УДК 378
А1еуйпа Fatyhova А1ЬеЛ УишаШ1оу
А.Л. Фатыхова
А.Р. Юмадилов
В современных условиях перед педагогической наукой стоят задачи дать образование, адекватное условиям развивающегося демократического общества в целях обеспечения социальной кон-текстности образования с общечеловеческими ценностями. Возникает необходимость создания новой парадигмы образования на основе системы ценностей современного уровня демократического развития общества, определения приоритетов образования.
В педагогическом профессиональном образовании надлежит решать сложные задачи по развитию социального самосознания студентов, личностной и профессиональной рефлексии, адекватности профессиональным и социальным требованиям общества, понимания студентами ценности самореализации в будущей профессиональной деятельности. Заниженная самооценка своих возможностей в профессиональном самовыражении наряду с недостаточной осведомленностью о роли педагога в обществе приводят к неадекватному поведению в процессе обучения и в жизненных ситуациях. Социальная грамотность является одним из основных слагаемых профессиональной компетентности педагога. Гражданская культура значительно расширяет потребностно-мотивационную сферу, формирует социальную активность студентов, обеспечивает личностную и профессиональную свободу. Внутренняя свобода строится на осознании значимости деятельностной функции специалиста, предвидении ее результатов, понимании возможности произвольного выбора поведения в конкретных ситуациях. Социальная ориентация сегодня должна быть направлена на понимание и осуществление идеи устойчивого развития общества в рамках различных форм собственности, на понимание демократии как реального народовластия. Социализация направлена на воспитание патриота, быстро адаптирующегося к изменяющимся условиям жизни и готового активно влиять на эти условия для достижения как общественного прогресса, так и личного успеха, законопослушного и одновременно готового легальными методами совершенствовать систему власти, если она не работает на интересы народа и личности [1, с. 266].
Изменение системы ценностей в обществе потребовало обоснования ценностно-целевых приоритетов образовательной деятельности. Образование способствует самореализации личности в социокультурном пространстве. Педагогическое образование наделено особыми функциями в культурной жизни общества, его цель - формирование морали личности и культуры сознания общества. Социальная роль педагогического образования заключается в трансформации опыта в области культуры, ее воспроизводства и развития, в создании интеллектуальных и моральных предпосылок для развития культуры и определения ценностно-целевых перспектив социокультурного развития общества. Педагогический процесс образования прогностически ответственен за воспитание молодежи, становление и развитие гуманистической, духовно-нравственной сферы социальной жизни общества, за творческий потенциал общества и становление его моральных ценностей.
© Фатыхова А.Л., Юмадилов А.Р., 2015
В современной науке образовательная педагогическая система рассматривается как социальная система, активно взаимодействующая с социальной средой. Ее эффективность определяется системными характеристиками взаимодействия образования и общества. Функционирование педагогической образовательной системы протекает в условиях реально действующих субъектных отношений в обществе, составляющих поведенческую структуру сознательных действий и отношений. Реформирование профессионального педагогического образования должно строиться на базе существующих социальных закономерностей общественного развития.
Главные методологические направления реформирования школьного и вузовского педагогического образования касаются ценностных доминант образования в создании социокультурной ориентации образовательной среды. Самоопределение студентов, будущих педагогов, как субъектов общества представляет сегодня генеральную цель образовательной политики и практики. Проблема формирования социальных субъектов объединяет образовательные цели с задачей формирования морального сознания и поведения, нравственных отношений в обществе. Ценности и цели образования, по мнению Б.С. Гершунского, носят предельно общий, по существу, тривиальный характер, типа «формирование всесторонне развитой личности», «обеспечение исторической преемственности поколений», «воспитание патриотов России», «формирование творческой личности», «обеспечение современного уровня и качества образования», «возращение государства в сферу образования» и т.п. [2, с. 3]. Действительно, вряд ли целесообразны реформы образования, согласно которым остаются неопределенными педагогические средства преобразования существующей системы образования, не указываются способы прогрессивной преемственности общего и профессионального педагогического образования в целях решения задач социокультурного и нравственного формирования личности педагога. Цели и ценности на разных степенях образования «должны быть подчинены более общим инвариантным для образовательных подсистем ценностно-целевым приоритетом, - пишет Б.С. Гершун-ский, - на самом высшем уровне целеполагания неизбежен выход за пределы собственно педагогических критериев в широкую социальную сферу» [3, с. 3].
Ценностные приоритеты в подготовке педагога строятся на базе социально-педагогических, личностно-гуманистических и социокультурологических образовательных требований. Аксиологические критерии определяют оценку результативности профессионального образования педагога и задают системные содержательные и деятельностные характеристики педагогического процесса профессиональной подготовки специалистов в области образования. Моральное противостояние и активная социальная позиция должна быть присуща педагогу в интересах личностного развития и развития общества. Педагог должен владеть системным анализом социальных ситуаций, грамотно представлять себе возможности формирования личностного и профессионального воздействия на сознание индивидуумов и общества в целом.
В свете социализации образование рассматривается как процесс и результат целеполагаемой, педагогически организованной и многомерной социализации человека, осуществляемой в его интересах или в интересах общества, которому он принадлежит. Если понимать социализацию как приобщение к социуму посредством формирования жизненного опыта и жизненных интересов, то этот процесс выражается в социальной самореализации в изменяющихся условиях общественной среды, как реализация субъективных потребностей и личностных возможностей. Профессиональная социализация при этом обусловлена теми же социальными и психологическими факторами, что и личная социализация, представляет собой адаптацию к профессиональной деятельности посредством ее совершенствования и целенаправленности, отражает профессиональный опыт и профессиональные приоритеты, создает условия для профессионального самоопределения.
Взаимодействие педагога с обществом, с научной, эстетической и социальной культурой об-
щества обусловливает ценностно-смысловую ориентацию личности в профессиональной деятельности. Социокультурное развитие предполагает гражданское самовыражение, представляющее собой самореализацию социального самосознания как личности и как педагога в процессе профессиональной деятельности. Социально-культурные позиции педагога, его гражданское сознание и поведение характеризуют его как гражданина общества, проявляющего постоянное внимание и соучастие в происходящих культурных, политических и социальных событиях в стране. Гуманистические ценности остаются незыблемыми ориентирами в целевом проектировании и осуществлении профессиональных педагогических действий. Гражданские чувства, проявление профессиональных намерений педагога возникают на основе профессиональной и личностной социализации в виде творческой адаптации к условиям профессиональной деятельности, постоянно возрастающей социальной продуктивности деятельности, коррекции и совершенствования своего участия в общественной жизни в связи с осмыслением и мотивированностью своего профессионального долга и обязанностей, необходимости своей активности по сохранению и созиданию культурологических ценностей.
В ряде педагогических трудов социализация рассматривается в связи с понятием «образование» и трактуется в аспекте ориентации образования на социальные эталоны, фиксированные в общественном сознании. Сущность социализации понимается не только как выполнение социальной функции, но и социальное развитие, самоопределение и самореализация личности (В.А. Сластенин, В.П. Каширин) [4, с. 135]. Теоретическая проблема установления соотношения между понятиями «социализация», «образование» и «воспитание» сегодня актуальна для выяснения роли и места профессиональной образовательной системы в формировании профессиональных социальных качеств педагога, его моральных ценностей, личностных и профессиональных потребностей и обязанностей, определяющих субъект-субъектные отношения в групповых общностях. Гуманистические ценности, осознание социокультурных проблем, рациональные способы их решения, моральная целостность самосознания и поведения - неотъемлемые свойства и качества личности как профессионала-педагога. Социализация как процесс приобщения к активному участию в развитии общества составляет педагогическую задачу воспитания и образования в области гражданской культуры, формирования гражданской позиции педагога - позиции гуманиста как субъекта демократического общества. В ходе подготовки педагога освоение студентами морально-этических ценностей является целью обучения, активного приобщения к социальному опыту, формирование осознанного избирательного отношения к окружающему миру. Профессиональная специализация должна быть осмыслена студентами с социальной и культурологической позиции. Формирование гражданского самосознания является необходимым условием развития социальной культуры и моральной этики.
Социальные ценности, правовые и моральные, являются предметом освоения студентами. Этими ценностями должны обладать и творчески развивать все специалисты в области педагогики. Ценности образования должны быть соотнесены с его практико-ориентированными целями. В аспекте социального образования цели развития гражданственности проистекают из социальных, правовых и государственных задач развития демократического общества, либерализации общества, гуманизации стиля взаимодействия и взаимоотношений членов общества, расширения народовластия, свобод и произвольности граждан в пределах общечеловеческой морали общества. Профессиональная социализация является решающим условием когнитивной и эмоциональной удовлетворенности собственным выбором педагогической профессии, ролью и местом педагога в обществе.
Библиографический список
1. Никандров, Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н. Д. Никандров. - М. : Академия, 2000. - 286 с.
2. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. - М. : Совершенство, 1998. -608 с.
3. Гершунский, Б. С. Концепция самореализации в системе обоснования ценностей и целей образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 3-7.
4. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. - 4-е изд. - М. : Академия, 2006. - 477 с.