуемого личностного образования;
- разработана модель системы воспитания командирской воли у курсантов военных вузов и выявлены педагогические условия ее (системы) эффективной реализации в практике профессионального образования курсантов военных вузов.
Для достижения обозначенной цели предполагается решить следующие задачи:
т1п ВЕСТНИК ПГТПУ
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
1. Произвести историко-педагогический анализ и изучить современное состояние проблемы воспитания командирской воли в педагогической теории и практике.
2. Определить теоретические основы организации и проведения мероприятий по воспитанию командирской воли у курсантов военных вузов.
3. Конкретизировать основные параметральные и уровневые характеристики командирской воли у курсантов военных вузов.
4. Теоретически обосновать и разработать модель педагогической системы воспитания командирской воли у курсантов военных вузов и выявить педагогические условия её эффективной реализации.
5. Осуществить экспериментальную апробацию системы воспитания командирской воли у курсантов военных вузов.
6. Определить эффективность разработанной системы в практике профессиональной подготовки курсантов военных вузов.
Научная новизна диссертационного исследования заключается:
- в разработке (конструировании) модели воспитания командирской воли у курсантов вузов войск национальной гвардии как целостной педагогической системы;
- определении и обосновании педагогических условий для качественного проведения мероприятий по воспитанию командирской воли у курсантов в процессе образовательной деятельности военных институтов войск национальной гвардии России;
- констатации и конкретизации внутренней структуры командирской воли как интегративного личностного образования.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что будут:
- изложены особенности деятельности преподавателя и обучающегося в традиционной и экспериментальной системах воспитания командирской воли у курсантов военных вузов;
- сформулировано авторское определение понятия «командирская воля курсантов военных институтов» как совокупности характеристик эмоционально-волевой сферы, проявляющихся в поведении в форме целенаправленной субъектной активности и поступков, необходимых для решения задач в условиях будущей военно-профессиональной деятельности;
- доказана необходимость создания и применения педагогических условий для успешного функционирования системы воспитания командирской воли у курсантов, которые позволят выпускнику эффективно выполнять служебно-боевые задачи;
- обогащены научные представления о воспитании командирской воли у курсантов на современном этапе развития педагогического знания.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования разработанной педагогической системы с целью эффективного воспитания командирской воли у курсантов военных вузов.
Список литературы
1. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [Электронный ресурс] (дата подписания 3 июля 2016 г., опубликован 6 июля 2016 г.) // Российская газета -Федеральный выпуск № 7014 (146). - 2016. - 6 июля. - URL: www.http://rg.ru (дата обращения: 04.10.2023).
2. Косолапова Л.А., Морозов А.В., Новиков И.Н. Представления о профессионализме военнослужащих как о залоге успешного выполнения типовых и нестандартных задач // Профессиональные представления. - 2022. -№ 1 (14). - С. 48-52.
3. Микрюков В.Ю. Военная педагогика : учеб. - М. : КНОРУС, 2019. -198 с. - (Военная подготовка).
4. Общая и военная педагогика. Теория воспитания : учеб. пособие / С.А. Дрозденко, В.С. Матвеев, Б.В. Федотов. - Новосибирск : НВИ ВВ МВД РФ, 2008. - 92 с.