а;
Л.Н. Фёдорова,
ГУ «Дружбинская основная
школа отдела образования акимата Камыстинского района», Костанайская область
He?i)?i свздер: модернизация, цогамдъщ сана-сезт, факулъта-muemiK курс,принциптерi, sdic-mepi.
Ключевые слова: модернизация общественного сознания, факультативный курс,принципы, методы.
Keywords: modernization of public consciousness, optional course, principles, methods.
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА КАЗАХСТАНА - ПАТРИОТА СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
ДРУЖБИНСКОЙ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ)
Ацдатпа
Макала Президент Н.Э.Назарбаевтьщ "Бола-шакда багдар: рухани жацгыру" багдарламасыныц незт багыттарын жузеге асыратын багдарламалар-ды ашады. "Туган олкемнщ гажайып тагдары" так;ы-рыбындагы факультативтш курстьщ багдарламасы келт1ршген. Бершген багдарламаны жузеге асырту стратегиялары бершген.
Аннотация
Статья раскрывает приоритетные направления реализации программной статьи Президента Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания». Описана программа факультативного курса «Край родной с удивительной судьбой». Представлены стратегии реализации данной программы.
Annotation
The article reveals the priorities for the implementation of program article by President Nursultan Nazarbayev "Prospection: Public consciousness, modernisation through formation of a citizen and a patriot with moral and leadership qualities. Describes how to plan the optional course "Native land with amazing destiny", presents strategies for the implementation of this programme.
В программной статье «Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания» Президент Н.А. Назарбаев пишет: «.. .вместе сделать шаг навстречу будущему изменить общественное сознание, чтобы стать единой Нацией сильных и ответственных людей» [1].
Статья Главы государства призвана объединить нацию, опираясь на передовой опыт развитых стран, которые воспитают конкурентоспособное поколение граждан, а также реализуя национальную идею «Мэнгшк Ел». Президент делает акцент на динамично развивающееся и меняющееся положение в мире, уверенность в стабильное и уверенное будущее нашей страны. Для чего важно в воспитании подрастающего поколения опираться на историческое и духовное наследие своего народа.
Ребенку нужно показать мир родной природы,
в; S X
ш
4
О
«
о с о
1-4
W
в
2
<
н о
t п о с в;
5 х <с
H
s с
о О m
ш Ч W О
CL С
ш
X
-а
g
H
ьс <
а;
научить осознавать её уникальность и не-восиолнимость, тогда он не будет лишь её потребителем. Любовь к родному краю, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к родине, уважения к её истории и культуре невозможно воспитать патриота.
Предлагаемый факультативный курс «Край родной с удивительной судьбой» разработан для реализации программы «Мэц-гшк Ел».
Содержание программы соответствует Закону РК «Об образовании», основным направлениям программы «Туган жер». Она продолжает и углубляет традиции школы в патриотическом и духовно - нравственном воспитании, идеально вписывается в программу опытно - экспериментальной работы образовательного учреждения по формированию социального здоровья школьников в условиях сельской школы.
Программа рассчитана на школьников 1-4
классов. В её основе развитие личности ребёнка посредством знакомства с родным краем.
Программа состоит из четырёх разделов: « Мой край - село моё родное», «Я и моя семья», «Природа родного края», «Наш край в годы ВОВ».
Содержание каждого года обучения представлено в тематическом плане. Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории, природе родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и проведение самостоятельных исследований, создание и реализация проектов.
Цель программы: воспитание гражданина Казахстана, патриота своей малой родины, знающего и любящего свой край, бережно относящегося к природе родного края и желающего принять активное участие в его развитии.
в; х х
ш
ч
О
«
О с о
1-4
м
В
2
<
н
о «
о с в; К х
<с н X С о о
т
ш Ч
РЧ
О 0-С
ш
X -а
£ Н
ьс <
Задачи для учащихся по возрастным группам:
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
• Расширять представления о ближайшем социальном окружении;
• учить видеть прекрасное в окружающем мире;
• познакомить с картой района, области, села;
• развивать индивидуальные творческие способности учащихся.
• Способствовать осознанию неразрывной связи истории родного села с историей страны;
• дать понятие о символах района и страны в целом;
• учить пользоваться картой-схемой района;
• расширять знания о природе, растительном и животном мире края; учить видеть прекрасное в окружающем мире;
• учить выбирать наиболее безопасный путь из школы домой;
• развивать индивидуальные и творческие способности учащихся.
• Уточнять знания о достопримечательностях района;
• учить пользоваться картой-схемой села,
• познакомить с земляками, внёсшими вклад в победу над врагом;
• продолжить знакомство с природой района, обычаями народов, населяющих наш район;
• развивать индивидуальные и творческие способности учащихся.
• Расширять знания об истории родного села,
• расширять знания о природных ресурсах области и района, их использовании и значении для края;
• обобщать знания о труде людей нашего края;
• продолжить знакомство с природой района, показать важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения;
• развивать индивидуальные и творческие способности учащихся.
ш
Основные принципы, положенные в основу программы:
• принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка, создание условий для их развития;
• принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
• принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников;
• принцип системности и последовательности - знания в программе даются в определённой системе(накапливая запас знаний, дети могут применить их на практике).
Основными критериями отбора материала при составлении программы является её культурная значимость в жизни села, актуальность, воспитательная ценность
Методы работы:
• словесные методы: рассказ, беседа, сообщение - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний, являются источником новой информации;
• наглядные методы: рисунки, плакаты, схемы, иллюстрации - дают возможность белее детально изучить объект, дополняют словесные методы;
• практические методы: изготовление плакатов, схем, рисунков, практические работы - позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей данного возраста и специфику курса, необходимо использовать такие формы работы как экскурсии, занятия-встречи, проектные работы, что позволяет почувствовать детям причастность к культурному наследию народа, его ценности.
Особенность организации учебного процесса в том, что занятие из класса может переноситься в ту среду, которая изучается (парк,
пришкольный участок, степь, улица, музей).
Технологии и методики, используемые в программе:
• занятия строятся в соответствии со структурой, отражающей практико-ориенти-рованность: знание - понимание - применение;
• используются инновационные технологии, методы, интерактивные приемы: «Корзина идей», «Шесть ступенек Блума», метод «Горячий стул», «Кластер», «Написание синквейна», «Карты ума», «Модифицированные дебаты», «Проектная дискуссия».
Формы контроля:
• разноуровневые тестовые задания, контрольные работы, отчёты по экскурсиям, защита проектов.
Ожидаемым результатом программы будет:
• устойчивый интерес к истории своей малой родин;
• знание своей взаимосвязи с окружающим микромиром;
• знания по истории, природе, культуре родного края;
• знания правил охраны природы;
• способность творчески мыслить и рассуждать;
• умение переносить полученные в ходе курса знания и умения на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность;
• приобретать в условиях модернизации, такие черты, необходимые молодому современному человеку, как предприимчивость, разносторонность, конкурентоспособность;
• способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;
• способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.
в; К К
ш Ч
О
«
о с о
1-4
м
в
2
<
н
о £
«
о с в; К х <с н X С о о
т
ш Ч
РЧ
О 0-С
ш
X -а
£ Н
ьс <
2(20)/2018
Знать: Уметь:
Своих предков, их ФИО, профессии, увлечения, участие в ВОВ. Составлять родословную.
Символику Камыстинского района, названия сёл района, рек и других объектов. Составлять устный рассказ о своей школе.
Названия улиц, культурных центров, памятных мест села. Ориентироваться по карте, находить объекты (села, реки, улицы...) Составлять план-схему безопасного маршрута от дома до школы.
Названия полезных ископаемых, добываемых в области и районе, их использование; названия распространенных растений и животных края. Формы охраны природы. Отличать полезные ископаемые, растения и животных края по внешнему виду и описанию.
Национальный состав села, праздники и обычаи народов. Фамилии земляков, внёсших вклад в победу над врагом, в развитии села. Соблюдать правила поведения в природе.
Свою взаимосвязь с окружающим микромиром. Переносить полученные в ходе курса знания и умения на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность; умения общаться, сотрудничать.
Заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.
в; s х
ш
4
О
«
О с о
1-ч
W
В
2
<
н
о &
п о с.
в;
5 х
<с н s С о о
m
ш Ч W О
CL С
ш ¡3 х
-Q
£
н <
Формы контроля промежуточных и конечных результатов:
• викторины, творческие задания, составление альбомов, выставки творческих работ, презентации индивидуальных творческих проектов, конкурсы.
Условия реализации программы:
• изучение, предусмотренных программой, теоретических и практических занятий;
• учёт возрастных и личностных особенностей учащихся;
• использование разнообразного дидактического материала;
• наличие мультимедийного оборудования.
Факультативный курс «Край родной с удивительной судьбой» рассчитан на учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ на 33-34 учебных часа, по 1 часу в неделю.
Изучение его будет способствовать воспитанию патриота своей малой родины.
ЛИТЕРАТУРА
¡.Назарбаев H.A. Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания [Электронный pecypc]http://www.akorda.kz/kz
2. Литературно - консультационный центр Костанайской областной универсальной научной библиотеки им. Л. Н. Толстого [Электронный pecypc]http://kstounb.kz/ru/ kraevedenie
3.Официальный сайт библиотеки им.О-стровского [Электронный ресурс] http:// www.kmslib.ru/
4.Лопатина А., Скребцова М. Природа -глазами души. [Электронный pecypcjhttps:// catalog. msu.by/opac/index.php?url=/notices/ index/I dNotice: 131364/Source:default
5.Каирбеков Б.Г. Государственные символы Республики Казахстан. [Электронный ресурс] http://catalog.karlib.kz/cgi-bin/ irbis64r