Научная статья на тему 'Воспитание кадров: ущербность недоучек'

Воспитание кадров: ущербность недоучек Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
образование / эффективность / школьные оценки / двоечники / университеты / учебные программы / кампусная культура / архетипы / education / efficiency / school grades / losers / universities / curricula / campus culture / archetypes

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вражнова М.Н., Терновая Л.О.

Статья посвящена проблеме влияния снижения уровня образования, который проявляется в том, что все больше выпускников не только средней, но и высшей школы завершают обучение с посредственными оценками, но и в том, что многие из них занимают лидирующие позиции в бизнесе и государственном управлении. С одной стороны, в этом можно увидеть результат активизации экспертократии и ослабление позиций представителей меритократии и аристократии. Но, с другой стороны, нельзя не замечать гораздо более разрушительного для общества процесса, когда падает потребность в повышении персональной эффективности и стремлении к утверждению индивидуальной конкурентоспособности. Этот процесс исправляется внесением в программы подготовки кадров тех новых педагогических идей и инструментов, которые отвечают запросу будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personnel education: inferiority of half-educated people

The article is devoted to the problem of the impact of a decrease in the level of education, which is manifested in the fact that more and more graduates of not only secondary, but also higher schools complete their studies with mediocre grades, but also in the fact that many of them occupy leading positions in business and public administration . On the one hand, this can be seen as the result of the activation of the expertocracy and the weakening of the positions of representatives of the meritocracy and the aristocracy. But, on the other hand, it is impossible not to notice a much more destructive process for society, when the need to increase personal efficiency and the desire to establish individual competitiveness falls. This process is corrected by introducing into the training programs those new pedagogical ideas and tools that meet the demand of the future.

Текст научной работы на тему «Воспитание кадров: ущербность недоучек»

Вражнова М.Н.

Доктор педагогических наук, декан факультета управления, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет.

Терновая Л.О.

Доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет.

Воспитание кадров: ущербность недоучек

В современном мире устоялось представление о высокой ценности образования в общественном сознании1. Образование принято считать наиболее эффективным социальным лифтом2. Имеется немало примеров того, как настойчивое стремление к получению образования открывало людям из низших социальных слоев путь к преуспеванию в самых разных областях жизнедеятельности. При этом персоны, либо вообще пренебрегающие необходимостью получения знаний в образовательных учреждениях, либо проявившие крайне низкие способности к обучению, многого достигали не только в искусстве и культуре, но и в науке, изобретательстве и политике.

Действительно, нас не должно удивлять небрежение к школьным предметам людей, принадлежащих к миру искусства. История изобилует такими примерами. Найдем их и сейчас. Часто пишут о том, что школу бросили такие «звезды», как Квентин Та-рантино и Джон Траволта. В оправдание им и подобным лицам можно заметить, что, к сожалению, школьные порядки далеко не всегда благоприятствуют расцвету эмоционального интеллекта, а порой и просто его забивают. Невозможно представить актера, режиссера, писателя, художника без эмоционального интеллекта. Лев Семенович Выготский писал: «Искусство есть работа мысли, но совершенно особенного эмоционального мышления... Нужно не только выяснить совершенно точно, чем отличаются законы

1 Веревкин О.Л. Ценность образования в общественном сознании // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 2 (96). Март-апрель. С. 179-190; Гневашева В.А. Социально-экономическая значимость образования как общественного блага // Экономика образования. 2008. № 6. С. 33-44.

2 Широкалова Г.С., Пронина Е.И. Образование как социальный лифт // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2022. № 3 (67). С. 177-181. .

эмоционального мышления от прочих типов этого процесса, нужно еще дальше доказать, чем отличается психология искусства от других видов того же эмоционального мышления»3. Исследователи доказывают взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и креативностью4. Несмотря на то, что у этой точки зрения имеются оппоненты, примеры Билла Гейтса, Стива Джобса, Марка Цукер-берга говорят о том, что высшие учебные заведения не меньше, чем средняя школа могут подавлять креативные порывы.

Достижения перечисленных выше персон, хотя и не ставят под вопрос ценность образования, но заставляют видеть в нем разные смыслы, отражающие своеобразие жизненного выбора людей, обладающих творческой энергией, которая их продвигает в искусстве, литературе, науке, изобретательстве. Однако есть сомнения, когда речь идет о такой же свободной модели образования для тех, кто решил связать свою жизнь с политикой, а еще более с государственным управлением. В этих сферах при всей многоликости власти всегда и везде имеется потребность в концентрации управленческих усилий в определенных руках (индивидуальных или коллективных), которые не могут не ощущать своей ответственности за вверенное им пространство.

Термин «пространство» достаточно точно отражает суть зоны ответственности, независимо от того, касается она ее географической (местной, страновой, региональной, глобальной) или проблемной характеристики. Одна из основных особенностей пространства состоит в его протяженности. Даже относительно небольшое пространство разнообразно по своему качественному наполнению. У всякого пространства есть своя история. И еще любое пространство обязательно имеет граничащие с ним области. Это все — общие признаки, с которым в своей практической деятельности будет неизбежно сталкиваться любой управленец, независимо от того, стоит ли он во главе государства, руководит ли какой-либо отраслью народного хозяйства или просто выступает прорабом на стройке. И чем выше уровень управления, тем большее число факторов может способствовать или препятствовать его эффективности. Соответственно, от управленца высокого уровня требуется знание и тех областей, где эти факторы

3 Выготский Л.С. Психология искусства / Предисл. А.Н. Леонтьева.-М.: Искусство, 1986. С. 50.

4 Голубина Ю.Ю. Взаимосвязь между эмоциональной креативностью и эмоциональным интеллектом // Педагогика и психология образования. 2013. № 1. // URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/vzaimosvyaz-mezhdu-emotsionalnoy-kreativnostyu-i-emo tsionalnym-intellektom.

могут возникнуть. Поэтому в жизненном пути таких людей образование часто играет определяющую роль.

Безусловно, факты из жизни многих выдающихся государственных деятелей, способны поставить под сомнение данный тезис. В качестве одного из наиболее убедительных примеров приводят сложное отношение с собственным образованием сэра Уинстона Черчилля. Он был в числе наименее успевающих учеников в частной школе Святого Георга в Аскоте (англ. St George's School, Ascot). В школе Харроу (англ. Harrow School) Черчилля как отстающего ученика отстранили от изучения латыни и древнегреческого языка с тем, чтобы он усилил занятия английским. Возможно, это поспособствовало тому, чтобы Черчилль стал Нобелевским лауреатом по литературе. Но главное, он был весьма талантливым живописцем. Поэтому Черчилля с полным правом можно причислить не только к политикам, но и к людям искусства, для которых, как говорилось выше, важнее формирование эмоционального отношения к окружающему миру, чем накопление конкретных знаний о том, как он устроен. Однако недостаток базовых сведений все же сказался на управленческих решениях Черчилля. Здесь можно вспомнить и проигранные его партией парламентские выборы 1945 г., когда лейбористы во главе с Клементом Эттли с большим перевесом одержали победу над консерваторами. Еще более показательной является знаменитая Фултонская речь 5 марта 1946 г., которую он весьма эмоционально назвал «Сухожилия мира» (англ. Sinews of Peace). С этой речью обычно связывается начало холодной войны5. В ней образ железного занавеса, взятый из театрального лексикона, был выдвинут на роль инструмента разделения мира, совсем недавно ценой многомиллионных жертв вышедшего из Второй мировой войны. А для политика его масштаба такие глобальные разделительные решения были недопустимы. Может быть, Черчиллю не хватило исторической глубины понимания только что пережитой трагедии, хотя он смог ее образно описать в книге мемуаров «Вторая мировая война»6.

Следующий, еще более яркий пример. Английский писатель Герберт Уэллс назвал Владимира Ильича Ленина «кремлевским мечтателем»7. Мечты в отличие от конкретных проектов не опираются на

5 Рябова Е.Л., Терновая Л.О. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется»: к 75-летию Фултонской речи Уинстона Черчилля. От редакции // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. Часть 2 (28). С. 122-132.

6 Черчилль У. Вторая Мировая война: [Сокр. пер. с англ.] в 3 кн. 4-е изд.-М.: Альпина нон-фикшн. АНФ, 2013.

7 Уэллс Г. Кремлевский мечтатель / Уэллс Г. Собр. соч. в 15-ти. Т. 15.-М.: Правда, 1964 // URL: http://www.hrono.ru/libris/lib_u/wells6mgla.html.

реальную оценку возможностей. Создатель Советского государства не получил полноценного высшего образования, а экстерном окончил юридический факультет Петербургского университета. Но многие соратники Ленина не имели и такого образования. Нарком по внутренним делам РСФСР, председатель Совнаркома СССР Алексей Иванович Рыков был исключен из Казанского университета за революционную деятельность. Члена президиума ВЦСПС, ВСНХ РСФСР, заместителя председателя Совнаркома СССР Валериана Владимировича Куйбышева также за революционную деятельность исключили из Военно-медицинской академии. Член ЦК большевистской партии, член оргбюро ЦК, глава Секретариата ЦК Яков Михайлович Свердлов имел образование на уровне пяти классов гимназии. Климент Ефремович Ворошилов, нарком обороны СССР, окончил два класса сельской школы.

Выступая 27 марта 1921 г. на XI съезде РКП(б) Ленин говорил: «Надо сознать и не бояться сознать, что ответственные коммунисты в 99 случаях из 100 не на то приставлены, к чему они сейчас пригодны, не умеют вести свое дело и должны сейчас учиться. Если это будет признано и раз есть у нас достаточная к этому возможность — а судя по общему международному положению, у нас хватит времени на то, чтобы успеть выучиться, это надо сделать во что бы то ни стало»8. В годы первых пятилеток только два высших руководителя народным хозяйством имели законченное высшее образование: Алексей Николаевич Косыгин и Григорий Яковлевич Сокольников.

При этом возникает закономерный вопрос, почему правительство, где было собрано так много недоучек, смогло в короткие сроки решить важнейшие задачи, которые были представлены индустриализацией, коллективизацией и культурной революцией. Ответ на этот вопрос находится в природе мобилизационной экономики и соответствующей ей модели управления. Мобилизация, имеющая принудительные, силовые инструменты, их успешно прячет за инструментами идеологическими, воодушевляющими массы на невероятные в обычных условиях благополучия и безопасности государства и общества свершения. Однако вне мобилизационной реальности недоучки во власти оказываются лишенными таких инструментов, а должны опираться на трезвую оценку ситуации и наличные ресурсы. Как правило, для такой оценки и продуктивного управления ограниченными ресурсами нужно достаточно хорошее образование.

8 Ленин В.И. Политический отчет Центрального комитета РКП(б) 27 марта // Ленин В.И. ПСС. 5-е издание. Том 45. С. 116.

При этом одного качественного образования мало. Русский философ, писатель, публицист, а еще доктор государственных наук Иван Александрович Ильин (1883-1954) в цикле статей «Наши задачи», написанном в 1953 г., дал характеристику тех перемен, которые произошли в составе советских управленцев: «Нет никакого сомнения в том, что за последние двадцать лет умственно-образовательный уровень компартии повысился, а моральный уровень понизился. Первое потому, что в партию стала входить и впускаться столь нужная ей интеллигенция-и техническая, и военная, и работающая в области искусства... Эта новая большевицкая интеллигенция (уровень которой несравненно ниже прежней, русско-националь-ной)-не обновила, однако, ни партию, ни ее программу: она служила за страх, приспособлялась, всячески страховалась и утрясалась, наконец, в несколькомиллионный кадр чиновников, спасающих себя и губящих Россию и церковь. Но именно поэтому морально, патриотически и, конечно, религиозно-ее уровень таков, какого Россия еще никогда не имела. Эти устроившиеся бюрократы не верят в партийную программу, не верят своим властителям, не верят и сами себе. И назначение ее состоит в том, чтобы верно выбрать близящийся ныне момент (1953 г.), предать партию и власть, сжечь все то, чему поклонялись все эти долгие годы, и поклониться тому, над чем надругивались и что сжигали доселе»9.

Неудивительно, что наиболее успешными на ниве государственного управления оказываются те личности, которые имели солидный образовательный багаж. Таковых в истории Новейшего времени было немало. Приведем пример лишь двух из них. Первая персона — британский государственный и политический деятель, премьер-министр Великобритании в 1979-1990 гг. лидер Консервативной партии (1975-1990) Маргарет Тэтчер. Она получила стипендию для изучения в имеющим высокую репутацию Со-мервиль-колледже (англ. Somerville College) Оксфордского университета, после выпуска из которого стала бакалавром естественных наук. Не менее показательной представляется история получения образования французским государственным и политическим деятелем, 22-м президентом Франции в 1995-2007 гг. Жаком Шираком. Он был выпускником престижных лицеев Карно (фр. Lycée Carnot) и Людовика Великого (фр. Lycée Louis-le-Grand). Высшее и послевузовское образование Ширак получил в авторитетных Институте

9 Ильин И.А. Наши задачи / Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. т. 2, кн. 1 / Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы.-М.: Русская книга, 1993. С. 213 с.

S—

политических исследований (фр. Institut d'études politiques de Paris), часто именуемым Sciences Po, и Национальной школе администрации (фр. École nationale d'Administration, ENA).

Однако в последние годы что-то пошло не так, и западные государственные деятели все больше и больше удивляют прорехами в знаниях. Недоумение есть результат работы системы подготовки кадров, которая отвечает духу и запросам экспертократии, сменившей на главных позициях принятия решений представителей меритокра-тии или аристократии10. Отныне эксперты во многих государствах и областях думают и решают за политиков и общественных деятелей. И если на высший уровень попадает экспертная оценка достаточно высокого качества, то уровень государственного управления чуть ниже имеет дело с советующей экспертной позицией.

Отчетливее всего это видно на примере того, что писатель и философ А.Ю. Ашкеровым назвал «феноменом Псаки», по имени сотрудницы Госдепартамента США Джен Псаки: «Когда представитель Америки вузовских кампусов превращается в политического функционера, парадокс самозваной легитимности трансформируется в парадокс воинствующей некомпетентности. Чем менее компетентен делегат университетского сообщества, тем шире его полномочия. Феномен Псаки связан с тем, что в некоторых случаях именно некомпетентность позволяет превратиться в кампусного комиссара по «реальной политике». Рецепция любых левых идей превращается в базовую социально-политическую технологию, гарантирующую торжество американской «стабильности». Ее ценой выступает неоколониальная политика, в которой принцип национального суверенитета отступает перед американским экспортом демократии, буквально воспроизводящим логику экспорта революции»11.

Это уже можно рассматривать как реальную угрозу международной стабильности, которая в современном мире, основанном на продвижении инноваций во всех областях, существенно зависит от людей, получивших высшее образование. К сожалению, сменившая Псаки на посту пресс-секретаря Белого дома Карин Жан-Пьер, которая до занятия этой должности была политическим аналитиком телеканалов NBC News и MSNBC, преподавала международные и общественные отношения в Колумбийском университете (англ. Columbia University), демонстрирует еще большую поверхностность знаний.

10 Ашкеров А.Ю. Экспертократия. Управление знаниями производство и обращение информации в эпоху ультракапитализма.-М.: Европа, 2009.

11 Ашкеров А.Ю. Псаки как диагноз // Известия. 2014. 10 июня.

Это — не частный случай, а результат усердной реализации Западом сразу нескольких тенденций. Об одной из них, касающейся передачи права принятия решений в руки экспертократии, говорилось выше. Другая тенденция родилась в самой системе высшего образования. Название этой тенденции — «Edutainment», что есть гибрид обучения (англ. education) и развлечения (англ. entertainment). При несомненной пользе включения элементов игры в образовательный процесс, в продвижении по этому направлению важно окончательно не заиграться. Поэтому ценность игропедагогики состоит в первую очередь в ее инструментальных решениях, а не в проблемном насыщении учебных курсов12.

Сейчас мы наблюдаем бурное вторжение идей Edutainment в содержательную сторону высшего образования. Иногда у новых курсов есть экономические причины, но чаще всего нацелены на поворот сознания обучающихся. Для сравнения: поскольку спортивные мероприятия требуют профессионального подхода к их организации, то подготовка кадров в этом виде оправдана, а потому Университет Аризоны (англ. University of Arizona) готовит специалистов в сфере индустрии скачек. Но двухгодичная программа Винсеннского университета (англ. Vincennes University) по боулингу все же ближе к собственному досугу, чем к менеджменту развлечений. Это же можно заметить о: факультативе «Искусство хождения» (англ. The Art of Walking) у студентов Centre College (штат Кентукки), обучающихся «осмысленной ходьбе»; дисциплине «Кленовый сироп: реальная вещь» (англ. Maple Syrup: The Real Thing), читаемой в Университете Альфреда (англ. Alfred University); факультативе по плетению корзин под водой в Рид-колледже (англ. Reed College).

Если подобные курсы все-таки развивают некоторые навыки, но не затуманивают мозги, то большинство экзотических дисциплин преследует цель переформатирования картины мира в сознании обучающихся. Это такие курсы, как: в Occidental college «Глупость» (англ. Stupidity), раскрывающий это качество как следствие знания, элемент нормальной жизни и обратную сторону интеллекта; «Богословие Еды» (англ. The Theology of Eating) в Loyola college, связывающий теологию с правилами правильного питания; «Наслаждение мусором» (англ. The Joy of Garbage) в Santa Clara University, из которого можно узнать разницу между понятиями «мусор» и «отходы»; в Occidental

12 Быстрицкая Е.В., Неверкович С.Д. Игропедагогика: формирование рефлексивной и проектной культуры мышления // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021. Том 16. № 1. С. 140-147.

College курс «Фаллос» (англ. The Phallus)4MTaeTCH в аспекте тендерной теории; «Нестерпимая Белизна Барби» (англ. The Unbearable Whiteness of Barbie) в Occidental College трактует типаж популярной куклы в контексте научного расизма.

Оправданием предложения студентам многих экзотических предметов служит их привязка к искусству, хотя искусствоведческими по содержанию их назвать сложно. В курсе «Искусство греха и грех в искусстве» (англ. The Art of Sin and the Sin of Art), преподаваемом в The Rhode Island School of Design, все внимание сосредоточено на «моральном аспекте» произведений классических и современных художников. Параллели между поведением зомби и американской моделью потребления устанавливаются в предмете «Живые мертвецы в литературе, кино и культуре» (англ. The living dead in Literature, Film and Culture) в Алабамском университете. Феномену зомби посвящен курс «Жанры масс-культуры: зомби» в Университете Балтимора (англ. University of Baltimore). От образов зомби недалеко ушли вампиры, которые дали возможность преподавателям Портлендского государственного университета (англ. Portland State University) порассуждать, как феминистская ролевая модель, показанная в сериале «Баффи — истребительница вампиров», влияет на молодежь. Не менее глубоки рассуждения о ницшеанском отказе от общественной морали на примере поведения главных героев мультсериала о Симпсонах в Калифорнийском Университете в Беркли (англ. The University of California, Berkeley). В этом же университете предлагается летний факультатив, основанный на сериале американского кабельного и спутникового телеканала HBO, входящего в корпорацию WarnerMedia и фэнтези-саге Джорджа Мартина. Еще один мульсериал — «Южный парк» — позволил преподавателям МакДэниел Колледжа (англ. McDaniel College) затронуть такие острые социальные темы, как расизм, гомофобия, СПИД, эвтаназия и другие через призму юмора.

Можно выделить такое направление высшего образования, которое связано с изучением реалий посредством фантастики и компьютерных игр. Смысловые глубины «космической франшизы» постигаются в эксклюзивном курсе «Философия и "Звездный путь"» (англ. Philosophy and Star Trek) в Georgetown University. В курсе «Почувствуй Силу: как тренироваться по-джедайски» в Королевском университете Белфаста (англ. Queen's University Belfast) изучаются философские постулаты сериала «Звездные войны» и возможности использовать психологические техники джедаев в реальной жизни. В Маркеттском

университете (англ. Marquette University) в Висконсине, где собрана крупнейшая в мире коллекция материалов, посвященных творчеству Джона Р. Толкиена, естественно, читается курс по его творчеству. А во Фростбургском государственном университете (англ. Frostburg State Universit) студенты выявляют связь между наукой и магией из книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг. Имеются курсы, посвященные популярным видеоиграм: в Университете Уильяма Mарша Райса (англ. William Marsh Rice University) — «Миры скандинавской фэнте-зи: старые норвежские саги и игра "Небесный край"»; в Университете Флориды (англ. University of Florida) — онлайновый курс «Навыки XXI века в игре Starcraft». В его задачи входит обучение студентов на примере сериала навыкам критического мышления, умению решать проблемы, управлять своими ресурсами и принимать решения, адаптируясь к ситуации.

В заключение обзора предметов, читаемых в западных университетах, отметим неподдельный интерес к внеземным цивилизациям. В Mуленберг Колледже (англ. Muhlenberg College) имеется курс «Религии в сериале "Star Trek"», где рассматривается интерпретация в этом телесериале земных религий применительно к представителям инопланетных миров. Факультатив, изучающий реакцию американского общества на НЛО и пришельцев, есть в Темпльском университете (англ. Temple University). Это вполне вписывается в политическую повестку дня США, где в июле 2023 г. в Конгрессе прошли слушания о существовании НЛО. В них приняли участие отставной сотрудник разведки и два бывших военных пилота, утверждавших, что сталкивались с некими объектами, вероятно, внеземного происхождения.

Появление подобных дисциплин в учебных программах западных университетов было ожидаемо. Первая причина состоит в том, что во многих высших учебных заведениях студенты могут компоновать программу самостоятельно13. Неудивительно, что кто-то из них руководствуется соображениями выбора наиболее легких предметов, чтобы набрать количество баллов, необходимое для учебного года. Есть и такие студенты, которые исходят из того, что университетские годы являются лучшими в их жизни, а потому прожить их надо весело14.

13 Барбашин М.Ю. Институты высшего образования и социальные дилеммы (компаративный анализ российской и американской систем) // «Педагогика и просвещение»: научный журнал.-M.: ООО «НБ-Mедиа», 2013. № 2. С. 151-158; Christie O. Образование в США: от детсада до университета. Что, как, почем и зачемТ-M.: Автор, 2021. Цифровая книга.

14 Терновая Л.О. Студенческий корпоративизм: испытания на прочность: монография.-M.: ИНФРА-M, 2019. 383 с.

Другое соображение состоит в том, что молодые люди острее, чем представители старших поколений, чувствуют перемены. Они понимают, что прежние подходы к формированию багажа знаний и навыков вряд ли пригодятся им в будущем. Отсюда — совсем другие запросы к инструментам достижения персональной эффективности15.

В итоге не всегда получается, как планировали. Развитый западный мир потихонечку приобретает качество общества троечников16. Снижается не только эффект, который оказывает высшее образование на экономику, но и усиливается дифференциация общества по доходам, растет социальное неравенство, снижает планка требований к власти и истончаются нравственные критерии. В этой связи не следует смотреться в тот мир как в зеркало, поскольку его зазеркалье по-прежнему привлекательно и опасно. Необходимо провести ревизию собственных архетипов, пересмотрев нежное отношение к тем недоучкам, которые жили в детских книжках и напоминали мальчикам и девочкам, что лучше вести себя по-другому, чем Бура-тино или Незнайка. Но умиление их поведением во взрослом возрасте превращает человека в подобие героя уже взрослых романов «Евгений Онегин» или «Обломов», не принесших радости и пользы ни себе, ни обществу, ни государству. Всякая сказка имеет не просто мораль, но и указывает на путь решения проблемы. Здесь нельзя не согласиться с наблюдением, что новое время нуждается в ином качестве подготовки кадров, которое не должно быть далеким от жизни и унылым, но вместе с тем эта работа не может превращаться в прогулку по парку развлечений.

Библиографический список

1. Ашкеров А.Ю. Псаки как диагноз // Известия. 2014. 10 июня.

2. Ашкеров А.Ю. Экспертократия. Управление знаниями производство и обращение информации в эпоху ультракапитализма. - М.: Европа, 2009. 127 с.

3. Барбашин М.Ю. Институты высшего образования и социальные дилеммы (компаративный анализ российской и американской систем) // «Педагогика и просвещение»: научный журнал. - М.: ООО «НБ-Медиа», 2013. № 2. С. 151-158.

4. Быстрицкая Е.В., Неверкович С.Д. Игропедагогика: формирование рефлексивной и проектной культуры мышления // Педагогико-психологические и медико-биологиче-

15 Вознесенский И.С. Путь к личной эффективности: Монография. М.: Международный издательский центр «Город — XXI век», 2017; Вознесенский И.С. Учим персональной эффективности: пособие для педагогов и тренеров. М.: Издательство: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) (Москва), 2019; Вознесенский И.С., Алипа В.Н., Терновая Л.О. Взаимосвязь молодежной политики и социологии молодежи: историко-культурологический экскурс // Культура мира. 2022. Том 11. Вып. 1 (№ 30). С. 10-23.

16 Ваганов А. Удовлетворительный хребет нации // Независимая газета. 2022. 7 июня.

ские проблемы физической культуры и спорта. 2021. Том 16. № 1. С. 140-147.

5. Ваганов А. Удовлетворительный хребет нации // Независимая газета. 2022. 7 июня.

6. Веревкин О.Л. Ценность образования в общественном сознании // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 2 (96). Март-апрель. С. 179-190.

7. Вознесенский И.С. Путь к личной эффективности: Монография. - М.: Международный издательский центр «Город — XXI век», 2017. 198 с.

8. Вознесенский И.С. Учим персональной эффективности: пособие для педагогов и тренеров. - М.: Издательство: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) (Москва), 2019. 216 с.

9. Вознесенский И.С., Алипа В.Н., Терновая Л.О. Взаимосвязь молодежной политики и социологии молодежи: историко-культурологический экскурс // Культура мира. 2022. Том 11. Вып. 1 (№ 30). С. 10-23.

10. Выготский Л.С. Психология искусства / Предисл. А.Н. Леонтьева. - M.: Искусство, 1986. 573 с.

11. Гневашева В.А. Социально-экономическая значимость образования как общественного блага // Экономика образования. 2008. № 6. С. 33-44.

12. Голубина Ю.Ю. Взаимосвязь между эмоциональной креативностью и эмоциональным интеллектом // Педагогика и психология образования. 2013. № 1. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-mezhdu-emotsionalnoy-kreativnostyu-i-emotsionalnym-intellektom.

13. Ильин И.А. Наши задачи / Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. т. 2, кн. 1 / Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы. - М.: Русская книга, 1993. 496 с.

14. Ленин В.И. Политический отчет Центрального комитета РКП(б) 27 марта // Ленин В.И. ПСС. 5-е издание. Том 45. С. 116. С. 69-116.

15. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется»: к 75-летию Фултонской речи Уинстона Черчилля. От редакции // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. Часть 2 (28). С. 122-132.

16. Терновая Л.О. Студенческий корпоративизм: испытания на прочность: монография. - М.: ИНФРА-М, 2019. 383 с.

17. Широкалова Г.С., Пронина Е.И. Образование как социальный лифт // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2022. № 3 (67). С. 177-181.

18. Уэллс Г. Кремлевский мечтатель / Уэллс Г. Собр. соч. в 15-ти. Т. 15. - M.: Правда, 1964 // URL: http://www.hrono.ru/libris/lib_u/wells6mgla.html.

19. Черчилль У. Вторая Мировая война: [Сокр. пер. с англ.] в 3 кн. 4-е изд. - М.: Альпи-на нон-фикшн. АНФ, 2013. 733 с.

20. Christie O. Образование в США: от детсада до университета. Что, как, почем и зачем? - М.: Автор, 2021.

References

1. Ashkerov A.Yu. Dogs as a diagnosis // Izvestia. 2014. June 10.

2. Ashkerov A.Yu. Expertocracy. Knowledge management, production and circulation of information in the era of ultra-capitalism. - M.: Europe, 2009. 127 p.

3. Barbashin M.Yu. Institutions of higher education and social dilemmas (comparative analysis of the Russian and American systems) // "Pedagogy and Education": scientific journal. - M.: NB-Media LLC, 2013. № 2. P. 151-158.

4. Bystritskaya E.V., Neverkovich S.D. Game pedagogy: formation of a reflective and project-based culture of thinking // Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports. 2021. Volume 16. № 1. P. 140-147.

5. Vaganov A. Satisfactory backbone of the nation // Nezavisimaya Gazeta. 2022. June 7.

6. Verevkin O.L. The value of education in the public consciousness // Monitoring of public opinion: economic and social changes. 2010. № 2 (96). March, April. P. 179-190.

7. Voznesensky I.S. The path to personal effectiveness: Monograph. - M.: International Publishing Center "City - XXI Century", 2017. 198 p.

8. Voznesensky I.S. Teaching personal effectiveness: a manual for teachers and trainers. - M.: Publisher: Moscow Automobile and Highway State Technical University (MADI) (Moscow), 2019. 216 p.

9. Voznesensky I.S., Alipa V.N., Ternovaya L.O. The relationship between youth policy and sociology of youth: a historical and cultural excursion // Culture of the World. 2022. Volume 11. Issue. 1 (№ 30). P. 10-23.

10. Vygotsky L.S. Psychology of art / Preface. A.N. Leontyev. - M.: Art, 1986. 573 p.

11. Gnevasheva V.A. Socio-economic significance of education as a public good // Economics of Education. 2008. № 6. P. 33-44.

12. Golubina Yu.Yu. The relationship between emotional creativity and emotional intelligence // Pedagogy and psychology of education. 2013. № 1. // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/vzaimosvyaz-mezhdu-emotsionalnoy-kreativnostyu-i-emotsionalnym-intellektom.

13. Ilyin I.A. Our tasks / Ilyin I.A. Collected works in ten volumes. vol. 2, book. 1 / Comp. and comment. Yu.T. Foxes. - M.: Russian Book, 1993. 496 p.

14. Lenin V.I. Political report of the Central Committee of the RCP (b) March 27 // Lenin V.I. PSS. 5th edition. Vol. 45. P. 116, P. 69-116.

15. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. "It is not possible for us to predict how our word will respond": on the 75th anniversary of Winston Churchill's Fulton speech. From the editor // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. Part 2 (28). P. 122-132.

16. Ternovaya L.O. Student corporatism: tests of strength: monograph. - M.: INFRA-M, 2019. 383 p.

17. Shirokalova G.S., Pronina E.I. Education as a social elevator // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. 2022. № 3 (67). P. 177-181.

18. Wells G. Kremlin dreamer / Wells G. Collection. op. at 15. Vol. 15. - M.: Pravda, 1964 // URL: http://www.hrono.ru/libris/lib_u/wells6mgla.html.

19. Churchill W. Second World War: [Abbr. lane from English] in 3 books. 4th ed. - M.: Alpina non-fiction. ANF, 2013. 733 p.

20. Christie O. Education in the USA: from kindergarten to university. What, how, how much and why? - M.: Author, 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.