Научная статья на тему 'Информационные технологии в школьном краеведении'

Информационные технологии в школьном краеведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
573
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОГРАММА / ПАТРИОТИЗМ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / МАЛАЯ РОДИНА / INFORMATICS / INFORMATION TECHNOLOGIES / PATRIOTISM / LOCAL HISTORY / EDUCATION / PROGRAMME / NATIVE REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потапенко Светлана Михайловна

В статье показаны возможности формирования у обучающихся прочных знаний и устойчивых навыков работы с современными информационно-коммуникативными технологиями с использованием историко-краеведческих материалов своей малой родины. Рассматривается опыт реализации программы по информатике и информационным технологиям на основе регионального материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information technology in the school study of local lore

The article presents how to teach pupils strong knowledge and form the necessary skills of work with modern information and communicative technologies on the base of materials on history and local history of the native region. The author of the article also considers the existing experience of implementing the programme on Informatics and information technologies on the base of the regional history.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в школьном краеведении»

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ ТУРИЗМЕ

И КРАЕВЕДЕНИИ

УДК 908; 002.513.5

С. М. Потапенко

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЬНОМ КРАЕВЕДЕНИИ

В статье показаны возможности формирования у обучающихся прочных знаний и устойчивых навыков работы с современными информационно-коммуникативными технологиями с использованием историко-краевед-ческих материалов своей малой родины. Рассматривается опыт реализации программы по информатике и информационным технологиям на основе регионального материала.

The article presents how to teach pupils strong knowledge and form the necessary skills of work with modern information and communicative technologies on the base of materials on history and local history of the native region. The author of the article also considers the existing experience of implementing the programme on Informatics and information technologies on the base of the regional history.

Ключевые слова: информатика, информационные технологии, программа, патриотизм, краеведение, воспитание, малая родина.

Keywords: informatics, information technologies, programme, patriotism, local history, education, native region.

Задача воспитания чувства Родины очень сложная и не сводится к накоплению знаний о ней. Огорчает, что учащиеся недостаточно знают историю родного края. Поэтому считаем необходимым при решении задач из курса информатики и информационных технологий рассматривать вопросы жизни города, области. Эта историко-крае-ведческая работа предоставляет возможность существенно обогатить содержание занятий по информатике со старшеклассниками.

Отрадно, что новым стержнем воспитательной системы школы становятся российский патриотизм и чувство гражданственности. Эта социально-педагогическая функция образовательного уч-

реждения введена в ранг государственной политики в области образования. В тексте Закона Российской Федерации «Об образовании» отмечено, что «общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в Отечестве...». Краеведческий материал, как никакой другой, способствует реализации данного направления. Российское краеведение, зародившись еще во время М. В. Ломоносова, доказало свою жизненность и необходимость. Без возрождения исторического и духовного наследия, без воспитания духовности и гражданственности в сознании молодежи не может жить и полноценно развиваться ни одна нация. История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое - настоящее - будущее. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, воспитывает причастность к делам предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, т. е. формирует ценности, которые сегодня необходимы: патриотизм, духовность и национальное самосознание. Но сопричастность к прошлому и настоящему невозможно воспитать только словами или передачей знаний, нужны более тонкие и эффективные подходы и средства, способные возбуждать, волновать, вызывать истинно высокие чувства и переживания, которые формируют эмоционально-ценностное отношение личности к действительности. Таким образом, основой образовательной системы в Архангельской области может стать история и традиционная культура Русского Севера, которая выступает мощным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению. Знания о своеобразии родного края способствуют становлению личности, принимающей близко к сердцу судьбу малой родины, желающей жить и трудиться в своем регионе, гордиться его культурой, людьми и их достижениями. Обучение на региональном материале помимо непосредственных знаний и навыков по информатике и информационным технологиям поможет в возрождении нравственного потенциала личности, ее национального самосознания, национальной гордости, а также будет способствовать развитию положительных тенденций в возрождении, сохранении и развитии народной культуры. Выбор направлений при обучении информационным технологиям возможен с учетом специфики местонахождения учебного заведения, индивидуальных интересов и возможностей преподавателей.

Все вышесказанное привело нас к созданию программы по информатике и информационным технологиям на основе регионального материала в содружестве с городским краеведческим музеем, Молодежным Советом, Управлением межрегиональных связей, депутатами Муниципального Совета и другими общественными организациями и предприятиями города. Данная программа направлена на формирование не только предметных, но и межпредметных, коммуникативных умений, составляющих деятельностную основу процесса обучения. Целью программы является создание условий для формирования у обучающихся прочных знаний и устойчивых навыков работы с современными информационно-коммуникативными технологиями; сознательного, неотчужденного отношения к истории и культуре своей малой родины; условий для развития мыслительной и социальной активности личности ребенка, реализации его творческого потенциала. Создан учебно-методический комплекс, проработано содержание заданий, в зависимости от темы и сложности (уровня) обучения. Это позволяет пользоваться нашей программой (ее фрагментами) в процессе обучения в пределах обязательных часов, в рамках факультативов и элективов в средней школе. Из опыта работы можно отметить, что хорошие результаты обученности показывают студенты начальных курсов вуза. В качестве материалов к заданиям используются реальные показатели региона, данные о существующих предприятиях, действительные цифры статистики города, чтобы помимо интереса к приемам и возможностям информационных технологий школьников увлекало содержательное наполнение занятия. Учащийся разрабатывает тему своей работы соответственно собственным интересам и наклонностям, согласовывая основные моменты с преподавателем и, в случае необходимости, специалистом городского краеведческого музея или конкретного предприятия. При этом он собирает материал, создает необходимые текстовые документы, производит расчеты в электронных таблицах, работает с графикой и звуком, устанавливает связи между таблицами в базе данных, готовит необходимые формы, запросы, отчеты и в итоге все оформляет как презентацию, которая проходит обязательную защиту. Обсуждение результата, в котором принимают участие все заинтересованные лица (учащиеся, преподаватели, сотрудники музея и других организаций), проходит в форме дискуссии в мультимедийной аудитории.

Все мероприятия с опорой на краеведческий материал подразделяются на три группы:

1. Мероприятия, на которых участники выступают в роли потребителей информации.

2. Мероприятия, продолжающие ученическую деятельность, начатую на уроке.

3. Мероприятия, которые позволяют применить знания и умения, полученные ребятами в учебном курсе.

Для основной школы характерны первый и второй уровни. Но для работы по нашей программе необходимо применять второй и третий уровни, что требует проявления не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но требует развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств. Для проведения занятий по программе на региональном материале самым активным образом задействована третья группа, готовящая сегодняшнего школьника к возможному будущему научному поиску, способствующая подготовке научных кадров России, об острой нехватке которых сегодня так много говорят в смысле общественной безопасности.

УДК 908; 002.55

М. А. Бизяева

ШКОЛЬНЫЙ ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ «РОДНОЙ КРАЙ»

В статье раскрываются предпосылки создания школьного виртуального музея «Родной край», этапы его возникновения и становления. Автор показывает, какие воспитательные задачи можно решать с помощью школьного виртуально музея.

The article describes conditions, which affected the creation of the school virtual museum called "Native Land", and the phases it passed up to its final establishment. The author shows which educational problems can be solved with the assistance of a school virtual museum.

Ключевые слова: школьный виртуальный музей «Родной край», информатика, воспитание, краеведение.

Keywords: school virtual museum "Native land", Informatics, education, local history.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.