Научная статья на тему 'Развитие воспитательной компоненты и программа воспитания ФГОС общего образования: какова взаимосвязь и что делать школе'

Развитие воспитательной компоненты и программа воспитания ФГОС общего образования: какова взаимосвязь и что делать школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
822
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ / TRAINING DEVELOPMENT PROGRAMME / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / AN EDUCATIONAL COMPONENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITIES / TRAINING PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вагнер Ирина Владимировна

В статье рассматриваются подходы к развитию воспитания, заявленные в новом документе Минобрнауки России, различия и взаимосвязи программ развития воспитания и программ воспитания, тревожные тенденции и возможные пути их преодоления, ставятся некоторые акценты воспитательной деятельности в условиях введения ФГОС общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the Educational Component and the Standard of Education: What Interaction Is and What School Must Do

The article discusses approaches to the development of education in the new document declared by the Ministry of Education and Science of Russia, differences and interactions of educational development programmes and education programmes, the anxious trends and possible ways to overcome them, puts some emphases on educational activities in introduction of the general education standard.

Текст научной работы на тему «Развитие воспитательной компоненты и программа воспитания ФГОС общего образования: какова взаимосвязь и что делать школе»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371

И. В. Вагнер

Развитие воспитательной компоненты и программа воспитания ФГОС общего образования:

какова взаимосвязь и что делать школе

В статье рассматриваются подходы к развитию воспитания, заявленные в новом документе Минобрнауки России, различия и взаимосвязи программ развития воспитания и программ воспитания, тревожные тенденции и возможные пути их преодоления, ставятся некоторые акценты воспитательной деятельности в условиях введения ФГОС общего образования.

Ключевые слова: воспитание, социализация, программа воспитания, программа развития воспитания, воспитательная компонента образовательного процесса, воспитательная деятельность.

I. V. Vagner

Development of the Educational Component and the Standard of Education: What Interaction Is and What School Must Do

The article discusses approaches to the development of education in the new document declared by the Ministry of Education and Science of Russia, differences and interactions of educational development programmes and education programmes, the anxious trends and possible ways to overcome them, puts some emphases on educational activities in introduction of the general education standard.

Keywords: education, socialization, training programme, training development programme, an educational component of the educational process, educational activities

В конце мая 2013 года на сайте Минобрнауки была размещена Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных школах [1]. Отрадно, что такой документ появился, и вместе с тем очевиден вопрос: как эта программа соотносится с Программой воспитания и социализации учащихся, уже включенной в ФГОС общего образования для каждой из трех ступеней: начальной, основной и старшей школы [4; 5]? На семинарах в Институте стратегических исследований в образовании Российской академии образования, которые собирают педагогов общеобразовательных учреждений, специалистов в области образования из разных регионов России, такой вопрос уже неоднократно звучал. От ответа на него сейчас зависит, как будет школа осуществлять свою воспитательную деятельность, разрабатывать программу воспитания учащихся, не обернется ли такая ситуация на практике новой волной бумаг, отчетности, «параллельными» программами воспитания - по образцу Программы воспитания ФГОС и по образцу Программы развития воспитания...

Эти и многие другие вопросы звучат сейчас очень тревожно, так как после двух десятилетий

забвения, замалчивания почти утраченное воспитание наконец официально возвращено в школу, так как от качества программ воспитания, разрабатываемых сегодня школой на основе примерных программ воспитания и социализации, включенных во ФГОС общего образования, зависит развитие воспитательной ситуации в современном российском обществе. На ошибки в области воспитания права сейчас нет ни у педагогов, ни у руководящих кадров, так как воспитательная ситуация остается весьма противоречивой, социальный статус воспитания хотя и растет, но остается неустойчивым, так как еще очень легко, качнув маятник в обратную сторону, разрушить наметившиеся позитивные тенденции развития воспитательной ситуации в современной России.

Так по какой же программе работать школе? С одной стороны, ответ очевиден: по ФГОС общего образования. Но какую роль играет в таком случае Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях? Нужно ли школе разрабатывать аналогичные программы? Почему на государственном уровне для общеобразовательной школы предложены одно-

© Вагнер И. В., 2013

временно две программы? Так ставят вопросы практики.

Примерно так же, как и сейчас, звучали они в 1999 году, когда после 7 лет без воспитания, впервые на фоне катастрофического роста негативных явлений в детской среде, утраты воспитательного потенциала институтами социализации, на фоне социально-экономических кризисов переходного периода появилась наконец Программа развития воспитания в системе российского образования. У многих тогда было желание сравнить ее с авторскими концепциями воспитания, увидеть в ней содержание воспитания, воспитательные цели, ценности, формы, методы, направления воспитательной деятельности... Потребовалось несколько лет, чтобы педагогическая общественность осознала, что у Программы развития воспитания другие функции, что она не является программой воспитания школьника.

Сейчас очень важно, чтобы эта ситуация не повторилась, так как разработанная Минобрнауки России Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях несет в себе мощный ресурс поддержки воспитательной деятельности, она очень нужна современной школе. Особенность этой программы заключается в ее управленческом формате, в том, что целью ее является не организация воспитательного процесса в школе непосредственно (это цель второго плана), а ресурсное обеспечение воспитательной деятельности (которая уже, в свою очередь, будет направлена на организацию воспитательного процесса).

Существует принципиальное различие двух документов - Программы развития воспитательной компоненты образовательного процесса (или Программы развития воспитания в системе образования) и Программы воспитания и социализации обучающихся. В первом случае речь идет о развитии воспитания как социального института, о создании условий для воспитательной деятельности, ресурсном обеспечении воспитательного процесса. Программа развития воспитательной компоненты - это программа организационно-управленческого формата, представляющая собой систему мероприятий - комплексного ресурсного обеспечения воспитательного процесса. Такой тип программы адресован прежде всего руководителям системы образования на разных уровнях, органам власти, если программа носит межведомственный характер, руководителям различных институтов социальной сферы общества, которые включены в работу по обеспечению воспитатель-

ной деятельности педагогов. Программа же воспитания и социализации обучающихся, которая включена в ФГОС общего образования и на этой основе разрабатывается коллективом общеобразовательного учреждения, отражает представления субъектов воспитательного процесса (педагогов и учащихся) о целях, задачах воспитания и социализации, о содержании и основных направлениях совместной творческой социально и лич-ностно значимой деятельности, о модели самоуправления и технологиях совместной деятельности педагогов и учащихся, о результатах совместной деятельности как социального, так и личностного уровня. Программа воспитания направлена на развитие личности, а программа развития воспитания направлена на повышение воспитательного потенциала учреждения. Программа воспитания и социализации обучающихся - компонент образовательной программы. Программа развития воспитания в образовательном учреждении - это документ, которым руководствуется, прежде всего, администрация образовательного учреждения, попечительский совет, взаимодействующие с образовательным учреждением социальные институты, она может быть не более чем частью программы управления образовательным учреждением, программы или концепции его развития, если попытаться встроить ее в структуру внутришко-льных программ. Надо ли это делать - спорный вопрос. Наиболее важные позиции ресурсного обеспечения воспитания на уровне общеобразовательного учреждения могут быть обозначены и в Программе воспитания, составленной на основе ФГОС общего образования в части механизмов ее реализации. Не это главное. Главное назначение Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях - ее реализация на управленческом, а еще лучше -межведомственном уровнях с целью расширения социального партнерства в сфере поддержки, ресурсного обеспечения воспитания как социального института, поддержки воспитательной деятельности педагогов.

Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях подготовлена, как отмечается в информационном сообщении к данному документу, «во исполнение поручения Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г.» [2]. Она нацелена на укрепление воспитательного потенциала российского социума на основе

взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования, социокультурного пространства Российской Федерации в целом.

Надо сказать, что заявление В.В. Путина в послании Федеральному Собранию в Георгиевском зале Кремля в конце 2012 года о том, что качественное образование невозможно без воспитания, о необходимости развития воспитательной компоненты в школе стало знаковым событием в развитии государственной политики в области воспитания. Школа принадлежит именно к тем институтам социализации, о которых в выступлении президента сказано как о носителях традиционных ценностей, «которые исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение» [2]. В выступлении президента была подчеркнута интенсивность информатизации, необходимость обеспечения опережающей роли воспитания, приоритетность задач воспитания в образовании и молодежной политике, укрепления духовно-нравственной основы общества: «Надо признать..., влияние школы на формирование детей и подростков в последние годы ослабло. У нее появились сильные конкуренты: Интернет, электронные СМИ. Сами родители и ученики теперь гораздо требовательнее, и школа должна успевать и за своими учениками, и за развитием общества, и за информационными потоками, а по-хорошему должна быть впереди, опережать все это... Мы должны... укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы - это не набор услуг, а . пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России» [2].

Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях свидетельствует о приоритетах государственной политики в области образования; о направленности усилий на развитие воспитания, создание условий для духовно-нравственного становления молодежи, ее позитивной социализации за счет укрепления воспитательного потенциала социальных институтов российского общества. Программа является ориентиром в проектировании стратегий модернизации образования, свидетельством приоритетности задач воспитания детей и молодежи.

Рассматривать этот документ как знак позитивной тенденции можно и на основании уже обозначенных выше параллелей между этой Программой развития воспитательной компо-

ненты в общеобразовательных учреждениях и Программой развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы, которая в конце XX века впервые в демократической России зафиксировала воспитание в ряду приоритетов модернизации образования. Отрадно, что идеи социального партнерства, межведомственного взаимодействия с целью повышения воспитательного потенциала социокультурного пространства Российской Федерации, заявленные на рубеже веков, получают сегодня дальнейшее развитие в Программе ресурсного обеспечения воспитательной деятельности, каковой по сути была и Программа 1999 - 2001 гг. (и затем 2001 -2004 гг.), и каковой по сути является Программа 2013 года: речь идет о создании условий для развития воспитания как социального института, о научно-методическом, информационном, материально-техническом, кадровом обеспечении воспитательного процесса.

Тогда, в 1999 году, в Программе развития воспитания в системе образования России отмечалось: «Программа ориентирована на повышение общественного статуса образовательных учреждений, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечения многомерности и интегрирования учебного и воспитательного процессов, баланса государственного, общественного и семейного воспитания, современных механизмов воспитания и его приоритетов в образовательных учреждениях всех типов. В период социальных преобразований в современном российском обществе актуальность приобретают формирование ценностных мировоззренческих оснований воспитания, нового воспитательного потенциала системы образования; обеспечение преемственности между поколениями россиян на основе общественного согласия, в духе формирования культуры мира и терпимости.

Программа определяет цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования, а также первоочередные меры, связанные с развитием воспитательной практики образовательных учреждений.

Программа имеет ведомственный статус, предназначена прежде всего для органов управления образованием, а также образовательных учреждений всех типов и видов. Данная Программа является основой для разработки региональных и местных программ» [3].

Вспомнить об этом представляется сегодня важным, так как только при системном и после-

довательном решении такого рода задач на государственном уровне возможно достижение результатов воспитательной деятельности, проявляющихся на личностном уровне - то есть результативности формирования гармоничной личности, ее духовно-нравственного, гражданского становления.

Отрадно, что сегодня в развитии государственной политики в области воспитания таким образом фиксируется определенная преемственность, последовательность курса на ресурсное обеспечение воспитательного процесса, что предпринимаются шаги, способствующие укреплению социального статуса воспитания в российском обществе, содействующие укреплению российского образования как института воспитания и социализации, ориентированного на формирование у молодежи духовно-нравственных идеалов, что соответствует формировавшимся на протяжении столетий отличительным особенностям российской школы и образования, которые в российской культуре всегда являлись в первую очередь пространством личностного становления растущего человека.

Своевременность мер по развитию воспитания трудно переоценить. Современная воспитательная ситуация остается противоречивой. В Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях необходимость мер по развитию воспитания обосновывается «реальной ситуацией, сложившейся в современной детской, подростковой и молодежной среде» [1, с. 2]. В аналитической части программы отмечается, что «низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития приводит к возникновению в детской, подростковой и молодежной среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия), свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательных учреждений, всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок...» [1, с. 2]. В такой ситуации очевидна целесообразность системного ресурсного обеспечения развития воспитательной компоненты образовательного процесса во всех типах образовательных учре-

ждений, и прежде всего в общеобразовательной школе.

Программа развития воспитания предполагает его комплексное ресурсное обеспечение. В качестве основных направлений разработчики Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях определили нормативно-правовое, организационно-

управленческое, кадровое, информационное, мониторинговое, финансовое и материально-техническое. Отрадно, что таким образом Программа позволяет преодолеть наконец один из мифов о воспитании, который имеет свои корни частично еще в советском прошлом, частично - в переходной эпохе «лихих 90-х»: миф о том, что воспитание не требует материальных затрат, поскольку речь идет о трансляции духовно-нравственных ценностей, о личности педагога, о межличностных отношениях в ученическом коллективе, выполнении нравственных норм. Да, воспитание - это тонкая материя: ценности, отношения, нравственные установки, личность, ее идеалы, гражданская позиция. Только чтобы личность состоялась, чтобы она обладала высокими нравственными качествами, духовно-нравственными ценностными ориентирами, готовностью реализовать свою гражданскую позицию в социальной практике, важно создать условия, важно обеспечить воспитательное пространство ее духовно-нравственного становления, позитивные образцы, информацию, которая имеет воспитательное значение, разнообразную творческую социально и личностно значимую деятельность, которая позволит сформировать актуальный позитивный социальный опыт. Все это требует финансового, материально-технического обеспечения реализации Программы воспитания и социализации обучающихся в образовательном учреждении. Предложенная Министерством образования и науки РФ Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях предполагает в качестве двух из 7 основных направлений комплексного обеспечения развития воспитания обеспечение финансовое и материально-техническое как обеспечение оснащения, необходимого для развития воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования. Такой подход, безусловно, актуален для современной школы.

Не менее важными направлениями являются научно-методическое и кадровое обеспечение развития воспитания, учитывая, что на протяжении последних двух десятилетий проблемам

воспитания детей и молодежи, организации воспитательного процесса уделялось крайне мало внимания. Развитие воспитательной компоненты образовательного процесса сегодня не может осуществляться на основе старой методологии, при отсутствии ясных представлений о тенденциях личностного развития современных школьников, о качестве имеющегося у детей и молодежи социокультурного опыта. Для развития воспитательной компоненты необходимо формирование научно обоснованных модельных представлений о воспитательном пространстве современного образовательного учреждения. Проявления агрессии, молодежный экстремизм, деструктивные явления в молодежной среде - не случайность, а проявление деструктивных тенденций, у которых есть свои объективные причины, закономерности развития. Мероприятий-ность в решении задач воспитания была бы глубокой ошибкой, которая не только не приведет к успеху, но может усугубить ситуацию. Нужна системная, глубокая исследовательская работа, направленная на всесторонний анализ воспитательной ситуации, изучение ее динамики и обеспечение научно обоснованного проектирования моделей воспитания и социализации детей и молодежи.

Второй компонент данного направления - методическое обеспечение. Сегодня в условиях реализации ФГОС общего образования школа особенно нуждается в научно-методической поддержке деятельности по проектированию программ и моделей воспитания, механизмов их реализации. Нужны комплекты методических пособий, которые педагоги могли бы применить по всем направлениям воспитательного процесса, включенным в Примерные программы воспитания ФГОС; нужны дидактические материалы для организации внеурочной работы, которые педагоги могли бы использовать в практике. Нужен широкий спектр методических пособий, современных дидактических материалов, которые можно было бы творчески применить в повседневной воспитательной работе со школьниками: в организации деятельности творческих объединений, научных обществ, в организации их социально направленной творческой проектной деятельности; в организации досуговых мероприятий, деятельности детских общественных организаций на базе общеобразовательного учреждения. Необходимо формировать научно-методическую базу воспитательной деятельности в школе через систему государственных заказов

на научную разработку проблем воспитания и социализации детей и молодежи, которые могли бы быть выполнены коллективами научных и научно-образовательных учреждений, осуществляющих исследовательскую инновационную деятельность в данном направлении.

Хотелось бы обратить внимание на включенное в Программу развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях такое направление, как «мониторинговое обеспечение воспитательной компоненты образовательного процесса». Вопросы контроля в области воспитания, оценки результатов воспитательного процесса сегодня вызывают особую тревогу в связи с тем, что на практике, в методических разработках часто присутствует либо неопределенность предмета проектирования, либо подмена предмета проектирования субъектом воспитательного процесса, а именно попытка проектировать личность. Так называемая «модель выпускника» или «портрет выпускника», к сожалению, часто начинают играть негативную роль - в тех случаях, когда они «спущены на ребенка сверху», приобретают черты обязательности или матрицы для оценки духовно-нравственного развития ребенка вместо создания условий для проектирования ребенком собственной модели мира, личностного идеала, мотивации к саморазвитию, самовоспитанию и самореализации. Педагогической аксиомой должна быть недопустимость проектирования (программирования и моделирования) личности. В процессе социально-педагогического проектирования ребенок может быть только субъектом, если мы основываемся на гуманистических и демократических ценностях, личностно-ориентированном и субъектном подходах, если мы придерживаемся общечеловеческих и общенациональных ценностей, закрепленных Конституцией Российской Федерации. Предметом проектирования может являться воспитательный процесс, система воспитания, программа воспитания или модель ее реализации, механизмы и технологии совместной деятельности субъектов воспитательного процесса, отдельные компоненты системы воспитания - все, кроме субъекта воспитательного процесса.

В связи с акцентом на мониторинге, сделанным в Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательном учреждении, и в связи с необходимостью той или иной оценки результативности реализации ФГОС общего образования, включая Программу воспитания и социализации, подчеркнем необходимость рассматривать оценку как часть воспитательного процесса, его звено,

рассматривать ребенка как субъект оценочной деятельности, встроить оценочный компонент в программу воспитания, а не спускать на школьные программы некий мониторинг как попытку измерения духовности, гражданственности, патриотизма, нравственности... Такие попытки не могут способствовать развитию воспитания, а могли бы отбросить его на обочину демократического пути развития российского общества.

Характеристики завтрашней российской демократии во многом зависят от состояния воспитания сегодня - от сформированности у сегодняшних школьников демократических ценностей, от их готовности к самостоятельному выбору, от их гражданской позиции, нравственного стержня, порядочности, достоинства, стремления жить по совести и многих других добродетелей, которыми демократия, заложенная в 90-е годы, оказалась небогата. Свобода - безусловная ценность, но важно подготовить подрастающие поколения к свободной жизни, к позитивной, продуктивной самореализации в условиях свободы, в демократическом обществе. Демократическая сущность нового воспитания заключается, на наш взгляд, в предоставлении ребенку свободы выбора индивидуальной траектории развития в процессе образования, создании условий для его самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности, подготовке его к принятию самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу общечеловеческих ценностей, стимулировании его к самовоспитанию, непрерывному духовному саморазвитию в процессе реализации своих духовных идеалов в практике. При этом предоставление свободы должно сочетаться с формированием у детей чувства ответственности за свои поступки, и чем выше у ребенка чувство ответственности, тем более широкими должны быть его возможности выбора. Подготовка ребенка к самоопределению может быть успешной только в том случае, если ему есть из чего выбирать, если учреждением образования обеспечено пространство для осуществления ребенком самостоятельного выбора форм и видов деятельности, если ему предоставлены образцы успешной самореализации, если лично для каждого ребенка создана ситуация успеха, если каждому подростку оказана поддержка в проектировании личностного роста, если интересы коллектива и личности не противоречат друг другу, а высоконравственная, гармонично развитая личность является одной из основных ценностей и целей коллектив-

ной деятельности наряду с решением актуальных проблем современного социума.

Нужен мониторинг, который поможет школе в организации воспитательной деятельности: мониторинг воспитательного потенциала различных институтов социализации, мониторинг воспитательной ситуации, мониторинг информационного пространства, мониторинг социального пространства как пространства для социальных, проектных инициатив школьников в контексте социального запроса на участие детей в общественной жизни, в контексте возможностей их самореализации в социальной практике. Результативность реализации воспитательной составляющей ФГОС общего образования тоже целесообразно рассматривать, прежде всего, с точки зрения условий, созданных в общеобразовательном учреждении для воспитания, социализации, духовно-нравственного становления личности.

Таким образом, новый шаг к развитию воспитания, который хотелось бы прогнозировать в связи с реализацией Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, должен состоять в совершенствовании образовательного менеджмента в области воспитания, во всемерной ресурсной поддержке школы, ее воспитательной деятельности, создании наиболее благоприятных условий для обеспечения работы школьных коллективов по созданию и реализации программ воспитания - программ совместной деятельности детей и взрослых (как это предусмотрено ФГОС общего образования), направленных на духовно-нравственное становление личности, формирование у школьников гражданской позиции, актуального социального опыта, готовности к самоопределению и самореализации.

Библиографический список

1. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Ийр://минобрнауки.рф

2. Стенограмма Послания Владимира Путина Федеральному Собранию // Российская газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.ig.ru/2012/12/12/ stenogramma-poln.html

3. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 гг. [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://iam.duma.gov.rU/node/2/4532/15418

4. ФГОС начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://standart.edu.ru/

5. ФГОС основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010. № 1897) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://standart.edu.ru/

Bibliograficheskij spisok

1. Programma razvitiya vospitatel'noy komponenty v obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa : http://minobrnauki.rf

2. Stenogramma Poslaniya Vladimira Putina Fede-ral'nomu Sobraniyu // Rossiyskaya gazeta [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.rg.ru/2012/12/12/ stenogramma-poln.html

3. Programma razvitiya vospitaniya v sisteme obrazo-vaniya Rossii na 1999 - 2001 gg. [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa : http://iam.duma.gov.ru/node/2/4532/15418

4. FGOS nachal'nogo obshchego obrazovaniya (Prikaz Minobrnauki RF № 373 ot 06.10.2009) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa : http://standart.edu.ru/

5. FGOS osnovnogo obshchego obrazovaniya (Prikaz Minobrnauki RF ot 17.12.2010. № 1897) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa : http://standart.edu.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.