Научная статья на тему 'Воспитание и образование в поликультурном мире'

Воспитание и образование в поликультурном мире Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИЕРАРХИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / НАЦИОНАЛЬНОЕ / НАРОДНОЕ И ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ / МИРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / CIVILIZATION CULTURE / HIERARCHICAL ORDER / CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / THE NATIONAL / THE POPULAR / AND THE CIVILIZATION / WORLD EDUCATION AND UPBRINGING / SPIRITUAL AND MORAL PERSONALITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестун Архим Георгий

В статье на основании многовекового опыта жизнеустроения многонационального народа России сформулированы основные задачи системы образования и воспитания по обеспечению вхождения каждого человека в полноту культурного бытия поликультурного мира через освоение национальной культуры, культуры цивилизации и с учетом глобалистических тенденций современности. Автором определены обязательные элементы культурно-образовательного пространства, связанные между собой иерархическими отношениями, и выделены основные задачи государства как хранителя создавшей его цивилизационной культуры в условиях поликультурного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шестун Архим Георгий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Upbringing and Education in Multicultural World

Drawing upon centuries-old experience of multi-ethnic Russian nation, the article formulates chief tasks of education system to ensure that every pupil partakes of the fullness of cultural life in our multicultural world through assimilation of national and civilization culture while taking into account modern globalization. The author defines essential elements of cultural and educational environment which exist in a hierarchical order, and singles out main tasks of the state in safeguarding the civilization culture upon which it is founded in our multicultural world.

Текст научной работы на тему «Воспитание и образование в поликультурном мире»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2011. Вып. 3 (22). С. 72-76

Воспитание и образование в поликультурном мире1

Архим. Георгий (Шестун)

В статье на основании многовекового опыта жизнеустроения многонационального народа России сформулированы основные задачи системы образования и воспитания по обеспечению вхождения каждого человека в полноту культурного бытия поликультурно-го мира через освоение национальной культуры, культуры цивилизации и с учетом гло-балистических тенденций современности. Автором определены обязательные элементы культурно-образовательного пространства, связанные между собой иерархическими отношениями, и выделены основные задачи государства как хранителя создавшей его цивилизационной культуры в условиях поликультурного мира.

Каждый человек, рождаясь в этот мир, несет в себе плоть, кровь и дух своего народа. Он с молоком матери впитывает свою национальную культуру, осваивает родной язык. Уклад жизни и ценности народа становятся его собственным образом жизни. Мир национальной культуры встречает человека при его переходе от небытия к бытию.

Более 150 национальностей сохранило Российское государство за свою тысячелетнюю историю. В Конституции Российской Федерации подчеркнуты многонациональный характер народа России, общность его судьбы на своей земле, исторически сложившееся государственное единство. Объединяет народ и делает его единым жизнь в одной из цивилизаций, существующих в современном мире, в одной общей для всех культуре, освоение одного общего для всех языка. Каждый человек, каждая семья одновременно погружены в мир национальной и в мир цивилизационной культуры.

Для большинства граждан любого государства, в том числе и России, национальная и цивилизационная культуры совпадают. Если национальные и цивилизационные основы жизни различаются, то возможны различные варианты совместного жизнеустроения. Европейские государства чаще всего решали эту проблему путем ассимиляции малых народов или их содержания за счет государства без попыток включения в общую жизнь. Первый вариант привел в

1 Настоящая статья подготовлена при поддержке Министерства образования Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг. Госконтракт на выполнение научноисследовательских работ 14.740.11.0790 от 30 ноября 2010 г. Исполнитель: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет. Шифр заявки: 2010-1.1-300-151-107.

процессе исторического развития как Европы, так и Америки к потере многих малых народов, что значительно обедняет культуру цивилизации, придавая ей более приземленный и рационалистический характер. Второй вариант приводит к напряжению отношений между народом — носителем культуры цивилизации и другими жителями государства. События последних лет в Европе показывают, к каким тяжелым последствиям может привести отсутствие реальных механизмов включения всех жителей как единого многонационального народа в общее бытие государства.

Современное открытое общество дает возможность каждому человеку быть включенным и в процессы, которые выходят за рамки жизни конкретного государства. Такие процессы принято называть глобалистическими. Основным, центральным понятием для доктрины глобализма является «глобальная цивилизация». Это понятие выработалось в русле т. н. «давосской культуры» — социально-культурного феномена, получившего свое название по имени г. Давос (Швейцария), где проходит ежегодный Всемирный экономический форум, собирающий тысячи бизнесменов, банкиров, правительственных чиновников, интеллектуалов, журналистов из разных стран. Общими признаками представителей «давосской культуры» являются высокий уровень образованности, преимущественно в сфере естественных или социальных наук, бизнеса и юриспруденции, свободное владение английским языком, включенность в практику правительственной деятельности, менеджмента, международных академических и финансовых институтов, высокая степень мобильности за пределами собственной страны. Носители «давосской культуры» принимают определенные теоретические допущения и ценности, такие как индивидуализм, рыночная экономика, политическая демократия, выработанные в русле развития западной цивилизации. «Давосская культура» ограничивается рамками западного мира, т. е. охватывает не более одной шестой части населения планеты, за пределами западного мира нормы и ценности «давосской культуры» разделяют не более одного процента населения, в основном представители национальных политических элит2. Тем не менее влияние на мировые процессы представителей и сторонников универсальной цивилизации достаточно заметно, поэтому мы должны это учитывать.

Культурное многообразие мира продолжает сохраняться и в современную эпоху. Процесс взаимодействия культур и цивилизаций имел место на протяжении всей истории человечества. В наше время наблюдается повышение интенсивности этого процесса, что ни в коем случае не противоречит сохранению религиозных и этнических традиций и культурных различий народов.

Мы можем говорить о том, что современный человек живет в многообразном поликультурном мире. В этом многообразии мы выделяем основные элементы, связанные иерархическими отношениями. Включенность в полноту культурного бытия происходит через освоение национальной культуры, культуры цивилизации и с учетом глобалистических тенденций, существующих в современном мире и выраженных в элементах «давосской культуры». Система образования

2 Воспитание этнотолерантности подростка в семье: Словарь. СПб., 2005. С. 41—42.

73

общества наряду с семьей должны обеспечить полноту вхождения каждого человека в этот многообразный мир различных культур.

С. И. Гессен в первой половине XX в. утверждал, что «цели образования тесно связаны с целями жизни данного общества. Жизнь определяет образование, и обратно — образование воздействует на жизнь. Понять систему образования данного общества — значит понять строй его жизни»3. Целями воспитания и образования в нашем Отечестве в XX в. являлись воспитание «нового человека» и формирование новой общности под названием «советский народ». Ради достижения этих целей из образовательного пространства исключалось практически все, что касалось национальных культур, а культура цивилизации была заменена некой идеологизированной субкультурой, представляющей собой синкретическую связь некоторых элементов культуры цивилизации в сочетании с рационализированным, атеистическим и внеисторическим контекстом трактовки истории культуры и традиции. От мировых процессов человек ограждался т. н. «железным занавесом». Таким образом, человек был оторван от всех корней, связывающих и питающих его, от национального бытия, народного единения и мирового сообщества.

В современной системе образования мы также наблюдаем уход от полноты решения поставленных проблем, и это касается не только России, но и большинства развитых стран. Обычно преобладают два подхода: уход в сторону национального образования или принятие за основу цели и содержания образования глобалистических тенденций. И тот и другой подходы порождают социальное напряжение в обществе, противопоставляя или уравнивая национальную культуру, культуру цивилизации, в лоне которой создавалось и крепло государство, и формирующуюся культуру мирового сообщества.

Опираясь на многовековой опыт жизнеустроения многонационального народа России, мы выделяем три обязательных элемента культурно-образовательного пространства, связанных между собой иерархическими отношениями:

1. Национальное образование и воспитание. Освоение национальной культуры, родного языка, национального уклада жизни, родной веры («национальное бытие»).

2. Народное, или государственное, и цивилизационное образование и воспитание. Освоение общей для всех государствообразующей культуры, единого языка, социальных отношений, правовых и этических норм общей для всех цивилизации. Знание уклада жизни государствообразующего народа, его ценностей и веры («народное единение»).

3. Мировое, или глобалистическое, образование и воспитание. Освоение языка, этикета и основ знаний, необходимых для вхождения в мировое сообщество («давосская культура»).

Для нас важен механизм органического единения этих трех элементов в образовательном пространстве современной России — механизм, позволяющий во всей полноте воплотить в жизни народа такие конституционные нормы, как:

3 Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Учеб. пособие для вузов. М., 1995. С. 25.

утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия; сохранение исторически сложившегося государственного единства, равноправия и самоопределения народов; почитание памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, стремление обеспечить благополучие и процветание России, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями; осознание себя частью мирового сообщества.

Национальное воспитание и образование начинается в семье и может быть продолжено в системе дошкольного и дополнительного образования. Освоение национального уклада жизни и духовно-нравственных ценностей может происходить в национальных и конфессиональных учебных заведениях. Национальное воспитание и образование позволяет в рамках своей культурно-исторической и религиозной традиции освоить передачу опыта духовной жизни. Рассматривая духовно-нравственное становление личности, мы можем говорить о возможности именно духовного становления как реальной энергийной основы бытия человека только в процессе освоения национально-религиозной культуры и уклада жизни народа. Для государствообразующего народа, культура которого и является общей культурой для всей цивилизации, также важно и национальное воспитание и образование.

Народное, или государственное, и цивилизационное воспитание и образование осуществляются в государственной, или, как мы привыкли говорить, в светской системе образования. Она обеспечивает наряду с изучением основ наук изучение нравственных норм и ценностей, культуры, общих для всего многонационального народа и сложившихся в процессе его многовекового бытия, а также знакомит с укладом жизни и религиозными воззрениями государствообразующего этноса.

В современном мире любое сообщество, которое живет в границах единого государства, является многонациональным. Государство как хранитель цивилизационной культуры, в лоне которой оно формировалось, решает три основные задачи:

1) сохранение многонационального и многокультурного богатства входящих в цивилизацию этносов;

2) объединение различных этносов в единый многонациональный народ как носитель цивилизационной культуры;

3) обеспечение каждому гражданину государства возможности выхода в мировое сообщество в качестве носителя своей национальной и цивилизационной культуры.

Ключевые слова: цивилизационная культура, иерархические отношения, культурно-образовательное пространство, национальное, народное и цивилизационное, мировое образование и воспитание, духовно-нравственное становление личности.

Upbringing and Education in Multicultural World

Archimandrite Georgy (Shestun)

Drawing upon centuries-old experience of multi-ethnic Russian nation, the article formulates chief tasks of education system to ensure that every pupil partakes of the fullness of cultural life in our multicultural world through assimilation of national and civilization culture while taking into account modern globalization. The author defines essential elements of cultural and educational environment which exist in a hierarchical order, and singles out main tasks of the state in safeguarding the civilization culture upon which it is founded in our multicultural world.

Keywords: civilization culture, hierarchical order, cultural and educational environment, the national, the popular, and the civilization, world education and upbringing, spiritual and moral personality development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.