Научная статья на тему 'Кулачный бой в контексте русской народной традиционной культуры'

Кулачный бой в контексте русской народной традиционной культуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
653
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ / ЗДОРОВЬЕ / СИЛА / БОЕВЫЕ КАЧЕСТВА / RUSSIAN FEDERATION FOLK TRADITIONAL CULTURE / RUSSIAN FEDERATION HISTORY / HEALTH / STRENGTH / FIGHTING QUALITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тинякова Е.А.

В статье кратко представлено исследование кулачного боя как формы русской народной традиционной культуры. Автор ставила цель проанализировать русский кулачный бой в истории возникновения и методах проявления как этноантропологического феномена, выяснить его связь с традиционной культурой и влияние на русскую национальную ментальность. Причем в исследовании обращено внимание на существование кулачного боя более с этническими характеристиками в отечественной истории вплоть до революции 1917 года, и его восстановление и развитие к концу 20 века, превращение в национальный вид спорта, потерю его как этнической черты физической активности, однако сохранение духовного содержания в наши дни, и прояснения «отголосков» в современной социальной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIST FIGHT IN THE CONTEXT OF RUSSIAN FEDERATION FOLK TRADITIONAL CULTURE

The article presents research of fist fighting as a form of Russian Federation traditional culture. The author set the goal to analyse the Russian Federation fist fighting in history of its origin and methods of fighting practice as ethnoanthropological phenomenon, clear up its connection with traditional culture and its influence on Russian Federation mentality. Particular attention is drawn to fist fighting with more ethnical characteristics in Russian history up to the revolution of 1917, its restoring and development to the end of the 20-th century, transferrence into a national type of sport, loss of its ethnic function to develop a person physically, but preserving its spiritual content nowadays, and clearing up «echoes» in contemporary socium.

Текст научной работы на тему «Кулачный бой в контексте русской народной традиционной культуры»

УДК 93.39.57

КУЛАЧНЫЙ БОЙ В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Тинякова Е.А.

ГБПОУМО «Сергиево-Посадский колледж», Российская Федерация

Аннотация. В статье кратко представлено исследование кулачного боя как формы русской народной традиционной культуры. Автор ставила цель проанализировать русский кулачный бой в истории возникновения и методах проявления как этноантропологического феномена, выяснить его связь с традиционной культурой и влияние на русскую национальную ментальность. Причем в исследовании обращено внимание на существование кулачного боя более с этническими характеристиками в отечественной истории вплоть до революции 1917 года, и его восстановление и развитие к концу 20 века, превращение в национальный вид спорта, потерю его как этнической черты физической активности, однако сохранение духовного содержания в наши дни, и прояснения «отголосков» в современной социальной реальности.

Ключевые слова: русская народная традиционная культура, отечественная история, здоровье, сила, боевые качества.

Кулачные бои разных народов уходят в глубокую древность. Изображения кулачных боев найдены в иероглифах и росписях древних цивилизаций: Древнего Египта, Вавилона, Эгейской культуры. На них можно увидеть воинов, бьющихся между собой именно на кулаках, но ведь тогда не было еще изобретено оружие. Русские кулачные бои имеют исток не в воинском искусстве, а с глубокой древности были игрищами, иногда довольно массовыми, забавой, причем как взрослых, так и детей[2;7]. Русские кулачные бои были как организованные, так и стихийные. В сравнении с боями античной Греции русские кулачные бои не брали внешнего эстетического вектора развития, а проводились скорее для укрепления духовной основы личности, характера. Русские кулачные бои формировали стойкость, чувство справедливости, упорство в делах, крепкое здоровье. Однако разврекательная природа русских кулачных боев нередко проявлялась в разгуле диких чувств, и даже пьянства, кроме того случались смертельные исходы. Поэтому русский царь Николай I в 1832 году запретил кулачные бои. Одной из причин, безусловно.

была боязнь крестьянских бунтов, потому что в его царствование обострилась проблема отмены крепостного права, попытка решения которой связана с трагическим исходом восстания декаб-риство в 1825 году.

В отношении военной истории кулачные бои более связаны с простым народом, который становился солдатами на военной службе. Боевое искусство дворянского сословия связано с историей русского оружия, а безоружейная борьба дворян была под сильным влиянием европейской традиции. Поэтому широкое использование кулачных боев было традицией простого народа, даже встроено в систему воспитания, предпочтительно мальчиков [1; 3; 5]. Особенность русских кулачных боев как формы традиционной культуры и ее значение для русской истории была главной целью исследования. Историческая значимость русских кулачных боев более раскрыта в художественной культуре, особенно литературе [6] и живописи [7], где они показывались в лучших чертах, без дикости. Русские кулачные бои уже упоминаются в «Повести временных

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 5

лет» (1048 год.). До принятия христианства кулачные бои проводилсиь в поминальные дни на кладбищах, отсюда старинное русское название кладбища-«буевище» (от слова «буй»).В былинное время кулачные бои символизировали величие человека, когда русские богатыри побеждали злые силы [11], а в процессе развития крепостного права и давления на человеческую природу крепостных крестьян остался только «сильный кулак». В отдаленном историческом прошлом с одной стороны, а с другой-в максимальной приближенности к синкретичности этнической традиции, паранаучному народному сознанию кулачные бои имели оттенок «магии». Бытовали магические способы подготовки бойцов: перед кулачным боем участники ели больше мяса, хлеба, парились в бане. В одном древнем лечебнике дается рекомендация убить змею черной саблей или ножом, вынуть из нее язык, положить в левый сапог, а потом его одеть и идти, не оглядываясь, ни с кем не говорить. До сих пор в деревенской глубинке Псковской области есть обряд «ломания», что-то вроде ритуального танца перед боем, движения танцующего напоминают медведя, потому что он считался самым сильным зверем.

Изучив описание кулачных боев, можно сделать выводы о функциях, которые они выполняли. 1. Зрелищная функция, особенно «стенош-ный бой»[9] или «стенка на стенку». 2. Игровая функция, в которой сказывалась возрастная градация, в детском возрасте движения были мягче, у взрослых иногда хаотично дикими, как например «цепной бой»[9] или «сцеплялка-свалка». Этот вид кулачного боя был самым древним и самым опасным.3. Функция социализации по законам общинности, сюда можно отнести массовые кулачные бои, частично связанные религиозными праздниками с масленицы до Троицы, с коляды до Петрова дня; в период перед постом люди стремились напиться и наесться насколько возможно, дать волю кулакам. Сходились жители соседних улиц, районов или деревень для решения вопросов. Кулачные бои не были связаны с религиозным чувством, более того церковь их осуждала и прежде всего за смертельные исходы. В процессе истории были периоды, когда по указу русских царей кулачные бои запрещались, и немалую роль в этих запретах играла

православная церковь. Наиболее массовыми кулачные бои были на Москве реке в зимнее время, у Симонова и Новодевичьего монастырей, на Воробьевых горах. В Петербурге зимой устраивались кулачные бои на льду реки Невы и Фонтанки. Нужно отметить, что это были не сезонные события, а сквозные-в течение всего года, главным вопросом был выбор наиболее подходящего места. 4. Кулачные бои выполняли функцию народной педагогики: воспитывали стойкость характера,настойчивость, особенно в таком типе бой как «сам на сам»[9], в нем участвовали чаще всего два человека, в этом типе боя уже были свои правила, не позволявшие устраивать беспорядочную свалку, нечестные приемы и опасные удары ограничивались. В таком плане кулачный бой был почитаемым поединком на Руси. В каждой деревне были свои опытные кулачники, которых чтили. Здесь кулачное искусство приближается к народным промыслам. Именно этот тип кулачного боя продолжает развиваться в национальный русский спорт [8;10]. В настоящее время воспитательную традицию активно продолжает Центр русской воинской культуры «Святогор и МБУ ВИСКК «Коломенский кремль»[8]. 5. Функция решения споров и конфликтов, своеобразная «народная юриспруденция». Устраивались «судебные бои», этот тип назывался «поле» [9]. Это был поединок между истцом и ответчиком, у которых были свои представители, «договорные бойцы». 6. Функция боевой подготовки. Так в боях «стенка на стенку» велась схватка на вытеснение противника с «поля боя», применялись тактики из военного опыта, маневры при замене бойцов первого и третьего ряда[10]. 7. Организирующая функция для кризисных ситуаций; здесь проявлялась боевая сноровка как последствие: приемы кулачной борьбы требовали определенной организации, расстановки участников. 8. Функция физического развития [5]. И если сегодня изучаются приемы русских кулачных боев вне применимости к спорту, то из приемов борьбы выделяются те, которые укрепляют человека физически[8]. Еще одна разновидность русских кулачных боев связана с охотой. Участники этих боев боролись в рукавицах с нашитыми на них металлическими бляхами, главное в таком бое было устоять на ногах.

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 1

Кулачные бои имели свои правила борьбы: не использовать нечестные приемы, не наносить опасные удары, основное общее правило было использовать только удар кулаком, при этом можно было бить костяшками (головками пястных костей), нижней торцовой частью сжатой кисти (со стороны мизинца) или головками фаланг. Ногами можно было только подсекать, плечами или обеими руками-толкаться.

Теперь обратимся к влиянию кулачных боев на русский национальный дух [4]. Современное изучение боевых традиций кулачных боев повернуто к воспитанию способности к военной доблести: русский воин иногда был способен в одиночку одолеть целый отряд врагов, окруживших его и нападающих со всех направлений. Конечно, при уничтожительной силе современной военной техники «кулак» слабеет, но несмотря на развитие военной техники рукопашный бой все же никогда не исчезнет, и здесь поможет искусство борьбы в стиле русского кулачного боя.

Вне военного времени существует еще одна современная трактовка духовной значимости русского кулачного боя: «русский человек может и иногда любит решать дела кулаком». Здесь, конечно, есть доля примитизации, упрощения. С точки зрения положительного мышления эту трактовку нужно понимать как большую напористость в отстаивании своей позиции, а негативный оттенок может проявляться при негативной постановке цели. Итак, кулачные бои причастны

к краеугольному столпу Русского Духа и национального самосознания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксаков С.Т. Рассказ из студенческой жизни.// Аксаков С.Т.Собрание сочинений в 4-х томах (с вступительной статьей С.Машинского).-Москва: ГИХЛ,1955.

2. Бажов П.П. Сказка «Широкое плечо»//Бажов П.П. Собрание сочинений в трех томах. Т.2. Под общей редакцией В.А.Бажовой,А.А.Суркова, Е.А.Пер-мяка. -Москва:ГИХЛ. 1952.

3. Горький М. Жизнь Матвея Кожемякина.-ОГИЗ^Гослитиздат, 1948.-504 с..

4. Грунтовский А. Русский кулачный бой. Наука побеждать. 5-е издание, дополненное и исправленное.- М.: 2013.-432 с.

5. Есенин С.А. «О себе». Автобиографические заметки.// Есенин С.А. Полное собрание сочинений в 7 т.т.-М.: «Наука», 1995-2002. Т.7, Кн.1.-С.8-10.

6. Лермонтов М.Ю. Песня про купца Калашни-кова.//Лермонтов М.Ю. Поэмы и стихотворения.-М.: 1985.-232 с.

1. 7.Ровинский Д.А. Русские народные картинки.-М.:1900.

7. Сайт Коломны, новости Коломны. Коломна онлайн. Информационно-новостной сайт Коломны. (дата обращения 14.01.2017).

8. Сергиенко И.В. Уличный кулачный бой. Техника боя, система обороны.-Рипол-Классик, 2013.-256 с.

9. Чичков В. Боевые искусства. Русский кулачный бой.-М.:2004.-192 с.

10. slavyanskaya-kultura.ru/slavic/ (дата обращения 14.01.2017).

FIST FIGHT IN THE CONTEXT OF RUSSIAN FEDERATION FOLK TRADITIONAL CULTURE

Tinyakova E.A.

Sergiev-Possad College, Russian Federation

Annotation. The article presents research of fist fighting as a form of Russian Federation traditional culture. The author set the goal to analyse the Russian Federation fist fighting in history of its origin and methods of fighting practice as ethnoanthropological phenomenon, clear up its connection with traditional culture and its influence on Russian Federation mentality. Particular attention is drawn to fist fighting with more ethnical characteristics in Russian history up to the revolution of 1917, its restoring and development to the end of the 20-th century, transferrence into a national type of sport, loss of its ethnic function to develop a person physically, but preserving its spiritual content nowadays, and clearing up «echoes» in contemporary socium.

Key words: Russian Federation folk traditional culture, Russian Federation history, health, strength, fighting qualities.

REFERENCES

1. Aksakov S.T. A story from student's life.// Aksa-kov S.T. Full collection of works in 4 V. ( introductory article by S.Mashinskii)-Moscow: State Printing-House of artistic literature,1955.

2. Bazhov P.P. Fairy tale «Broad shoulder»// Bazhov P.P Collection of works in 3 V.. V. 2. Edited under guidance of V.A.Bazhova, A.A.Surkov, Je.A.Permyak.-Mos-cow: State Printing-House of artistic literature,1952.

3. Gorkii M. Mathew Kozhemyakin's life.-OGIS^State literature printing,1948.-504 p.p.

4. Gruntovskii A. Russian Federation fist fighting. Teaching to win. 5-th edition, added and corrected.-M.: 2013- 432 p.p.

5. Jesenin S.A. «About myself». Autobiographical notes.// Jesenin S.A. Full collection of works in 7 vol-umes.-M.: «Nauka», 1995-2002. V.7,B.1.-p.8-10.

6. Lermontov M.J. Song about the tradesman (kupets) Kalashnikov.// Lermontov M.J. Long and short poems.-M.: 1985.-232 p.p..

7. Rovinskii D.A. Russian Federation folk pictures.-M.:1900.

8. Kolomna's site, news of Kolomna. Kolomna online. Information-news site of Kolomna. (referred to on 14.01.2017).

9. Sergijenko I.V. Street fist fighting. Fighting technique, system of defence. - Ripol-Klassik,2013.-256 p.p..

10. Chichkov V. Fighting art. Russian Federation fist fignting.-M.:2004.-192 p.p..

11. slavyanskaya-kultura.ru/slavic/ (referred to on 14.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.