Научная статья на тему 'Воспитание и обучение детей с нарушением зрения'

Воспитание и обучение детей с нарушением зрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16733
1699
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМБЛИОПИЯ / ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ / МИМИКА И ПАНТОМИМИКА / ЭКСПЕРИМЕНТ / СУБТЕСТЫ / AMBLIOPIA / DIAGNOSTICS OF POOR SIGHT / MOTOR ACTIVITY OF WEAK SIGHTED CHILDREN / MIMICRY AND PANTOMIME / EXPERIMENT / SUBTESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тараканова Валентина Викторовна, Коблова Светлана Алексеевна, Лысенко Нина Александровна

В статье рассматривается опыт работы со слабовидящими детьми в образовательном учреждении среднего учебного заведения, который способствует повышению качества образования школьников с дефектом зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the experience of work with weak sighted children in the college, which helps to improve the quality of education of pupils with the defect of eye sight.

Текст научной работы на тему «Воспитание и обучение детей с нарушением зрения»

Литература

1. Авдошина З.А. Исследования систем управления [Электронный ресурс]. - URL: http://www. cfin.ru/management/strategy/classic/management_research.shtml. (дата обращения 15.07.2010).

2. Дороболюк Т.Б. Взаимодействие различных способов управления образовательным процессом [Электронный ресурс] / Т.Б. Дороболюк, Б.А. Калачевский, А.В. Носов // URL: http://totem.edu.ru/index. (дата обращения 06.08.2010).

3. Исследование систем управления: учеб. пособие для вузов / Н.И.Архипов, В.В. Кульба, С.А. Кося-ченко, Ф.Ю. Чанхиева. - М.: ПРИОР, 2002. - 384 с.

4. Методические рекомендации по реализации в регионах Приоритетного национального проекта «Образование» по направлениям «Порядок и критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы» и «Порядок конкурсного отбора лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование». - М. : АПКиППРО, 2006. - 82 с.

5. Сидоров, С.В. Методы школьного инновационного менеджмента : монография. - Курган : Дамми, 2009. - 154 с.

6. Сластенин В.А. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластенина. - М. : Академия, 2002. - 576 с.

УДК 37.01

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Тараканова Валентина Викторовна, доцент, кандидат педагогических наук Коблова Светлана Алексеевна, Лысенко Нина Александровна

Егорьевский филиал Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова,

г. Егорьевск, Россия [email protected]

В статье рассматривается опыт работы со слабовидящими детьми в образовательном учреждении среднего учебного заведения, который способствует повышению качества образования школьников с дефектом зрения.

Ключевые слова: амблиопия; диагностика нарушения зрения; двигательная активность слабовидящих детей; мимика и пантомимика; эксперимент; субтесты.

UPBRINING AND TEACHING CHILDREN WITH THE TROUBLES OF EYE - SIGHT

Tarakanova ValentinaViktorovna, Assistant Professor, Ph.D. in Pedagogical Science Koblova Svetlana Alekseevna, Lysenko Nina Aleksandrovna

Egorievsk branch of Moscow State Humanities University byM.A. Sholokchov, Egorievsk, Russia

[email protected]

The article presents the experience of work with weak - sighted children in the college, which helps to improve the quality of education ofpupils with the defect of eye - sight.

Keywords: ambliopia; diagnostics ofpoor sight; motor activity of weak - sighted children; mimicry and pantomime; experiment; subtests.

В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией (слабовидением) и косоглазием. С каждым годом число таких детей растет. Поэтому особое значение специалисты придают ранней диагностике нарушений зрения [3].

Первый раз посетить офтальмолога необходимо еще с новорожденным. С трех до семи лет у детей развивается способность четко видеть на разных расстояниях, так называемая аккомодация. В этот период особенно важно, чтобы у ребенка во время занятий было хорошее освещение, чтобы он излишне не переутомлял глаза, использовал книжки с крупным шрифтом. Детям, у которых плохо развита аккомодация, а зрительные нагрузки чрезвычайно велики, грозит близорукость [4]. Очень важно при этом обследовать детей у офтальмолога в полном объеме: проверить бинокулярные функции, цветовое зрение, определить и уточнить рефракции. Ранняя диагностика позволяет не только выявить заболевание, но и предотвратить с помощью психологов и педагогов отклонения в развитии. Ведь резкое снижение остроты зрения ограничивает процесс познания окружающего мира, влияет на развитие речи, памяти, воображения [1].

Плохое зрение сказывается на понимании и осмыслении детьми окружающего, они не видят вообще, или очень плохо высотные здания, птиц, деревья, мир насекомых и многое другое, плохо ориентируются в пространстве. Двигательная активность таких детей также ограниченна, поэтому большинство из них страдает гиподинамией, нарушениями осанки, плоскостопием, снижением функциональной деятельности дыхания и сердечнососудистой системы.

Подобная ситуация порождает серьезные психологические проблемы как у детей, так и у их родителей.

А как же подготовить к школе ребенка с нарушением зрения?

Сейчас практически во всех крупных городах России есть специализированные детские сады, учебновоспитательные комплексы - ясли - сад - начальная школа, куда врачи-офтальмологи направляют детей с нарушением зрения.

Общий девиз специализированных детских садов - играя, лечимся [2].

Мы хотели заострить ваше внимание на общеобразовательной школе г. Шатура, в которой отведены специальные классы для слабовидящих детей. В школе педагоги работают по специальным методикам и программам со слабовидящими детьми.

К элементам невербальных средств общения относятся все движения тела, интонационные, ритмические, высотные характеристики голоса, его временная и пространственная организация.

Мимика, жесты как элементы невербального поведения личности являются одной из первых визуальных, знаковых систем, усваиваемых в онтогенезе.

Невербальная речь присуща всем людям, и слабовидящие дети - не исключение. Другое дело, как слабовидящие пользуются «языком тела», адекватны ли действия, понятна ли их мимика и пантомимика окружающим?

Слабовидящие с помощью своего дефектного зрения получают некоторую информацию о выразительных движениях, но обедненную и фрагментарную по сравнению со зрячими [3]. Узнавание объектов происходит у них замедленно. В итоге, слабовидящие, слабо понимают неречевые средства общения и недостаточно усваивают их. Овладение неречевыми средствами общения слабовидящим необходимо, так же как и зрячим, для более полноценного общения с окружающими людьми в различных бытовых ситуациях, в трудовых коллективах.

Чтобы лучше понимать людей и быть для них более понятным самому, необходимо каждому человеку владеть неречевыми средствами общения - умением передавать бессловесную информацию и умением воспринимать («читать») её.

Слабовидящий может с интересом слушать собеседника, подперев голову рукой. Учеников в такой позе можно часто увидеть на их любимых уроках в школах. Такая поза, воспринимается нормальновидящими как выражение скуки и утраты интереса. Это может приводить к взаимонепониманию слабовидящих со зрячими. Людям с глубокими нарушениями зрения доступно не только воспроизведение выразительных движений, но их понимание с помощью осязания. Понимая актуальность проблемы формирования неречевых средств общения для социализации детей с нарушением зрения, педагогический коллектив шатурской школы поставил цель овладеть технологиями формирования у дошкольников мимикой и пантомимикой. К обучению детей правильному проявлению своих эмоциональных состояний были привлечены все работающие с ними специалисты.

Логопед взял на себя проведение упражнений на развитие мышц губ, языка, щек; инструктор по физической культуре - на развитие мышц шеи, плеч, рук, ног, туловища; музыкальный руководитель взял на себя обучение передаче через пластические движения различных настроений человека, имитации движений животных и т.д. Всю работу возглавляли тифлопедагоги и методист. Затем они определили, какие средства обучения необходимо подготовить, какие адаптировать, а какие просто привлечь для решения поставленной задачи. Составили несколько базовых конспектов занятий, основной целью которых является обучение детей пониманию различных эмоциональных состояний и адекватного реагирования на них.

Вся работа по формированию неречевых средств общения направлялась на то, чтобы постепенно дети усвоили, что характер мимики и жестов - это индикатор отношения к тем, с кем они взаимодействуют, общаются в данную минуту, что от их манеры держаться в обществе зависит, насколько правильно они будут поняты окружающими.

В своей работе по формированию неречевых средств общения большое значение специалисты Шатурской школы придавали наглядным пособиям.

Для закрепления и отработки выразительных движений лица и тела все специалисты и воспитатели использовали этюды и игры.

> «Поссорились и помирились».

> «Разное настроение»

Конечно, не все дети продвигались одинаково успешно. Одни обучались быстро, другие - с трудом. Для детей с нарушениями зрения были проведены констатирующий и обучающий эксперименты.

Целью исследования явилось: выявление и изучение особенностей неречевого общения детей с нарушениями зрения.

Впервые был разработан и введен в базисный план коррекционный курс по формированию и развитию мимики и пантомимики направленный на устранение вторичных недостатков, вызванных нарушением зрения, в развитии детей. Программа состоит из четырех этапов обучения. Обучение выразительным движениям проводится на занятиях, продолжительностью 40-45 минут, один раз в неделю. Форма проведения занятий различна в зависимости от поставленных задач.

Формирование знаний, умений, навыков проводиться на индивидуальных или подгрупповых занятиях.

Групповые занятия проводятся в процессе закрепления и совершенствования полученных знаний, умений, навыков (в игровой, свободной деятельности). Занятия проводятся тифлопедагогом, владеющим программным материалом и являющимся своеобразным эталоном выразительных движений (мимики и пантомимики). Начинать курс необходимо с выяснения имеющихся у детей знаний о мимике и пантомимике, с определения уровня владения выразительными движениями.

Восприятие учащимися выразительных движений демонстрируемых тифлопедагогом, требуется в обязательном порядке сопровождать словесным описанием. Наряду с этим используются приемы обследования и сопряженных действий, которые помогают слабовидящему ребенку правильно выразить мимикой и пантомимикой предложенные задания.

Для занятий выразительными движениями требуются для каждого учащегося зеркальце (для мимики), настенные большие зеркала (для пантомимики). В качестве дидактического материала используются изображения выразительных движений, адаптированные тифлопедагогом с учетом слабовидения, - муляжи, барельефы, рельефы, маски.

Полученные знания, умения, навыки требуют систематического подкрепления, которое целесообразно осуществлять как на предметных уроках, так и на воспитательских занятиях при их совместном планировании работы по обучению мимики и пантомимике.

Методика и организация исследования. Методика предназначена для изучения распознания и понимания невербальных сигналов и состоит из 27 рисунков, на которых изображены жесты, позы и лица.

Методика применяется индивидуально. Ребенку предъявлялись карточки в правильном положении.

Хуже всего слабовидящие воспринимали мимику. Так из четырех предложенных выражений лица лишь одно было распознано большинством детей с нарушением зрения. В среднем дети с нарушениями зрения правильно распознали по шесть жестов из семи предложенных. Также следует отметить, что не вызвали особых затруднений восприятие жестов, используемых в эксперименте, которые были «односложны» и часто встречались в общении, а потому легко воспринимались. Адекватное воспроизведение простых поз у детей с нарушением зрения отмечалось в 40% случаев. При распознании сложных поз дети испытывали значительные трудности.

Дети, у которых нарушено зрение с самого рождения, узнавали и выполняли намного меньше жестов и поз, чем дети, которые хорошо видели до определенного времени и даже использовали жестовую речь.

Вторая методика. Наиболее сложным жестом для восприятия оказался - жест приветствия; снятие или приподнимание шляпы. Причиной этого может быть его редкое использование. Слабовидящими легче распознавались жесты односложные, часто встречаемые и жесты, которые позволяют зафиксировать взгляд на некоторое время.

Методика обучающего эксперимента. Из набора методик имеющихся по формированию и развитию жестов, поз и мимики использовались те, которые показали большую результативность при апробации со слабовидящими детьми.

Развитие неречевых средств общения у ребенка с нормальным зрением происходит по подражанию в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Дети с глубокими нарушениями зрения резко ограничены или лишены возможности овладевать неречевыми средствами коммуникации по зрительному подражанию. Поэтому коррекционная работа тифлопедагога (воспитателя, родителей) по формированию неречевых средств общения является для них основным источником познания значения и способов общения с помощью выразительных движений.

Выразительные движения слагаются из жестов, мимики и поз. Их необходимо сначала отрабатывать в отдельности, что предусмотрено в содержании программы. Обучение новому движению начинается с выполнения его педагогом, затем ребенок выполняет движения за педагогом, потом по словесной инструкции, а затем самостоятельно.

Закрепление и отработку выразительных движений лица и тела целесообразно осуществлять в этюдах и в играх.

Все выполняемые детьми выразительные движения следует сопрягать с речью, т.е. соединять с соответствующими словами.

Основными этапами обучения являются следующие:

- развитие мышц лица, тела;

- ознакомление с основными эмоциональными состояниями и способами их выражения через мимику, жесты, позы и комплексные выразительные движения;

- упражнения и закрепление выразительных движений в этюдах и игровой деятельности;

- перенос неречевых способов общения в самостоятельную коммуникативную деятельность.

Уже первые занятия показали, что уровень выполнения жестовых движений совершенно не зависит от возраста учащихся. Зависимость проявлялась от возраста, в котором ребенок потерял зрение. Дети, у которых нарушено зрение с самого рождения, узнавали и выполняли меньше жестов и поз, чем дети, которые хорошо видели до определенного времени и даже использовали жестовую речь. У детей наблюдалась маловыразительная мимика (исключение составляет выражение радости), неуверенные движения рук, у некоторых наблюдались хаотичные движения. Для наиболее эффективного построения обучения была проведена диагностика знаний учащихся выразительных движений. Учащимся были предложены две методики, состоящие из картинок с изображениями поз, жестов и лица. Задача учащихся состояла в определении той или иной позы и описании ее значения. Потом учащимся было предложено показать жесты и выражения лица.

При изучении мимических выражений эмоциональных состояний надо четко выделять (жестом, косметикой, оконтуриванием) на лице брови, глаза, рот, морщинки, чтобы слабовидящие дети могли воспринимать лицо не только осязательным, но и зрительным способом. Обследование обязательно должно сопровождаться словесным описанием (брови приподняты, глаза и рот широко раскрыты и округлены и т.д.). Мы заметили, что количество слабовидящих детей выполнивших правильно задания увеличилось в три раза. В то же время у этих детей увеличилось и количество правильно выполненных субтестов. У всех слабовидящих детей независимо от состояния зрительного дефекта результативность сформированности и развития невербальных средств общения повышается, в результате примененной программы.

В результате было выявлено:

1. Развитие неречевых средств общения у ребенка происходит по подражанию в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

2. С помощью невербальных средств общения дети с нарушениями зрения начинают лучше ориентироваться, и мало того, использовать невербальные сигналы в общении.

3. Слабовидящие дети нуждаются в специальной коррекции и специальном формировании неречевых средств общения.

Литература

1. Воспитание и обучение слепого дошкольника./ Под ред. Л.И. Солнцевой. - М.: Просвещение, 2007.

- 234с.

2. Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения (методические рекомендации). - Верхняя Пышма, 1997. - 172с.

3. Жихарев А.М. Воспитательная работа в школе-интернате для слепых детей: Кн. для воспитателя. (Из опыта работы). - М.: Просвещение, 2004. - 119с.

4. Прейслер Г. Несколько замечаний о развитии слепых детей. - СПб.: САТЕЛЛ, 1995. - 283с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.