УДК 37.03
Е.А. Точилкин
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
А.Л. Фатыхова
Аннотация. В процессе подготовки в вузе предметом освоения студентами являются социальные ценности, правовые и моральные. В педагогическом профессиональном образовании решаются задачи по развитию социального самосознания студентов. Ключевые слова: педагогическое образование, подготовка, социальная активность.
Yegor ТосЫ1кш А1еуйпа Fatyhova
В процессе обновления нашего общества в экономических, социально-политических сферах, в том числе в области образования, значительно возрастает роль духовно-нравственного, гражданского воспитания подрастающего поколения, подготовленного к активной творческо-сознательной деятельности. Процесс подготовки будущих учителей осуществляется в соответствии с общей социальной системой государства. Образование является социальным, правовым и политическим компонентом всех преобразований, происходящих в стране, поэтому возникает необходимость постоянного обновления образования. Перед педагогическим образованием стоят задачи формирования и развития гражданственности членов общества, формирования социальной культуры отдельного гражданина. В процессе профессионального педагогического образования будущие педагоги приобретают гуманистическое мировоззрение, социальную активность, необходимую для педагогической деятельности правовую и политическую ориентацию, осваивают гражданскую позицию, развивают личностную и профессиональную ответственность.
Обучение студентов профилактической психотерапевтической работе с молодежью - одна из основных целей в формировании гражданской социальной позиции, приобщении студентов к воспитанию молодежи в соответствии с нравственными и правовыми нормами поведения. Важнейшим условием профилактики девиантного поведения является стимулирование гражданской активности студентов, включение их в общественно-полезную деятельность, приобщение к профессионально-социальной деятельности, формирование социальной адекватности, развитие позитивного отношения к жизненным ситуациям, становление гражданского поведения в социокультурной среде, развитие осознания престижности педагогической профессии и роли педагога в развитии демократического общества и сохранении государственности страны.
Профессиональная грамотность, мотивационная направленность, гуманистический стиль поведения педагога отражают личностную и моральную ответственность педагога и обеспечивают профессиональное поведение и реальные действия, направленные на сохранение и развитие демократического государства, становление открытого гражданского общества. Профессиональное развитие педагога в процессе образования предусматривает овладение правовыми нормами поведения как субъекта общества и как специалиста-педагога, формирование политического мировоззрения, понимание перспектив развития демократического общества, воспитание патриотизма, гуманистических
© Точилкин Е.А., Фатыхова А.Л., 2015
способов общения, развитие ценностно-смысловой ориентации при осуществлении социальных функций педагогической деятельности. Педагогическое образование как профессиональное образование формирует социальную установку специалиста, способствующую развитию социальной позиции и социальной активности студентов. Происходящие в стране изменения определяют необходимость формирования гражданской культуры как личностного и профессионального качества педагога, ответственности за развитие и становление правового гражданского общества в стране.
Изменение системы ценностей в обществе потребовало обоснования ценностно-целевых приоритетов образовательной деятельности. Образование способствует самореализации личности в социокультурном пространстве. Педагогическое образование наделено особыми функциями в культурной жизни общества, его цель - формирование морали личности и культуры сознания общества. Социальная роль педагогического образования заключается в трансформации опыта в области культуры, ее воспроизводства и развития, в создании интеллектуальных и моральных предпосылок для развития культуры и определения ценностно-целевых перспектив социокультурного развития общества. Педагогический процесс образования прогностически ответственен за воспитание молодежи, становление и развитие гуманистической, духовно-нравственной сферы социальной жизни общества, за творческий потенциал общества и становление его моральных ценностей.
Главные методологические направления реформирования школьного и вузовского педагогического образования касаются ценностных доминант образования в создании социокультурной ориентации образовательной среды. Проблема формирования социальных субъектов объединяет образовательные цели с задачей формирования морального сознания и поведения, нравственных отношений в обществе. Действительно, вряд ли целесообразны реформы образования, согласно которым остаются неопределенными педагогические средства преобразования существующей системы образования, не указываются способы прогрессивной преемственности общего и профессионального педагогического образования в целях решения задач социокультурного и нравственного формирования личности педагога. Цели и ценности на разных степенях образования «должны быть подчинены более общим инвариантным для образовательных подсистем ценностно-целевым приоритетом, - пишет Б.С. Гершунский, - на самом высшем уровне целеполагания неизбежен выход за пределы собственно педагогических критериев в широкую социальную сферу» [1, с. 3].
В условиях демократических преобразований социальной среды роль специалиста-педагога неизмеримо возрастает. Функции педагога расширяются, растет профессиональная ответственность за воспитание моральных ценностных представлений молодежи о жизненной стратегии поведения в условиях морального прогресса общества, развивающегося по пути демократизации и создания гражданского общества. Для современного педагога характерно не только выполнение прямых профессиональных обязанностей, соответствующих предметной специальности, но и роль духовного наставника молодежи, воспитателя социального самосознания молодежи и гуманистической ориентации, роль активного строителя демократического общества. Ценностные приоритеты в подготовке педагога строятся на базе социально-педагогических, личностно-гуманистических и социо-культурологических образовательных требований. Аксиологические критерии определяют оценку результативности профессионального образования педагога и задают системные содержательные и деятельностные характеристики педагогического процесса профессиональной подготовки специалистов в области образования.
Система социальных ценностей, присущая демократическому обществу, не находит сегодня реального выражения в связи с отсутствием социальной, экономической и моральной стабильности, опасные отклонения от норм морали и права, имеющие место в жизни общества, усиливают тревожность, ведут к углублению отрицательного эмоционального опыта, что, в свою очередь, создает личностные негативные прогностические оценки, усиливает модальность переживаний, рождает неуве-
ренность в возможности осуществления жизненных планов, вызывает сомнение в своей способности полноценной профессиональной самореализации. Повышенное беспокойство влечет за собой неконструктивное поведение студентов в решении учебно-образовательных задач и в выборе профессионального самоопределения. Неудовлетворенность в проектировании своей профессиональной деятельности снижает учебную мотивацию студентов и расшатывает их профессиональные притязания, что в свою очередь влияет на возникновение учебных затруднений и снижает самоорганизацию в учебной профессиональной подготовке. Будущий педагог в лице сегодняшнего студента сталкивается с массовым прагматическим сознанием, отражающим ситуацию экономической нестабильности современного общества. Моральное противостояние и активная социальная позиция должна быть присуща педагогу в интересах личностного развития и развития общества. Педагог должен владеть системным анализом социальных ситуаций, грамотно представлять себе возможности формирования личностного и профессионального воздействия на сознание индивидуумов и общества в целом.
Педагогическая проектировка развития социального самосознания студентов отражает аксиологическую идею профессиональной подготовки педагога. Демократическим нормативом профессионального обучения педагога является признание ценности человека как основополагающей ценности общества, гуманизации субъектных отношений и демократизации организационной структуры общества. В системе профессиональной педагогической самореализации существенная роль принадлежит познанию, философии социальных проявлений общества, тенденций его развития. Взаимодействие педагога с обществом, с научной, эстетической и социальной культурой общества обусловливает ценностно-смысловую ориентацию личности в профессиональной деятельности. Социокультурное развитие предполагает гражданское самовыражение, представляющее собой самореализацию социального самосознания как личности и как педагога в процессе профессиональной деятельности. Социальнокультурные позиции педагога, его гражданское сознание и поведение характеризуют его как гражданина общества, проявляющего постоянное внимание и соучастие в происходящих культурных, политических и социальных событиях в стране.
Гуманистические ценности остаются незыблемыми ориентирами в целевом проектировании и осуществлении профессиональных педагогических действий. Гражданские чувства, проявление профессиональных намерений педагога возникают на основе профессиональной и личностной социализации в виде творческой адаптации к условиям профессиональной деятельности, постоянно возрастающей социальной продуктивности деятельности, коррекции и совершенствования своего участия в общественной жизни в связи с осмыслением и мотивированностью своего профессионального долга и обязанностей, необходимости своей активности по сохранению и созиданию культурологических ценностей.
Социальные ценности, правовые и моральные, являются предметом освоения студентами. Этими ценностями должны обладать и творчески развивать все специалисты в области педагогики. Ценности образования должны быть соотнесены с его практико-ориентированными целями. В педагогическом профессиональном образовании надлежит решать сложные задачи по развитию социального самосознания студентов, личностной и профессиональной рефлексии, адекватности профессиональным и социальным требованиям общества, понимания студентами ценности самореализации в будущей профессиональной деятельности. Заниженная самооценка своих возможностей в профессиональном самовыражении наряду с недостаточной осведомленностью о роли педагога в обществе приводят к неадекватному поведению в процессе обучения и в жизненных ситуациях. Социальная грамотность является одним из основных слагаемых профессиональной компетентности педагога.
Социализация направлена на воспитание патриота, быстро адаптирующегося к изменяющимся условиям жизни и готового активно влиять на эти условия для достижения, как общественного прогресса, так и личного успеха; законопослушного и одновременно готового легальными методами
совершенствовать систему власти, если она не работает на интересы народа и личности. Социальная направленность образования в России воспитывает объективную потребность в реализации демократических прав и свобод, развивает самостоятельную социально-активную личность, способную по достоинству оценить достижения демократического общества.
Библиографический список
1. Гершунский, Б. С. Концепция самореализации в системе обоснования ценностей и целей образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 3-7.