Научная статья на тему 'Структура культурно-образовательного пространства России'

Структура культурно-образовательного пространства России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
240
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура культурно-образовательного пространства России»

ББКЧ480.21

СТРУКТУРА КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ

© 2006 Е. В. Шестун Самарская Православная Духовная семинария

Предложена структуризация культурно-образовательного пространства государства с выделением трех обязательных элементов, связанных между собой иерархическими отношениями: национального образования и воспитания; народного или государственного и цивилизационного образования и воспитания; мирового или глобалистического образования и воспитания. Трехуровневая модель культурно-образовательного пространства позволяет более точно определить и конкретизировать цели образования, формы и методы современной системы образования России.

Каждый человек, рождаясь в этот мир, несет в себе плоть, кровь и дух своего народа Он с молоком матери впитывает свою национальную культуру, осваивает родной язык. Уклад жизни и ценности народа становятся его собственным образом жизни.

Более ста пятидесяти национальностей сохранило Российское государство за свою тысячелетнюю историю. В Конституции Российской Федерации подчеркнуты многонациональный характер народа России, общность его судьбы на своей земле, исторически сложившееся государственное единство. Объединяет народ и делает его единым жизнь в одной из цивилизаций, существующих в современном мире, в одной общей для всех культуре, освоение одного общего для всех языка. Каждый человек, каждая семья одновременно погружены в мир национальной и в мир цивилизационной культуры.

Для большинства граждан любого го -сударства, в том числе и России, культура национальная и культура цивилизационная совпадают. Если национальные и цивилизационные основы жизни различаются, то возможны различные варианты совместного жизнеустроения. Европейские государства чаще всего решали эту проблему путем ассимиляции малых народов или их содержания за счет государства без попыток включения в общую жизнь. Первый вариант привел в процессе исторического развития Европы, да и не только Европы, но и Америки, к потере многих малых народов, что значительно обед -няет культуру цивилизации, придавая ей более приземленный и рационалистический

характер. Второй вариант приводит к напряжению отношений между народом-носителем культуры цивилизации и другими жителями государства. Последние события в Европе показывают, к каким тяжелым последствиям может привести отсутствие реальных механизмов включения всех в общее бытие государства как единого многонационального народа.

Современное открытое общество дает возможность каждому человеку быть включенным и в процессы, которые выходят за рамки жизни конкретного государства. Такие процессы принято называть глобалистичес-кими. Основным центральным понятием для доктрины глобализма является «глобальная цивилизация». Это понятие выработалось в русле так называемой «давосской культуры» - социально-культурного феномена, получившего свое название по имени города Давос (Швейцария), где проходит ежегодный Всемирный экономический форум, собирающий тысячи бизнесменов, банкиров, правительственных чиновников, интеллектуалов, журналистов из разных стран. Общими признаками представителей «давосской культуры» являются высокий уровень образованности, преимущественно в сфере естественных или социальных наук, бизнеса и юриспруденции, свободное владение английским языком, включенность в практику правительственной деятельности, менеджмента, международных академических и финансовых институтов, высокая степень мобильности за пределами собственной страны. Носители «давосской культуры» принимают определенные теоре-

тические допущения и ценности, такие, как индивидуализм, рыночная экономика, политическая демократия, выработанные в русле развития западной цивилизации. «Давосская культура» ограничивается рамками западного мира, то есть охватывает не более одной шестой части населения планеты, за пределами западного мира нормы и ценности давосской культуры разделяют не более одного процента населения, в основном представители национальных политических элит. Тем не менее, влияние на мировые процессы пред -ставителей и сторонников универсальной цивилизации достаточно заметно, поэтому его необходимо учитывать.

Культурное многообразие мира продолжает сохраняться и в современную эпоху. Процесс взаимодействия культур и цивилизаций имел место на протяжении всей истории человечества. В наше время наблюдается повышение интенсивности этого процесса, что ни в коем случае не противоречит сохранению религиозных и этнических традиций и культурных различий народов.

Мы можем говорить о том, что современный человек живет в многообразном по-ликультурном мире. В этом многообразии мы выделяем основные элементы, связанные иерархическими отношениями. Включенность в полноту культурного бытия происходит через освоение национальной культуры, культуры цивилизации и с учетом глобалис-тических тенденций, происходящих в современном мире, выраженных в элементах «давосской культуры». Государственная система образования наряду с семьей должны обеспечить полноту вхождения каждого человека в этот многообразный мир различных культур.

В современной системе образования также наблюдается уход от полноты решения поставленных проблем, и это касается не только России, но и большинства развитых стран. Обычно преобладают два подхода: уход в сторону национального образования или принятие за основу цели и содержания образования глобалистических тенденций. И тот, и другой подходы порождают социальное напряжение в обществе, противопоставляя или уравнивая национальную культуру, культуру цивилизации, в лоне которой созда-

валось и крепло государство, и формирующу -юся культуру мирового сообщества.

Опираясь на многовековой опыт жизне-устроения многонационального народа России, выделим три обязательных элемента культурно-образовательного пространства, связанных между собой иерархическими отношениями:

1. Национальное образование и воспитание. Освоение национальной культуры, родного языка, национального уклада жизни, родной веры («Национальное бытие»).

2. Народное или государственное и цивилизационное образование и воспитание. Освоение общей для всех государствообразующей культуры, единого языка, социальных отношений, правовых и этических норм общей для всех цивилизации. Знание уклада жизни государствообразующего народа, его ценностей и веры («Народное единение»).

3. Мировое или глобалистическое образование и воспитание. Освоение языка, этикета и основ знаний, необходимых для вхождение в мировое сообщество («Давосская культура»).

Важен механизм органического единения этих трех элементов в образовательном пространстве современной России - механизм, позволяющий во всей полноте воплотить в жизни народа такие конституционные нормы, как утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия; сохранение исторически сложившегося государственного единства, равноправия и самоопределения народов; почитание памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, стремление обеспечить благополучие и процветание России, ответственность за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями; осознание себя частью мирового сообщества.

Национальное воспитание и образование начинается в семье и может быть продолжено в системе дошкольного и дополнительного образования. Освоение национального уклада жизни и духовно-нравственных ценностей может происходить в рамках школьного или регионального компонентов госу-

дарственного стандарта образования в местах компактного проживания граждан одной национальности, а также в национальных и конфессиональных учебных заведениях. Национальное воспитание и образование позволяет в рамках своей культурно-исторической и религиозной традиции освоить передачу опыта духовной жизни. Рассматривая духовно-нравственное становление личности, можно говорить о возможности духовного становления как реальной энергийной основы бытия человека в процессе освоения национально -религиозной культуры и уклада жизни народа.

Народное или государственное и цивилизационное воспитание и образование осуществляется в системе государственного образования или в светской системе образования. Она обеспечивает наряду с изучением основ наук и освоение культуры, нравственных норм и ценностей, общих для всего многонационального народа и сложившихся в процессе его многовекового бытия, а также знакомит с укладом жизни и религиозными воззрениями государствообразующего этноса.

В современном мире любое сообщество, которое живет в границах единого го -сударства, является многонациональным. Го -сударство как хранитель цивилизационной культуры, в лоне которой оно формировалось, решает три основных задачи:

1. Сохранение многонационального и многокультурного богатства входящих в цивилизацию этносов.

2. Объединение различных этносов в единый многонациональный народ как носителя цивилизационной культуры.

3. Обеспечение каждому гражданину государства возможности выхода в мировое сообщество как носителя своей национальной и цивилизационной культуры.

Можно говорить и об основных задачах светской государственной школы, которыми являются введение ребенка в мир собственной цивилизации и обеспечение возможности участия в жизни мирового сообщества. Решение этой задачи обеспечивается федеральной частью государственного образовательного стандарта. Уточним, что различие и единство народного и национального вос-

питания и образования рассматривается в рамках восточно-православной византийской цивилизации, в лоне которой формировалось Российское государство.

Говоря о системе образования с исторической точки зрения, подчеркнем особенность российской традиции. Система образования состояла из университетской системы, включающей в себя средние учебные заведения, и системы духовного образования как сословного образования, включающего в себя духовные академии, семинарии и духовные училища, а также приходские школы. Светская система образования готовила кадры для государственного служения, духовная система готовила кадры для Церкви. Так как жизнь государства и народа была укоренена в тысячелетней традиции восточно-православной византийской цивилизации, светская система образования, решая и проблему единения многонационального народа, строилась на основе традиционного религиозного мировоззрения. Надо добавить, что и мировоззрение всей многонациональной России, укорененной в религиозной традиции мировых религий, было тоже религиозным. Светское образование не являлось синонимом атеистического или безрелигиозного образования.

Понятие «светское», возникнув в России в XVII веке, приобретает особый смысл спустя два столетия, став синонимом латинского saecularis. Секуляризация понимается как высвобождение от религиозного влияния всех сфер жизнедеятельности общества и личности. «Светское» принято рассматривать в смысле «безрелигиозное».

Очевидно, что речь идет не о самой системе образования, а о мировоззрении, на основе которого рассматриваются естественные и гуманитарные науки. Попытаемся провести различие между безрелигиозным и религиозным мировоззрениями.

За отправную точку примем рассмотрение нашей познавательной установки. В основе всякого познания лежит направленность взора на неизвестное. В отношении к неизвестному, не теоретическому, а практическо -му осмыслению бытия и лежит граница, разделяющая безрелигиозное и православное мировоззрения.

Русский философ С. Л. Франк писал: «Рассуждая отвлеченно, мы все, конечно, знаем, что мир не исчерпывается тем, что нам в нем уже известно и знакомо, что познано нами, а напротив, он бесконечно шире и содержательнее всего, нам уже известного. Но на практике нашего познавательного отношения к миру и, более того, нашей общей установки к бытию мы все склонны жить в “привычном”, то есть уже известном, жить так, как если бы мир им и кончился. То, что мы переживаем как “ окружающий нас мир ”, то, в связи с чем протекает наша жизнь и познание чего определено нашими жизненными интересами, фактически переживается как совпадение с миром вообще. Наша господствующая установка такова, что мир нам известен и что известное, знакомое, привычное нам есть весь мир».

Раскрытость сознания, его способность расширяться в безграничные просторы вокруг познанного, привычного, уже знакомого есть условие нормального и практического функционирования нашего сознания и познания.

Полноценное светское и академическое образование неизбежно приводит человека к пониманию предела своего знания.

Преодоление естественных законов бытия, то есть «отречения мира», требует не

теоретических рассуждений, а практических действий, связанных с преодолением не только замкнутого сознания, но и естественных защитных реакций.

Душевный строй общества перерождается очень медленно, и мы находимся в начале этого пути. Реальностью нашего положения является наличие и противопоставление двух систем образования - государственной светской и церковной православной*.

На самом же деле, как показывает опыт исторической жизни Православной Церкви, светское и религиозное образование не находятся в противоречии, а восполняют друг друга, восстанавливая полноту культурнообразовательного пространства, в рамках ко -торого каждой личности многонационального народа должна быть обеспечена возможность вхождения в мир национальной и цивилизационной культур, а также возможность выхода в мировое сообщество. Для наиболее эффективного решения этой задачи необходимо изменение мировоззренческого основания современной системы образования. Трехуровневая модель культурно-образовательного пространства позволит более точно определить цели образования, конкретизировать эти цели, а также содержание, формы и методы современной системы образования России.

THE STRUCTURE OF CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE OF RUSSIA

© 2006 E. V. Shestun

Samara Orthodox Theological College

The paper proposes a structure of culture and educational space of the state separating three obligatory elements interconnected by hierarchical relations: national education, state and civilised education, wored or global education. The three - level model of cultural and educational space makes it possible to define more clearly and to give concrete expression to the goals of education, the forms and methods of the modern educational system in Russia.

*Кроме того, существует небольшое количество инославных конфессиональных учебных заведений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.