Научная статья на тему 'Воспитание физической силы и красоты тела в русской народной традиционной культуре'

Воспитание физической силы и красоты тела в русской народной традиционной культуре Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
126
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ / ЗДОРОВЬЕ / СИЛА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / RUSSIAN FOLK TRADITIONAL CULTURE / RUSSIAN HISTORY / HEALTH / STRENGTH / NATIONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тинякова Елена Александровна

Статья выполнена в рамках исторического исследования «Специфика исторического метода в представлении личностей и событий в русской народной традиционной культуре» по отечественной истории. Автор ставила вопрос для фрагмента исследования, представленного в настоящей статье, как ход истории зависел от типа человека, его здоровья в национальных качествах, и как вообще создавался национальный тип здорового человека, потому что для успеха истории нужен сильный человек, насколько по русской народной традиции распространен тип здорового человека, который стоял на успешном пути русской истории. Концепция здорового человека в народной культуре опирается на традицию и мудрую выборку советов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Upbringing physically strong and smart in appearance in Russian traditional culture

The article is prepared within the frames of the historical research “ Spesific historical method in presenting personalities and events in Russian folk traditional culture”. The author posed the research question: how does the going of history depend on the type of the man, his health in the national key, and in general how was the national type of the healthy man created. For success of history the strong man is needed, how does the type of the strong man, that stood on the historical way, spread among people. The conception of the strong man is supported by tradition and wise choice of advice.

Текст научной работы на тему «Воспитание физической силы и красоты тела в русской народной традиционной культуре»

УДК 93.39.57

ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ И КРАСОТЫ ТЕЛА В РУССКОЙ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ

Е.А. Тинякова

ГБПОУМО «Сергиево-Посадский колледж»

Аннотация. Статья выполнена в рамках исторического исследования «Специфика исторического метода в представлении личностей и событий в русской народной традиционной культуре» по отечественной истории. Автор ставила вопрос для фрагмента исследования, представленного в настоящей статье, — как ход истории зависел от типа человека, его здоровья в национальных качествах, и как вообще создавался национальный тип здорового человека, потому что для успеха истории нужен сильный человек, насколько по русской народной традиции распространен тип здорового человека, который стоял на успешном пути русской истории. Концепция здорового человека в народной культуре опирается на традицию и мудрую выборку советов.

Ключевые слова: русская народная традиционная культура, отечественная история, здоровье, сила, национальные качества.

В корпусе русских народных пословиц выделяется смысл «силы» и «здоровья». Эти два понятия соединяет качество труда: полезная трудовая деятельность делает человека здоровым и крепким.

«Крепок телом — богат и делом».

В основе оздоровительных практик лежит бытийный трудовой прагматизм.

«Сильному работа впрок».

«Сила без ума — обуза» [1, а 138].

Оценка возраста тоже была ориентирована на годность к трудовой деятельности:

«Молодость не в годах, а в силе».

Это своеобразная посылка геронтологии из народной традиционной культуры.

Здоровье человека поддерживала природная цикличность — календарно-земледельческий цикл [2; 3]. Цикл жизни природы как бы переносился на жизнь человека. Образ здорового человека складывался из его натренироанности в труде. Некоторые пословицы предостерегают от переутомления, что вызывает изнашивание организма. В весенне-летних календарных обрядах особо подчеркивалась целительная сила солнца, пребывание на све-

жем воздухе тоже рекомендовалось как оздоровительный эффект.

В основе здорового питания был хлеб. Он был наиболее вариантной пищей. «В XVI—XVII веках в русских городах значительную часть городского ремесленного населения составляли мастера хлебного дела, которые делились на хлебников, калачников, пирожников, ситников, саечников, крендельщиков (бараночников), блинников и пряничников» [4, е. 16]. В XVII веке пекарни в Москве называли «хлебными избами». Основу здорового питания держали хлебные изделия. «Многие пекарни в те далекие времена пекли именно такой хлеб — на каждый день. И производили его в большом по тому времени количестве. Так, пекари Троице-Сергиевой лавры «выпекали для монастыря невообразимое количество хлеба, потому что он ежедневно кормил почти 900 человек. Хлебы были необыкновенной величины и очень вкусны. Пекарня Троице-Сергиевой лавры готовила также сухари в качестве хлебных запасов впрок, на тот случай, если понадобится выдержать вражескую осаду или снарядить воинов в далекий поход. Не исключено, что русские дружины, ведомые Дмитрием Донским на Куликово поле, брали с со-

Тинякова Е.А. Воспитание физической силы и красоты тела в русской народной традиционной культуре

----—

бои из пекарни Троице-Сергиевой лавры как память о родной земле суровые, прочные и надежные ржаные сухари» [4, а 17].

Игровой потенциал русской народной традиционной культуры очень разнообразен в развивающих движениях. Е.А. Покровский подчеркивал, что потребность в движениях вложена в нас самой природой, в которой всякая жизнь осязательнее всего проявляет себя движением [5, а 94]. Врач, который рассматривал двигательную активность в стиле русской народной культуры, подчеркивал, что «вопиющая и пагубная непропорциональность может возникнуть между наружным спокойствием и внутренней суматохой». Одним из полезнейших движений он считал бег, но он должен быть регулируемым, чтобы сердце и легкие приучались переносить без вреда для себя большое количество работы. Бег в русских народных играх развивал быстроту, ловкость, грацию, выносливость. Бег считался также естественным как ходьба. У русских существуют следующие игры, рассчитанные на ту или другую форму бега [5, а 99]: играющие изображают из себя лошадь, приготовление извилистых дорожек для бега по ним, бег на перегонки, поймать другого, есть также виды игр с бегом, учитывающие сезоны года. Популярным видом движения являются также прыжки. Причем считалось, что прыганье несравненно больше развивает тело, чем бег: развивает проворство, глазомер, соразмерение, равновесие. Из разных русских народных игр можно привести виды прыгания: на доске, вверх и вниз, через веревочку, прыганье через кол, прыганье через ноги, прыганье в кольцо, с помощью палки или шеста, на одной ноге. В Астраханской губернии была распространена чехарда, когда играющие прыгали через дуг друга или на спины. В козлином прыжке один играющий становился, расставив ноги, наклонив голову и упираясь руками в колена, а другой с небольшого разбега вспрыгивал на него, упираясь руками в его плечи и перепрыгивал через голову. Бараний прыжок был сложнее козлиного, потому что прыгающий перескакивал не сзади наперед, а с боку [5, а 128]. Тип прыганья «длинный конь» проводился таким образом: несколько играющих становятся один за другим, наклонившись и касаясь друг друга, получается цепочка. Другие игроки запрыгивают на спину первому и передвигаются, переползая по спинам. Играющие устраивали различные действия, где они состязались в выносливости. Качество физической выносливости понималось как твердость характера. Поэтому черты характера и физическая крепость понимались нераздельно.

Используя палки или другие мелкие предметы, игроки тренировалсиь в поддержании равновесия, например, стояние на одной ноге, на цыпочках, хождение по жердочке, на ходулях [5, а 145]. Увлекательны были игры с вращательными движениями: кружение вдвоем, взявшись за руки, иногда несколько человек брались за руки и кружились пока кто-то не упадет, иногда кувыркались, изображая колесо [5, а 153].

В русской народной концепции здоровья важный фактор был стиль разговора, общения. Пустая болтовня, очень длительный разговор плохо сказывались на здоровье человека.

Народная медицина рекомендовала утром «встречать зорьку» — утро было наиболее экологически благоприятно для начала дневной деятельности. Силы для пробуждения человек должен был брать от пробуждения природы, восходящего солнца, свежего воздуха.

В России использовали полынь при лихорадке, деготь как деинфицирующее средство, березовый сок для лечения ран, в том числе и гнойных. Многие обычаи, пословицы и поговорки содержали советы гигиены тела и организма: «Живи разумом и лекарство ненадобно». Хорошо известна русская баня, парилка, которая помогала очищать тело: «От хождения в лазьню (мыльню) тело чисто живет»; «Кости распаришь, все тело направишь». Даже во время военных действия она давала эффект гигиены, в том числе и во время Великой отечественной войны. Полевые растения ромашки, зверобоя, мяты были универсально популярны и эффективны. Лук, хрен, редька, капуста использовались не только для еды, но и для лечения. В девятнадцатом веке и раньше утренняя роса была экологически очень чистая, поэтому ее рекомендовали для гигиенического промывания глаз. Рецепты народной гигиены не раз помогали во время военных действий, во время реабилитации раненых. Русские пословицы и поговорки медицинского и гигиенического содержания собраны известным исследователем русского языка Владимиром Ивановичем Далем в сборнике: «Пословицы русского народа», где выделен раздел «Здоровье и хворь» Однако настоящая статья рассматривает поддержание здорового организма, а не народную медицину.

Классики русской медицины обращали свое исследовательсоке внимание к русской народной медицине: Матвей Яковлевич Мудров, основоположник клинической школы; врач-клиницист Федор Иванович Иноземцев; Сергей Петрович Боткин, основоположник физиологического направ-

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 9

ления в клинической медицине; врач-терапевт Григорий Антонович Захарьин и многие другие. Вместе с тем они проявляли острую критику обращения к знахарям, шаманам, колдунам.

Физическое развитие организма и тела, поддержание здоровья связано также с заботой о красоте образа человека. Эстетический образ русского народного костюма давал большой запас духовной энергии, возвеличивал человека. Красочность праздничного костюма создавала чувство радости, ободряла человека. Красивое обличье человека в русской народной традиционной культуре никогда не требовало «жертв во имя красоты», наоборот все должно было быть удобно, приятно, комфортабельно. Косметическое средство из соли и меда издревле известно на Руси. Его использовали еще до появления мыла. Использовали настои из зверобоя, тысячелистника, мать-и-мачехи, шалфея. Молочные продукты: молоко, простокваша, сметана — тоже входили в разных способах приготовления для ухода за кожей лица; использовали также яичный желток, мед. В наши дни при довольно развитой индустрии косметики, все же иногда можно обращаться к простым народным рецептам. Это полезно даже для экологической разгрузки, под которой автор понимает приближение к естественным продуктам.

В заключение нужно сделать вывод, что забота о красоте и здоровье в русской народной традиционной культуре не допускала какого-либо приукрашивания, поверхностного подхода: здоровье и красота должны были идти из глубины организма, и в этом была их устойчивость и крепость. И все же в извечном диалоге о красоте формы и содержания в русской народной культуре отдавалось предпочтение содержанию. Настоящая статья предлагает такое направление научной мысли как «этновалеология».

ЛИТЕРАТУРА

1. Где труд, там и счастье. Пословицы и поговорки / Составитель А. Жигулев. М.: Издательство ВЦСПС Профиздат, 1959.

2. Бачинская Н., Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. М.: Издательство «Музыка», 1974.

3. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: Учебник для фил. спец. ун-тов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1983.

4. Патт В.А. Наш хлеб. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

5. Покровский Е.А. Детские игры преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной). Историческое наследие. М.: Типолитография В. Рихтер. Тверская, Мамонтовский переулок, 1995.

UPBRINGING PHYSICALLY STRONG AND SMART IN APPEARANCE IN RUSSIAN TRADITIONAL CULTURE

E.A. Tinyakova

Sergiev-Possad College

Annotation. The article is prepared within the frames of the historical research " Spesific historical method in presenting personalities and events in Russian folk traditional culture". The author posed the research question: how does the going of history depend on the type of the man, his health in the national key, and in general how was the national type of the healthy man created. For success of history the strong man is needed, how does the type of the strong man, that stood on the historical way, spread among people. The conception of the strong man is supported by tradition and wise choice of advice.

Key words: russian folk traditional culture, Russian history, health, strength, national qualities.

REFERENCES

1. Gde trud, tam i schastje. Proverbs and sayings. Compiled by A. Zhigulyov. Мoscow, Publishing house VTsSPS Profizdat, 1959.

2. Bachinskaya N., Popova T. Russkoje nadornoje musikal'noje tvorchestvo. Khrestomatiya. Moscow, Publishing House "Musika", 1974.

3. Kravtsov N.I., Lazutin S.G. Russkoje ustnoje na-rodnoje tvorchestvo: Uchebnik dlya phil. spets. univ. 2-nd ed., correct. and add. Moscow, Visshaya shkola, 1983.

4. Patt. V.A. Nash hleb. Moscow, L'yogkaya i pi-shchevaya promishlennost', 1984.

5. Pokrovskii Je.A. Detskije igri preimuschestvenno russkije (v svyazi s history, ethnography, pedagogics and hygiene). Istoricheskoey nasledije. Мoscow, Typo-lithogra-thy V. Richter. Tverskaya, Mamontovskii pereulok, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.