УДК 372.8
ПОТАПЕНКО Светлана Михайловна, старший преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин и информационных технологий, соискатель кафедры информатики, вычислительной техники и методики преподавания Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 11 научных публикаций, в т.ч. 3 учебно-методических пособий
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Статья посвящена проблемам обучения информационным технологиям с учетом национально-регионального компонента. Формирование познавательного интереса при обучении информатике и ИКТ путем привлечения краеведческого материала может способствовать воспитанию гражданственности школьников, знающих и любящих историю и культуру Поморья.
Информационные технологии, патриотизм, гражданственность, краеведение
В современной России усиливается социальный запрос на воспитанную, деятельную личность, обладающую определенными гражданскими качествами. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» отмечается, что патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патри-ота, способной успешно выполнять гражданские обязанности.
Сопричастность к прошлому и настоящему невозможно воспитать только словами или передачей знаний - нужны более тонкие и эффективные средства, способные волновать, вызывать истинно высокие чувства и переживания, формировать эмоционально-ценностное отношение личности к действительности.
В настоящее время частью молодежной культуры являются информационные технологии (ИТ), но их педагогические возможности используются недостаточно. Широкое применение средств информационной образовательной среды способно значительно повысить эффективность активных методов обучения1. Помимо специфических знаний и навыков работы с компьютером, для успешного формирования гражданственности на занятиях ИТ необходимо создать ряд условий, важнейшими из которых считаем наличие возможности в рамках изучения курса информатики и ИТ в средней школе формировать представления о научной картине мира и умение оперировать полученными знаниями в повседневной жизни, осуществляя воспитание гражданственности, патриотизма и нравственности учащихся; изменять
отношение к гражданственности на основе вовлечения старшеклассников в организацию и проведение различных форм учебного процесса по ИТ, способствующих активному проявлению гражданской позиции, патриотических чувств и открытого проявления чувств к своей малой Родине.
По нашему мнению, при организации учебной работы необходимо учитывать влияние объективных условий жизни, так как педагогический процесс, являясь специальной целенаправленной системой, не может быть изолирован от жизни. Гражданское воспитание как нравственная потребность приносить пользу Отечеству формируется на основе любви к малой Родине. Для приближения школьных знаний к практической, реальной жизни, считаем важным активизировать методические и воспитательные возможности регионального материала. Полагаем, что знания о своеобразии родного края способствуют становлению личности, принимающей близко к сердцу судьбу малой Родины, порождают желание жить и трудиться в своем регионе, гордиться его культурой, людьми и их достижениями.
Таким образом, основой образовательной системы Архангельской области может стать история и традиционная культура Русского Севера, которая выступает мощным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению2. По нашему мнению, без возрождения исторического и духовного наследия, без воспитания духовности в сознании молодежи невозможно воспитать гражданственность. История края, местные события и явления должны изучаться в единстве трех временных измерений: прошлом - настоящем - будущем. Уверены, что такой подход позволит старшеклассникам более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинноследственные связи, воспитывать причастность к делам предков. Это заставит задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования и, как следствие этой деятельности, пробудит формирование необходимых ценностей: патриотизма, духовности и национального самосознания.
Процесс формирования гражданственности современного школьника невозможен без учета особенностей края, региональной истории, того жизненного опыта, который учащийся, проживающий в конкретной местности, имеет на сегодняшний день. Краеведческий материал, как никакой другой, способствует реализации данного направления. Российское краеведение, зародившись еще во времена М.В. Ломоносова, доказало свою жизненность и необходимость в современной российской действительности.
В этом ракурсе изучение информатики и ИТ предоставляет огромный набор приемов организации учебного процесса с использованием регионального краеведческого материала. Комплекс применяемых при этом приемов и методов зависит от возраста школьников, уровня их подготовки, целей занятия, задач проводимой работы. В ходе освоения навыков работы на компьютере, изучая родной край, старшеклассники постепенно познают этнонациональные процессы. На конкретных примерах учащиеся знакомятся с традициями поморов, историей их расселения в данной местности, особенностями экономической жизни, труда, быта, культуры. Считаем, что оттого, какой образ малой Родины складывается в представлении молодежи, зависит не только эмоциональное состояние, желание (или нежелание) укорениться на этой территории, но и ее гражданские качества: ответственность, коллективизм, гуманизм, дисциплинированность. Это способствует соблюдению общепринятых норм поведения, осознанию своего долга перед обществом, формированию чувства любви и гордости за свою Родину, активной жизненной позиции.
О том, что работа по воспитанию гражданственности, изучению роли поморов в истории страны, сохранению и развитию традиций важна и необходима, говорят следующие факты. В 2008 году мы провели исследование среди выпускников различных школ г. Северодвинска, в котором приняли участие 42 человека. Как оценили сами опрошенные, из них хорошо знают историю края 7%; северные ремесла - 13%; промыслы - 41%; северные обряды - 17%.
Среди известных земляков, выходцев из г. Северодвинска или Архангельской области 19% не смогли назвать никого, хотя среди ответивших, помимо других фамилий, 94% назвали М.В. Ломоносова. Героев Великой Отечественной войны знают 22%, первостроителей города
- 34%. Из ответивших положительно на вопрос о северных писателях и поэтах называют фамилию Писахова - 70%, Ломоносова - 47%, Рубцова - 37%, Шергина и Абрамова - 19%, Пикуля - 9%, в основном не указывая их произведений, а 49% не смогли назвать никого. Обнадеживает реакция некоторых молодых людей: «...знаю плохо - даже стыдно», «...не могу вспомнить, но этот вопрос теперь будет долго меня мучить».
Из установленных нами данных об источниках получения региональной информации следует, что главная роль в работе по возрождению нравственного потенциала личности, ее национального самосознания, национальной гордости принадлежит школе. 37% опрошенных указали, что именно школа явилась основным источником информации о родном крае. Важно отметить, что в тройку источников-лидеров входят семья (19%) и городской краеведческий музей (17%). Далее места расположились в порядке убывания следующим образом: СМИ
- 12%; книги - 9%; Интернет - 6%.
При обучении информационным технологиям учителю предоставляется широкий выбор различных направлений привлечения регионального материала в зависимости от специфики местонахождения учебного заведения, индивидуальных интересов и возможностей преподавателей. В сентябре 2008 года на заседании городской секции учителей информатики г. Северодвинска из 29 человек на вопрос: «Используете ли Вы региональные материалы в своей деятельности?» 59% ответили отрицательно. Учителя, включающие местный материал, как правило, имеют стаж преподавания более 10 лет. Педагоги понимают важность данного направления и заинтересованы в его развитии, но отмечают нехватку собственных краеведческих знаний в объеме, достаточном для их систематического привлечения на занятиях. И не
удивительно, так как для учителя информатики краеведение не является приоритетной областью знаний.
На наш взгляд, существует несколько причин сложившейся ситуации. Во-первых, отсутствует разработанный и утвержденный региональный компонент общего образования Архангельской области по информатике, так как это сделано в 2006 году, например, по химии и физике. Во-вторых, для самостоятельного изучения краеведческой литературы, подбора регионального материала для использования его на занятиях у учителя-предметника не хватает времени. Информатика - одна из самих динамично развивающихся наук, и чтобы быть компетентным в своем предмете, необходимо постоянно отслеживать профильные вопросы, просматривать и осваивать большое количество разнообразного программного обеспечения. В-третьих, отсутствует банк методических разработок учителей, привлекающих краеведческий материал при обучении информационным технологиям. Поскольку преподавательский опыт многих педагогов позволяет вести обучение на отработанных примерах, это также может являться причиной вынужденного отказа от привлечения регионального компонента.
Все вышесказанное привело нас к созданию программы по информатике и ИТ с использованием регионального материала. В качестве исходных сведений к заданиям использованы реальные показатели Северо-Западного региона, данные о существующих предприятиях, действительные цифры статистики области, поэтому, помимо интереса к приемам работы и возможностям информационных технологий, школьников привлекает содержательное наполнение занятия. Данная программа направлена на формирование не только предметных, но и межпредметных коммуникативных умений, составляющих деятельностную основу процесса обучения. Целью программы является способствование формированию прочных знаний и устойчивых навыков работы с современными информационно-коммуникативными технологиями; сознательного, неотчужденного отношения к истории и культуре своей малой Родины, со-
здание условий для развития мыслительной и социальной активности личности школьника, реализации его творческого потенциала. Результатом работы явилось создание учебно-методического комплекса, в рамках которого определено содержание заданий в зависимости от темы и сложности (уровня) обучения. Таким образом, у учителей информатики появилась возможность пользоваться программой (или ее фрагментами) в процессе обучения в пределах обязательных часов, а также в рамках факультативных и элективных курсов средней школы.
В рамках выполнения заданий при обучении на региональном материале старшеклассники посещают городской краеведческий музей. По данным указанного выше опроса 2008 года 95% молодых северодвинцев в возрасте 17-18 лет признают свое знание истории города недостаточным. Настораживает тот факт, что на вопрос: «Хотели бы Вы больше узнать об истории города?» положительно ответили только 66%, а на вопрос «Хотели бы Вы больше узнать о перспективах города?» 27% ответили отрицательно. Поэтому воспитание гражданственности молодежи имеет не только теоретическое, но и практическое значение, т.к. игнорирование данного качества может существенно замедлить динамику общественного прогресса в социуме. Важно повышать эмоционально-оценочное отношение молодого человека к системе социальных ценностей. Необходимо стремиться, чтобы местная молодежь не покидала родные места, чтобы выпускники школ, уехавшие учиться в крупные города, возвращались на
свою малую Родину. Уверены, что историкокраеведческая работа предоставляет возможность существенно обогатить содержание и организацию занятий по информатике со старшеклассниками, дает реальную возможность выйти на широкие философские и социологические обобщения и аналогии.
Мероприятия с опорой на краеведческий материал можно условно разделить на три уровня:
- потребление информации;
- продолжение ученической деятельности, начатой на уроке;
- применение знаний и умений, полученных в учебном курсе.
Наша программа позволяет применять второй и третий уровни, что не только активизирует развитие творческих потенций, умение самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но требует умственного развития, развития мышления, взглядов, чувств личности. Во время проведения занятий по программе на региональном материале исподволь происходит подготовка сегодняшнего школьника к возможному будущему научному поиску, способствующая формированию научных кадров России, об острой нехватке которых сегодня так много говорят. Считаем, что процесс воспитания гражданственности будет продуктивным, если предложить учителю структуру учебных занятий, содержание которых не ограничится сообщением системы научных фактов и формированием учебных умений и навыков, а будет спряжено с решением воспитательных задач.
Примечания
1 Цапенко В.Н. Информационная образовательная среда как эффективное средство формирования профессиональной компетенции в условиях технического вуза II Вестн. Помор, ун-та. Сер. «Гуманит. и соц. науки». 2009. №1. С. 148-151.
2 Зарецкая О.В. Русский Север и север Европы в ХУП-ХХ вв.: проблемы изучения истории регионов и межрегиональных отношений II Вестн. Помор, ун-та. Сер. «Гуманит. и соц. науки». 2006. № 1(9). С. 123-124.
Potapenko Svetlana
CIVICISM EDUCATION IN THE INFORMATION TECHNOLOGY TRAINING ON THE BASIS OF THE REGIONAL STUDIES MATERIAL
The article is devoted to the issues of the Information Technology training taking into account the national-regional component. Cognitive interest forming in the course of the information science and ICT training by applying the regional studies material can contribute to the civicism education of the schoolchildren knowing and loving the history and culture of Pomorye.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент - Лагунов А.Ю., кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, вычислительной техники и методики преподавания информатики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова