DOI 10.23859/1994-0637-2017-3-78-16 УДК 37.013.42
Зацепина Мария Борисовна
доктор педагогических наук, профессор, Московский государственный областной университет (Москва, Россия) E-mail: [email protected]
ВОСПИТАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Зацепина М.Б., 2017
Zatsepina Maria Borisovna
Doctor of Education, Professor, Moscow state regional University (Moscow, Russia) E-mail: [email protected]
THE EDUCATION OF ARTISTIC AND AESTHETIC CULTURE IN CHILDREN OF PRESCHOOL
AGE
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования культуры ребенка дошкольного возраста, смысл понятия «исполнительская деятельность» по отношению к дошкольникам, ее компоненты: физическая, эмоциональная и когнитивная. Автор подчеркивает, что художественно-эстетические представления детей очень разно -образны, реалистичны по содержанию и в то же время фантастичны в процессе музыкальной деятельности.
Ключевые слова: культура, художественно-эстетическое воспитание, исполнительская деятельность, художественный образ, музыкальные занятия, самовыражение и др.
Abstract. In the article the author analyzes the questions of formation of culture in children of preschool age, the meaning of "performing" in relation to the preschool children and its physical, emotional, and cognitive components. The author emphasizes that the artistic and aesthetic perception of children is, on the one hand, very diverse, with realistic content, and, on the other hand, it is sufficiently fantastic during musical activities.
Keywords: culture, arts education, performing activities, imagery, music lessons, self-expression
Введение
Развитие личности ребенка в зоне ближайшего окружения имеет огромное значение для дальнейшего поступательного движения демократического общества. В силу этого одной из главных задач в области воспитания подрастающего поколения выступает формирование художественно-эстетической культуры. Педагогами, психологами и специалистами доказано, что начинать воспитание необходимо как можно раньше, начиная с дошкольного возраста. Усвоение основ художественно -эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков, разных видов познавательной видов деятельности и норм поведения в обществе будут способствовать успешному формированию развитой личности ребенка.
Программа «От рождения до школы» - основная общеобразовательная программа дошкольного образования» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и др.) -строится на основе того, что художественно-эстетической культуре присущи сле-
дующие основные функции: информационно-познавательная, которая реализуется через знания детей; ценностно-ориентационная, проявляющаяся в умении давать эстетические оценки явлениям природы и фактам окружающего мира, высказывать свое суждение и отношение к происходящему в ближнем окружении; деятельно-волевые способности, позволяющие дошкольнику проявить природные задатки в различных видах творческой деятельности; и, конечно, коммуникативно-регулятивная, которая связана с внутренним эмоциональным состоянием и саморегуляцией поведения и осуществления детского творчества [3].
Таким образом, художественно-эстетическая культура определяет содержание, форму, объем и результативность детской деятельности в творчестве. И именно здесь наиболее полно и непосредственно проявляются эмоционально-чувствительные переживания, восприятие разных видов искусств и происходящего в зоне ближайшего окружения.
Основная часть
Художественно-эстетические представления детей очень разнообразны, реалистичны по содержанию с одной стороны, и в достаточной мере фантастичны - с другой. Дети часто бывают непосредственны. При этом, чем меньше ребенок, тем ярче проявляется его наивность, искреннее изумление, восхищение. Именно через чувственно-конкретное восприятие дети понимают произведения искусства, как их внешний облик, так и внутренний смысл.
В области музыкальной деятельности у ребенка развивается музыкальный слух (Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, М.Б. Зацепина, Л.Н. Комиссарова). Его формирование происходит на основе полученных художественно-музыкальных впечатлений, т.е. умения воспринимать интонации звуковых красок, ритма, форму и т.д. Художественно-музыкальные впечатления дети получают в процессе музыкальной деятельности, такой как слушание музыки, пение, ритмика, игра на детских музыкальных инструментах и т.д. В ходе музыкальной деятельности они не только получают эмоциональный положительный настрой, но и постигают то, как автор-композитор передает свои чувства, эмоции при помощи музыкальных средств выразительности. Но процесс художественно-эстетического восприятия не заканчивается на этом, так как ребенок, получив поэтический материал, создает свой образ. Характер и свойства данного материала, красота и разнообразие позволяют дошкольнику выразить себя в музыкальной исполнительской деятельности [1], [2], [5].
Ученые, педагоги и практики вкладывают разный смысл в термин «исполнение». Некоторые полагают, что каждый исполнитель вносит в него индивидуально-личное, которое не может быть полностью повторено, так как, пропуская через свой интеллект, переосмысливая на основе имеющегося опыта исполнительства, несет особый природный дар раскрытия духовных ценностей произведения культуры, что в итоге неразрывно связано с подлинным творческим процессом. Академик Б.В. Асафьев отстаивает свою точку зрения, утверждая, что творчество рождается внутри, в самом мастерстве исполнительства. Ссылаясь на фольклор и традиции народного творчества, он приходит к выводу, что новое творческое изменение есть исполнение по-новому хорошо забытого старого. Одновременно музыкально-исполнительская деятельность определяется как активная творческая деятельность, направленная на воплощение воспринятого художественного образа, которая требует от ребенка совокупности знаний, эрудиции, глубины чувств, сознания, навыков, умения и, самое главное, вдохновения.
На основе изучения психолого-педагогических исследований искусствоведческой литературы ученые (и мы с ними согласны) пришли к выводу, что в деятельности исполнителей отражаются следующие моменты:
- полноценное осмысление восприятия, проникновение в художественный образ выступают в качестве выражения замысла автора-композитора, художника, и этот образ не является творением исполнителя;
- выражение при помощи художественных средств своего собственного эмоционально-чувствительного понимания мысленного образа, основывающегося на сходных эмоционально-чувствительных состояниях автора и исполнителя, - это и есть творческий акт. Недаром С.Г. Нейгауз, К.С. Станиславский, Ф.И. Шаляпин и многие другие отмечали, что сущность исполнительства заключается в творческом моменте, причем каждое новое исполнение одного и того же художественного произведения всегда содержит в себе какой-то момент новизны, в противном случае исполнение перестает быть творческим;
- техническое мастерство, т.е. свободное владение средствами воплощения художественных образов имеет большое значение в исполнительстве. Оно должно быть подчинено задачам выразительной передачи воображаемого образа.
Таким образом, исполнительное искусство является сочетанием трех компонентов: интеллектуального, эмоционального и технического мастерства. Все эти принципиальные положения в области музыкального исполнительства взрослых применимы и к исполнительскому процессу у детей, но здесь проявляется ряд специфических особенностей, которые присущи именно детскому исполнительству. Н.А. Вет-лугина считала, что термин «исполнительство» может употребляться условно только к детям, так как в силу возрастных особенностей они не могут осуществлять глубокого проникновения в образ, и у них нет ни достаточного жизненного опыта, ни технического мастерства.
Но вместе с тем, изучая вопрос детского исполнительства, мы считаем, что в нем есть ряд положений, которые оказывают сильное влияние на качество исполнительской музыкальной деятельности. Это образность мышления, эмоциональность, яркое воображение, способность к подражанию, что является хорошей основой для развития исполнительских способностей, при этом особенно важна их непосредственность.
Основываясь на положениях, высказанных ранее, мы считаем, что детская музыкальная исполнительская деятельность требует от педагога и музыкального руководителя определенной технологии обучения с тем, чтобы каждое музыкальное произведение стало ребенку хорошо знакомым, и он приобретал опыт. А для этого необходимо соблюдать ряд психолого-педагогических условий:
- исполнять новое произведение следует так, чтобы вызвать к нему интерес; раскрыть художественный образ, познакомить с содержанием произведения и некоторыми средствами музыкальной выразительности;
- поставить конкретные исполнительские задачи, т.е. каждый ребенок перед исполнением должен знать, что он сейчас будет делать;
- сформировать у дошкольника соответствующие навыки, необходимые для творческой интерпретации музыкально-художественного образа.
Мы также пришли к выводу, что применительно к детскому исполнительству такое деление является верным. Но если говорить о взрослых, то многие музыканты подчеркивают целостность работы над музыкальным произведением. Поэтому мы выделяем три этапа работы над произведением с целью совершенствования дальнейшей детской исполнительской деятельности:
1) первоначальное формирование музыкального образа у детей, осуществляется через восприятие, ознакомление с его содержанием;
2) освоение детьми технических и певческих умений, двигательных движений, необходимых для реализации воспринятого художественного образа;
3) исполнение музыкального произведения, т.е. передача музыкально-художественного образа посредством разных видов музыкальной деятельности.
Вместе с тем, говоря об исполнительской деятельности детей дошкольного возраста, мы различаем ее по трем направлениям: в ходе музыкальных занятий тогда, когда идет непосредственно процесс обучения; в период самостоятельного самовыражения, т. е. ребенок хочет для себя спеть песню, подвигаться под музыку, исполнить произведение на каком-либо детском музыкальном инструменте; дошкольник принимает участие в подготовке и проведении праздника, концерта, конкурса, т. е. когда есть зритель, слушатель.
Все эти три вида исполнения имеют разную психологическую основу. В первом случае в процессе выполнения упражнений, заданий и т.д. ребенок следует указаниям педагога, музыкального руководителя и старается им подражать. Во втором случае, когда идет самовыражение, дошкольник в большей степени основывается на эмоционально-чувствительном воплощении художественного образа, часто допускается импровизация. При концертном исполнении дети стремятся как можно верно передать то, чему их учили, но вместе с тем хотят выразить свое эмоциональное настроение, передать творчески художественный образ при исполнении песни, танца и т.д. При этом педагогу следует помнить, чтобы ребенок успешно выступил на концерте, празднике у него должно быть хорошее настроение, чтобы он находился в положительном эмоциональном состоянии, что в итоге окажет благотворное влияние на активную умственную деятельность, концентрацию внимания, повышение качества исполнения. Здесь немаловажным фактором выступает физическое состояние исполнителя.
В.И. Петрунин, говоря о взрослых, выделяет три компонента оптимального концертного состояния: физическое, эмоциональное и когнитивное. Наша экспериментальная работа позволяет сделать вывод о том, что все три из вышеперечисленных компонентов можно отнести и к детской исполнительской деятельности. Поддержание организма ребенка в хорошей физической форме очень важно, так как в состоянии недомогания у него может появиться апатия, нежелание участвовать в концерте и т.д. [4].
Эмоциональный компонент складывается из ощущения эмоционального подъема, радостного «предвкушения» предстоящего выступления, желания выступить перед зрителями. Но у дошкольника есть еще один эмоциональный показатель - он хочет доставить радость педагогу, маме и другим родственникам.
Когнитивный компонент складывается из сосредоточенного внимания, ясности, быстроты мышления, волевого сосредоточения, памяти и воображения. Все вместе взятое позволяет показать слушателям умение передавать художественный образ, все, чему его учили.
Педагогу при подготовке ребенка к концертному исполнению важно учитывать его индивидуальные, психологические особенности. Как правило, дети эмоционально уязвимы в момент концерта, и у них по-разному может это проявляться. Им всегда нужна поддержка, одобрение, хорошее отношение окружающих. Кроме того, концертная исполнительская деятельность дошкольника связана с уровнем оценки выступающего со стороны взрослых, детей, которые могут ее повысить или понизить, что сразу же оказывает влияние на развитие личности ребенка. У него с появлением заниженной самооценки возникает неуверенность при публичном выступлении. Вместе с тем, среди детей есть обладающие исполнительской одаренностью, что выражается в особом эмоциональном состоянии, отсутствии тревоги и страха. У них главное желание - выступить перед зрителями.
Выводы
Необходимо всегда помнить, что в художественно-воспитательной работе детское исполнительское творчество - это не самоцель, а лишь средство приобщения ребенка к разным видам искусств, средство развития их творческих способностей, поэтому оно нуждается в глубоком осмыслении использования интерактивных технологий обучения. Условием для достижения высоких художественных показателей является творческая активность дошкольников.
Музыкально-исполнительская деятельность создает возможности не только для развития музыкальных способностей, но и художественно-эстетического развития ребенка, проявления и выявления его индивидуальности, что позволяет определить пути дальнейшего развития его музыкальных и общих способностей дошкольника.
Благодаря художественно-эстетической деятельности, эмоциональному восприятию произведений искусств, творческому самовыражению, духовная жизнь ребенка обогащается, расширяются горизонты чувствования и понимания окружающей действительности, красоты природы и ее неповторимости.
Литература
1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. 415 с.
2. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 96 с.
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 368 с.
4. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Академический Проспект; Гаудеамус, 2009. С. 298-308.
5. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Дубна: Феникс+, 2011. 352 с.
References
1. Vetlugina N. Muzykal'noe razvitie rebenka [The musical development of the child]. Moscow: Education, 1967. 415 p.
2. Zatsepina M.B. Muzykal'noe vospitanie v detskom sadu. Dlia zaniatii s det'mi 2-7 let [Music education in kindergarten. For children 2-7 years]. Moscow: Mosaic-Synthesis, 2015. 96 p.
3. OT ROZhDENIIa DO ShKOLY. Osnovnaia obshcheobrazovatel'naia programma doshkol'no-go obrazovaniia [FROM BIRTH TO SCHOOL. Basic General educational curriculum of preschool education]. Moscow: MOSAIC-SYNTHESIS, 2016.
4. Petrushin V.I. Muzykal'naia psikhologiia [Music psychology]. Moscow: Akademicheskiy Prospekt; Gaudeamus, 2009, pp. 298-308.
5. Radanova O.P., Komissarova L.N. Teoriia i metodika muzykal'nogo vospitaniia detei dosh-kol'nogo vozrasta [Theory and methodology of musical education of preschool children]. Dubna: Feniks+, 2011. 352 p.
Зацепина М.Б. Воспитание художественно-эстетической культуры у детей дошкольного возраста // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №3(78). С. 119-123.
For citation: Zatsepina M.B. The education of artistic and aesthetic culture in children of preschool age. Bulletin of the Cherepovets State University, 2017, no. 3 (78), pp. 119-123.