Научная статья на тему 'Воспитание как приоритетная проблема общества и государства'

Воспитание как приоритетная проблема общества и государства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3154
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ / SOCIAL UP-BRINGING INSTITUTION / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ / ВОСПИТАНИЕ КАК ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ / STATE POLICY IN THE FIELD OF EDUCATION / СУБЪЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ / SUBJECTS OF UPBRINGING / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ / LEGAL REGULATION OF UPBRINGING / СПЕЦИФИКА И СТАТУС ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ / SPECIFICITY AND STATUS OF UP-BRINGING IN THE EDUCATIONAL SYSTEM / ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ / REGULARITIES AND DEVELOPMENT PRINCIPLES OF UP-BRINGING / НОВОЕ КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ / NEW QUALITY OF SOCIAL-PEDAGOGICAL RELATIONS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ / STATE PROGRAM FOR DEVELOPMENT OF UP-BRINGING AND SOCIALIZATION OF CHILDREN / UP-BRINGING DEVELOPMENT STRATEGIES / UP-BRINGING AS A NATIONWIDE PRIORITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дармодехин Сергей Владимирович

В контексте Стратегии развития воспитания рассмотрены актуальные проблемы, связанные со сменой парадигм воспитания, современной воспитательной ситуацией, противоречиями и рисками воспитательного пространства, трансформацией воспитательной функции в системе образования, выявлением новых закономерностей и принципов воспитания. Обосновываются авторские подходы к формированию государственной политики в области воспитания, проектированию адекватной системы целенаправленной деятельности как общенациональной задачи; определяются требования к нормативно-правовому и научному обеспечению воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UP-BRINGING AS A MATTER OF PRIORITY FOR THE SOCIETY AND STATE

Relevant problems connected with up-bringing paradigms’ changes, modern up-bringing situation, contradictions and risks of the up-bringing environment, transformation of up-bringing function in the system of education, reveal of new regularities and principles of up-bringing are considered in the context of the up-bringing development Strategy. The author’s approaches to shaping of state policy in the field of up-bringing, designing of adequate system of goal-oriented activity as a nationwide task are justified; requirements to regulatory and scientific support of educational activity are defined.

Текст научной работы на тему «Воспитание как приоритетная проблема общества и государства»

УДК 378

ВОСПИТАНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Дармодехин Сергей Владимирович — академик Российской академии образования, доктор социологических наук, профессор, лауреат премии Правительства в области образования; e-mail: [email protected]

Введение

Общественная необходимость воспитания обусловлена многими причинами. Прежде всего — это институт социализации подрастающих поколений, который выступает посредником между семьёй, личностью и обществом, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В нём заключён мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, становления личности, включения детей в систему общественных отношений. Этот институт консолидирует общество и государство, противостоит социальной напряжённости на основе формирования у детей и молодёжи общенациональных ценностей, традиционных отечественных норм морали. Особую роль политика в сфере воспитания выполняет в период реформ, кардинальных перемен в обществе. Исключительное значение она имеет в условиях социально-экономи-

ческих перемен, протекающих болезненно и противоречиво.

Современное общество постоянно сталкивается с новыми рисками и вызовами. В то же время действующие воспитательные системы недостаточно сильно противостоят негативному влиянию стихийного социума, улицы, информационной среды, не адекватны возникающим инерционным факторам. Сложившаяся за последние десятилетия парадигма воспитания стала кризисной и не отвечает актуальным потребностям подрастающих поколений, аналогов которым не было в предыдущем опыте. Поиск новых подходов к решению этой проблемы является общенациональной задачей.

В соответствии с нашим подходом воспитание является широкомасштабным социокультурным феноменом, уникальным институтом социализации подрастающих поколений. Это — общенациональная задача и приоритет-

ная функция общества и государства, направленная на формирование у детей патриотизма, гражданской идентичности, традиционных отечественных норм морали. Это — системный, целостный, непрерывный процесс взаимодействия детей и взрослых, учащихся и педагогов, ребёнка и родителей, всех субъектов воспитания; оказания детям социально-педагогической или другой поддержки, необходимой для их жизнедеятельности и самоопределения. Воспитание реализуется через общественно-государственную систему деятельности, направленную на создание необходимых условий для формирования и развития растущего человека.

О смене парадигм воспитания

Процессы воспитания в нашей стране развивались неоднозначно и противоречиво. В дореволюционной России функции воспитания осуществлялись семьёй, системой просвещения и Церковью. При этом внимание акцентировалось на законопослушании и духовно-нравственном развитии детей. В советский период была создана централизованная политизированная система воспитания на всех уровнях жизнедеятельности и образования детей, которая дополнялась механизмами различных социальных институтов, включая мощный потенциал комсомольской и пионерской организаций, многочисленные дома пионеров и школьников, научно-технического творчества, туристические центры, другие структуры.

Особое внимание уделялось идейно-политическому и патриотическому воспитанию, внешкольной работе, научно-техническому и художественному творчеству, проведению массовых мероприятий. В 1990-е годы советская политизированная система воспитания была заменена рыночной парадигмой образования, неолиберальными концепциями «свободного развития личности»,

РЕЗЮМЕ

В контексте Стратегии развития воспитания рассмотрены актуальные проблемы, связанные со сменой парадигм воспитания, современной воспитательной ситуацией, противоречиями и рисками воспитательного пространства, трансформацией воспитательной функции в системе образования, выявлением новых закономерностей и принципов воспитания. Обосновываются авторские подходы к формированию государственной политики в области воспитания, проектированию адекватной системы целенаправленной деятельности как общенациональной задачи; определяются требования к нормативно-правовому и научному обеспечению воспитательной деятельности.

Ключевые слова: воспитание, социализация, социальный институт воспитания, государственная политика в области воспитания, Стратегия развития воспитания, воспитание как общенациональный приоритет, субъекты воспитания, правовое регулирование воспитания, специфика и статус воспитания в системе образования, закономерности и принципы развития воспитания, новое качество социально-педагогических отношений, государственная программа развития воспитания и социализации детей.

утверждением стихийной социализации, отказом от целенаправленного воспитания. Возобладало представление о воспитании как о сугубо внутреннем деле семьи как части платных образовательных услуг, что существенно деформировало его сущность. В итоге целенаправленное воспитание было вытеснено из системы образования. Значительная часть инфраструктуры внешкольного воспитания была приватизирована.

Внеклассная и внешкольная работа были компенсированы дополнительным образованием с широкими правами коммерческой деятельности. Всё это крайне негативно отразилось на нескольких поколениях детей, которые практически оказались в ситуации безнадзорности и стихийной социализации. Многие годы воспитательная практика развивалась стихийно и поддерживалась в основном благодаря энтузиазму педагогических коллективов, опытным администраторам, педагогическим вузам, сохранившим кафедры теории и методики воспитательной работы, немногочисленным научным организациям, Российской академии образования, продолжавшим исследования проблем воспитания.

В конце 1990-х годов под влиянием общественного мнения, а также дискуссий об острых проблемах в детской и молодёжной среде, нарастающих в ней социальных аномалий, ценностных дезориентаций отношение к воспитанию постепенно менялось. Стала очевидной необходимость коренных изменений в сфере воспитания, восстановления воспитательного потенциала системы образования, усиления её ответственности за состояние воспитательной работы с учащимися. Подчеркнём, что с приходом в сентябре 1998 года В.М. Филиппова в Министерство общего и профессионального образования РФ и преобразованием его в мае 1998 года в Министерство образования РФ начала формироваться новая политика в области воспитания. Уже в следующем году была утверждена Программа развития воспитания в системе образования на 1999-2001 гг., которая позже была продлена до 2004 г. Эти программы внесли значимый вклад в развитие воспитания в стране, способствовали продвижению прогрессивных идей и лучшего опыта, осмыслению воспитательной ситуации в стране, разработке аналогичных программ в регионах, что позитивно отразилось на воспитательной практике.

Характерно, что уже в те годы руководство Министерства образования РФ понимало необходимость формирования государственной стратегии и сильной государственной политики в области воспитания. «Главной проблемой сегодняшнего дня, — подчёркивалось в приказе Министерства, — является отсутствие государственной стратегии воспитания детей и молодёжи, что становится существенным сдерживающим фактором в развитии наметившихся положительных тенденций. Государство несёт ответственность за состояние воспитания детей так же, как и за реализацию прав человека и гражданина, а это предполагает необходимость разработки и реализации государственной политики в области воспитания подрастающих поколений» [1]. К сожалению, после реорганизации Министерства образования РФ в Министерство образования и науки РФ в 2004 году эти позитивные тенденции и задачи не получат развития ещё многие годы. Задача разработки государственной политики и отечественной стратегии в сфере воспитания будет поставлена спустя много лет в Указе Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы». А сама Стратегия развития воспитания будет утверждена только в 2015 году.

О современной воспитательной ситуации

В последние годы в сфере воспитания наметились определённые позитивные сдвиги, усилилось внимание общества к формированию концептуальных основ воспитательной работы, её программированию, гражданско-пат-риотическому воспитанию, выявлению и развитию талантливых детей. Были приняты важные решения в интересах детей.

Развитие современной государственной политики в области воспитания мы связываем с комплексом государственных и ведомственных документов, принятых в 2010-е годы. Среди них: Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, Концепция государственной семейной политики в РФ до 2025 года, Основы стратегии государственной молодёжной политики в РФ до 2025 года, Концепция развития дополнительного образования детей, государственная программа «Патри-

отическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.», Федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования в части их воспитательного компонента. Эти документы направлены на: формирование сильной государственной политики в сфере детства и воспитания; системное укрепление воспитательного потенциала страны; создание единого правового пространства; условий, необходимых для успешной жизнедеятельности и социализации; профилактику семейного неблагополучия; интеграцию социальных институтов и активизацию их деятельности.

В регионах предпринимались меры по укреплению воспитательного потенциала образовательных организаций. В Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) впервые за всю их историю был включён воспитательный компонент, который способствовал модернизации воспитания, упорядочению требований к его реализации на основе единых подходов с учётом региональных особенностей. Происходящие позитивные процессы получили отражение в таких значимых для социальной практики тенденциях, как:

• создание предпосылок для модернизации воспитания подрастающих поколений, формирования сильной общественно-государственной политики в этой сфере;

• конструктивный переход к реализации социальной политики в отношении детей на основе Национального плана действий в интересах детей; укрепление системы защиты прав детей;

• меры по укреплению социально-педагогического партнёрства, координации действий социальных институтов в решении проблем детства;

• стратегические инициативы, связанные с переходом от ведомственного, отраслевого принципа к общенациональному, междисциплинарному подходу в воспитании подрастающих поколений;

• ориентация на перестройку социально-педагогических отношений педагогов и детей, повышение их субъектного статуса, реализацию принципов самодеятельности, самоуправления, самовоспитания;

• становление системы социально-педагогических, психологических, профориентационных, социально-педагогических, медико-социальных, других

служб, обеспечивающих поддержку детей в процессе их жизнедеятельности;

• поворот к личностно-ориентиро-ванным подходам в воспитании детей на основе их комплексного изучения.

Однако в целом воспитательная ситуация остаётся достаточно сложной. Несмотря на принимаемые меры, не удаётся переломить многие тенденции, представляющие реальные риски для детей, а также эффективно противостоять стихийному социуму, агрессивной информационной среде. Воздействие негативных факторов на воспитательную ситуацию снижается весьма медленно, а в ряде сегментов воспитательного пространства возрастает. В масштабах страны позитивные процессы в сфере воспитания не получили необходимого развития, глубоко не затронули реальную практику, все уровни жизнедеятельности детей. Становление социального института воспитания происходит медленно и противоречиво, не обеспечивается должная интеграция семейного, общественного, государственного воспитания, отстаёт решение организационно-управленческих задач. Не налажена эффективная экспертиза качества воспитания, влияния на воспитательные процессы решений, принимаемых органами власти. Программы развития образования не содержат достаточных ориентиров для модернизации воспитательной работы.

Весьма негативно влияют на нравственное развитие детей неблагополучие в семьях, высокий уровень занятости родителей, конфликтность их отношений, утрата значимых традиций семейного уклада. Снизился имидж традиционного семейного образа жизни, заметна ориентация молодёжи на так называемые гражданские браки. Беспокоит количество разводов, а также детей, родившихся вне брака, безответственное отношение некоторых родителей к своим обязанностям. Только в 2015 году 33 400 человек были лишены родительских прав [2].

К сожалению, не удаётся переломить тенденцию проявления насилия и жестокости по отношению к детям. В 2015 году от преступных посягательств пострадало 102 600 несовершеннолетних (на 7,5% больше, чем в 2014 году), из них 12 175 — от преступлений, связанных с половой неприкосновенностью (рост 21,9%) [2]. С другой стороны, большую тревогу вызывает детская преступность. Ежегодно в качестве обвиняемых и подоз-

реваемых привлекается более 200 тыс. несовершеннолетних, достигших 14-летнего возраста. Около 20 тыс. детей получает наказание в виде лишения свободы. Растёт доля осуждённых за умышленное убийство, нанесение тяжкого вреда здоровью, разбой, грабёж [3, с. 178]. При этом в детской среде возникают новые грани противоречий и рисков. Речь идёт, например, об интернет-зависимости детей, их стремлении уйти от реальной действительности, алкоголизме и наркотиках, достижении популярности через шокирующее поведение, коллективные избиения сверстников, поражающие своей жестокостью. Это и публикации в социальных сетях безнравственных сцен из личной жизни, маниакальные увлечения «селфи», движением «заце-перов», безрассудно рискующих своей жизнью. Сегодня общество особенно шокировано масштабами подростковых суицидов, чудовищными действиями интернетных провокаторов — так называемых «групп смерти», — подталкивающих детей к самоубийству.

Беспокоят масштабы деструктивных информационных доступных для детей потоков, транслирующих агрессивные модели поведения, сцены насилия, жестокости, другие социальные патологии, деформирующие сознание детей. Остаётся актуальным вывод, содержащийся в Периодическом докладе Института семьи и воспитания: «Средства массовой информации нередко отражают общественные процессы таким образом, что усиливают негативные социальные установки детей и молодёжи, истощают их психологический ресурс и адаптационный потенциал... Действия ряда общественных групп, теле-радио каналов по своей направленности таковы, что формируют человека, весьма далёкого от идеала свободного, ответственного, патриотически настроенного российского гражданина» [4, с. 13, 45].

В то же время сохраняется дефицит системных изменений в воспитательном процессе, его методологическом, нормативном, правовом, структурном обеспечении. Социальная практика воспитания отстаёт от актуальных требований общества и потребностей развития новых поколений детей. Позитивные тенденции в сфере воспитания сдерживаются рядом инерционных факторов. На основе анализа и систематизации проблем и противоречий воспитательного пространства мы выделяем следующие неблагоприятные тенденции как наиболее

опасные системные риски для детских поколений:

1) деформация социального института семьи, традиционных семейных ценностей и нравственных ориентиров, тенденции алкоголизации, наркотизации, криминализации семейной сферы; снижение доверия родителей к системе образования;

2) нестабильность воспитательного пространства, его неадекватность актуальным императивам воспитания, потребностям детей и требованиям общества;

3) негативное воздействие на развитие воспитания рыночной идеологии и неолиберальных подходов, связанных с вытеснением из школы целенаправленной системы воспитания и её заменой концепциями «свободного развития личности» и стихийной социализации детей;

4) недооценка воспитания как общенационального приоритета, самостоятельного направления и системы целенаправленной деятельности;

5) отсутствие в течение многих лет (до 2015 года) государственной стратегии воспитания;

6) неразвитость правового обеспечения воспитания как общенационального приоритета, самостоятельного направления и системы деятельности;

7) недостаточная готовность действующих систем воспитания к глобальным трансформациям общества и подрастающих поколений, к новым тенденциям в детской среде, эффективному противодействию социальным рискам и вызовам;

8) ослабление воспитательной функции средней школы как особо значимого звена в системе воспитания, связанное с реформами 1990-х гг. и реализацией рыночных концепций в образовании;

9) неопределённость системы базисных ценностно-мировоззренческих оснований воспитания учащихся, учитывающих общенациональные отечественные ценности, возрастные, личностные, этнические и другие особенности детей;

10) отсутствие чётких положений, определяющих качество воспитания в контексте образования и обучения, в том числе в Федеральных государственных образовательных стандартах;

11) дефицит разнообразных и интересных для детей социальных, трудовых, общественных, благотворительных и других практик, позволяющих им накапливать необходимый жизненный опыт и овладевать компетенциями в условиях реального социума;

12) деформация структуры индивидуальной мотивации, ценностей, нравственных установок детей; недостаток таких значимых качеств, как социальная ответственность, гражданская активность, умение работать в коллективе;

13) отставание подготовки педагогов к воспитательной работе в процессе вузовского и послевузовского образования, особенно в части ценностно-целевых оснований воспитания, инновационных технологий, работы с неформальными объединениями молодёжи;

14) необеспеченность воспитательного процесса необходимыми механизмами, такими как федеральная целевая программа, мониторинг качества воспитания, прогнозирование динамики воспитательной ситуации в стране, качественных изменений подрастающих поколений; стандартизация условий воспитания;

15) недостаточная эффективность программ и механизмов, направленных на противодействие деструктивным влияниям агрессивной информационной среды на детей;

16) утрата значимой части отечественного опыта воспитания, эффективной системы его обобщения и распространения; отставание в течение многих лет федерального центра от развития воспитательного потенциала регионов, развивающихся стратегий и систем, передовых практик образовательных организаций; передовых идей, подходов, предлагаемых учёными;

17) недооценка значения результатов научных исследований — особенно в области развития стратегических основ воспитания и современных воспитательных систем;

18) неготовность части социальных институтов воспитания к полноценной реализации своих функций; недостаточность межведомственной интеграции субъектов воспитания; атрофирован-ность воспитательной работы по месту жительства, почти повсеместная утрата её инфраструктуры;

19) нерешённые проблемы в этнокультурной сфере воспитания в условиях противоречивой многонациональной среды;

20) слабость воспитательного потенциала детско-юношеских общественных объединений, их неспособность масштабно и эффективно содействовать формирующейся общенациональной системе воспитания, противостоять социальным аномалиям в детской среде, деструктивным молодёжным группам.

О новой

общественно-государственной стратегии развития воспитания

Сложившаяся за последние десятилетия парадигма воспитания детей не отвечает в должной мере актуальным требованиям развития общества. В обществе осознаётся необходимость принятия новых, стратегических решений, аналогов которым не было в нашем предыдущем опыте. Поиск таких решений является задачей всего общества и государства, а не отдельных их социальных институтов.

Новые возможности в решении рассматриваемых проблем открывает Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Стратегия), утверждённая распоряжением Правительства России от 29 мая 2015 г. [5]. Впервые в постсоветский период в России была сформулирована общественно-государственная позиция в сфере воспитания, определяющая его как общенациональный приоритет, ориентированная на формирование эффективной государственной политики в этой сфере, системное укрепление воспитательного потенциала страны, активизацию деятельности субъектов воспитания. Поставлены задачи реальной гуманизации воспитательного процесса, обеспечения его единства, целостности и непрерывности, формирования новых субъект-субъектных отношений педагогов и учащихся, развития индивидуальности, творческих способностей, социальной активности и самодеятельности детей, создания для них равных стартовых возможностей.

Стратегия призвана объединить разрозненные практики воспитания, построить единую по целям и задачам, но разнообразную по содержанию и технологиям общественно-государственную систему воспитания, ориентированную на все уровни жизнедеятельности детей. Формируется новая ситуация, которая открывает дополнительные возможности для развития различных направлений воспитания, его содержания, принципов, методов, обоснования государственного, общественного и индивидуально-личностного заказов в сфере воспитания с учётом возрастающих требований к формированию гражданских, нравственных, социальных качеств молодого человека, вступающего во взрослую, самостоятельную жизнь.

Расширяются перспективы создания структурных механизмов, необходимых для совершенствования воспи-

тательного процесса; в частности, для осуществления его системного мониторинга и прогнозирования развития воспитания, обеспечения его полноценной индивидуализации, всестороннего изучения детей в целях формирования их личностной траектории жизнедеятельности, системы нравственных установок, успешного образовательного и профессионального самоопределения.

Стратегия должна придать воспитанию новый импульс и общенациональный характер, объединить усилия социальных институтов, оптимизировать участие семьи в воспитательном процессе, исправить допущенные ошибки. Она может стать системной основой для возрождения на качественно новом уровне лучших традиций и опыта воспитания, повышения престижа семьи и семейных ценностей, укрепления воспитательного потенциала системы образования, утверждения в детской среде позитивных моделей поведения.

Важно, чтобы Стратегия была тесно увязана с выполнением Указа Президента РФ «Об общенациональной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», который нацелен на создание условий для успешной жизнедеятельности детей, формирование единого правового пространства детства, объединение воспитательного потенциала всего общества. Позитивная трансформация социального института воспитания предполагает дальнейшее совершенствование воспитательного компонента ФГОС, механизмов программирования воспитания в целях позитивного развития личности. Важно, чтобы Стратегия имела статус «открытого документа», предполагающего внесение уточнений и корректив в процессе его реализации в соответствии с результатами мониторинга воспитательной ситуации и прогнозированием её развития.

На наш взгляд, интегральным механизмом модернизации воспитания могла бы стать Государственная программа развития воспитания и социализации детей в Российской Федерации, обеспечивающая реализацию Стратегии в соответствии с заданными целями и задачами, межведомственное взаимодействие субъектов воспитания на основе единых методологических и стратегических ориентиров [6]. Опыт разработки данной программы Государственным НИИ семьи и воспитания ещё в 2000 году был поддержан Министерством образования РФ, Правительством

России, Российской академией образования. Отметим также, что этот Институт активно способствовал созданию национальной стратегии развития воспитания. Проект обоснования такой стратегии был представлен Координационному Совету при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, к его заседанию 25 ноября 2014 года.

Стратегия как правительственный нормативно-правовой документ определяет вектор развития воспитания в стране. На его основе проектируются региональные стратегии и программы, призванные обеспечить новый уровень организации и результатов воспитательной работы, а в перспективе — и новый уровень качества подрастающих поколений. Необходимо, чтобы программы были комплексными, охватывали все сферы жизнедеятельности детей, опирались на потенциал профильных социальных институтов, учитывали особенности воспитательной ситуации в регионах, отслеживали её динамику на основе объективных критериев оценки. Прежде всего, с позиций новой Стратегии следует разобраться в причинах инерционных факторов, препятствующих реализации воспитательных программ, систематизировать имеющиеся проблемы и риски, внести соответствующие коррективы в намеченные планы. Определённым ориентиром в этой работе может служить перечень неблагоприятных тенденций, приведённый выше.

Подчеркнём, что Стратегия даёт рамочное представление о целях, принципах, направлениях модернизации воспитания, которые необходимо адаптировать к конкретным условиям. Очевидно, что новые подходы потребуют и структурных изменений, проектирования новых механизмов, моделей, систем, соответствующих сложности решаемых задач. При этом нельзя упрощать и бюрократизировать воспитательный процесс, подменять его многочисленными мероприятиями и отчётами.

В контексте осуществляемой модернизации предстоит разработать и реализовать принципиально новую модель общественно-государственной системы воспитания и социализации детей, ориентированную на актуальные потребности подрастающих поколений; возрастающие требования общественного развития; глобальные изменения современного мира, несущие в себе риски и вызовы, опасные для растущего человека. Должны быть реально обеспечены

новый статус воспитания как общенационального приоритета, самостоятельного направления целенаправленной деятельности, а также необходимый уровень интеграции воспитательного потенциала семьи, школы, культурно-просветительных и спортивных организаций, других социальных институтов. При этом успешность воспитания определяется активной позицией гражданского общества; поэтапным созданием необходимых структурных, кадровых, научно-методических, инфраструктурных, материально-технических, финансовых условий, системным контролем за динамикой изменений воспитательного процесса.

В связи с реализацией Стратегии рассмотрим ещё несколько актуальных проблем, требующих системного осмысления в процессе проектирования государственной политики в области воспитания.

О трансформации понятия «воспитание»

В нашей стране воспитание традиционно рассматривалось как задача школы, системы образования и относилось в основном к сфере педагогики — науке о воспитании подрастающих поколений. В соответствии с нашим подходом понятие «воспитание» будет претерпевать существенную трансформацию, всё более приобретать междисциплинарный, многосторонний характер, включаться в широкий поликультурный контекст, в масштабные процессы социализации личности. Важнейшей составляющей такого подхода является качественная перестройка социально-педагогических отношений детей и взрослых на основе их новых ролей и функций, достижения подрастающими поколениями нового уровня жизненной самостоятельности и социальной активности. В воспитательном процессе, его различных системах взаимоотношений дети будут выступать активными субъектами воспитательной деятельности, их необходимо ориентировать на самодеятельность, самореализацию, самовоспитание, самоопределение.

Воспитание всё чаще рассматривается как междисциплинарная проблема, многостороннее, полифункциональное сопровождение и поддержка детей в процессе их жизненного самоопределения, в котором наряду с педагогами участвуют и многие другие специалисты — представители различных профессий и служб, в помощи которых нуждаются дети. При этом система об-

разования остаётся важнейшей составляющей общенациональной системы воспитания, осуществляет координирующую функцию в воспитательном пространстве как наиболее профессиональный его субъект, интегрирует воспитательный потенциал других социальных институтов.

Таким образом, во-первых, воспитательный процесс имеет тенденцию трансформироваться из сугубо педагогического процесса в междисциплинарный, полифункциональный, социализацион-ный процесс. Во-вторых, существенно меняется традиционный статус системы образования, школы, семьи, позиция педагогов в воспитательном процессе в связи с изменением Стратегии, существенным усложнением целей и задач воспитания, расширением состава его субъектов, другими факторами. В-третьих, новое качество приобретают субъектные отношения педагогов и учащихся, в которых центр тяжести переносится на самостоятельность, самодеятельность, самоуправление. В-четвёртых, воспитание детей не ограничивается ведомственными рамками системы образования, а приобретает всеобщий характер и общенациональное значение. При этом система образования остаётся особо важным, координирующим субъектом воспитания.

О специфике воспитательной функции в системе образования

Ключевым в новой парадигме воспитания является вопрос о специфике воспитательной функции в системе образования, которая, бесспорно, является особо ценным ресурсом развития и самореализации детей. В соответствии с отечественной традицией воспитание всегда было более широким понятием, чем образование, определяющим его ценностно-мировоззренческие основания. В таком понимании образование выступает инструментом воспитания. Речь идёт не о противопоставлении этих двух взаимосвязанных и взаимодополняющих базисных социальных институтов, а об обеспечении их баланса, оптимальном взаимодействии и интеграции. «Главная цель средней школы, — подчёркивал Д.С. Лихачёв, — воспитание. Образование должно быть подчинено воспитанию. Воспитание — это в первую очередь прививка нравственности и создание у учащихся навыков жизни в нравственной атмосфере. Но вторая цель, теснейшим образом связанная с развитием нравственного режима, — развитие всех способностей

человека и особенно тех, которые свойственны тому или иному индивидууму» [7]. И с этой авторитетной точкой зрения нельзя не согласиться.

Методологические вопросы статусного соотношения воспитания и образования, общих и специфических особенностей их взаимодействия практически не исследованы. Воспитание в системе образования должно функционировать как в форме неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, так и в качестве самостоятельного направления и системы целенаправленной деятельности. Уроки 1990-х годов, когда система воспитания в школах была практически ликвидирована и заменена в основном образовательной, обучающей функцией, убедительно показали несостоятельность и опасность такого подхода, крайне негативные последствия которого отразились на нескольких поколениях детей и молодёжи.

В процессе обучения воспитание играет активную роль в формировании мировоззрения детей, их нравственных установок. При этом оно задаёт цели и ценностные основания развитию личности, ориентировано на снижение социальных рисков в детской среде и воздействия негативных факторов социума. По мнению О.С. Газмана, к специфическим задачам воспитания относится «формирование эмоционально-ценностного и нравственно-поведенческого отношения к действительности» [8, с. 51].

Принципиально важно, что воспитание — это не только ведомственная проблема и задача системы образования. По своим масштабам и значению — это общенациональный социальный институт, направленный на социокультурное, духовно-нравственное развитие личности, её полифункциональное сопровождение и поддержку в процессе самореализации и жизненного самоопределения. Институт воспитания объективно не ограничен ведомственными рамками, имеет самостоятельный статус, сущностные, а не вспомогательные функции. Ущемление воспитания как целенаправленной деятельности, а также недооценка её самостоятельной роли и значения нарушают баланс в системе «воспитание — обучение — образование», обедняют процессы социализации детей.

О правовом обеспечении воспитания

В настоящее время правовая база воспитания развита недостаточно, она не обладает необходимой целостностью, сис-

темно не регулирует воспитательную сферу, носит в основном отраслевой, ведомственный характер. Это ограничивает возможности воспитательной практики, которая всё более становится многомерной, многоканальной, междисциплинарной. Законодательство должно быть адекватным закономерностям и тенденциям развития воспитания, потребностям общества и подрастающих поколений. При этом следует иметь в виду, что та часть вопросов, которая относится к сугубо личностной, индивидуальной, нравственной сфере воспитания, не подлежит правовому регулированию.

По нашему мнению, на правовом уровне прежде всего важно определить: комплекс понятий, отражающих воспитательную деятельность, социальные отношения в сфере воспитания, а также статус воспитания как общенационального приоритета, самостоятельного направления и системы целенаправленной деятельности; требования к развитию воспитательного потенциала страны, деятельности субъектов воспитания, составу соответствующих органов власти, государственных документов. В законодательстве целесообразно отразить общие вопросы стандартизации условий воспитания, организации мониторинга, прогнозирования, целевого программирования, ресурсного и другого обеспечения.

Развитие законодательной базы воспитания следует осуществлять в направлении её систематизации, расширения содержательного поля правового обеспечения воспитания как приоритетной функции общества и государства. В связи с этим важно разработать концепцию правового регулирования воспитания детей в основных сферах их жизнедеятельности; систематизировать действующее законодательство (возможно, сформировать Основы законодательства о воспитании и социализации детей); упорядочить социально-правовую экспертизу в сфере воспитания. В контексте реализации Стратегии целесообразно внести определённые изменения в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в другие законодательные акты.

О развитии научных исследований в области воспитания

Системной поддержки требуют стратегические исследования в области воспитания. Сегодня они занимают весьма скромное место в научных программах, что отчасти обусловлено укоренившимся в 1990-е годы подхо-

дом, отрицающим необходимость воспитания как самостоятельного направления деятельности. В те годы были сокращены и без того малочисленные ведомственные научные учреждения и лаборатории, свёрнуты комплексные исследования в области воспитания. Данная тенденция в определённой степени сохраняется и в настоящее время. Поэтому важно придать этим исследованиям должный масштаб и ресурсное обеспечение.

По нашему мнению, стратегические исследования в сфере воспитания необходимо переориентировать от узкотематической проблематики к крупным научным проектам и разработке значимых стратегий; от узкопрофильных педагогических исследований к междисциплинарным проектам; от фрагментарных исследований к комплексным и системным исследованиям целостного воспитательного пространства; выявлению глобальных и частных противоречий, тенденций и закономерностей.

Перспективы развития стратегических исследований связаны с анализом динамики воспитательной ситуации в стране на основе системного мониторинга; разработкой методологических оснований воспитательной деятельности, проведением междисциплинарных исследований проблем прогнозирования и проектирования воспитательных систем школы будущего; созданием концепции правового регулирования воспитания; разработкой методологии и механизмов социальной экспертизы воспитательного пространства и результатов воспитания.

В контексте реализации Стратегии важно также осуществить научную разработку таких проблем, как: развитие государственной политики в сфере воспитания; стандартизация социально-педагогических условий воспитания детей; разработка ценностно-мировоззренческих оснований воспитания; обоснование интегральных механизмов развития воспитания и его межведомственной координации. Обратим внимание на то, что в области воспитания созданы и апробированы значимые разработки для воспитательной практики. Однако многие из них системно не реализованы в масштабах страны.

О подготовке родителей к воспитанию детей

Родители являются стратегическим институтом общества, который во многом определяет качество будущих

поколений, а значит, и будущее нашей страны. Воспитание детей — конституционное право и обязанность каждого родителя. Более того, это право является преимущественным перед всеми другими лицами. Однако если педагоги получают соответствующее образование, то для родителей необходимая система подготовки, объединённая единой концепцией, не предусмотрена. Сложившиеся в прошлом механизмы в этой сфере во многом были утрачены в 1990-е годы. Особенности современной воспитательной ситуации, риски и вызовы, с которыми сталкиваются сегодня дети, требуют новых современных подходов к их воспитанию, адекватного уровня и качества подготовки родителей. В последние годы государством принят ряд важных решений, направленных на укрепление социального института семьи, поставлены актуальные задачи по повышению компетентности родителей.

Однако создать федеральную систему подготовки родителей ещё не удалось. Не сформирована необходимая правовая база, не утверждена Концепция единой системы просвещения родителей. Но работа в этом направлении осуществляется. Совместно с общественными организациями и экспертами Минобрнауки РФ разрабатывает проект «Российский родительский университет», совершенствует правовые вопросы взаимодействия родителей и школы, повышения их взаимной ответственности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Просвещению родителей в нашей стране важно придать масштабы общенациональной инициативы «Ответственное родительство», которая объединила бы потенциал всего общества, сосредоточила усилия на решении стратегических задач совершенствования партнёрских отношений родителей с государственными и общественными институтами, создания эффективной системы подготовки родителей к успешному выполнению своих обязанностей. Институт родительства должен занять своё стратегическое место в обществе, стать важнейшим ресурсом развития страны и воспитания детей.

О мерах по реализации Стратегии

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2016 г. утверждён план мероприятий по реа-

лизации Стратегии в 2016-2020 годах [9]. В контексте этого плана предлагается рассмотреть целесообразность ряда дополнительных мер (которые, на наш взгляд, имеют принципиальное значение). К ним относятся:

♦ проектирование распоряжения Правительства России о мерах по развитию государственной политики в области воспитания;

♦ система мер по информационному обеспечению реализации Стратегии;

♦ модель общенациональной системы воспитания детей в Российской Федерации, включая модель воспитания учащихся в системе образования;

♦ концепция правового обеспечения воспитания в Российской Федерации, включая систему образования;

♦ предложения об укреплении воспитательного компонента ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»»;

♦ система взаимодействия субъектов воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

♦ проектирование федеральной государственной (межведомственной) программы развития воспитания и социализации детей;

♦ проектирование системы прогнозирования процессов воспитания и социализации детей;

♦ модель оценки эффективности воспитательной деятельности на различных уровнях жизнедеятельности детей;

♦ периодические доклады о состоянии и развитии воспитания детей в Российской Федерации;

♦ концепция модернизации воспитательного компонента ФГОС для общеобразовательных организаций;

♦ оптимизация системы обобщения и распространения лучших воспитательных практик;

♦ концепция развития воспитательной работы по месту жительства;

♦ модель общественной практики детей в условиях реального социума;

♦ проектирование программы развития стратегических исследований в области воспитания и социализации подрастающих поколений;

♦ механизмы организации контроля за созданием условий для воспитания и социализации детей в образовательных организациях;

♦ нормативное урегулирование ресурсного обеспечения воспитательной деятельности (материально-техничес-

кого, финансового, кадрового, информационно-методического);

♦ включение дополнительного образования в Концепцию развития, планы её реализации, показатели мониторинга системы образования РФ, другие официальные документы полноценного воспитательного компонента;

♦ ежегодный выпуск статистического сборника «Воспитание и социализация детей в РФ»;

♦ рекомендации по организации общественно-государственного контроля за реализацией Стратегии;

♦ предложения по развитию воспитательного потенциала федерального комплекта учебников по гуманитарным дисциплинам на основе целевой экспертизы;

♦ рекомендации по совершенствованию организации воспитательной работы на разных уровнях жизнедеятельности детей;

♦ новая парадигма патриотического воспитания детей, отвечающая социокультурным реалиям современной России;

♦ систематизация и обоснование инерционных факторов и рисков в сфере воспитания детей;

♦ концепция развития воспитания детей по месту жительства.

Проектируемые изменения в сфере воспитания должны исходить из объективной оценки глобальных трансформаций российского социума, особенностей сегодняшних и будущих поколений детей, развивающихся закономерностей, принципов, целей, условий воспитательной деятельности. Стратегия открывает дополнительные возможности для модернизации отечественной системы воспитания, достижения качественно новых позитивных результатов в развитии подрастающих поколений.

Рассмотренные подходы и предложенные меры, на наш взгляд, будут способствовать укреплению воспитательного потенциала страны, системы образования, всех субъектов воспитания; преодолению отставания воспитательной деятельности от современных потребностей общества, повышению качества целостного процесса обучения и воспитания детей. Эти проблемы требуют особого внимания государства и гражданского общества, широкого обсуждения, постоянного обмена опытом достижения значимых результатов

в педагогических и научных коллективах, во властных структурах с участием всех субъектов воспитательной дея тельности.

ССЫЛКИ

[1]. Приказ Министерства образования Российской Федерации «О реализации решения коллегии от 28.09.99 № 19» от 18.10.99 № 574.

[2]. Петин В. Как социальные сети помогают в работе омбудсмена // Российская газета, 11 апреля 2016 года.

[3]. Нестеров А.Ю. Пенитенциарные адаптационные технологии по отношению к несовершеннолетним осуждённым в воспитательных колониях УФСИН России // Власть. — 2016. — № 3.

[4]. О состоянии и перспективах развития воспитания и социализации детей в Российской Федерации: Периодический доклад. — М., 2010.

[5]. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).

[6]. Государственная программа развития воспитания и социализации детей в Российской Федерации: Проект. — М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2010.

[7]. Положевец П. Первые сто строк // Учительская газета, 26 марта 2013 года.

[8]. Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей // Педагогика. — 1997. — № 4.

[9]. План мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждён распо-

ряжением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2016 г. № 423-р).

REFERENCES

[1]. Prikaz Ministerstva obrazovanija Rossijskoj Federacii «O realizacii reshenija kollegii ot 28.09.99 № 19» ot 18.10.99 № 574.

[2]. Petin V. Kak social'nye seti pomo-gajut v rabote ombudsmena // Rossijskaja gazeta, 11 aprelja 2016 goda.

[3]. Nesterov A.Ju. Penitenciarnye adaptacionnye tehnologii po otnosheniju k nesovershennoletnim osuzhdennym v vospitatel'nyh kolonijah UFSIN Rossii // Vlast'. — 2016. — № 3.

[4]. O sostojanii i perspektivah razvitija vospitanija i socializacii detej v Rossijskoj Federacii: Periodicheskij doklad. — M., 2010.

[5]. Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda (Utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maja 2015 g. № 996-r).

[6]. Gosudarstvennaja programma razvitija vospitanija i socializacii detej v Rossijskoj Federacii: Proekt. M.: Institut sem'i i vospitanija RAO, 2010.

[7]. Polozhevec P. Pervye sto strok // Uchitel'skaja gazeta, 26 marta 2013 goda.

[8]. Gazman O.S. Otvetstvennost' shkoly za vospitanie detej // Pedagogika. — 1997. — № 4.

[9]. Plan meroprijatij po realizacii v 2016 — 2020 godah Strategii razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 (utverzhden rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 12 marta 2016 g. № 423-r).

UP-BRINGING AS A MATTER OF PRIORITY FOR THE SOCIETY AND STATE

Serguey V. Darmodekhin — Member of the Russian Academy of Education, Doctor of Sociological Sciences, Professor, Laureate of the Government Prize for Education: e-mail: [email protected]

ABSTRACT

Relevant problems connected with up-bringing paradigms' changes, modern up-bringing situation, contradictions and risks of the up-bringing environment, transformation of up-bringing function in the system of education, reveal of new regularities and principles of up-bringing are considered in the context of the up-bringing development Strategy. The author's approaches to shaping of state policy in the field of up-bringing, designing of adequate system of goal-oriented activity as a nationwide task are justified; requirements to regulatory and scientific support of educational activity are defined.

Keywords: up-bringing, socialization, social up-bringing institution, state policy in the field of education, up-bringing development strategies, up-bringing as a nationwide priority, subjects of up-bringing, legal regulation of up-bringing, specificity and status of up-bringing in the educational system, regularities and development principles of up-bringing, new quality of social-pedagogical relations, state program for development of up-bringing and socialization of children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.