Научная статья на тему 'Формирование социокультурной компетенции будущих педагогов'

Формирование социокультурной компетенции будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулейманова Фания Мурзабаевна, Фатыхова Алевтина Леонтьевна, Юмадилов Альберт Рашитович

Данная статья посвящена анализу проблемы подготовки учителя в современной образовательной системе. Система формирования профессиональной компетентности педагога является одним из условий повышения качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сулейманова Фания Мурзабаевна, Фатыхова Алевтина Леонтьевна, Юмадилов Альберт Рашитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF THE SOCIOCULTURAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS

The article is devoted to the problem of a teacher’s training in the modern educational system. The system of specialist’s professional competency forming is one of integral conditions for improving the quality of education.

Текст научной работы на тему «Формирование социокультурной компетенции будущих педагогов»

УДК 37.03

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Данная статья посвящена анализу проблемы подготовки учителя в современной образовательной системе. Система формирования профессиональной компетентности педагога является одним из условий повышения качества образования. Ключевые слова: педагог, профессиональная компетентность, социокультурная компетенция, деятельностный подход.

FORMING OF THE SOCIOCULTURAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS

Annotation. The article is devoted to the problem of a teacher's training in the modern educational system. The system of specialist's professional competency forming is one of integral conditions for improving the quality of education.

Keywords: teacher, the professional competency, the sociocultural competency, the activity approach.

Повышение качества образования в целом и эффективности воспитания как неотъемлемой его стороны является одной из актуальных проблем мировой и отечественной педагогической науки и практики. Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило понятие «компетенция/компетентность» [2; 3].

Профессиональная педагогическая компетентность учителя представляет собой обобщенное личностное образование, включающее в себя высокий уровень его теоретико-методологической, психолого-педагогической, методической и практической подготовки. Профессиональная компетентность педагога является средством, обеспечивающим сознательное решение профессиональных задач и критерием становления педагога-профессионала [1].

Исследования реального состояния проблемы управления качеством педагогического образования в опыте работы педагогических вузов позволяют определить основные закономерности в управлении процессом подготовки кадров. В системе учебно-научного образовательного педагогического комплекса ими являются:

- фундаментализация педагогического образования, развивающая профессиональный кругозор и компетентность специалистов, как основа развития индивидуального профессионального творчества; стимулирование деятельности преподавателей, обусловливающее учебную и культурную инициативу студентов в образовательной и социокультурной среде;

- в механизмах достижения качества образования выпускников выступают такие параметры качества образования как целевые установки, осознанные преподавателями и студентами, обусловливающие самостоятельность и активность субъектов управления в достижении качественных результатов, как показателей профессионального престижа;

- механизм управления качеством, спроектированный как целостный алгоритм управленческих действий, ориентированный на стимулирование личностного и профессионального потенциала, обеспечивающий качество целостного педагогического процесса и его результата;

Ф.М. Сулейманова А.Л. Фатыхова А.Р. Юмадилов

Fanya Suleymanova Alevtina Fatyhova Albert Yumadilov

© Сулейманова Ф.М., Фатыхова А.Л., Юмадилов А.Р., 2015

300

Психология, социология

- в развитии личностно-педагогического имиджа и индивидуального стиля педагогической деятельности приоритетным мы считаем становление личностного имиджа как условие формирования педагогического профессионального имиджа.

Сложность и динамичность развития и функционирования сферы современного языкового образования предъявляют всем его субъектам и, прежде всего, учителю новые требования. Необходимость формирования способности к адекватному межкультурному общению стала причиной того, что будущий учитель должен иметь необходимый и достаточный уровень сформированности социокультурной компетенции. Ключевая идея - в формировании у будущего учителя такого уровня компетенции, который будет способствовать адекватной межкультурной коммуникации в межличностном и профессиональном общении и обеспечит воспитание подрастающего поколения в духе взаимопонимания и взаимоуважения к иным культурам, что позволит сохранить единое социокультурное пространство своей страны и мира в целом.

Формирование социокультурной компетенции будущего учителя предполагает выбор стратегии, основой которой может выступать один или синтез нескольких методологических подходов, который интегрировал бы все факторы, влияющие на изучаемое педагогическое явление, отражая основные направления развития высшей школы и социальные требования к будущему учителю. На современном этапе поиск эффективных путей подготовки будущих учителей в системе высшего образования ведется с позиций системного, личностного, деятельностного, парадигмального, компе-тентностного и других подходов и их модификаций. Взаимоопределяющее применение системного, личностно ориентированного и компетентностно-деятельностного подходов обеспечивает организационную комплексность процесса формирования социокультурной компетенции будущих учителей и разработку эффективно функционирующей системы ее формирования. Личностно ориентированный подход нацелен на самоопределение, самореализацию и социальную адаптацию в условиях изменяющейся социокультурной ситуации. Применение личностно ориентированного подхода в процессе формирования социокультурной компетенции будущих учителей позволило активизировать внутренние резервы саморазвивающейся личности: осознание естественных межличностных ситуаций межкультурного общения, себя как участника этих ситуаций, предвидение социокультурных барьеров в межличностном и межпрофессиональном общении.

Согласно концепции деятельностного подхода усвоение содержания обучения осуществляется не путем передачи информации, а в процессе собственной деятельности обучаемого по овладению его содержанием. Под компетентностно-деятельностным подходом понимается мегаподход, позволяющий теоретически обосновать проблемы целеполагания, отбора содержания обучения, ориентированные на формирование различного вида компетенций, решить проблемы организации отобранного содержания и последовательности его изучения. Интеграция подходов позволяет нам изучать любое социокультурное явление как деятельностное по своей сути, акцентируя внимание при этом на результате образования. Личностный компонент в аспекте компетентностно-деятельностного подхода означает, что в центре обучения находится студент как субъект учебной деятельности, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных, национальных, статусных особенностей личности студента.

Под процессом формирования социокультурной компетенции будущих учителей нами понимается совокупность последовательных действий по изменению структуры личности под влиянием внешних воздействий и собственной активности личности, в результате чего появляется новое качество - социокультурная компетенция. Важно отметить, что этот процесс относится к педагогическому, поскольку представляет собой целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие субъектов образования. Взаимодействие преподавателя и студентов направлено на сознательное и прочное усвоение будущими учителями знаний, умений и навыков, формирование способности применять их на практике.

Система формирования социокультурной компетенции будущих учителей имеет свою цель,

задачи, содержание, методы и организационные формы, на которые должны быть сориентированы цели, задачи и содержание профессиональной подготовки будущих специалистов. Основная цель системы - формирование у будущих учителей такого уровня социокультурной компетенции, который будет способствовать адекватной межкультурной коммуникации. В основе системного подхода лежит совокупность принципов (целеполагание, уровневость, технологичность, интегративность, открытость, динамичность), определяющих его сущность. Данная система принципов определила совокупность требований, которым должна удовлетворять система формирования социокультурной компетенции будущих учителей:

- обеспечение процесса интеграции содержания, форм, методов общепрофессиональной и специальной подготовки, направленной на формирование «культурно-языковой личности», ориентированной на диалог культур;

- индивидуальный подход к подготовке будущего учителя, способного осуществлять межкультурное взаимодействие на профессиональном и личностном уровнях;

- обеспечение формирования базовых компетенций, необходимых для успешной социализации и аккультурации личности, готовой к межкультурному взаимодействию.

Система формирования социокультурной компетенции будущих учителей представлена следующими структурными компонентами:

- мотивационно-целевой - создание у студентов потребности формирования социокультурной компетенции и установка на формирование способности и готовности участвовать в диалоге культур;

- содержательно-процессуальный компонент включает в себя блоки общепрофессиональной и специальной подготовки: социокультурологическую и лингвистическую;

- организационно-технологический компонент предполагает выделение критериев уровня сформированности социокультурной компетенции у студентов;

- критериально-уровневый компонент предполагает выделение критериев уровня сформи-рованности социокультурной компетенции у студентов;

- коррекционно-оценочный компонент обеспечивает устранение недостатков процесса формирования социокультурной компетенции будущих учителей, установление обратной связи субъектов учения, своевременное получение информации об эффективности формирования социокультурной компетенции, возможных трудностях в овладении знаниями, развитии умений и навыков, становлении профессионально важных качеств.

Таким образом, система формирования социокультурной компетенции на основе системного, личностно ориентированного и компетентностно-деятельностного подходов обеспечивает социокультурное образование будущих учителей в деятельностном режиме, используя субъектный опыт, профессионально личностные качества и усвоение социокультурных знаний, умений. Данная система предусматривает личностно-развивающие педагогические технологии профессиональной подготовки будущего педагога, отслеживание динамики этого процесса и, наконец, обоснование психолого-педагогических условий, ведущих тенденций развития исследуемой компетентности.

Библиографический список

1. Зимняя, И. А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) / И. А. Зимняя // Проблемы качества образования: материалы XIV Всероссийского совещания. Книга 2. - М., 2004. -С. 6-12.

2. Загвоздкин, В. К. Реформа образования в направлении компетентностного подхода в странах Европы и США / В. К. Загвоздкин // Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. - М., 2003. - С. 167-184.

3. Адольф, В. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук / В. А. Адольф. - М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.