Научная статья на тему 'Воспитание гражданина Казахстана - патриота своей малой родины (из опыта работы дружбинской основной школы)'

Воспитание гражданина Казахстана - патриота своей малой родины (из опыта работы дружбинской основной школы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЦОГАМДЪЩ САНА-СЕЗіМ / ФАКУЛЬТА-ТИВТіК КУРС / ПРИНЦИПТЕРі / әДіС-ТЕРі / MODERNIZATION OF PUBLIC CONSCIOUSNESS / OPTIONAL COURSE / PRINCIPLES / METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фёдорова Л. Н.

Статья раскрывает приоритетные направления реализации программной статьи Президента Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания». Описана программа факультативного курса «Край родной с удивительной судьбой». Представлены стратегии реализации данной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of Kazakhstani citizens as patriots of their small homelands (from performance of Druzhbins-kaya middle school)

The article reveals the priorities for the implementation of program article by President Nursultan Nazarbayev "Prospection: Public consciousness, modernisation through formation of a citizen and a patriot with moral and leadership qualities. Describes how to plan the optional course "Native land with amazing destiny", presents strategies for the implementation of this programme.

Текст научной работы на тему «Воспитание гражданина Казахстана - патриота своей малой родины (из опыта работы дружбинской основной школы)»

а;

Л.Н. Фёдорова,

ГУ «Дружбинская основная

школа отдела образования акимата Камыстинского района», Костанайская область

He?i)?i свздер: модернизация, цогамдъщ сана-сезт, факулъта-muemiK курс,принциптерi, sdic-mepi.

Ключевые слова: модернизация общественного сознания, факультативный курс,принципы, методы.

Keywords: modernization of public consciousness, optional course, principles, methods.

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА КАЗАХСТАНА - ПАТРИОТА СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

ДРУЖБИНСКОЙ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ)

Ацдатпа

Макала Президент Н.Э.Назарбаевтьщ "Бола-шакда багдар: рухани жацгыру" багдарламасыныц незт багыттарын жузеге асыратын багдарламалар-ды ашады. "Туган олкемнщ гажайып тагдары" так;ы-рыбындагы факультативтш курстьщ багдарламасы келт1ршген. Бершген багдарламаны жузеге асырту стратегиялары бершген.

Аннотация

Статья раскрывает приоритетные направления реализации программной статьи Президента Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания». Описана программа факультативного курса «Край родной с удивительной судьбой». Представлены стратегии реализации данной программы.

Annotation

The article reveals the priorities for the implementation of program article by President Nursultan Nazarbayev "Prospection: Public consciousness, modernisation through formation of a citizen and a patriot with moral and leadership qualities. Describes how to plan the optional course "Native land with amazing destiny", presents strategies for the implementation of this programme.

В программной статье «Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания» Президент Н.А. Назарбаев пишет: «.. .вместе сделать шаг навстречу будущему изменить общественное сознание, чтобы стать единой Нацией сильных и ответственных людей» [1].

Статья Главы государства призвана объединить нацию, опираясь на передовой опыт развитых стран, которые воспитают конкурентоспособное поколение граждан, а также реализуя национальную идею «Мэнгшк Ел». Президент делает акцент на динамично развивающееся и меняющееся положение в мире, уверенность в стабильное и уверенное будущее нашей страны. Для чего важно в воспитании подрастающего поколения опираться на историческое и духовное наследие своего народа.

Ребенку нужно показать мир родной природы,

в; S X

ш

4

О

«

о с о

1-4

W

в

2

<

н о

t п о с в;

5 х <с

H

s с

о О m

ш Ч W О

CL С

ш

X

g

H

ьс <

а;

научить осознавать её уникальность и не-восиолнимость, тогда он не будет лишь её потребителем. Любовь к родному краю, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к родине, уважения к её истории и культуре невозможно воспитать патриота.

Предлагаемый факультативный курс «Край родной с удивительной судьбой» разработан для реализации программы «Мэц-гшк Ел».

Содержание программы соответствует Закону РК «Об образовании», основным направлениям программы «Туган жер». Она продолжает и углубляет традиции школы в патриотическом и духовно - нравственном воспитании, идеально вписывается в программу опытно - экспериментальной работы образовательного учреждения по формированию социального здоровья школьников в условиях сельской школы.

Программа рассчитана на школьников 1-4

классов. В её основе развитие личности ребёнка посредством знакомства с родным краем.

Программа состоит из четырёх разделов: « Мой край - село моё родное», «Я и моя семья», «Природа родного края», «Наш край в годы ВОВ».

Содержание каждого года обучения представлено в тематическом плане. Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории, природе родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и проведение самостоятельных исследований, создание и реализация проектов.

Цель программы: воспитание гражданина Казахстана, патриота своей малой родины, знающего и любящего свой край, бережно относящегося к природе родного края и желающего принять активное участие в его развитии.

в; х х

ш

ч

О

«

О с о

1-4

м

В

2

<

н

о «

о с в; К х

<с н X С о о

т

ш Ч

РЧ

О 0-С

ш

X -а

£ Н

ьс <

Задачи для учащихся по возрастным группам:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

• Расширять представления о ближайшем социальном окружении;

• учить видеть прекрасное в окружающем мире;

• познакомить с картой района, области, села;

• развивать индивидуальные творческие способности учащихся.

• Способствовать осознанию неразрывной связи истории родного села с историей страны;

• дать понятие о символах района и страны в целом;

• учить пользоваться картой-схемой района;

• расширять знания о природе, растительном и животном мире края; учить видеть прекрасное в окружающем мире;

• учить выбирать наиболее безопасный путь из школы домой;

• развивать индивидуальные и творческие способности учащихся.

• Уточнять знания о достопримечательностях района;

• учить пользоваться картой-схемой села,

• познакомить с земляками, внёсшими вклад в победу над врагом;

• продолжить знакомство с природой района, обычаями народов, населяющих наш район;

• развивать индивидуальные и творческие способности учащихся.

• Расширять знания об истории родного села,

• расширять знания о природных ресурсах области и района, их использовании и значении для края;

• обобщать знания о труде людей нашего края;

• продолжить знакомство с природой района, показать важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения;

• развивать индивидуальные и творческие способности учащихся.

ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные принципы, положенные в основу программы:

• принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка, создание условий для их развития;

• принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

• принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников;

• принцип системности и последовательности - знания в программе даются в определённой системе(накапливая запас знаний, дети могут применить их на практике).

Основными критериями отбора материала при составлении программы является её культурная значимость в жизни села, актуальность, воспитательная ценность

Методы работы:

• словесные методы: рассказ, беседа, сообщение - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний, являются источником новой информации;

• наглядные методы: рисунки, плакаты, схемы, иллюстрации - дают возможность белее детально изучить объект, дополняют словесные методы;

• практические методы: изготовление плакатов, схем, рисунков, практические работы - позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей данного возраста и специфику курса, необходимо использовать такие формы работы как экскурсии, занятия-встречи, проектные работы, что позволяет почувствовать детям причастность к культурному наследию народа, его ценности.

Особенность организации учебного процесса в том, что занятие из класса может переноситься в ту среду, которая изучается (парк,

пришкольный участок, степь, улица, музей).

Технологии и методики, используемые в программе:

• занятия строятся в соответствии со структурой, отражающей практико-ориенти-рованность: знание - понимание - применение;

• используются инновационные технологии, методы, интерактивные приемы: «Корзина идей», «Шесть ступенек Блума», метод «Горячий стул», «Кластер», «Написание синквейна», «Карты ума», «Модифицированные дебаты», «Проектная дискуссия».

Формы контроля:

• разноуровневые тестовые задания, контрольные работы, отчёты по экскурсиям, защита проектов.

Ожидаемым результатом программы будет:

• устойчивый интерес к истории своей малой родин;

• знание своей взаимосвязи с окружающим микромиром;

• знания по истории, природе, культуре родного края;

• знания правил охраны природы;

• способность творчески мыслить и рассуждать;

• умение переносить полученные в ходе курса знания и умения на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность;

• приобретать в условиях модернизации, такие черты, необходимые молодому современному человеку, как предприимчивость, разносторонность, конкурентоспособность;

• способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;

• способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.

в; К К

ш Ч

О

«

о с о

1-4

м

в

2

<

н

о £

«

о с в; К х <с н X С о о

т

ш Ч

РЧ

О 0-С

ш

X -а

£ Н

ьс <

2(20)/2018

Знать: Уметь:

Своих предков, их ФИО, профессии, увлечения, участие в ВОВ. Составлять родословную.

Символику Камыстинского района, названия сёл района, рек и других объектов. Составлять устный рассказ о своей школе.

Названия улиц, культурных центров, памятных мест села. Ориентироваться по карте, находить объекты (села, реки, улицы...) Составлять план-схему безопасного маршрута от дома до школы.

Названия полезных ископаемых, добываемых в области и районе, их использование; названия распространенных растений и животных края. Формы охраны природы. Отличать полезные ископаемые, растения и животных края по внешнему виду и описанию.

Национальный состав села, праздники и обычаи народов. Фамилии земляков, внёсших вклад в победу над врагом, в развитии села. Соблюдать правила поведения в природе.

Свою взаимосвязь с окружающим микромиром. Переносить полученные в ходе курса знания и умения на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность; умения общаться, сотрудничать.

Заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.

в; s х

ш

4

О

«

О с о

1-ч

W

В

2

<

н

о &

п о с.

в;

5 х

<с н s С о о

m

ш Ч W О

CL С

ш ¡3 х

-Q

£

н <

Формы контроля промежуточных и конечных результатов:

• викторины, творческие задания, составление альбомов, выставки творческих работ, презентации индивидуальных творческих проектов, конкурсы.

Условия реализации программы:

• изучение, предусмотренных программой, теоретических и практических занятий;

• учёт возрастных и личностных особенностей учащихся;

• использование разнообразного дидактического материала;

• наличие мультимедийного оборудования.

Факультативный курс «Край родной с удивительной судьбой» рассчитан на учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ на 33-34 учебных часа, по 1 часу в неделю.

Изучение его будет способствовать воспитанию патриота своей малой родины.

ЛИТЕРАТУРА

¡.Назарбаев H.A. Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания [Электронный pecypc]http://www.akorda.kz/kz

2. Литературно - консультационный центр Костанайской областной универсальной научной библиотеки им. Л. Н. Толстого [Электронный pecypc]http://kstounb.kz/ru/ kraevedenie

3.Официальный сайт библиотеки им.О-стровского [Электронный ресурс] http:// www.kmslib.ru/

4.Лопатина А., Скребцова М. Природа -глазами души. [Электронный pecypcjhttps:// catalog. msu.by/opac/index.php?url=/notices/ index/I dNotice: 131364/Source:default

5.Каирбеков Б.Г. Государственные символы Республики Казахстан. [Электронный ресурс] http://catalog.karlib.kz/cgi-bin/ irbis64r

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.