Научная статья на тему 'Профессионально-педагогическая направленность формирования личности студента'

Профессионально-педагогическая направленность формирования личности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акчулпанова Гузель Ринатовна, Фатыхова Алевтина Леонтьевна

Статья посвящена анализу проблемы формирования личности будущего педагога. Профессионально-педагогическая направленность личности характеризуется, в первую очередь, личностными качествами педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акчулпанова Гузель Ринатовна, Фатыхова Алевтина Леонтьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALLY PEDAGOGICAL ORIENTATION OF THE STUDENT''S PERSONALITY FORMATION

The article analyzes the problems of future teacher's personality formation. Professionally pedagogical orientation of the personality is characterized, firstly, by the personal qualities of the teacher.

Текст научной работы на тему «Профессионально-педагогическая направленность формирования личности студента»

СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

УДК 37.03

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Аннотация. Статья посвящена анализу проблемы формирования личности будущего педагога. Профессионально-педагогическая направленность личности характеризуется, в первую очередь, личностными качествами педагога.

Ключевые слова: педагог, личность, профессиональное образование, социальные ценности, профессионализм.

PROFESSIONALLY PEDAGOGICAL ORIENTATION OF THE STUDENT'S PERSONALITY FORMATION

Annotation. The article analyzes the problems offuture teacher's personality formation. Professionally pedagogical orientation of the personality is characterized, firstly, by the personal qualities of the teacher.

Keywords: teacher, personality, vocational training, social values, professionalism.

Традиционно социальная парадигма образования связана с удовлетворением государственных требований к подготовке специалистов. Современная концепция образования обращена на самореализацию личности, формирование знаний, умений и навыков, творческих качеств личности, необходимых для трудовой и общественной деятельности. Личностно-ориентированное обучение и образование при соблюдении стандартов профессиональной подготовки составляет важнейшее направление в формировании личностной социальной позиции педагога, профессиональной самореализации в системе культуры. Чтобы образование достигало своих целей необходимо, чтобы:

- образование было нацелено на реализацию индивидуальной образовательной траектории;

- последовательно осуществлялся контроль достигнутых успехов образования в области профессиональной самореализации личности и своевременно вводились необходимые коррективы;

- управление системой образования осуществлялось на основе дифференциации целей образования и вариативности обучения.

Подготовка к будущей профессионально-педагогической деятельности связана с формированием профессиональной направленности личности студента, т.е. его психологической готовностью заниматься избранной деятельностью. Профессиональная направленность личности рассматривается большинством ученых как устойчивый интерес и положительное эмоциональное отношение к профессии педагога, склонность и желание заниматься ею. Профессионально-педагогическая направленность образует основу, вокруг которой компонуются основные свойства личности педагога. Практически очень трудно отделить собственно педагогические качества от других многообразных свойств личности педагога, влияющих на успех его деятельности. Они проявляются, формируются и развиваются в общей структуре свойств, отношений и действий и представляют собой синтез многообразных способностей, качеств ума, чувств и воли. Современный педагог должен обладать высокой общей культурой, моральной чистотой, глубоким чувством рефлексии, душевной щедростью, эмпатией, постоянным стремлением к самосовершенствованию и т.д. Все эти качества могут реализовываться в полной мере только в деятельности.

Г.Р. Акчулпанова А.Л. Фатыхова

Guzel Akchulpanova Alevtina Fatykhova

© Акчулпанова Г.Р., Фатыхова А.Л., 2015

Современная образовательная среда

Профессиональное образование должно обеспечивать статус личности в обществе, способствовать востребованности специалиста и создавать условия для становления и развития гражданского общества. Практико-ориентированные образовательные технологии необходимы для общего школьного образования и для профессионального обучения. Тем более что профессиональная подготовка педагога, профессиональные функции которого направлены на воспитание детей и молодежи, на формирование интеллектуальной и мотивационно-волевой ориентации на социализацию, на освоение и воплощение в жизнь всей совокупности ценностей, составляющих феномен гражданственности. В качестве приоритетных социальных ценностей называют следующие: общественное благо, права человека, свобода выбора на основе осознанной законопослушности, социальная справедливость, равенство перед законом, плюрализм позиций и взглядов, нравственность и правдивость в делах, в се-мейно-бытовых отношениях, патриотизм и толерантность [1].

Специфика психолого-педагогических проблем современного периода определяется эволюцией социально-экономических взаимодействий в стране и мире. Этот феномен объясняется тем, что педагогика как наука имеет тесную взаимосвязь с обществом, поскольку, во-первых, ее цели и задачи определяются социально-экономическими потребностями, а, во-вторых, именно она определяет особенности движения общества в будущее. Выработка национальной и культурно-обусловленной стратегии развития общества требует решения проблемы адаптации и совместимости традиционных ценностей российского менталитета и новых рыночных отношений, повлекших за собой и негативные социокультурные явления. Углубленного осмысления требуют вопросы, связанные с сегодняшней действительностью, с такими ее социальными феноменами, как детская беспризорность, бродяжничество, детская преступность и проституция, что требует от каждого человека беспристрастности, справедливости, внимания, а также диктует настоятельную потребность в формировании личности социального педагога, адекватной «параметрии» реформ социума.

Профессионально-педагогическая направленность личности характеризуется, в первую очередь, личностными качествами педагога. Известно, что овладение мастерством зависит, прежде всего, от отношения к делу, к детям и от способностей педагога, поэтому рассмотрим содержание педагогических способностей. Определение педагогических способностей возможно на двух уровнях: во-первых, перцептивно-рефлексивный, обращенный к объекту и субъекту; во-вторых, проективный, обращенный к способам воздействия на объект [2].

Для первого уровня характерны следующие признаки:

- особая чувствительность к объектам реальной действительности, вызывающим интеллектуальный и эмоциональный отклик у объекта педагогического воздействия, высоко развитое чувство эмпатии, проявляющееся в быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении в психику детей («чувство объекта»);

- особая чувствительность к изменениям, происходящим в объекте педагогической деятельности под влиянием различных средств воздействия, и причинам, вызвавшим эти изменения («чувство меры»);

особая чувствительность к достоинствам и недостаткам собственной деятельности, проявляющимся во взаимодействии с детьми («чувство причастности»).

Профессиональная подготовка тесно связана с таким понятием как профессионализм педагогической деятельности. В сложившейся атмосфере непрестижности знаний, образованности, дефиците профессиональной компетентности и подлинной культуры проблема формирования профессионализма во всех сферах деятельности приобретает особую остроту и значимость. С одной стороны, профессионализм - это интегральное свойство личности, и как любое другое качество оно формируется в деятельности; с другой стороны, это процесс и результат деятельности; в нашем случае профессионализм - это результат творческой педагогической деятельности. Профессионализм педагога

Вестник Университета № 11, 2015

как результат его творческой деятельности предполагает формирование такой личности, которая была бы способна продуктивно, грамотно решать социальные, профессиональные и личностные задачи. Профессионализм - это концентрированный показатель личностно-деятельностной сущности педагога, обусловленный мерой реализации его гражданской зрелости, ответственности и профессионального долга.

В структуре профессионализма педагогической деятельности выделяются три составлявших его компонента: профессионализм общения - как готовность и умение использовать систему знаний на практике, как установка на будущую педагогическую деятельность, как «предстартовое состояние», проба сил; профессионализм самосовершенствования, - компонент, обеспечивающий динамичность, развитие целостной системы «основы профессионализма будущего педагога» посредством справедливого самооценивания и оперативного устранения обнаружившихся в процессе педагогического общения личностных недостатков и пробелов в необходимых для учителя знаниях. Иными словами, последнее выступает главным средством самоконтроля и самокоррекции профессиональной деятельности будущего учителя. В личности студента эти структурные составляющие взаимосвязаны и взаимообусловлены. Отсутствие одного из них влечет за собой несформированность основ профессионализма, педагогической деятельности и, следовательно, снижение уровня практической готовности.

Чтобы активно участвовать в будущей социопедагогической деятельности, необходима мобилизация интеллекта, воли, нравственных усилий, организационных способностей. При этом важно не только самому обладать этими качествами, но и владеть средствами интеллектуального, нравственного, духовного развития своих воспитанников. Подготовка высококвалифицированных педагогов не может эффективно осуществляться, если в основу учебных курсов и программ не будет положен определенный базовый компонент спецпредметов, а в целом - в учебно-воспитательном процессе не будут обеспечены условия для развития триединства этих компонентов воспитания.

Социопедагогический профессионализм нельзя свести к набору положительных качеств личности, отвечающих требованиям избранной профессии, или средствам, обеспечивающим педагогическое воздействие на воспитанника. Показателем социопедагогического профессионализма является комплексная характеристика, заключающая в себе требования, предъявляемые к современному педагогу и специфике социопедагогической деятельности. Такой комплексной характеристикой выступает профессиональная и нравственно-психологическая готовность студентов к деятельности в социуме, которая представляет собой сложное личностное образование, объединяющее в органической взаимосвязи нравственные, интеллектуальные и духовные качества и выступающая совокупным потенциалом личности специалиста.

Подготовка специалиста в области педагогического образования должна обеспечить высокий уровень его профессиональной компетентности, социальной защиты и мобильности, создать наиболее благоприятные условия для его формирования как личности.

Библиографический список

1. Филонов, Г. Н. Воспитание в российском обществе : тенденции, теория и практика / Г. Н. Филонов. - М. : ГНИИ семьи и воспитания, 2000. - 198 с.

2. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. - М. : Высшая школа, 1990. - 119 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.