НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ_
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ПОМОЩЬЮ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Н. Н. Прохоров
Аннотация. В статье рассматриваются телекоммуникационные технологии как средство формирования межкультурной компетенции, а также методологическая база и этапы диагностики ее формирования.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, межкультурная компетенция, компетентностный подход, телекоммуникационные технологии.
Summary. The article examines information and communication technologies as a means of developing cross-cultural competence, as well as the methodological basis and diagnosis stages of its development.
Keywords: competence, competency, cross-cultural competence, competence approach, ICT.
П
роисходящая на современном этапе модернизация отече-22 ственного образования обусловлена присоединением нашей страны к Бо-лонской конвенции и его интеграцией в систему мирового образовательного пространства. Новая парадигма образования делает акцент на инициативность и компетентность будущего специалиста, на его готовность к «образованию через всю жизнь» [1]. В связи с этим приоритетной становится проблема повышения качества подготовки квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях дея-
тельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, призванного осуществлять деятельность в условиях мультикуль-турного общества, обладающего системными этнокультурными знаниями, толерантностью, способностью к межэтническому диалогу.
В преломлении к иностранному языку это означает перенос процесса обучения в сферу межкультурных отношений, что уже нашло свое отражение в современной российской методической литературе (Н. И. Алмазов, В. Г Апальков, И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, И. Л. Плужник, В. В. Сафонова, П. В. Сысоев, С. Г Тер-Минасова, И. И. Халеева).
Преподаватель XX
3 / 2011
ф
Инновационные процессы в образовании
КУЛЬТУРА
I
БАЗОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ
I
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ДИАЛОГ КУЛЬТУР (межкультурные контактные и конфликтные ситуации)
I
«ТРЕТЬЯ» КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ (межкультурная компетенция)
Рис. Схема межкультурного обучения по А. Л. Бердичевскому
Другим обязательным требованием кадровой инфраструктуры становится владение навыками использования глобальной сети Интернет, поскольку инфо-коммуникационные технологии обеспечивают реализацию интенсивных форм и методов обучения, организацию самостоятельной учебной деятельности в виртуальном пространстве, способствуют повышению мотивации обучения.
Различные аспекты проблемы использования информационно-компьютерных технологий для обучения иностранным языкам рассматриваются в работах Т. В. Карамы-шевой, Е. С. Полат, П. В. Сысоева и др., в связи с чем мы считаем целесообразным рассмотрение процесса развития межкультурной компетенции в рамках опосредованной компьютером коммуникации.
Межкультурная компетенция, по мнению Н. Д. Гальсковой, представляет собой способность и готовность к адекватному взаимодействию в ситуациях межкультурного общения. Навыки и умения, познание и развитие - это условия фор-
мирования личности. Следовательно, цель обучения иностранным языкам в современных условиях - воздействие на формирование личности обучающегося, на его способности и личностные качества, позволяющие ему осуществлять различные виды речемыслительной деятельности в ходе социального взаимодействия с представителями иных лингвоэтносо-циумов и их культурой, иного языкового образа мира [2].
На основе анализа работ И. А. Зимней, И. Л. Плужник, Т. А. Тка-ченко и др. можно определить межкультурную компетенцию как интегральное личностное образование, включающее следующие компоненты:
• общекультурный (осведомленность в области общекультурологических знаний и систем ценностей, существующих в различных странах);
• социокультурный (владение умениями межличностного вербального общения с представителями другой страны, соблюдение соответствующих этических и этикетных речевых норм);
• лингвосоциокультурный, предполагающий знание лексических и грамматических единиц, присущих языку различных стран, их правильное использование в коммуникативном процессе [3; 4].
А. Л. Бердичевский предлагает свою схему межкультурного обучения (рис.).
А. Л. Бердичевский выделил три основных этапа межкультурного обучения. Первый - усвоение фоновой информации о фактах данной культуры в виде текстов на контрастивной основе в сравнении с фактами собственной культуры; выделение разли-
23
3 / 2011
Преподаватель XXI
Ф
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
чий между культурами; сравнение базовых культур личности.
Второй этап - интерпретация усвоенных фактов базовой культуры в межкультурных контактных и конфликтных ситуациях; выделение культурных стандартов этнического, политического и экономического планов, оказывающих влияние на мышление, ценности и действия представителей данной культуры. Третий этап - проигрывание межкультурных ситуаций, которое может происходить в форме ролевых игр [5].
Вслед за известными исследователями мы считаем, что одним из подходов, используемых при формировании межкультурной компетенции, может быть компетентностный подход. Ком-петентностный подход позволяет:
• соединить цели образования и профессиональную деятельность;
• перейти от воспроизведения знания к его применению при организации профессиональной деятельности;
• ориентировать обучающегося на разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций и др.
В теории компетентностного под-24 хода выделяются два базовых понятия: «компетентность» и «компетенция».
С общепринятой точки зрения, компетенция - набор знаний, умений и навыков, личностных качеств в определенной сфере деятельности, то есть компетенция - цель образования в рамках компетентностного подхода. Компетентность - обобщенные способности личности, проявление компетенции в действительности, это результат образования, качество владения профессией.
Профессиональная компетентность современного учителя невозможна без специальных знаний и умений, сбора, поиска, накопления, хранения,
продуцирования, обработки, передачи и использования информации, которые осуществляются с помощью компьютера. В современных научно-педагогических исследованиях рассматриваются понятия информационных, коммуникационных, информационно-коммуникационных компетенций.
Информационно-ком му ни ка ци-онные компетенции педагога понимают, как:
• осознание им возрастающей роли информатизации общества;
• владение информационно-коммуникационными технологиями;
• прием, переработка, выдача информации, ее преобразование;
• осознание ее сильных и слабых сторон;
• эффективное использование информации для коммуникационного обмена [6].
Дидактические возможности телекоммуникационного межличностного общения представляются особенно перспективными, так как позволяют погружать обучаемого в реальную языковую среду через общение с носителями языка, приобщать обучаемого к языковой предметно-коммуникативной деятельности, через парную и групповую работу, через участие в совместных телекоммуникационных проектах.
Работая с компьютерными словарями и энциклопедиями, выполняя письменные задания (поиск информации о значении слова, стилевых характеристиках, этимологии, синонимах и т.п.), студенты развивают навыки письменной речи. Компьютерные энциклопедии являются источником разнообразной страноведческой информации.
Как видим, использование инфо-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам несет в
Преподаватель XX
3 / 2011
ф
Инновационные процессы в образовании
себе огромный педагогический потенциал, являясь одним из средств, превращающих обучение иностранному языку в живой творческий процесс.
Иформационно-образовательная среда, направленная на формирование межкультурной компетенции, стимулирует участие студентов в принципиально новом виде коммуникации. Это требует повышенной информационной компетентности личности, поэтому задача преподавателя иностранного языка - помочь студентам развить умения и навыки эффективного взаимодействия с быстроменяющейся информационной средой, умения использовать предоставляемые ею возможности.
В ходе исследовательской деятельности нами были определены критерии и показатели уровня сформиро-ванности межкультурной компетенции будущих учителей иностранного языка с помощью телекоммуникационных технологий. В качестве критериев мы выделили:
- мотивационно-потребностный;
- операционно-деятельностный;
- познавательно-когнитивный;
- контрольно-корректирующий;
- предметно-содержательный;
- рефлексивно-прогностический.
Показателями уровня сформиро-
ванности межкультурной компетенции являются знания, умения и способы деятельности в соответствии с конкретным критерием.
Нами были выделены этапы в развитии межкультурной компетенции. Для планомерного диагностического отслеживания образовательного процесса был использован метод мониторинга, который включает в себя диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития личности. На первом этапе мониторинга диагностиру-
ется качество знаний абитуриентов на основе данных аттестата. На втором этапе отслеживается процесс формирования межкультурной компетенции у будущих учителей. Для этого проводятся анкетирование и тестирование студентов, организуются конкурсы творческих работ студентов, используются методы самоанализа и др. На завершающем этапе помимо итоговой государственной аттестации проводится защита выпускной квалификационной работы.
Данные мониторинга становления формирования межкультурной коммуникации будущего учителя средствами сети Интернет на основе компетент-ностного подхода позволяют получить необходимую информацию и внести коррективы в образовательный процесс, обеспечить высокий уровень подготовки специалиста.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Соловова Е. Н. Новые тенденции в развитии глобальных реформ и подготовка учителя иностранного языка: Сборник статей МПГУ, МДО. - М., 2005.
2. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обуче- 25 ния иностранным языкам. - М., 2004.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции -новая парадигма результата образования // Педагогика. - 2003. - № 3. - С. 34-42.
4. Плужник И. Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - Тюмень, 2003.
5. Бердичевский А. Л. Содержание обучения иностранному языку на основе базовой культуры личности // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 2.
6. Быков С. А. Информационно-коммуникационная компетентность студентов -будущих учителей начальных классов // Высшее образование сегодня. - 2008. -№ 12. ■
3 / 2011
Преподаватель XXI
Ф