УДК 37.03
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА
Аннотация. Статья посвящена анализу современной социальной парадигмы образования. На базе содержания образования формируются личностные и профессиональные потребности гражданской самореализации и социальной активности. Ключевые слова: педагог, профессионально-педагогическое образование, гражданственность, социальная активность.
CIVIC EDUCATION AS PERSONAL QUALITIES AND PROFESSIONAL QUALITIES OF A SPECIALIST
Annotation. The article is devoted to analysis of current social paradigm of education. On the basis of the content of education formed a personal and professional needs of civil self-realization and social activity.
Keywords: teacher, vocational teacher education, citizenship, social activity.
Традиционно социальная парадигма образования связана с удовлетворением государственных требований к подготовке специалистов. Современная концепция образования обращена на самореализацию личности, формирование знаний, умений и навыков, творческих качеств личности, необходимых для трудовой и общественной деятельности. Личностно-ориентированное обучение и образование при соблюдении стандартов профессиональной подготовки составляет важнейшее направление в формировании личностной социальной позиции педагога, профессиональной самореализации в системе культуры. Чтобы образование достигало своих целей необходимо, чтобы:
- образование было нацелено на реализацию индивидуальной образовательной траектории;
- последовательно осуществлялся контроль достигнутых успехов образования в области профессиональной самореализации личности и своевременно вводились необходимые коррективы;
- управление системой образования осуществлялось на основе дифференциации целей образования и вариативности обучения.
Таким образом, профессиональное образование должно обеспечивать статус личности в обществе, способствовать востребованности специалиста и создавать условия для становления и развития гражданского общества. В профессиональной подготовке педагога, профессиональные функции которого направлены на воспитание детей и молодежи, необходимы практико-ориентированные образовательные технологии формирования интеллектуальной и мотивационно-волевой ориентации на социализацию, освоение и воплощение в жизнь всей совокупности ценностей, составляющих феномен гражданственности. В качестве приоритетных социальных ценностей обычно называют следующие: общественное благо, права человека, свобода выбора на основе осознанной законопослушности, социальная справедливость, равенство перед законом, плюрализм позиций и взглядов, нравственность и правдивость в делах, в семейно-бытовых отношениях, патриотизм и толерантность [3].
Современная стратегия развития педагогического образования отражает основные принципы образовательной политики, направленной на решение задач подготовки специалистов, компетентных, профессионально и социально грамотных, образованных людей, готовых к творческой самореализации и саморазвитию в сфере культуры и в области профессионального труда. По мере профессионализации личности соотношение между внешним воздействием и самоорганизацией в профессиональном становлении меняется в сторону активности самой личности. Как считает И.И. Кохановская,
© Точилкин Е.А., 2015
Е.А. Точилкин
Yegor Tochilkin
Психология, социология
создание оптимальных внешних предпосылок усиливает внутренние предпосылки активности личности, повышая ее субъективность, рефлексивность, креативность, что обусловливает ее профессиональное развитие [1]. Изменение системы ценностей в обществе потребовало обоснования ценностно-целевых приоритетов образовательной деятельности. Образование способствует самореализации личности в социокультурном пространстве. Социальная роль педагогического образования заключается в трансформации опыта в области культуры, ее воспроизводства и развития, в создании интеллектуальных и моральных предпосылок для развития культуры и определения ценностно-целевых перспектив социокультурного развития общества. Педагогический процесс образования прогностически ответственен за воспитание молодежи, становление и развитие гуманистической, духовно-нравственной сферы социальной жизни общества, за творческий потенциал общества и становление его моральных ценностей. Для современного педагога характерно не только выполнение прямых профессиональных обязанностей, соответствующих предметной специальности, но и роль духовного наставника молодежи, воспитателя социального самосознания молодежи и гуманистической ориентации, роль активного строителя демократического общества [2].
Воспитание гражданственности, социальной культуры, осуществляется в целостном педагогическом процессе. Эта задача решается как в содержательном компоненте учебных дисциплин, так и в коммуникативных связях с развитием социального сознания. Отметим, что целостная система учебных дисциплин в вузе должна обеспечивать полноценное развитие личности в соответствии со способностями и научно-практическими интересами студентов. Задачей образования является формирование свободной личности, сочетающей профессиональную и гражданскую компетентность и ответственность, свидетельствующую о внутренней устойчивости и целостности поведения, о развитии социального самосознания. Общечеловеческие ценности выступают приоритетом формирования гражданской культуры. Гражданина, его нравственность и культуру, созидательную и творческую личность формируют общественные ценности.
Гражданственность есть чувство и состояние принадлежности к стране рождения, к образу жизни народа. Осознание себя гражданином страны, гражданином России означает, что человек принимает на себя обязанность соблюдать законы, нести ответственность за свои действия и пользоваться всеми правами, предоставленными ему Конституцией Российской Федерации. Свобода определяется посредством осознания необходимости действовать в соответствии с нормами, правилами, законами общества. По мнению Г.Н. Филонова, «гражданственность - это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций - осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общественные нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовые, межнациональные и межличностные отношений» [4].
Если рассматривать гражданственность с позиции нравственности и социальности, то это качество личности является основным в формировании будущего педагога. Патриотизм, мораль, правовая культура - это нравственно-политические качества личности профессионала-педагога. Будущий педагог как гражданин своей страны обязан осуществлять развитие духовного и нравственного уровня общества, стремиться к улучшению морально-политических условий жизни россиян, способствовать внедрению в сознание людей идеологии российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости, равенства и справедливости, чувства долга, чести и совести, преодолевать национальные, религиозные и культурные барьеры, разделяющие людей. Его задача заключается в том, чтобы регулировать культурные отношения людей, просвещать молодежь в вопросах равенства граждан РФ перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни.
Профессиональное формирование в области гражданского воспитания осуществляется в процессе психолого-педагогического образования. Гражданское образование будущего педагога - необходимый компонент профессионального образования, имеющий особое значение на современном этапе преобразования общества. В настоящее время неизмеримо повысилась значимость социально-педагогического компонента во всех направлениях и сферах профессиональной деятельности и в подготовке квалифицированных кадров. Непрерывность и системность социально-педагогического образования обеспечивает целостность образовательной системы в области формирования гражданской культуры, обусловливает единство целей воспитания гражданственности как качества личности и профессионального качества специалиста, актуализирует решение задач гражданского образования. На базе содержания образования формируются личностные и профессиональные потребности гражданской самореализации и социальной активности.
Формирование гражданственности следует осуществлять на когнитивном, мотивационном и деятельностно-операционном уровнях. Для осуществления этих направлений образования необходимы инновационные технологии, направленные на поэтапное формирование гражданственности как качества личности и качества профессиональной педагогической деятельности. В реальном образовательном процессе формирование гражданской ответственности студентов осуществляется на теоретическом уровне и слабее представлено на функциональном уровне - в учебно-профессиональной деятельности в условиях конкретного социума. В теоретическом плане студенты должны изучать закономерности и функциональные особенности процессов становления гражданского общества и демократии в России. Однако отметим, что в сегодняшней учебно-педагогической практике воспитание гражданственности программно и технологически недостаточно обеспечено. Социально-профессиональному самоопределению студентов уделяется мало внимания. Между тем гражданская культура должна воспитываться на всех уровнях предметного образования в целях формирования культуры сознания и культуры профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Кохановская, И. И. Ведущие тенденции формирования специалиста в вузе / И. И. Кохановская, А. Л. Фа-тыхова // Науковi шдсумки. / Збiрка наукових праць. - Киев : НАИРИ, 2010. - С. 49-54.
2. Фатыхова, А. Л. О профессиональной социализации в новой парадигме образования / А. Л. Фатыхова, Ф. М. Сулейманова // Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития 2012». - Вып. 3. - Т. 13. - Одесса : КУПРИЕНКО, 2012. - С. 6-9.
3. Филонов, Г. Н. Воспитание в российском обществе: тенденции, теория и практика / Г. Н. Филонов. - М., 2000.
4. Филонов, Г. Н. Общенациональная программа воспитания: предпосылки и технологии разработки / Г. Н. Филонов // Педагогика. - 2001. - № 9. - С. 64-69.