Научная статья на тему 'Воспитание как приоритетное направление в развитии будущего поколения'

Воспитание как приоритетное направление в развитии будущего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
776
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТ / ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / EDUCATION / STUDENT / TRAINING IN HIGHER SCHOOL / EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Ирина Ильинична, Шахмалова Ирина Жаповна, Николаев Егор Васильевич

Развитие воспитания одна из приоритетных задач, которая способствует формированию личностных качеств, общенациональному идеалу, приоритетам и ценностям. Древнегреческие философы и мыслители считали, что воспитание является важным аспектом образования молодежи, так как через воспитание формируется у молодежи целомудрие и милосердие. В современных философских теориях значение воспитания как процесса также велико. Одни считают, что у молодежи необходимо воспитывать любовь к ближнему человеку, доброту и гуманизм. Другие делают акцент на воспитание рационального мышления, выработку внутренней нравственности. Русские мыслители считали, что воспитательный процесс влияет на развитие индивидуальности молодежи, саморазвитие и самовоспитание. Современные исследователи уделяют особое внимание воспитательному процессу в вузе, так как он способствует развитию внутреннего потенциала личности студента, развитию его духовных и нравственных качеств. Таким образом, воспитание будущего поколения необходимо осуществлять через развитие ценностных ориентаций, стимулирование сотрудничества и взаимопомощи и активность самих студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева Ирина Ильинична, Шахмалова Ирина Жаповна, Николаев Егор Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AS A PRIORITY DIRECTION OF FUTURE GENERATION DEVELOPMENT

The development of education is one of the priorities that contributes to the formation of personal qualities of the national ideal, priorities and values. Ancient Greek philosophers and thinkers believed that education is an important aspect of the upbringing of young people: because through education chastity and mercy are formed in youth, education promotes adherence to state laws, through education young people improve and strive for culture. In modern philosophical theories the importance of education as a process is also great. Some believe that it is necessary to educate in youth love of neighbor, kindness and humane attitude. Others emphasize the education of “rational thinking”, the development of “internal morality”. Still others pay attention to the fact that it is important to educate discipline, entrepreneurship and organization. Russian thinkers believed that the educational process affects the development of the individuality of young people, self-development and self-education in Addition, their opinion, important in the process of educational activities is to prepare for the work of life, independence. Also pay attention to the study of moral problems of education of youth. Modern researchers pay special attention to the educational process in the University, as it contributes to the development of the internal potential of the student’s personality, the development of his spiritual and moral qualities, as well as skills of cooperation and mutual assistance. Thus, the analyzed studies emphasize the importance of educational activities of the University. The development of personal qualities should be carried out through the development of value orientations, promotion of cooperation and mutual assistance and activity of students themselves.

Текст научной работы на тему «Воспитание как приоритетное направление в развитии будущего поколения»

УДК 378. 095

РО!: 10. 23951/2307-6127-2018-4-151-156

ВОСПИТАНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ БУДУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

И. И. Николаева, И. Ж. Шахмалова, Е. В. Николаев

Технический институт (филиал) ФГАОУВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова», Нерюнгри

Развитие воспитания одна из приоритетных задач, которая способствует формированию личностных качеств, общенациональному идеалу, приоритетам и ценностям. Древнегреческие философы и мыслители считали, что воспитание является важным аспектом образования молодежи, так как через воспитание формируется у молодежи целомудрие и милосердие. В современных философских теориях значение воспитания как процесса также велико. Одни считают, что у молодежи необходимо воспитывать любовь к ближнему человеку, доброту и гуманизм. Другие делают акцент на воспитание рационального мышления, выработку внутренней нравственности. Русские мыслители считали, что воспитательный процесс влияет на развитие индивидуальности молодежи, саморазвитие и самовоспитание. Современные исследователи уделяют особое внимание воспитательному процессу в вузе, так как он способствует развитию внутреннего потенциала личности студента, развитию его духовных и нравственных качеств. Таким образом, воспитание будущего поколения необходимо осуществлять через развитие ценностных ориентаций, стимулирование сотрудничества и взаимопомощи и активность самих студентов.

Ключевые слова: воспитание, студент, обучение в вузе, воспитательная деятельность вуза.

Развитие воспитания в России является одной из приоритетных задач, где предполагается соответствие процесса формирования личностных качеств общенациональному идеалу, приоритетам, ценностям, смыслам деятельности отдельных социальных групп и общества в целом. Основы воспитания личностных качеств заложены в нормативных документах.

Так, в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» ст. 2 «под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Проблема формирования личности студента в период обучения в вузе является одной из наиболее актуальных в педагогической теории и практике.

Формирование представлений о воспитании личности своими истоками уходит в далекое прошлое, где зарождение можно обнаружить в трудах древних философов.

Так, Исокра (436-338 до н. э., афинский оратор и руководитель) говорил о том, что руководить воспитанием и образованием молодежи необходимо самым мудрым афинянам. Он считал, что воспитание должно стоять выше всяких государственных законов, так как образованные и воспитанные граждане даже при плохо составленных законах будут строго следовать законам.

Другой философ Гераклит считал, что мудрость заключается в том, чтобы говорить только истину и исходить от природы, а этому следует учиться. Интеллектуальное образование и нравственное воспитание, по мнению Гераклита, едины.

О вопросах воспитания и обучения достаточно много написано Аристотелем. В своих трудах он раскрывал идею важности государственного воспитания молодежи. Человек, по мнению Аристотеля, «политическое», т. е. «общественное животное». При этом он не принижал значения семейного воспитания. Аристотель писал, что процесс воспитания детей должен контролироваться государством. Главная цель воспитания - формирование у молодежи добродетели [1].

Видный представитель последнего периода византийской философской и педагогической мысли Георгий Гемист Плифон целью воспитания считал стремление к совершенству, иначе человеку придется жить и существовать во зле. С воспитанием философ тесно связывал образованность человека.

Итальянский педагог Витторино да Фельтре под содержанием обучения понимал создание у воспитанников фундамента общей культуры, который в дальнейшем будет содействовать самостоятельному овладению конкретных знаний.

В эпоху Просвещения в трудах Феофана Прокоповича и Стефана Яворского обращалось особое внимание на идеи «самораскрытия» природы человека через науку. «Рассудительность», т. е. действие рассудка и ума, являлась важным свойством процесса познания.

Английский педагог эпохи Просвещения Д. Локк обозначил роль воспитания в своем труде «Мысли о воспитании» и сформулировал идеи на воспитание джентльмена - человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность и твердость убеждений.

Огромный вклад в развитие педагогической теории внесли известные русские мыслители, философы и писатели. Они выступали с жесткой критикой в адрес сословной школы и призывали к значительному преобразованию системы народного воспитания.

«Детей с ранних лет необходимо приучать самостоятельно думать, отдавать себе отчет в своих действиях, действовать не потому лишь, что так велено и не только из уважения к приказавшей личности, а из собственного убеждения в правоте своего действия», - писал Н. А. Добролюбов. Также он считал, что беспрекословное повиновение убивает смелость и самостоятельность детского ума и вредно действует на их развитие.

В. Г. Белинский, развивая идею о народном воспитании, подчеркивал необходимость развития индивидуальности ребенка. Он считал, что человека создает природа, а формирует его общество.

Так, К. Д. Ушинский в своей педагогической системе особое внимание уделял учениям о целях, принципах и сущности воспитания. «Воспитание, если оно желает счастье человеку, должно воспитывать его не для счастья, а готовить к труду жизни», - писал К. Д. Ушинский [2].

По пути собственного осмысления и разработки идей воспитания человека в новом обществе пошла российская педагогика послеоктябрьского периода. Так, Н. К. Крупская обращала особое внимание на вопросы формирования новой советской школы, в частности на организацию внеклассной воспитательной работы. Л. С. Выготский рассматривал необходимость опоры педагога на самостоятельную деятельность ученика, а сам педагог должен выстраивать свою деятельность. В таком случае ученик будет ощущать себя субъектом своей деятельности и отношений с окружающими. Это в свою очередь будет способствовать его саморазвитию и самовоспитанию. Таким образом, по мнению Л. С. Выготского, самостоятельность ученика - это причина и движущая сила развития самосознания и будущего самоопределения [3, с. 83-87]. Другой видный российский педагог А. С. Макаренко разработал принципы педагогического руководства детским коллективом. Им разработаны

методики трудового воспитания, вопросы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье [4]. В. А. Сухомлинский уделял огромное внимание изучению моральных проблем воспитания молодежи [5].

На сегодняшний момент разработаны педагогические концепции и воспитательные системы, методологией которых являются философские теории: неотомизм, прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, бихевиоризм.

Так, целью воспитания, по мнению неотомистов, является развитие христианской нравственности и религиозных положений о терпении. Они утверждают, что в личности необходимо воспитывать такие общечеловеческие качества, как любовь к ближнему, доброту, гуманизм и т. д.

По мнению основателя прагматизма У. Джеймса, объективной истины нет. Основным показателем истины он считал пользу, значимость которой определяется чувством «внутреннего удовлетворения». Другой представитель данного направления Д. Дьюи утверждал, что воспитание должно опираться на наследственность и учитывать инстинкты и практический опыт. Представители неопозитивизма или «нового гуманизма» (П. Харс, Р. Питерс, А. Харрис) считают, что в вопросах воспитания нет места мировоззренческим идеям, так как в условиях научно-технического прогресса важным является наличие «рационального мышления».

Экзистенциализм как философское направление исходит из того, что личность неповторима и уникальна. Дж. Кнеллер, К. Гоулд, У Баррет, М. Марсль, Т. Морита и др. считают подсознание центром воспитательного воздействия: настроение, чувства, интуицию, импульсы. Поэтому педагог должен помочь воспитаннику выработать у себя устойчивую внутреннюю нравственность, научить смотреть только в себя.

Для представителей бихевиоризма (Б. Скиннер, К. Халл, У. Пресси) идеалом воспитания является дисциплинированный, деловой, предприимчивый и организованный человек. Такой результат воспитания, по их мнению, достигается через создание атмосферы напряженной умственной деятельности.

Таким образом, мы видим, что авторы философско-педагогических концепций предлагают общенаучную методологию, которую представляют в виде системы. Они предлагают рассматривать системы во взаимосвязи и взаимозависимости, в развитии и движении.

На современном этапе большой вклад в развитие педагогической науки внесли такие исследователи, как Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, И. А. Каменикова, Л. С. Нагавкина, С. А. Писарева, Н. Е. Щуркова и многие другие.

По мнению О. С. Газмана, воспитание - это специально организованный процесс содействия развитию социально одобряемых ценностей, качеств личности и образцов поведения [6]. Воспитание состоит из двух целей - цели как идеала и реальной цели. Формирование всесторонне развитой личности рассматривается как идеальная цель. Реальная же цель воспитания стремится дать обучаемому базовое образование и культуру.

Профессор Н. Е. Щуркова раскрывает воспитание как стремление ребенка к культуре современного общества, формирование способности жить в этом обществе [7]. Н. Е. Щур-кова акцентирует внимание на формировании образа жизни, в котором создаются условия для восхождения ребенка к культуре. Восхождение ребенка невозможно без педагога. В данном определении воспитания профессор вкладывает принцип субъектности, который ориентирует всех субъектов воспитательного процесса на свободный выбор нравственной позиции, ответственность за этот выбор, сознательность и творчество. По мнению Н. Е. Щурковой, цель воспитания - это личность, способная самостоятельно создавать свою жизнь.

В своей концепции Е. В. Бондаревская рассматривает воспитание как педагогически управляемый процесс идентификации, социальной адаптации и самореализации. Основным механизмом процесса, по мнению Е. В. Бондаревской, является активность личности, которая включена в воспитательный процесс в качестве его субъекта.

Воспитание в вузе должно способствовать формированию личности специалиста с набором качеств, опытом, который отвечал бы современным требованиям и гарантировал успех в практической деятельности. Диссертационные исследования процесса воспитания в вузе показывают, что часть студентов испытывают трудности при необходимости быстрого, успешного и самостоятельного включения в учебный процесс. Это в свою очередь приводит к негативному восприятию действительности.

По мнению В. Л. Бозаджиева, развитие личности студента-первокурсника возможно на основе формирования ценностных ориентаций.

Например, О. Р. Жоголева в своей работе говорит о том, что воспитательная деятельность вуза является основным фактором, который влияет на развитие внутреннего потенциала личности студента, способствует развитию духовных и нравственных качеств, а также позволяет личности анализировать свою деятельность в соответствии с требованиями современного социума [8].

Л. И. Исмагилова видит необходимость организации совместной деятельности членов группы ради достижения групповых целей через стимулирование между учащимися отношений сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки [9].

И. Э. Чурикова считает, что основными условиями решения психолого-дидактических проблем первокурсников выступают активность самих обучающихся, единство образовательно-воспитательного процесса в целостности с воспитательными влияниями среды, система методов и форм гендерного воспитания [10].

Исследования студентов-первокурсников Технического института (филиала) СевероВосточного федерального университета им. М. К. Аммосова в г. Нерюнгри указывают на то, что из года в год растет количество сельских первокурсников. Опыт работы позволил увидеть проблемы сельских студентов. Было проведено пилотажное исследование, целью которого являлось выявление проблем сельских студентов при обучении в вузе. Наряду с учебными трудностями, сельские студенты испытывают поликультурные, межличностные, поведенческие и другие трудности.

Такие личностные особенности студентов-сельчан, как замкнутость, неуверенность, сдержанность, малоэмоциональность, нерешительность, билингвизм, стали предшественниками трудностей межличностного и межэтнического взаимодействия. Недостаточные представления студентов о наиболее эффективных способах интеграции в поликультурной среде, оторванность от социально-бытовой этнической атмосферы семьи, традиций и обычаев вызывают внутренний дискомфорт и дисгармонию личности. Повышенную нагрузку на эмоционально-волевую сферу сельских студентов оказывает изменение языковой среды. Межличностные трудности возникают в процессе взаимодействия с преподавателями и однокурсниками. Большинство первокурсников отмечают средний и низкий уровни благоприятности и комфорта в студенческой группе. У более половины опрошенных студентов недостаточно развиты коммуникативные и организаторские способности.

Выявленные проблемы сельских студентов обусловили создание условий, необходимых для педагогического сопровождения сельских студентов к обучению в вузе.

Под педагогическим сопровождением сельских студентов к обучению в вузе понимается деятельность, направленная на создание условий воспитания, развития и саморазвития субъектности сельского студента.

Таким образом, во многих исследованиях подчеркивается важность воспитательной деятельности вуза, выделены основные механизмы и факторы воспитательной деятельности вуза, указаны психолого-педагогические условия развития внутреннего потенциала личности студентов. Формирование личностных качеств необходимо осуществлять через развитие ценностных ориентаций, стимулирование сотрудничества и взаимопомощи, развитие и саморазвитие субъектности студентов.

Список литературы

1. Аристотель . Метафизика . Ростов н/Д, 1999 . 78 с .

2 . Ушинский К. Д . Избранные педагогические произведения . М . , 1968. 371 с .

3 . Выготский Л . С . Педагогическая психология . М . : Педагогика, 1991. C . 83-87.

4 . Макаренко А. С . Лекции о воспитании детей // Пед . соч . : в 8 т . 1984. Т .4 .116 с .

5 . Сухомлинский В . А. Избранные педагогические сочинения . Педагогика . М . , 1980. 384 с .

6 . Газман О . С . Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление . 1989 . С . 221-237 .

7 . Щуркова Н . Е . Новое воспитание // Педагогическое общество России . 2000 . 128 с .

8 . Жоголева О . Р. Влияние внеучебной воспитательной деятельности вуза на процесс социализации студенческой

молодежи: автореф . дис .... канд . социол . наук. Тюмень, 2007 . 28 с .

9 . Исмагилова Л . И . Организационно-педагогические условия адаптации учащихся в коллективе в условиях

профессионального училища: дис . канд пед наук Тобольск, 2002 203 с

10 . Чурикова И . Э . Педагогические условия адаптации выпускниц сельских школ к образовательно-воспитательному

пространству педагогического колледжа: дис канд пед наук Рязань, 2006 242 с

Николаева Ирина Ильинична, старший преподаватель, Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова» (ул. Кравченко, 16, Нерюнгри, Россия, 678960). E-mail: irinanikil@yandex.ru

Шахмалова Ирина Жаповна, старший преподаватель, Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова» (ул. Кравченко, 16, Нерюнгри, Россия, 678960). E-mail: irinashachmaiova@mail.ru

Николаев Егор Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова» (ул. Кравченко, 16, Нерюнгри, Россия, 678960). E-mail: egor_nikolaev@mail.ru

Материал поступил в редакцию 28.05.2018

DOI: 10.23951/2307-6127-2018-4-151-156

EDUCATION AS A PRIORITY DIRECTION OF FUTURE GENERATION DEVELOPMENT

1.1. Nikolaeva, I. Z. Shakhmalova, E. V Nikolaev

Technical Institute (branch office) of M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Nerungri, Russian Federation

The development of education is one of the priorities that contributes to the formation of personal qualities of the national ideal, priorities and values. Ancient Greek philosophers and thinkers believed that education is an important aspect of the upbringing of young people: because through education chastity and mercy are formed in youth, education promotes adherence to state laws, through education young people improve and strive for culture. In modern philosophical theories the importance of education as a process is also great. Some believe that it is

necessary to educate in youth love of neighbor, kindness and humane attitude. Others emphasize the education of "rational thinking", the development of "internal morality". Still others pay attention to the fact that it is important to educate discipline, entrepreneurship and organization. Russian thinkers believed that the educational process affects the development of the individuality of young people, self-development and self-education in Addition, their opinion, important in the process of educational activities is to prepare for the work of life, independence. Also pay attention to the study of moral problems of education of youth. Modern researchers pay special attention to the educational process in the University, as it contributes to the development of the internal potential of the student's personality, the development of his spiritual and moral qualities, as well as skills of cooperation and mutual assistance. Thus, the analyzed studies emphasize the importance of educational activities of the University. The development of personal qualities should be carried out through the development of value orientations, promotion of cooperation and mutual assistance and activity of students themselves.

Key words: education, student, training in higher school, educational activities of the University.

References

1. Aristotel'. Metafizika [Metaphysics] . Rostov-on-Don, 1999 . 78 p . (in Russian) .

2 . Ushinskiy K . D . Izbrannye pedagogicheskiye proizvedeniya [Selected pedagogical works] . Moscow, 1968. 371 p . (in Russian) .

3 . Vygotskiy L . S . Pedagogicheskaya psikhologiya [Educational psychology] . Moscow, Pedagogika Publ . , 1991. Pp . 83-87 (in

Russian)

4 . Makarenko A . S . Lektsii o vospitanii detey [Lectures on the upbringing of children] . Ped. soch.: v 8 tomakh [Pedagogical com-

positions: in 8 volumes] . 1984. Vol . 4 . 116 p . (in Russian) .

5 . Sukhomlinskiy V A. Izbrannye pedagogicheskiye sochineniya [Selected pedagogical works] . Moscow, Pedagogika Publ . ,1980 .

384 p (in Russian)

6 . Gazman O . S . Vospitaniye: tseli, sredstva, perspektivy [Education: goals, means, prospects] . Novoye pedagogicheskoye

myshleniye [New pedagogical thinking] . Moscow, 1989 . Pp . 221-237 (in Russian) .

7 . Shchurkova N . E . Novoye vospitaniye [The new education] . Pedagogicheskoye obshchestvo Rossii, 2000, 128 p . (in Russian) .

8 . Zhogoleva O . R . Vliyaniye vneuchebnoy vospitatel'noy deyatel'nosti vuza na protsess sotsializatsii studencheskoy molodezhi.

Aftoref. kand. ped. nauk [Influence of extracurricular educational activities of the University on the process of socialization of students . Abstract of thesis cand . of ped . sci . ] . Tumen', 2007 . 28 p . (in Russian) .

9 . Ismagilova L I . Organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya adaptatsii uchashchikhsya v kollektive v usloviyakh

professional'nogo uchilishcha. Dis. kand. ped. nauk [Organizational and pedagogical conditions of adaptation of students in the team in a vocational school . Diss . cand . of ped . sci] . Tobol'sk, 2002 . 203 p . (in Russian) .

10 . Churikova I . E . Pedagogicheskiye usloviya adaptatsii vypusknits sel'skikh shkol k obrazovatel'no-vospitatel'nomu prostranstvu

pedagogicheskogo kolledzha. Dis. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions of adaptation of graduates of rural schools to educational space of pedagogical college . Diss . cand . of ped . sci . ] . Ryazan', 2006 . 242 p . (in Russian) .

Nikolaeva I. I., Technical Institute (branch office) of M. K. Ammosov North-Eastern Federal University (pr. Kravchenko, 16, Nerungri, Russian Federation, 678960). E-mail: irinanikil@yandex.ru

Shakhmalova I. Z., Technical Institute (branch office) of M. K. Ammosov North-Eastern Federal University (pr. Kravchenko, 16, Nerungri, Russian Federation, 678960). E-mail: irinashachmaiova@ mail.ru

Nikolaev E. V., Technical Institute (branch office) of M. K. Ammosov North-Eastern Federal University (pr. Kravchenko, 16, Nerungri, Russian Federation, 678960). E-mail: egor_nikolaev@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.