УДК: GG8; 796.8
АНАЛИЗ УДАРА «ХЛЕСТ» КУЛАКОМ ВПЕРЕД РУССКОГО КУЛАЧНОГО БОЯ
Владимир Анатольевич Куц, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник, ОАО «Концерн «Гранит-Электрон», Санкт-Петербург
Аннотация
Выполнен анализ удара «xлест» кулаком вперед русского кулачного боя. Приведены видеокадры и рисунки выполнения этого удара. Геометрическая и семантическая самобытность удара связанные с общим генезисом русской культуры. Высокая телесная пластичность кулачного бойца при выполнении удара «xлест» достигается за счет волны, проxодящей по рукам и являющейся индикатором правильного выполнения. Описаны законы симметрии, на основе который выполняется удар. Высокая эффективность удара «xлест» имеет место в коллективный формай обрядовый кулачный боев (круговом, стенка на стенку, сцеплялка-свалка) и в рукопашном бою. Удар «xлест» инвариантен к формам боя, к направлению удара, к расстоянию до цели, к атакующим и защитным действиям, а также к затратам энергетическю и информационны* ресурсов. «Хлест» является ударом, оптимизированном по критерию наименьшего среднего риска.
Ключевые слова: волна, инвариант, коллективные формы боя, русский кулачный бой, симметрия, сила удара, складность, удар «xлест».
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.01.107.p73-78
ANALYSIS OF THE CUFF "HLEST" OF FIST FORWARD IN RUSSIAN FISTICUFFS
Vladimir Anatolevich Kuts, the candidate of technical sciences, Senior Researcher,
JSC "Concern "Granit-Electron", St. Petersburg
Annotation
Analysis of cuff "hlest" of fist forward in Russian fisticuffs has been performed. Video frames and pictures of implementation of this cuff have been presented. Geometric and semantic originality of the cuff is associated with the general genesis of the Russian culture shows. There is high plasticity of fist fighter during the "hlest" and the presence of the wave, which is an indicator, showing the correct performance. Laws of symmetry, on the basis of which the cuff is performed, have been described. There is high effectiveness of the cuff "hlest" in collective forms of ritual fisticuffs (one against all, wall to wall, stseplyalka-svalka) and in hand to hand combat. The cuff "hlest"is invariance to the forms of the battle, to the direction of cuffs, to the distance to the goal, to the attacking and defensive actions, as well as to the power and information resources input. "Hlest" is a cuff that is optimized by the lowest average risk.
Keywords: wave, invariant, collective forms of combat, Russian fisticuffs, symmetry, force of the cuff, collapsibility, cuff "hlest".
«Хлест» («подxлест») кулаком вперед (далее просто <«лест») - это боковой удар русского кулачного боя. Движение рук в этом ударе напоминает движение xлыста, плети, бича. Народное название этого удара очень меткое — {«лест», «подxлест», «с плеча». Бить xлестко, значит, бить сильно, крепко, больно, шибко, быстро, резво. Про бойцов, владеющиx этим ударом, говорили «бьет, как молотом кует». «Хлест» кулаком - это ма-xовый, инерционный удар, в котором вращение туловища и конечностей одинаковы по направлению и максимальны по амплитуде (радиусу движения). Это удар, за этнографическую чистоту и отечественное происxождение которого можно поручиться. Однако именно им не владеют не только представители спортивный и прикладныи стилей, но и большая часть бойцов, занимающжся «русскими» стилями.
В современности впервые {«лест» описан в [2]. Однако по нескольким графическим изображениям удара {«лест» невозможно не только правильно выполнить, но даже представить. Поэтому опишем этот удар подробно с необычными для боевык и спортивный систем ракурсами рассмотрения. Описание будет проводить по факту того, что видим и только после этого дадим пояснения.
Основные фазы «хлеста». На рис. 1 представлены 5 видеокадров удара {«лест» на виде сбоку. Эти и все последующие кадры, вставленные в кинопленку, являются выборкой xарактерныx кадров видеосъемки, выполненной при максимальный силе и скоро-
сти удара и в реальных климатических условиях.
а ■ 11 і ■ ії 111 її і її Ї ■ 11 ■ • ї¥ Ї ■ ■ ■ і і і в ■ ■ 11 в і її
.11111111І1111 1*11111111111111 її 1111111
Рис. 1. Удар «хлест» кулаком
Начальное положение: руки «висят» вдоль туловища, ступни ног — чуть шире плеч. (В современных техниках, как правило, начальное положение - это согнутые в локтях руки, прикрывающие голову и туловище.)
Начальная фаза удара (первый кадр) это закручивание, «завитие» бедер.
Вторая фаза (второй кадр) — это раскручивание, «развитие» бедер, вызывающее взлет плеч и сложение их с предплечьями. Эта фаза непривычна для современников и поэтому сразу бросается в глаза. Удивляет и симметрия движений рук, и их «улёт» в стороны. Это фаза зарядки предплечий на удар кистями или кулаками. В этой фазе боец охватывает локтями самое большое пространство по бокам, его поперечный размер на уроне плеч равен трем локтям. Третья фаза (третий кадр) — «выхлест» предплечья. Это фаза самого удара, точнее, двух ударов: вперед и назад. В этой фазе боец охватывает руками максимально большое пространство спереди и сзади, его поперечный размер на уровне плеч может достигать пяти локтей или маховой сажени. В этот момент нога, расположенная под бьющей вперед рукой, делает притоп в землю с акцентом на носок. Туловище при этом тормозится и накопленная кинетическая и потенциальная энергия переходит в руку. Четвертая фаза (четвертый кадр) начинается после удара ногой в землю, вызывающего вращение бедер в противоположную сторону и складывание предплечий и плеч. Пятая фаза (пятый кадр) похожа на первую и отличается только вращением бедер в другую сторону.
На рис. 2 представлены шесть кадров удара «хлест» правой и левой рукой по лапам.
ІІІІІ1111IIIІІМ ШІІІІIIІШІІІІПІІIII
,Ш ш 111111Н11 і" Н111 ім' 11" и 1111111
мним іншії шині МІМІІММІШ
1111 * ІНІ 111IIII £ 11Н Н ІЛ І Н 11II || II НІ
Рис. 2. Удары «хлест» по лапам
Волна. При пятикадровом рассмотрении невозможно увидеть важнейшую особенность «хлеста» - волну, наличие которой является индикатором правильного выполнения. Непосредственно перед главным моментом удара (примерно за 0,03 с) - выделением энергии - по руке должна «прокатиться» волна.
Рис. 3. Волна в ударе «хлест» кулаком (кистью) вперед
На рис. 3 представлена волна в ударе «хлест», являющаяся предвестником удара. В момент, когда ее «гребень» (фронт) доходит до кулака или кисти, — выделение энергии максимально. Это момент пучности или максимума амплитуды волны.
В момент удара две или более сопряженные части тела, выполняющие удар, вытягиваются в одну линию, близкую к прямой. В ударе «хлест» кулаком этими частями тела являются плечо, предплечье и запястье, а иногда и туловище. В момент удара две или более сопряженные части тела, выполняющие удар, вытягиваются в одну линию, близкую к прямой. В ударе «хлест» кулаком этими частями тела являются плечо, предплечье и запястье, а иногда и туловище.
Складность. Пять кадров фиксируют конечные состояния между четырьмя принципиально отличающимися фазами движений. Учитываются две степени свободы бьющей конечности - плечевой и локтевой суставы и два их состояния - согнутое и разогнутое. Помимо степеней свободы рук есть степени свободы у туловища: линейное (вперед-назад, влево-вправо, вверх-вниз) и вращательное (по- и против часовой стрелки вокруг вертикальной оси - позвоночника). Удар «хлест» кулаком в русском кулачном бою - это суперпозиция нескольких движений: линейного и вращательного туловища и вращательных движений частей руки (плеча, предплечья и запястья). Шарнирно-суставная система человека предопределяет движения всех конечностей по круговым (при одной степени свободы), эллиптическим (при двух) траекториям, и траекториям близким к эллипсоидам вращения (при трех). Это наиболее «выгодные» энергетические траектории.
Наиболее выразительные кадры «хлеста», показывающие складывание и раскладывание плеча, предплечья и запястья приведены на рис. 4. Геометрическая особенность «хлеста» состоит в том, что локоть в средней фазе удара обгоняет кулак (кисть).
Рис. 4. Графические изображения удара «хлест» 75
Складывание плеча и предплечья — это суть «хлеста», и важнейший процесс. Складывание в арифметике — это путь к увеличению. В боевой пластике складывание и раскладывание также исключительно важны. По В.И. Далю «ловкий — это складный в движениях».
Симметрия. Человек обладает двухсторонней или билатеральной симметрией. Традиционная боевая пластика — это пластика симметрии между движениями левой и правой стороной тела. Именно симметрия является фундаментальным свойством, на основе которого возможно формирование системы [6]. Удар «хлест» кулаком вперед является одним из элементов системы - русский кулачный бой.
ї 11111 і ї ■ 111 ■ • ■ ■ ■ 1111 • ■ ї ї і • і • і і '• ї 111 • і і а I
І І 1 й
а 111 а 11 аі і а а а а а аа а а а а а а її і а а а а а аі а а а а а і а
■ і а а м ■ • • а ■ а і а її ї а а а і і ї а а а і а а • а • ■ іі
% А % £ А
1 а а а і а а іл а а і а а і а і а і а а а а аі а а а а а а 11 а • а а а а а]
Рис. 5. «Хлест» правой и левой рукой (вид спереди)
Важнейшей особенностью «хлеста» кулаком является симметрия движений, порождающая парность ударов. Одновременно кулачный боец наносит два удара: один вперед, другой назад. Расположение кадров, показывающих пластику удара на рис 5, неслучайно. Оно диктуется пространственно-временной симметрией движений. В «хлесте» имеются и пространственные, и временные оси симметрии. Центральные кадры на рис. 5 (третий и восьмой), являющиеся моментами выделения энергии, - это временные оси симметрии внутри каждого удара. Это моменты, в которые происходит полное распрямление бьющей руки, предельное раскладывание всех сочленений: плечевого, локтевого и запястного суставов. Второй и четвертый, седьмой и девятый кадры симметричны относительно третьего и восьмого соответственно. Также симметричны относительно них первый и пятый, шестой и десятый кадры.
Последний кадр удара правой рукой и первый кадр удара левой рукой почти одинаковы. Они является еще одной временной осью симметрии, но на сей раз не внутри удара, а между ударами. Одна из пространственных осей симметрии проходит через позвоночник и совпадает с осью вращения. Вторая пространственная ось симметрии горизонтальна и проходит через линию плеч. Любые точки рук, например, локтевые суставы, находятся на одинаковом удалении от осей пространственной симметрии на кадрах являющихся симметричными относительно осей временной симметрии.
Под временной симметрией понимается симметрия прямого и обратного хода времени. Кулачный бой (особенно круговой), заснятый на видео и прокрученный в обратную сторону, выглядит так же естественно, как в прямую. В боксе, карате, почти всех видах борьбы естественность теряется. Кроме того, симметричны во времени движение
одной руки вперед и назад: траектория возврата (обратного движения руки) почти совпадает с траекторией ее движения вперед. Обратное движение руки является ударом, который носит название «отмашка» и имеет противоположное относительно «хлеста» направление вращения туловища [5].
На основе законов симметрии и таблицы симметрии в [5, С. 89] описаны все удары русского кулачного боя и сформированы основные связки ударов [4, С. 4-66], позволяющие резко повысить эффективность боя.
«Открытость» и «закрытость». Особенностью «хлеста» по сравнению со спортивными типами ударов является его «раскрытость», «распахнутость». Действительно, в «хлесте» достигается наибольший одновременный охват пространства (сверху, снизу, с боков, спереди, сзади), наибольший размах, наибольшее удаление локтей (на второй и четвертой фазах) и кулаков (на третьей фазе удара) от оси вращения, проходящей через позвоночник. «Махаться» один из синонимов слов биться, драться, а «махач» на жаргоне - драка. «Раскрытость», «распахнутость» объясняется тем, что «хлест» кулаком - это один из главных ударов в коллективных обрядовых формах боя: круговом (один против нескольких противников), стенка на стенку, сцеплялка-свалка (каждый сам за себя) [4], а также в рукопашном бою с оружием или без. Необходимость защиты со всех сторон заставляла использовать преимущественно динамические способы защиты и симметричные движения.
В названии одной из частей русского боевого искусства - рукопашного боя - также есть идеи открытости, развития и борьбы за них. Ведь пашут (раскрывают) для того, чтобы посеять семена (обеспечить развитие). Русский кулачный и рукопашный бой [1], неразрывно связан и с пашней, и с пахарями, и с душой русского человека — душа нараспашку. Ни один другой народ почему-то не связал воедино бой, пашню и душу в своем языке, а значит, в своем сознании. Плечи и предплечья, выбрасывающиеся вбок (2ая и 4-ая фазы удара), обеспечивают динамическую защиту туловища и головы кулачного бойца почти со всех сторон. Траектории локтей в ударе «хлест» кулаком почти совпадает с траекториями в ударе «хлест» локтем, что обеспечивает не только защиту, но и инвариантность (независимость) к расстоянию до цели [5, С. 73, 80-82]. Противник за время выполнения удара может переместиться на расстояние до 40 см (локоть), однако, при этом он получит удар локтем, практически не уступающей по силе удару кулаком.
Сила удара. В «хлесте» имеет место тенденция к передаче максимально возможной энергии (накопленной во вращательном и поступательном движении) в противников, находящихся на траектории движения бьющей руки. Сила удара (ускорение кулака в момент контакта) зависит от углового ускорения, вызванного вращением бедер (начальное условие), угловых ускорений плеч, предплечий, а также силы притопа ногой (конечное условие), вызывающей торможение туловища и переводящей большую часть накопленной кинетической энергии в руку (точнее, в кулак). Кроме того притоп обеспечивает синергию (синфазное сложение всех «волн», всех импульсов поступательного и вращательных движений), синхронность всех движений, устойчивость бойца в момент удара, а также ускорение, необходимое для следующего движения, в том числе с противоположной направленностью вращения туловища.
Раскрепощенность. Особенностью русской боевой пластики, проявляющейся в ударе «хлест», является раскрепощенность мышц, не участвующих в данный момент в формирование движения. По раскрепощенности, «провисанию», инерционности запястий и предплечий можно судить о раскрепощенности рук. Высокая раскрепощенность экономит и силы, и время. Раскрепощенность — это следствие работы интеллекта, не подающего «лишних» (тактических) команд, а, значит, освобожденного для деятельности другого уровня - стратегической.
Инвариантность. В ударе «хлест» имеет место инвариантность к формам боя, к направлению удара, к расстоянию до цели, к атакующим и защитным действиям. «Хле-
ста» кулаком может выполняться по существенно отличающимся траекториям. Например, он может быть выполнен вверx («подxлест»), в сторону и даже назад. Описание разновидностей {«леста» с многочисленными примерами приведено в [З]. {^лест» может использоваться и в защите, и атаке. Атака выполняется кулаком и иногда локтем, а защита - плечами и предплечьями за счет вращения. В {«лесте» обеспечивается изотропная защита и атака всеx направлений. Поэтому {«лест» — это удар, удовлетворяющий критерию наименьшего среднего риска или байесовскому критерию [3], по которому идет развитие жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ашкинази, С.М. Вопросы теории и практики рукопашного боя в Вооружепнык Силаx Российской Федерации / С.М. Ашкинази ; Воеп. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2001. - 242 с.
2. Грунтовский, А.В. Русский кулачный бой. История, этнография, теxника / А.В. Грунтовский. - СПб. : ТОО «Теxнология автоматизированный систем», 1993. - 212 с.
3. Куц, В.А. Защитные стратегии в культуре: байесовский метод оптимизации (па примере русского кулачного боя) / В.А. Куц // Общество. Среда. Развитие. - 2013. - № 1. - С. 8б-91.
4. Куц, В. А. Русский кулачный бой. Традиционная и современная культура самозащиты. Связки. Защита. Оружие / В.А. Куц. - СПб. : Астер-Пресс, 2011. - 29б с.
З. Куц, В. А. Русский кулачный бой. Традиционная и современная культура самозащиты. Удары / В.А. Куц. - СПб. : Астер-Пресс, 2011. - 319 с.
б. Урманцев, Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии / Ю.А. Урманцев. - М. : Мысль, 1974. - 229 с.
REFERENCES
1. Ashkenazi, S.M. (2001), Theory and Practice hand combat in the Armed Forces of the Russian Federation, publishing house Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg.
2. Gruntovsky, A.V. (1993), Russian fisticuffs. History, ethnography, technique, publishing house JSC “The technology of automated systems”, St. Petersburg.
3. Kute, V.A. (2013), “Protective strategies in culture: a Bayesian method for optimizing (illustrated Russian fisticuffs)”, Society. Environment. Development («Terra humana»), No. 1, pp. 8б-91.
4. Kute, V.A. (2011), Russian fisticuffs. Traditional and modern culture of self-defense. Ligaments. Defence. Weapon, publishing house Aster-Press, St. Petersburg.
З. Kute, V.A. (2011), Russian fisticuffs. Traditional and modern culture of self-defense. Blow, publishing house Aster-Press, St. Petersburg.
б. Urmantsev, Y.A. (1974), Symmetry of nature and the nature of symmetry, publishing house “Mysl”, Moscow.
Контактная информация: 2б[email protected]
Статья поступила в редакцию 06.01.2014.
УДК 796.333.7.015.686
КОНТРОЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ИГРОКОВ «СПЕЦКОМАНД» В АМЕРИКАНСКОМ ФУТБОЛЕ
Олег Сергеевич Ларин, кандидат педагогических наук, доцент,
Александр Станиславович Лебединский, аспирант,
Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), Московская область, п. Малаховка
Аннотация
«Спецкомандой» называют игроков, в^гкодящик па поле во время специальный розыгрышей. «Пантер» (англ. punter) — игрок «специальной команды», выбивающий мяч с рук в ситуации, когда исxодя из тактической целесообразности, мяч необxодимо отдать соперникам, по выбить его как можно дальше от своей зачетной зоны (обычно во время 4-й попытки). Игрок, выбивающий