УДК 37.035
А. В. Кисляков, А. В. Щербаков
Построение модели воспитания и социализации обучающихся на основе принципа
интегративности
Современные требования к качеству общего образования определяют новые подходы к управлению процессами разработки и реализации программ воспитания и социализации учащихся. Для образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования, характерна высокая степень соответствия Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования, потребностям личности, общества, государства. В данной статье представлено описание модели образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования на основе принципа интегративности в реализации программ воспитания и социализации учащихся на разных уровнях общего образования. В качестве компонентов, характеризующих организационно-управленческую сторону создания описываемой модели, представлены концептуально-целевой, содержательный, технологический, процессуальный, результативный. Рассматривается, что проектирование данной модели предполагает такую системную организацию процессов воспитания и социализации обучающихся в образовательном учреждении, когда различные субъекты образовательного процесса активно включены в создание и развитие образовательной системы, в которой основой программирования является реализация принципа интегративности. При моделировании данной образовательной системы акцентируется внимание на критериях и показателях оценки результативности и эффективности реализации программ воспитания и социализации учащихся на различных уровнях общего образования.
Ключевые слова: образовательная система, современное качество общего образования, программа воспитания и социализации, принцип интегративности, личностные образовательные результаты, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, моделирование.
A. V. Kislyakov, A. V. Shcherbakov
Creation of the Model of Education and Socialization of Students on the Basis
of the Integrative Principle
Modern requirements to quality of the general education define new approaches to management of processes of development and implementation of programmes of pupils' education and socialization. For the educational system providing modern quality of education, it is quite characteristic to have a high degree of correspondence to the Federal State Educational Standards of the general education, needs of the personality, society, the state. The description of the model of the educational system providing modern quality of education on the basis of the principle of integrity in implementation of programmes of education and socialization of pupils in different levels of the general education is presented in this article. As the components characterizing the organizational and administrative part of creation of the described model are presented: conceptual and target; substantial; technological; procedural; productive ones. It is considered that designing of this model assumes such a system of organization of processes of education and socialization of pupils in the educational institution when various subjects of the educational one are actively included into the process of creation and support of functioning and development of the educational system where the basis of programming is realization of the principle of integration. During the process of modeling of this educational system the attention is focused on the criteria and indicators of assessment of productivity and efficiency of implementation of programmes of education and socialization of pupils in various levels of the general education.
Keywords: an educational system, modern quality of the general education, an education and socialization programme, principle of integration, personal educational results, the Federal State Educational Standards of the general education, modeling.
Одним из институтов общества, реализующим цели воспитания и социализации обучающихся, является образовательное учреждение. Анализ современных педагогических исследований и практики российского образования свидетельствует о непрекращающемся интересе к проблеме системного построения
воспитания в образовательных учреждениях, что обусловлено, с одной стороны, историческими условиями, с другой стороны - проблемами социализации растущего человека.
Создание эффективной системы воспитания и социализации обучающихся в общеобразовательном учреждении требует разработки ее мо-
© Кисляков А.В., Щербаков А.В., 2014
дели, содержащей представления о наиболее важных компонентах системы. Выбор в качестве компонентов целей и задач, определенных участниками образовательного процесса, продуманной деятельности педагогов, обучающихся, родителей по реализации поставленных задач, самих людей как субъектов этой деятельности и отношений, возникающих между ними, созданного ими воспитательного пространства; управленческой деятельности, обеспечивающей построение, становление и развитие системы, позволяет наиболее эффективно сформировать и реализовать модельные представления о реализуемой образовательной системе в конкретном общеобразовательном учреждении.
Создание моделей образовательных систем невозможно без концептуализации эффективного педагогического опыта, что дает возможность педагогическим и руководящим работникам адекватно осмысливать свою профессиональную деятельность, прогнозировать развитие данных систем с целью обеспечения современного качества образования. Основанием определения модели образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования, нами была выбрана идея создания эффективных механизмов перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования, что согласуется с приоритетами государства и общества в части управления качеством общего образования.
Анализ тенденций, складывающихся в системе общего образования, позволяет выделить одним из механизмов перехода на новые стандарты интегративный подход в реализации программ воспитания и социализации обучающихся, обеспечивающих эффективное достижение ими личностных образовательных результатов. В контексте рассматриваемой проблемы в основе интегративного подхода лежит принцип интегра-тивности в воспитательной работе, предусматривающий обеспечение взаимосвязи всех основных элементов процесса воспитания. Данный принцип является основополагающим при определении содержания, форм, методов и средств процесса воспитания, обеспечивая при этом его целостность и системную упорядоченность. Таким образом, в соответствии с обозначенным методологическим подходом в данной статье будет рассмотрена модель образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования на основе принципа интегративности в
реализации программ воспитания и социализации обучающихся.
Проектирование данной модели предполагает такую системную организацию процессов воспитания и социализации обучающихся в образовательном учреждении, когда различные субъекты образовательного процесса активно включены в создание, в обеспечение функционирования и развития образовательной системы. Особое значение для понимания рассматриваемой проблемы имеют исследования по теории и практике воспитательных систем таких авторов, как Е. Н. Барышников, М. В. Воропаев, Д. В. Григорьев, В. А. Караковский, И. А. Колесникова, Ю. С. Мануйлов, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, Е. Н. Степанов, П. В. Степанов и др.
Системная организация процесса воспитания в соответствии с требованиями ФГОС общего образования отражается в содержании основной образовательной программы на ступени начального общего образования в программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, на ступенях основного общего, среднего (полного) общего образования в программе воспитания и социализации обучающихся. Каждая из соответствующих программ разрабатывается и описывается в таких структурных компонентах, как целевой, содержательный, деятельност-ный и результативный. Содержание каждой программы должно соответствовать требованиям ФГОС начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и корректироваться с учетом культурно-исторических, этнических, конфессиональных, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей, обучающихся и других субъектов образовательного процесса.
Основным принципом в разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся является принцип интегративности. Интеграция (от лат. integer - целый) как понятие в общем виде означает состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций некой системы в единое целое или процесс, ведущий к такому состоянию, и является противоположным понятию дифференциации.
Принцип интегративности в реализации программ воспитания и социализации обучающихся обусловливает:
- формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание целостной социальной среды развития обучаю-
щихся и включающего учебную, внеурочную, внешкольную деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни;
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образовании;
- эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.
В данном контексте условием успешного развития интеграционных процессов является готовность субъектов образования к интеграционным процессам, основанным на конструктивном сотрудничестве в организации процессов воспитания и социализации.
Ранее в публикациях [9] мы отмечали, что, на наш взгляд, модель образовательной системы есть структурированный определенным образом (методом) аналог реальной системы, в котором характер протекания основных процессов подобен протеканию таких же процессов в реальной системе. Следует отметить, что модели образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования, являются ориентировочной основой, пользуясь которой реальные субъекты внедрения могли бы разрабатывать конкретные технологии, методики, программы и проекты совершенствования различных сторон образовательной деятельности.
Понятие «модель образовательной системы», обеспечивающей современное качество образования на основе принципа интегративности в реализации программ воспитания и социализации обучающихся, мы рассматриваем как системное образование, в структуре которого выделяются функционально соотнесенные, взаимозависимые компоненты, обеспечивающие целенаправленность деятельности субъектов системы и влияние создаваемых условий на качество воспитания и социализации обучающихся на уровне общеобразовательного учреждения [8]. Таким образом, модель образовательной системы необходимо рассматривать как модель процесса воспитания и социализа-
ции обучающихся общеобразовательного учреждения, которая представлена целевым, содержательным, деятельностным и результативным компонентами.
Содержательное наполнение каждого компонента структурной модели воспитания и социализации обучающихся будет осуществляться образовательным учреждением в соответствии с требованиями ФГОС начального, основного и среднего (полного) образования, положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, содержанием примерных основных образовательных программ ступеней образования, а также воспитательными традициями общеобразовательного учреждения, особенностями социально-экономического развития региона и образовательными запросами обучающихся и их родителей.
В качестве компонентов, характеризующих организационно-управленческую сторону создания рассматриваемой модели мы выделяем следующие:
- концептуально-целевой компонент, отражающий многообразие идей, цель и задачи в реализации системной организации воспитания и социализации обучающихся;
- содержательный компонент, характеризующий различные направления деятельности субъектов системы, обеспечивающих качество воспитания и социализации обучающихся в рамках реализации основных образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования;
- технологический компонент, определяющий наиболее целесообразное сочетание форм, методов и средств организации деятельности субъектов, комплекс условий, обеспечивающих позитивные изменения в качестве воспитания и социализации обучающихся на уровне образовательного учреждения;
- процессуальный компонент, характеризующий этапы развития системы: мотивационно-подготовительный, проектно-моделирующий, организационно-деятельностный и рефлексивно-аналитический;
- результативный компонент, определяющий ожидаемые результаты функционирования системы.
Реализация организационно-управленческой модели осуществляется на основе следующих принципов: системности, интегративности, субъектно-сти, демократизации, вариативности, дифференциации, конкретности и адекватности.
Концептуально-целевой компонент модели содержательно раскрывается через концептуальные подходы, реализуемые общеобразовательные учреждения, цель и задачи. Целью деятельности является создание условий для включения субъектов образования в процесс системной организации воспитания и социально-педагогической поддержки обучающихся общеобразовательного учреждения в целях становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Основными задачами, обеспечивающими достижение формулируемой цели, являются: формирование заинтересованности субъектов образования в разработке и реализации программно-методического и ресурсного обеспечения системной организации воспитания и социализации обучающихся во взаимодействии друг с другом; мотивирование активности субъектов образования на участие в создании и обеспечении функционирования и развития системы; формирование проектных групп, определение планов их работы по обеспечению системной организации воспитания и социализации обучающихся; проведение комплексных исследований с целью выявления потребностей субъектов образования; самоопределение субъектов образования в выборе форм своего участия в разработке и реализации программно-методического и ресурсного обеспечения системной организации воспитания и социализации обучающихся; организация деятельности проектных групп по разработке системы воспитания и социализации обучающихся; реализация модели и ресурсное обеспечение функционирования системы воспитания и социализации обучающихся; включение субъектов образования в реализацию модели и обеспечение функционирования системы воспитания и социализации обучающихся; самореализация субъектов образования посредством участия в реализации содержания и форм организации воспитания и социализации обучающихся в соответствии с разработанной моделью; самоанализ субъектами образования результатов своего участия в реализации модели и обеспечении функционирования системы воспитания и социализации обучающихся; проведение мониторинга результативности и эффективности воспитания и социализации обучающихся.
Важно отметить, что решение обозначенных задач осуществляется в процессе прохождения всех этапов реализации модели: мотивационно-
подготовительного, проектно-моделирующего, организационно-деятельностного и рефлексивно-аналитического.
Для понимания логики реализации рассматриваемой организационно-управленческой модели необходимо рассмотрение содержательных характеристик каждого из структурных компонентов модели - концептуально-целевого, содержательного, технологического и результативного - в их динамике на каждом этапе ее реализации.
На мотивационно-подготовительном этапе происходит формирование готовности субъектов образования к проектированию и реализации программ воспитания и социализации обучающихся на этапах начального, основного и среднего (полного) общего образования. Определяются и реализуются различные механизмы морального и материального стимулирования деятельности субъектов образования в разработке и реализации программно-методического и ресурсного обеспечения системной организации воспитания и социализации обучающихся. Формируются проектные группы по организации проектных работ. Организуются исследования по выявлению потребностей различных субъектов образования.
На проектно-моделирующем этапе на основе самоопределения субъектов образования в выборе форм своего участия в разработке и реализации программно-методического и ресурсного обеспечения системной организации воспитания и социализации обучающихся происходит организация деятельности проектных целевых групп. Осуществляется знакомство субъектов образования с приоритетными направлениями и формами организации воспитания и социализации обучающихся в контексте основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и ФГОС всех ступеней общего образования. Уточняется и разрабатывается содержание программ воспитания и социализации обучающихся на этапах начального, основного и среднего (полного) общего образования. Осуществляется управленческое содействие субъектов образования в проектировании и освоении содержания, технологий и форм организации воспитания и социализации обучающихся.
На организационно-деятельностном этапе происходит реализация модели и ресурсного обеспечения функционирования и развития системы воспитания и социализации обучающихся. Происходит включение различных субъектов
образования в реализацию модели и обеспечение функционирования и развития системы воспитания и социализации обучающихся. Осуществляется организация деятельности субъектов образования по реализации программ воспитания и социализации обучающихся на всех этапах общего образования. Происходит демонстрация субъектами образования эффективного опыта организации воспитания социализации обучающихся. Обеспечивается формирование воспитывающей среды и уклада школьной жизни образовательного учреждения.
На рефлексивно-аналитическом этапе осуществляется самоанализ субъектами образования результатов своего участия в реализации программ воспитания и социализации обучающихся. Проводится мониторинг результативности и эффективности воспитания и социализации обучающихся на всех этапах общего образования. Происходит овладение субъектами образования методами обобщения, анализа и выявления передового, инновационного педагогического опыта организации воспитания и социализации обучающихся.
Эффективность реализации организационно-управленческой модели на практике во многом зависит от правильного использования образовательным учреждением форм, методов и средств, обеспечивающих разработку и реализацию субъектами образования программ воспитания и социализации обучающихся, содержательно раскрываемых в характеристике технологического компонента модели.
Рассмотрим основные формы, методы, определяющие деятельность субъектов образования на различных этапах реализации модели.
На мотивационно-подготовительном этапе приоритетными являются формы и методы актуализации, мотивирования и стимулирования деятельности субъектов образования, в числе которых методы морального и материального стимулирования, методы управленческого содействия и психологической поддержки.
На проектно-моделирующем и организацион-но-деятельностном этапах основными формами и методами являются проектирование и моделирование программ различного уровня (программ воспитания и социализации общеобразовательного учреждения, рабочих программ учебных курсов, программ курсов внеурочной деятельности, дополнительных образовательных программ, конкретных воспитательных дел и меро-
приятий, социальных и культурных практик обучающихся).
На рефлексивно-аналитическом этапе ведущими выступают методы контроля и самоконтроля, а также методы группового, коллективного и индивидуального анализа и самоанализа.
Средствами реализации описываемой модели образовательной системы на всех этапах ее реализации являются программно-методические, научно-методические и информационные ресурсы, обеспечивающие эффективную организацию деятельности субъектов образования по реализации программ воспитания и социализации обучающихся на этапах начального, основного и среднего (полного) общего образования.
При определении критериев функционирования и развития разработанной нами организационно-управленческой модели необходимо рассматривать два аспекта ее результативности: результаты организационно-управленческого характера, которые констатируют создание соответствующей образовательной системы на всех этапах реализации модели; результаты, характеризующие современное качество воспитания, достигаемые при реализации программ воспитания и социализации обучающихся.
На мотивационно-подготовительном этапе создания системы результатами являются: положительная мотивация субъектов образования на взаимодействие друг с другом и участие в создании и обеспечении функционирования системы воспитания и социализации обучающихся; готовность субъектов образования к разработке и реализации программно-методического и ресурсного обеспечения системной организации воспитания и социализации обучающихся.
На проектно-моделирующем этапе создания системы результатами являются: выбор субъектами образования направлений и форм своего участия в разработке и реализации программно-методического и ресурсного обеспечения системной организации воспитания и социализации обучающихся; разработанные с участием субъектов образования модель системной организации и программно-методическое обеспечение функционирования системы воспитания и социализации обучающихся.
На организационно-деятельностном этапе создания системы результатами являются: активное участие субъектов образования в реализации модели и ресурсном обеспечении функционирования системы воспитания и социализации обучающихся; функционирование и разви-
тие системы воспитания и социализации обучающихся; успешная самореализация субъектов образования; наличие базы данных передового, инновационного педагогического опыта по организации воспитания и социализации обучающихся.
На рефлексивно-аналитическом этапе создания системы результатами являются: осмысление субъектами образования собственного педагогического опыта организации воспитания и социализации обучающихся; видение перспектив совершенствования и развития системы воспитания и социализации обучающихся в образовательном учреждении; наличие результатов обобщения, анализа и выявления передового, инновационного педагогического опыта организации воспитания и социализации обучающихся для их демонстрации в рамках мероприятий научно-методической направленности, а именно: совещания, семинары, круглые столы, конференции и т. д.
Содержание модели образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования на основе принципа интегративности в реализации программ воспитания и социализации обучающихся, разработанной творческой группой государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» в рамках реализации подмероприя-тия ФЦПРО «Распространение на территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования», отбор критериев и показателей был обусловлен необходимостью оценки как эффективности деятельности общеобразовательного учреждения, так и качества образования обучающихся.
Критерии и показатели рассматриваемой модели прошли апробацию в ходе областного конкурса педагогических коллективов и учителей образовательных учреждений, реализующих программы начального, основного, среднего (полного) общего образования «Современные образовательные технологии», который проводился в рамках реализации областной целевой Программы развития образования Челябинской области на 2013 - 2015 годы.
В качестве критериев реализации образовательной системы, обеспечивающей реализацию принципа интегративности реализации программ воспитания и социализации обучающихся мы выделяем следующие: учет специфики контингента обучающихся, родителей (законных представите-
лей), их потребностей, а также социокультурных особенностей территории при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся; эффективность механизмов управления процессами воспитания и социализации обучающихся; включенность участников образовательного процесса в разработку и реализацию системной организации воспитания и социализации обучающихся; обеспеченность преемственности программ воспитания и социализации на всех ступенях общего образования; эффективное использование современных образовательных технологий в организации воспитания и социализации обучающихся; наличие ресурсного обеспечения системной организации воспитания и социализации обучающихся в условиях введения ФГОС общего образования; достижение результативности и эффективности воспитания и социализации обучающихся.
Для эффективного внедрения модели образовательной системы, обеспечивающей реализацию принципа интегративности реализации программ воспитания и социализации обучающихся в образовательных учреждений Челябинской области и других регионов Российской Федерации разработана и реализуется образовательная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования «Педагогическая деятельность в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: достижение современного качества образования на основе интеграции программ социализации и воспитания обучающихся».
Библиографический список
1. Барышников, Е. Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е. Н. Барышников. - СПб. : СПбАППО, 2005. - 242 с.
2. Безрукова, В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике [Текст] / В. С. Безрукова. - Екатеринбург : Деловая книга, 1994. - 152 с.
3. Воропаев, М. В. Теоретические основы построения типологии воспитательных систем [Текст]: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / М. В. Воропаев. - М., 2003. - 256 с.
4. Воспитательная деятельность педагога [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова ; под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. - М. : Изд. центр «Академия», 2005. -336 с.
5. Моделирование воспитательных систем: теория - практике [Текст] / под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. - М., 1995. - 144 с.
6. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся в различных условиях организации образовательного процесса [Текст]: метод. рекомендации / Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, Ю. В. Ребикова и др. ; под ред. М. И. Солодковой, А. В. Кислякова, Ю. Ю. Барановой. - Челяб. ин-т перепод. и пов. квал. работ. образ. - Челябинск.
7. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации [Текст]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Ю.Ю. Баранова, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова и др.
- М. : Просвещение, 2013. - 96 с. - (Работаем по новым стандартам).
8. Повышение социального и профессионального статуса классного руководителя в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование» [Текст] / Федер. агентство по образованию, ООО «Проф. проект»; авт.-сост. : И. Г. Николаев и др.
- Челябинск ; Москва : [б. и.], 2009 (Челяб. Дом печати, 2009). - 260 с.
9. Современное качество общего образования: модели образовательных систем и эффективные педагогические механизмы достижения [Текст]: монография / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов и др. ; науч. ред.: В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова. -Челябинск : ЧИППКРО, 2012. - 240 с.
10. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст] / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 244 с.
11. Степанов, П.В. Развитие школы как воспитательной системы [Текст] / П.В. Степанов. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2009. - 240 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Baryshnikov, E. N. Stanovlenie vospitatel'noj sistemy obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Tekst]: ucheb. -metod. posobie / E. N. Baryshnikov. - SPb. : SPbÂPFO, 2005. - 242 s.
2. Bezrukova, V. S. Integratsionnye protsessy v peda-gogicheskoj teorii i praktike [Tekst] / V. S. Bezrukova. -Ekaterinburg : Delovaya kniga, 1994. - 152 s.
3. Voropaev, M. V. Teoreticheskie osnovy postroe-niya tipologii vospitatel'nykh sistem [Tekst] : dis. d-ra ped. nauk: 13.00.01 / M. V. Voropaev. - M., 2003. - 256 c.
4. Vospitatel'naya deyatel'nost' pedagoga [Tekst]: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij / I. Â. Kolesnikova, N. M. Borytko, S. D. Polyakov, N. L. Seli-vanova ; pod obshh. red. V. Â. Slastenina i I. Â. Kolesnikovoj. - M. : Izd. tsentr «Âkademiya», 2005. -336 s.
5. Modelirovanie vospitatel'nykh sistem: teoriya -praktike [Tekst] / pod red. L. I. Novikovoj, N. L. Seli-vanovoj. - M., 1995. - 144 s.
6. Modeliruem vneurochnuyu deyatel'nost' obucha-yushhikhsya v razlichnykh usloviyakh organizatsii obra-
zovatel'nogo protsessa [Tekst]: metod. rekomendatsii / YU. YU. Baranova, А. V. Kislyakov, YU. V. Rebikova i dr. ; pod red. M. I. Solodkovoj, А. V. Kislyakova, YU. YU. Baranovoj. - CHelyab. in-t perepod. i pov. kval. rabot. obraz. - CHelyabinsk.
7. Modeliruem vneurochnuyu deyatel'nost' obucha-yushhikhsya. Metodicheskie rekomendatsii [Tekst] : poso-bie dlya uchitelej obshheobrazovat. uchrezhdenij / YU.YU. Baranova, A.V. Kislyakov, M.I. Solodkova i dr. - M. : Prosveshhenie, 2013. - 96 s. - (Rabotaem po no-vym standartam).
8. Povyshenie sotsial'nogo i professional'nogo statusa klassnogo rukovoditelya v usloviyakh realiza-tsii pri-oritetnogo natsional'nogo proekta «Obrazo-vanie» [Tekst] / Feder. agentstvo po obrazovaniyu, OOO «Prof. proekt»; avt.-sost. : I. G. Nikolaev i dr. - CHelyabinsk ; Moskva : [b. i.], 2009 (CHelyab. Dom pecha-ti, 2009). - 260 s.
9. Sovremennoe kachestvo obshhego obrazovaniya: modeli obrazovatel'nykh sistem i ehffektivnye peda-gogicheskie mekhanizmy dostizheniya [Tekst]: monogra-fiya / V. N. Kespikov, M. I. Solodkova, D. F. Il'yasov i dr. ; nauch. red.: V. N. Kespikov, M. I. Solodkova. - CHelyabinsk : CHIPPKRO, 2012. - 240 s.
10. Stepanov, E.N. Pedagogu o sovremennykh podkhodakh i kontseptsiyakh vospitaniya [Tekst] / E.N. Ste-panov, L.M. Luzina. - M.: TTS Sfera, 2008. - 244 s.
11. Stepanov, P.V. Razvitie shkoly kak vospi-tatel'noj sistemy [Tekst] / P.V. Stepanov. - M.: TSentr «Peda-gogicheskij poisk», 2009. - 240 s.