Научная статья на тему 'Воспитание гражданственности студентов на основе олимпийских знаний'

Воспитание гражданственности студентов на основе олимпийских знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ОЛИМПИЙСКИЕ ЗНАНИЯ / ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION OF STUDENTS / CIVICISM / OLYMPIC KNOWLEDGE / OLYMPIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакирова Мария Вячеславовна

Статья рассматривает современное состояние нормативно-правовых и теоретикометодических основ воспитания гражданственности студентов и обосновывает значимость применения олимпийских знаний в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шакирова Мария Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civic education of students on the basis of Olympic knowledge

The present article deals with the questions of the regulatory basics in the current state and gives a theoretical overview of methods applied to develop civic consciousness of students. The article also accentuates the importance of Olympic education in this process.

Текст научной работы на тему «Воспитание гражданственности студентов на основе олимпийских знаний»

УДК 378-017.4 : 796.032 М. В. ШАКИРОВА

Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ОЛИМПИЙСКИХ ЗНАНИЙ___________________________________________

Статья рассматривает современное состояние нормативно-правовых и теоретикометодических основ воспитания гражданственности студентов и обосновывает значимость применения олимпийских знаний в этом процессе.

Ключевые слова: воспитание студентов, гражданственность, олимпийские знания, олимпийское образование.

Формирование личности современных молодых людей пришлось на период значительных изменений в нашем обществе. Отсутствие устойчивой идеологии, определенный культурный вакуум и нивелирование общественных духовных ценностей сделали проблему воспитания гражданственности студенчества в настоящее время особенно актуальной.

В современной России имеется социальный заказ на повышение уровня гражданского сознания общества. Учитывая, что государственное волеизъявление проявляется, прежде всего, в нормотворческой деятельности, отношение властей к вопросу воспитания в подрастающем поколении россиян гражданственности можно проследить в тех тенденциях, которые нашли свое отражение в законодательстве.

На федеральном уровне это выражено в принятии законодателем ряда нормативных актов, из которых, прежде всего, целесообразно отметить государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы», утвержденную постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 № 422, распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р «Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2010 г. № 121 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 Физическая культура (квалификация (степень) «бакалавр»)».

В рамках педагогики цель гражданского воспитания за последние годы определена как адаптация индивида к жизни в гражданском обществе демократического правового государства. Учитывая динамичный характер существования обозначенных общественных институтов, гражданское воспитание также представляет собой непрерывный процесс социализации человека, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием изменяющихся как внутренних установок, так и внешних факторов.

Наполняемость процесса гражданского воспитания обусловливается его задачами и непосредственно зависит от множества факторов: степени сформиро-ванности гражданского общества, уровня развития

экономики, состояния духовности, зрелости социальной и политической составляющих государственного устройства, а также множества иных обстоятельств, носящих характер от локального до международного.

Справедливо отметить, что в связи с изменениями общественного мировоззрения, в последнее время претерпели трансформацию требования к структуре качеств индивида, определяющих уровень его гражданственности. Е.Н. Карпанина относит к таким качествам политическую грамотность, понимание того, что происходит в мире и в стране сегодня и что нас ожидает в ближайшем будущем, общественную активность, бескорыстие в защите общественных интересов, долг и ответственность перед народом и Родиной, гражданскую совесть, гражданское мужество [1]. По мнению Е.Н. Карпаниной, помимо гражданственности эти качества органически связаны с такими категориями нравственности, как патриотизм, гуманизм, коллективизм, честность.

Анализ научно-методических источников показал, что теоретическому обоснованию различных аспектов воспитания гражданственности у студентов посвятили свои труды А.С. Гаязов, М.Е. Дуранов, Н.В. Ма-льковец, Н.А. Савотина, Т.М. Иванова, С.В. Рокутов, М.В. Чельцов и др.

В существующей современной практике воспитанию гражданственности студента уделяется всё большее внимание в рамках преподаваемых в вузах учебных дисциплин: иностранный язык (Ф.Х. Сахапова), архитектурное проектирование (Е.Н. Карпанина), безопасность жизнедеятельности (А.Ф. Абзалов). Кроме того, вопросы повышения уровня гражданственности нашли своё отражение в работах, изучающих: различные условия взаимодействия с институтами местного самоуправления (М.Х. Хайбулаев), функционирование малого города (Р.И. Котрухова), применение компьютерных технологий (А.Б. Кочетков), вузовские общественные объединения (Т.В. Гур-ская).

Таким образом, значительное количество высших и средних учебных заведений направляет свою деятельность среди учащихся на преодоление у них проблем социального и психологического характера, в том числе на формирование уверенности, ответственности, творческой активности, иначе говоря — гражданственности.

На наш взгляд, формирование и повышение уровня гражданственности учащихся более эффективно,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011

если его осуществление проводится в контексте их профессионального воспитания.

Немаловажно также то обстоятельство, что после окончания обучения многие из студентов в той или иной мере будут причастны к педагогической деятельности, то есть смогут оказывать воспитательное воздействие на окружающих их лиц. Принимая во внимание, что воспитание гражданских качеств в равной мере важно как для отдельной личности, так и для общества в целом, мы, следовательно, закладывая составляющую гражданственности в личность будущего педагога сегодня, обеспечиваем не только содержательную и полноценную жизнь конкретного индивидуума, но способствуем прогрессу всего гражданского общества, правового государства.

В текущий период содействие развитию спорта и физической культуры в большинстве стран рассматривается в качестве одной из важнейших задач государства. Для многих из них физическая культура и спорт являются неотъемлемой частью жизни общества, важным фактором социальной стабильности, источником здоровья отдельных граждан и нации в целом. Законы о спорте поощряют население к занятиям физическими упражнениями, стимулируют интерес к различным видам двигательной активности.

Значимость роли физической культуры и спорта сегодня повышается во многих областях жизни также и нашего общества. Определяющими здесь являются такие факторы, как: здоровье нации, усиление и оптимизация обороноспособности страны, развитие духа патриотизма и гордости за свою Родину.

Бесспорно в силу объективных причин, спорт имеет существенный воспитательный потенциальный, в том числе, в сфере формирования гражданственности, повышения его уровня. Однако современная спортивная деятельность в значительной степени наполнена и негативными явлениями, зачастую дискредитирующими её воспитательные возможности, в связи с чем, адресуясь к сущности спортивной деятельности, мы базируемся на высшем уровне её проявления — олимпизме, изначально основанном на общепринятых ценностях спорта и включающем в себя гуманистические принципы.

О необходимости использования потенциала олимпизма для воспитания молодёжи заявлял в начале XX века основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен. В серии «Олимпийские письма» он писал: «Олимпийское движение предполагает всеобщее спортивное воспитание, которое доступно всем, отличается мужественностью и рыцарским духом и в совокупности с эстетическими и литературными занятиями является движением национальной жизни и очагом гражданственности. Вот идеальная программа» [2, с. 115].

Тем не менее разработка проблем олимпийского воспитания отечественными исследователями была начата лишь в восьмидесятых годах прошлого столетия.

Существенный вклад в становление этого научного направления внес доктор философских наук, профессор В.И. Столяров, объединивший под своим руководством ряд молодых ученых.

Сейчас термин «олимпийское образование» (воспитание) понимается как «педагогическая деятельность, направленная на приобщение участников олимпийского движения к идеалам и ценностям этого движения, формирование у них знаний, интересов, потребностей, умений и навыков, а главное — поведения, стиля и образа жизни, соответствующих этим идеалам и ценностям» [3, с. 79]. Термин «олимпийское

образование» в основном применяется в олимпийском движении. В системе образования зачастую используется понятие «олимпийские знания» или «основы олимпийских знаний».

Ошибочно олимпийское образование ассоциируют с профессиональным физкультурным образованием и деятельностью в общеобразовательных и детских спортивных школах. Составленные с учётом возрастных и социальных критериев, современные программы олимпийского образования внедряются в различных группах населения. Значимость данной деятельности повышается и в связи с предстоящим проведением в нашей стране Олимпийских зимних игр в Сочи в 2014 году.

Вице-президент Олимпийского комитета России В.С. Родиченко, подводя итог пятнадцатилетия развития системы олимпийского образования в России, говорит о том, что оно в полной мере соответствует тенденциям современного общественного развития, в том числе в области политики и идеологии, интересам и потребностям современной цивилизации, а также тем задачам и проблемам, на разрешение которых направляет усилия наша страна. Олимпийское образование, по мнению автора, может внести существенный вклад в решение актуальных социальных задач человеческой цивилизации, в процесс преобразования современного общества на основе идей гуманизма [4].

Однако, несмотря на весь потенциал воспитания гражданственности на основе олимпийских знаний, тема гражданственности в олимпизме, в отечественной литературой раскрыта лишь общеконцептуально (B.C. Родиченко, В.И. Столяров, Ю.М. Чернецкий), а в зарубежных литературных источниках фрагментарно обозначена (H. Brownlee, N. Muller).

Воспитание гражданственности в вузах на основе олимпийских знаний, на наш взгляд, возможно осуществлять, основываясь на дисциплины «История Отечества» и «История физической культуры» (в профильных вузах) в бакалавриате, и в рамках спецкурсов по вопросам олимпийского движения в бакалавриате и магистратуре. При осуществлении воспитания гражданственности студентов необходимо учитывать межпредметные связи в учебном заведении [5].

Большие возможности по воспитанию гражданственности кроме того открывают внеучебные занятия студентов. Научные общества, студенческие объединения, дискуссионные клубы, экскурсии в музеи спорта, способствующие изучению молодыми людьми вопросов олимпизма, могут оказать существенное влияние на формирование качеств личности студента, составляющих её гражданственность. Практика показывает, что одними из итогов данного направления деятельности молодежи могут стать межвузовские мероприятия. Так, например, в Уральском регионе ежегодно проводится Всеуральская олимпийская сессия студентов и молодых учёных, в рамках которой имеются три конкурсных направления: конференция научных докладов, викторина знатоков олимпизма и выступление команд КВН. Все номинации сессии посвящены олимпийской тематике, и при их организации учитывается процесс воспитания гражданственности.

Также имеет существенное значение уровень готовности студента к самостоятельной педагогической деятельности по воспитанию гражданственности на основе олимпийских знаний. Для формирования данного показателя существует потребность планировать работу в структуре педагогических практик [6].

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

— в настоящее время в нашей стране обозначено направление политики государства на повышение уровня гражданственности россиян, формирования у них потребности сознательно и активно выполнять свои гражданские обязанности и долг перед государством, обществом, народом, а также возможности разумно использовать свои гражданские права и свободы;

— существует значительный потенциал использования средств образования в учебных заведениях для реализации политики государства, направленной на воспитание гражданственности молодого поколения, путем интегрирования воспитательного воздействия в структуру образовательного процесса;

— имеется противоречие между возможностями олимпийского образования в формировании гражданственности у учащейся молодежи и реальным содержанием и методикой обучения олимпийского образования студентов;

— существует необходимость разработки педагогических условий и модели воспитания гражданственности студентов на основе олимпийских знаний с учётом специальности и профиля вуза.

Библиографический список

1. Карпанина, Е. Н. Гражданское воспитание студентов средствами архитектурного проектирования в условиях вуза : дис. ... канд. пед. наук / Е. Н. Карпанина. — Ставрополь, 2004. — 201 с.

2. Исаев, А. А. Спортивная политика России / А. А. Исаев. — М. : Советский спорт, 2002. — 512 с.

3. Столяров, В. И. Олимпийское образование и спартианская система воспитания / В. И. Столяров // Спорт, духовные ценности, культура. — М., 1997. — Вып. 6. — С. 71 — 233.

4. Родиченко, В. С. Олимпийская идея для России (повторение пройденного) / В. С. Родиченко. — М. : Советский спорт, 2004. — 248 с.

5. Ефременков, К. Н. Межпредметные связи в структуре школьного олимпийского образования : дис. ... канд. пед. наук / К. Н. Ефременков. — Смоленск, 1998. — 178 с.

6. Куликова Л. М. Олимпийское образование школьников в период педагогической практики / Л. М. Куликова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2003. — № 4. — С. 15-16.

ШАКИРОВА Мария Вячеславовна, старший преподаватель кафедры управления физической культурой. Адрес для переписки: e-mail: MariSha74@bk.ru

Статья поступила в редакцию 13.10.2010 г.

© М. В. Шакирова

Книжная полка

Евсеев, Ю. И. Физическое воспитание : учебное пособие / Ю. И. Евсеев. - М. : Феникс, 2010. - 380 с. - ^В№ 978-5-222-17499-9.

Учебное пособие «Физическое воспитание» соответствует Государственным образовательным стандартам и предназначено для студентов следующих специальностей: «Физическая культура», «Физическая культура и спорт», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», а также учащихся «Академии гражданской защиты МЧС России». В предлагаемом учебном пособии физическая культура, спорт и туризм рассматриваются как основной компонент подготовки высококвалифицированных специалистов. Кроме того, впервые обоснована и продемонстрирована возможность целенаправленного формирования физических качеств, двигательных умений и специально-прикладных знаний, необходимых будущему специалисту во время учебно-трудовой и профессиональной деятельности в условиях риск-геофакторов. В результате круг этих специалистов оказывается довольно широк-от студентов полевых специальностей (геологов, геофизиков, геодезистов в т.д.) и будущих сотрудников МЧС до студентов-филологов. Пособие будет полезно преподавателям высших и средних учебных заведений, учителям физической культуры, тренерам и другим специали-стам, работающим в сфере физической культуры и спорта.

Янгулова, Т. Лечебная физкультура. Анатомия упражнений : практическое пособие / Т. Янгулова. - М. : Феникс, 2010. - 175 с. - ISBN 978-5-222-16994-0.

Значение лечебной физкультуры трудно переоценить при профилактике и лечении многих заболеваний, а также при реабилитации после перенесенных болезней. Уникальность этого пособия заключается в его нагляд-ности-впервые лечебный эффект движений в упражнениях ЛФК показан анатомически детально. В данном пособии мы предлагаем вашему вниманию специально разработанные комплексы, выверенные годами практики, поставившие на ноги множество людей, применяемые при лечении различных болезней. Вы можете подобрать для себя подходящий комплекс упражнений (при болевых синдромах, для предотвращения обострения или в период реабилитации), а детальные иллюстрации помогут вам правильно выполнять упражнения. Каждое движение здесь рассматривается в анатомическом строении, что очень наглядно и полезно как для практикующих врачей, так и для широкого круга людей, желающих заниматься самостоятельно. Также каждое упражнение сопровождается описанием его основных и дополнительных терапевтических эффектов, ведь в наших комплексах ЛФК лечит каждое движение!

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.