КУЛАЧНЫЙ БОЙ КАК СРЕДСТВО ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ РУССКОЙ МОЛОДЕЖИ В ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
PUGILISM AS A MEANS OF MILITARY-PHYSICAL TRAINING OF THE RUSSIAN YOUTH IN TRADITIONAL FOLK CULTURE
Николаев Валерий Александрович доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики и технологии социальной педагогики и социальной работы Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева,
г. Орёл, Россия Nikolaev Valerij Aleksandrovich Doctor of science, professor, head of the Department of methods of social pedagogy and social work
Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Гринева Елена Александровна ассистент кафедры
методики и технологии социальной педагогики и социальной работы Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева,
г. Орёл, Россия Grineva Elena Aleksandrovna Assistent of the Department of methods of social pedagogy and social work
Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. В статье рассмотрены основные формы русских военно-физических молодежных игр: взятие снежного городка, конные состязания, борьба, кулачный бой. Кулачные бои - основная форма физического, нравственного, патриотического воспитания будущих воинов, развития стойкости, храбрости, тактических и стратегических умений. В подготовке к кулачным боям парни осваивали основные виды ударов, подсечек, способов уклонения от противника. Кулачные бои регламентировались строгими правилами. Рассмотрены различные варианты кулачных боев. Представлен историко-краеведческий материал, касающийся кулачных боев на Орловщине.
Abstract. The article describes the main forms of Russian military physical youth games: the capture of snow town, horse races, wrestling, fist fight. Fisticuffs is the main form of physical, moral, Patriotic education of future warriors, the development of resistance, courage, tactical and strategic skills. In preparation for fist fights boys have mastered the basic kinds of attacks, holds, methods of evasion of the enemy. Fist fights were regulated by strict rules. Various embodiments of fisticuffs. Presented local history material relating to fist-fighting on the Orel.
Ключевые слова: формы подготовки к военной службе. Кулачный бой.
Keywords: training for military service. Fist fight.
В традиционном русском обществе большое место уделялось физическому воспитанию молодежи, особенно юношей. Это было необходимо для крестьянского труда, сопряженного со значительными физическими нагрузками и воинской службы. Известно, что русские дружины со времен Святослава и до времен Петра 1 состояли преимущественно из народного ополчения. Благодаря хорошей физической подготовке, мужеству, отваге, беззаветному патриотизму русские воины неизменно побеждали даже превосходящего по силам неприятеля. О русских воинах иностранные исследователи писали: «Сей народ отважен до безумия, храбр и силен. Русские никогда не сдаются неприятелю» [3, c. 22]. Среди иностранцев было расхожим мнение, что русского можно убить, но победить его невозможно и что русского мало убить, еще его надо повалить. Именно мужество высокий моральный и боевой дух русских людей позволил предотвратить захват тиранами (Тамерланом, Наполеоном, Гитлером) мирового господства.
Основными средствами военно-физической подготовки русской молодежи издавна были военные игры, имевшие множество вариантов: кулачный бой, борьба, взятие снежного городка, скачки и др.
Военная игра «Взятие снежного городка» была особенно. Популярна в казачьей среде. Конные игроки пытались прорваться к «городку», а пешие, стегая прутьями лошадей, кидая снежки во всадников, отгоняли нападавших. Игра требовала особой смелости и ловкости. Надо было успеть стегнуть разгоряченного коня, увернуться от него и не попасть под копыта. Нападавшим следовало виртуозно управлять и держаться на лошади. Оружие игроков -прутья, метлы, нагайки, снежки. Иногда на приступ ходили конные и пешие.
Одним из этапов тренировки наездников были скачки, обычно устраиваемые во время праздников. Участники должны были владеть приемами верховой езды, знать привычки, болезни лошадей, кормить их особым образом, ухаживать за ними. Конные соревнования приобщали молодежь к работе с лошадьми - главными помощниками в крестьянском труде.
Популярным среди русской молодежи был вид рукопашных состязаний -борьба. Ее цель состояла в том, чтобы повергнуть противника на землю. Существовало несколько разновидностей борьбы: «в охапки», «крест-накрест», «русский крест», «не в схватку», «охотничья борьба», «за руки», «на щепок», «на поясах» и др. В ходе изучения архивных материалов установлено, что в Орловской губернии была популярна борьба «на одну руку». Одной рукой захватывался ворот противника, второй действовать не разрешалось. Основным приемом был «бросок с носка» - разновидность подсечки. Отсюда пошло выражение «Москва бьет с носка». Особенно почетной была победа, когда победитель оставался на ногах, а противник был повержен.
Наиболее почитаемым видом единоборств во всех регионах России был кулачный бой или «кулачки». Для русской молодежи многие века он оставался суровой школой физического воспитания, после которой они «приучались быть неустрашимыми и храбрыми на войне» [1, c. 142]. По свидетельству очевидцев, кулачный бой не был похож на драку и вызывался не ссорой или враждой, а исключительно спортивным азартом [2]. Бои регулировались неписанными
правилами и боевыми законами, идущими из глубокой древности, позволявшими обходиться без серьезных травм.
Основные правила кулачного боя варьировались в разных регионах в зависимости от времени года, местности, характера боя, но в целом были похожи:
1. «Лежачего не бить».
2. «Биться лицом к лицу».
3. «С крыла не заходить»
4. «На чужую сторону не переходить».
5. «Биться голыми кулаками», т.е. не вкладывать в кулак утяжеляющие его предметы. Иногда на руки надевали специальные рукавицы.
6. «Двое деруться - третий не лезет».
7. «Не давать под микитки», т.е. не бить в живот, в пах, в область сердца. В одиночных боях это иногда разрешалось.
8. Не бить по спине и в затылок.
9. Не ставить подножек. В Орловском, Московском и некоторых других регионах этот прием допускался.
10. Ряд правил ограничивал или вовсе запрещал удары в голову:
а) запрещались удары в нижнюю челюсть - «не сворачивать салазки»;
б) не разрешался боковой удар в скулу - «не бить по мусалам»;
в) ограничивались прямые удары в лицо - «не бить в хлебово»;
г) «по виску не бить»;
д) нарушением правил были удары кулаком по глазам - «фонарей не ставить», а также удары пальцами в глаза - «рогатки не ставить»;
е) «по уху не бить» и др. [3, а 85 - 103].
11. «На ком «мазка» - не трогать». Мазок - народное выражение, означающее удар, после которого выступала кровь. Получивший травму должен был покинуть поле боя. Если он оставался в строю, с ним бились как с полноценным бойцом.
Как показали этнографические исследования, изучение архивных материалов на Орловщине были популярны кулачные бои «стенка на стенку». В ходе этнографических экспедиций, опросов старожилов об особенностях кулачных боев к названным правилам добавлен еще ряд правил, соблюдаемых в Орловском крае:
а) запрещались любые удары в детородные органы;
б) запрещались чрезмерно сильные удары;
в) к участию в кулачках не допускались пьяные и др.
В отдельных регионах существовали и другие правила, но в целом они повторяли перечисленные.
В кулачных боях «стенка на стенку» разрешались удары в грудь, в плечи и бока. В пылу боя трудно было избежать запрещенных ударов. Опытные бойцы могли отличить случайный удар по запрещенному месту от преднамеренного, т.е. «вольной волею». Боец, получивший запрещенный удар, жаловался старшему своей стенки. За нарушителем наблюдали. Если жалобы повторялись,
то принимали меры. В ходе боя или в перерыве нарушителя строго карали часто его же товарищи. Строгие правила и ограничения «кулачек» оберегали бойцов от увечий, приучали к дисциплине, честности, гуманизму, справедливости, благородству. По данным этнографических исследований, серьезные травмы, тем более смертельные исходы боев, были крайне редким явлением. Этому способствовало деление бойцов по возрастам, выбор примерно равного по силе соперника. Не выдержавший натиска соперника, мог прекратить поединок, упав на землю. В регламентированном кулачном бою не преследовалась цель избить соперника. Достаточно было сбить его с ног сильным ударом. Это означало победу.
Для доказательства честных намерений противников перед боем в Орловской губернии существовал обычай троекратного целования. Запрещалось выходить на бой в качестве противников тем, кто находился во вражде или ссоре. Проигравший в кулачном бою, первым протягивал победителю руку, подчеркивая, что он не имеет на него обиды. В последующие дни, встречаясь, приветствовали друг друга, что свидетельствовало об отсутствии злобы и ненависти.
Коллективный характер кулачек, совместные действия сильных и слабых бойцов воспитывали смелость, отвагу, решительность. Кулачные бои способствовали формированию национального темперамента русской молодежи. Развивались стойкость, молодечество, боевой дух, общительность. Победа в кулачном бою была почетной для всего села, деревни, улицы. Стремление прославить свою родину, не уронить чести рода, продолжить славные традиции выдающихся земляков рождало патриотические чувства. Поражение своих бойцов воспринималось как позор, смыть который могла только победа в очередном бою. Выражение «будет и на нашей улице праздник» заимствован из обихода кулачных боев. Честь родной деревни была выше страха перед болью, схваткой с противником, возможностью быть поверженным. Крестьяне, находящиеся в отъезде, старались вернуться домой к празднику, разгару кулачных боев. Так развивались патриотические традиции, стремление принести пользу своей малой родине, своим односельчанам.
Основной стиль кулачного боя - «стена» или «стенка». Начинали бой подростки 10-12 лет. Их сменяли юноши 13-15 лет. После них вступали в бой молодежь 16-20 лет и старшие бойцы. Основная задача боя «стенка на стенку» - опрокинуть, обратить в бегство стенку противников. Как только одна из групп подростков начинала теснить другую, бой заканчивался, и они переходили в зрители. Наиболее сильные становились по флангам стенки парней.
Часто стенки молодежи и взрослых бойцов состояли из 8-10 рядов. Сходясь с противником, бойцы шли плечом к плечу. Дальше строй рассыпался и каждый бился самостоятельно. Одновременно участвовали в бою 2-3 передних ряда. Обессиленные длительной схваткой бойцы авангарда выходили из боя сквозь стенки резерва. Их место занимали свежие кулачники. Силу бойцу придавала уверенность, что в трудную минуту к нему придут на помощь товарищи, примут на себя удары более сильного противника, дадут время оправиться от тяжелых, ошеломляющих ударов. В кулачных боях формировалась готовность помочь в трудную минуту, чувство товарищества, коллективизм, необходимые в жизни, быту.
По архивным данным в г. Ливны Орловской губернии в боях, которые продолжались несколько часов, с обеих сторон участвовало по 800-1000 человек. Местом боев служил выгон, расположенный вблизи железной дороги Ливны-Мармыжи. Сохранилось предание, что на этом месте была битва с татарами, и здесь же захоронены павшие в ней земляки. Известны имена прославленных ливенских бойцов: Бровкин, Губанов [3, а 192].
По преданию, каждый из них мог биться одновременно с 15-20 и даже 40 противниками и выходить победителем. Таких обычно называли «надежа боец». Они чаще находились в резерве или среди зрителей и выходили, если своих начинали теснить. В одиночку они могли сдержать натиск целой стенки, чтобы дать возможность товарищам снова построить ряды и возобновить бой. В Орловской губернии знаменитыми бойцами считались Семен Макаров и Семен Чугунов. Они пользовались особым уважением земляков. Таким богатырям часто присваивали боевые клички, подчеркивающие их физические качества: «железный кулак», «скала», «гробовой», «медведь» и т.п. Выдающиеся кулачные бойцы часто побеждали иностранных боксеров-профессионалов.
По нашим данным в Ливенском и Кромском районах Орловской области до недавнего времени были популярны кулачки. По рассказам очевидцев, в одном из боев одну стенку возглавлял председатель колхоза, другую -директор местной школы.
С детства, участвуя в кулачных боях, основная часть мужского населения России проходила уникальную школу рукопашного боя, овладевала искусством удара, ухода от него, приемами защиты. В кулачных играх закладывались умения поддерживать боевой строй, дисциплину, овладевали началами тактики. Жесткий, бескомпромиссный характер кулачек вырабатывал решительность, смелость, выносливость, развивал физическую силу и силу духа. Есть свидетельства, что участие девушек и молодых женщин в военных играх было обычным делом. Согласно известному историческому факту в Святославской рати во время похода на Византию участвовали женщины-воины [3, а 38].
Кулачные бои были популярны в древности в Вавилоне, Греции. Если бой длился очень долго, то участникам запрещалось защищаться, и они били друг друга до изнеможения. [4, а 64].
Сегодня, традиции русского боя продолжают секции традиционных русских единоборств: кулачного боя, славяно-горецкой борьбы, русских ратоборств, работающие в Орле и Орловской области.
Русские кулачные бои, в отличие от модных восточных единоборств в большей степени учитывают менталитет русских людей, метеорологические и климатические условия. Особым преимуществом кулачных боев является их коллективный характер. Возрождение кулачных боев, использование их элементов в физкультурно-спортивной работе с молодежью, подготовке современных солдат, будет способствовать повышению их боеспособности, формированию необходимых физических и нравственных качеств.
Литература
1. Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях / Н. И. Костомаров. - М.: Республика, 1992.
2. Лебедев В. К истории кулачных боев на Руси / В. К. Лебедев // Русская старина : ежемесячное историческое издание. - Г. 44, Т. 155, кн. 7-9, июль-сентябрь. - Тип. П. Усова, 1913. - С. 103-106.
3. Новоселов Н. П. Военные игры русского народа и их отношение к эпохе военной демократии : дис...канд. ист. наук / Н. П. Новоселов. - М., 1949. - 422 с.
4. Сергеенко И. В. Уличный кулачный бой. Техника боя. Система обороны / И. В. Сергеенко. - М.: РИПОЛ классик, 2013. - 256 с.
References
1. Kostomarov N. I. Ocherk domashney zhizni i nravov velikorusskogo naroda v XVI i XVII stoletiyakh [Sketch of home life and manners of the great Russian people in XVI and XVII centuries]. Moscow, Respublika Publ., 1992.
2. Lebedev V. K istorii kulachnykh boev na Rusi [To the history of fisticuffs in Russia]. Russkaya starina : ezhemesyachnoe istoricheskoe izdanie [Russian antiquity: a monthly historical edition]. G. 44, T. 155, kn. 7-9, iyul'-sentyabr'. Tip. P. Usova, 1913, pp. 103-106.
3. Novoselov N. P. Voennye igry russkogo naroda i ikh otnoshenie k epokhe voennoy demokratii. Diss. kand. ist. nauk [War games of the Russian people and their attitude to the era of military democracy. Diss. cand. hist. sci.]. Moscow, 1949, 422 p.
4. Sergeenko I. V. Ulichnyy kulachnyy boy. Tekhnika boya. Sistema oborony [A Street fist fight. Combat technique. The defense system]. Moscow, RIPOL Klassik Publ., 2013, 256 p.