Научная статья на тему 'Развитие социального самосознания студентов в процессе профессиональной подготовки'

Развитие социального самосознания студентов в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEACHERS EDUCATION / ПОДГОТОВКА / TRAINING / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / SOCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Точилкин Егор Александрович, Фатыхова Алевтина Леонтьевна

В процессе подготовки в вузе предметом освоения студентами являются социальные ценности, правовые и моральные. В педагогическом профессиональном образовании решаются задачи по развитию социального самосознания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF SOCIAL SELF-CONSCIOUSNESS OF STUDENTS IN THE PROFESSIONAL TRAINING PROCESS

In the course of training in high school the subject to be learnt by students is the development of social values, legal and moral. In teaching vocational education the tasks in development of the social self-consciousness of the students are being solved.

Текст научной работы на тему «Развитие социального самосознания студентов в процессе профессиональной подготовки»

УДК 37.03

Е.А. Точилкин

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

А.Л. Фатыхова

Аннотация. В процессе подготовки в вузе предметом освоения студентами являются социальные ценности, правовые и моральные. В педагогическом профессиональном образовании решаются задачи по развитию социального самосознания студентов. Ключевые слова: педагогическое образование, подготовка, социальная активность.

Yegor ТосЫ1кш А1еуйпа Fatyhova

В процессе обновления нашего общества в экономических, социально-политических сферах, в том числе в области образования, значительно возрастает роль духовно-нравственного, гражданского воспитания подрастающего поколения, подготовленного к активной творческо-сознательной деятельности. Процесс подготовки будущих учителей осуществляется в соответствии с общей социальной системой государства. Образование является социальным, правовым и политическим компонентом всех преобразований, происходящих в стране, поэтому возникает необходимость постоянного обновления образования. Перед педагогическим образованием стоят задачи формирования и развития гражданственности членов общества, формирования социальной культуры отдельного гражданина. В процессе профессионального педагогического образования будущие педагоги приобретают гуманистическое мировоззрение, социальную активность, необходимую для педагогической деятельности правовую и политическую ориентацию, осваивают гражданскую позицию, развивают личностную и профессиональную ответственность.

Обучение студентов профилактической психотерапевтической работе с молодежью - одна из основных целей в формировании гражданской социальной позиции, приобщении студентов к воспитанию молодежи в соответствии с нравственными и правовыми нормами поведения. Важнейшим условием профилактики девиантного поведения является стимулирование гражданской активности студентов, включение их в общественно-полезную деятельность, приобщение к профессионально-социальной деятельности, формирование социальной адекватности, развитие позитивного отношения к жизненным ситуациям, становление гражданского поведения в социокультурной среде, развитие осознания престижности педагогической профессии и роли педагога в развитии демократического общества и сохранении государственности страны.

Профессиональная грамотность, мотивационная направленность, гуманистический стиль поведения педагога отражают личностную и моральную ответственность педагога и обеспечивают профессиональное поведение и реальные действия, направленные на сохранение и развитие демократического государства, становление открытого гражданского общества. Профессиональное развитие педагога в процессе образования предусматривает овладение правовыми нормами поведения как субъекта общества и как специалиста-педагога, формирование политического мировоззрения, понимание перспектив развития демократического общества, воспитание патриотизма, гуманистических

© Точилкин Е.А., Фатыхова А.Л., 2015

способов общения, развитие ценностно-смысловой ориентации при осуществлении социальных функций педагогической деятельности. Педагогическое образование как профессиональное образование формирует социальную установку специалиста, способствующую развитию социальной позиции и социальной активности студентов. Происходящие в стране изменения определяют необходимость формирования гражданской культуры как личностного и профессионального качества педагога, ответственности за развитие и становление правового гражданского общества в стране.

Изменение системы ценностей в обществе потребовало обоснования ценностно-целевых приоритетов образовательной деятельности. Образование способствует самореализации личности в социокультурном пространстве. Педагогическое образование наделено особыми функциями в культурной жизни общества, его цель - формирование морали личности и культуры сознания общества. Социальная роль педагогического образования заключается в трансформации опыта в области культуры, ее воспроизводства и развития, в создании интеллектуальных и моральных предпосылок для развития культуры и определения ценностно-целевых перспектив социокультурного развития общества. Педагогический процесс образования прогностически ответственен за воспитание молодежи, становление и развитие гуманистической, духовно-нравственной сферы социальной жизни общества, за творческий потенциал общества и становление его моральных ценностей.

Главные методологические направления реформирования школьного и вузовского педагогического образования касаются ценностных доминант образования в создании социокультурной ориентации образовательной среды. Проблема формирования социальных субъектов объединяет образовательные цели с задачей формирования морального сознания и поведения, нравственных отношений в обществе. Действительно, вряд ли целесообразны реформы образования, согласно которым остаются неопределенными педагогические средства преобразования существующей системы образования, не указываются способы прогрессивной преемственности общего и профессионального педагогического образования в целях решения задач социокультурного и нравственного формирования личности педагога. Цели и ценности на разных степенях образования «должны быть подчинены более общим инвариантным для образовательных подсистем ценностно-целевым приоритетом, - пишет Б.С. Гершунский, - на самом высшем уровне целеполагания неизбежен выход за пределы собственно педагогических критериев в широкую социальную сферу» [1, с. 3].

В условиях демократических преобразований социальной среды роль специалиста-педагога неизмеримо возрастает. Функции педагога расширяются, растет профессиональная ответственность за воспитание моральных ценностных представлений молодежи о жизненной стратегии поведения в условиях морального прогресса общества, развивающегося по пути демократизации и создания гражданского общества. Для современного педагога характерно не только выполнение прямых профессиональных обязанностей, соответствующих предметной специальности, но и роль духовного наставника молодежи, воспитателя социального самосознания молодежи и гуманистической ориентации, роль активного строителя демократического общества. Ценностные приоритеты в подготовке педагога строятся на базе социально-педагогических, личностно-гуманистических и социо-культурологических образовательных требований. Аксиологические критерии определяют оценку результативности профессионального образования педагога и задают системные содержательные и деятельностные характеристики педагогического процесса профессиональной подготовки специалистов в области образования.

Система социальных ценностей, присущая демократическому обществу, не находит сегодня реального выражения в связи с отсутствием социальной, экономической и моральной стабильности, опасные отклонения от норм морали и права, имеющие место в жизни общества, усиливают тревожность, ведут к углублению отрицательного эмоционального опыта, что, в свою очередь, создает личностные негативные прогностические оценки, усиливает модальность переживаний, рождает неуве-

ренность в возможности осуществления жизненных планов, вызывает сомнение в своей способности полноценной профессиональной самореализации. Повышенное беспокойство влечет за собой неконструктивное поведение студентов в решении учебно-образовательных задач и в выборе профессионального самоопределения. Неудовлетворенность в проектировании своей профессиональной деятельности снижает учебную мотивацию студентов и расшатывает их профессиональные притязания, что в свою очередь влияет на возникновение учебных затруднений и снижает самоорганизацию в учебной профессиональной подготовке. Будущий педагог в лице сегодняшнего студента сталкивается с массовым прагматическим сознанием, отражающим ситуацию экономической нестабильности современного общества. Моральное противостояние и активная социальная позиция должна быть присуща педагогу в интересах личностного развития и развития общества. Педагог должен владеть системным анализом социальных ситуаций, грамотно представлять себе возможности формирования личностного и профессионального воздействия на сознание индивидуумов и общества в целом.

Педагогическая проектировка развития социального самосознания студентов отражает аксиологическую идею профессиональной подготовки педагога. Демократическим нормативом профессионального обучения педагога является признание ценности человека как основополагающей ценности общества, гуманизации субъектных отношений и демократизации организационной структуры общества. В системе профессиональной педагогической самореализации существенная роль принадлежит познанию, философии социальных проявлений общества, тенденций его развития. Взаимодействие педагога с обществом, с научной, эстетической и социальной культурой общества обусловливает ценностно-смысловую ориентацию личности в профессиональной деятельности. Социокультурное развитие предполагает гражданское самовыражение, представляющее собой самореализацию социального самосознания как личности и как педагога в процессе профессиональной деятельности. Социальнокультурные позиции педагога, его гражданское сознание и поведение характеризуют его как гражданина общества, проявляющего постоянное внимание и соучастие в происходящих культурных, политических и социальных событиях в стране.

Гуманистические ценности остаются незыблемыми ориентирами в целевом проектировании и осуществлении профессиональных педагогических действий. Гражданские чувства, проявление профессиональных намерений педагога возникают на основе профессиональной и личностной социализации в виде творческой адаптации к условиям профессиональной деятельности, постоянно возрастающей социальной продуктивности деятельности, коррекции и совершенствования своего участия в общественной жизни в связи с осмыслением и мотивированностью своего профессионального долга и обязанностей, необходимости своей активности по сохранению и созиданию культурологических ценностей.

Социальные ценности, правовые и моральные, являются предметом освоения студентами. Этими ценностями должны обладать и творчески развивать все специалисты в области педагогики. Ценности образования должны быть соотнесены с его практико-ориентированными целями. В педагогическом профессиональном образовании надлежит решать сложные задачи по развитию социального самосознания студентов, личностной и профессиональной рефлексии, адекватности профессиональным и социальным требованиям общества, понимания студентами ценности самореализации в будущей профессиональной деятельности. Заниженная самооценка своих возможностей в профессиональном самовыражении наряду с недостаточной осведомленностью о роли педагога в обществе приводят к неадекватному поведению в процессе обучения и в жизненных ситуациях. Социальная грамотность является одним из основных слагаемых профессиональной компетентности педагога.

Социализация направлена на воспитание патриота, быстро адаптирующегося к изменяющимся условиям жизни и готового активно влиять на эти условия для достижения, как общественного прогресса, так и личного успеха; законопослушного и одновременно готового легальными методами

совершенствовать систему власти, если она не работает на интересы народа и личности. Социальная направленность образования в России воспитывает объективную потребность в реализации демократических прав и свобод, развивает самостоятельную социально-активную личность, способную по достоинству оценить достижения демократического общества.

Библиографический список

1. Гершунский, Б. С. Концепция самореализации в системе обоснования ценностей и целей образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 3-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.